Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Рекомендации по работе с детьми по формированию духовно-нравственной основы личности




Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования нравственной основы личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип " делай как я".

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ

Духовно-нравственное воспитание детей является необходимым условием для гармоничного развития личности ребенка. Именно в раннем возрасте происходит накопление нравственного опыта, что создает основу для формирования духовно-нравственных ценностей у детей. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведёт к противоположным результатам.

Духовно-нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

Правильное духовно-нравственное воспитание детей в семье должно пройти три уровня, только так можно вырастить личность, устойчивую к отрицательному воздействию со стороны.

Первый уровень – это мотивация. Важно создать у ребенка потребность развития, стремление познать нормы, правила морали.

Второй уровень – эмоционально-чувственный. Это правильное воспитание эмоций, ощущений. На эмоциях основаны такие чувства, как жалость, сострадание, сопереживание, отзывчивость. Здесь важен личный пример взрослых, а не только словесные наставления. Воспитать чувства можно только с помощью ласки, поддержки, а не запретами, наказаниями.

Третий этап – рациональный. Маленький человек усваивает уже определенные знания, нормы поведения, моральные принципы, учится отличать аморальное поведение от нравственного.

Этапы духовно-нравственного развития детей

Духовно-нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Младенец всегда ожидает, что мать будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

- чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;

- когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;

он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;

ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...