3. Дошкольный возраст (3–5 лет)
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 3. Дошкольный возраст (3–5 лет) В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса: поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка; ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией; он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать; он понимает, что поступки влекут за собой последствия; позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении. 4. Школьный возраст (7–10 лет) С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы: - ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать; он также хочет принимать участие в установлении правил; - у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил; - ребенок понимает, что у детей есть свои права; он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет. 5. Подростковый возраст (11–16 лет) По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению все ценности, которые прививают ему родители: подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем; он ценит правила, но обсуждает их; подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей; подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы; таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно». Роль родителей в духовно-нравственном развитии детей Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги: - мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм; -определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете; - хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают; - ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример. Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения. Как привить ребенку моральные ценности объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение; расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»; обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил? »; объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия; убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения; поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности. Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как: групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т. д. ) учат детей честности и важности следования правилам; через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично; игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных; эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей. В играх успешно развиваются детские взаимоотношения, им придаётся дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые духовно- нравственные представления. Именно в дошкольном возрасте, особенно в 5-7 лет, игра принимает форму сюжетно-ролевой игры. Все сюжеты детских игр можно разделить на 3 большие группы: Игры с сюжетами на бытовые темы (например, игра " дочки-матери" ). Здесь формируется такая нравственная сторона как забота, любовь, сопереживание к куклам, что затем это всё проецируется на реальный окружающий мир. Игры с производственными темами. Формируют у детей вежливое отношение к окружающим в процессе общения между собой. Сюжет - это та сфера действительности, которая отражается в игре. В игре ребёнок легче подчиняется правилу, связанному с выполнением взятой им на себя роли. Так, например, ребёнка трудно заставить сидеть за столом, не мешая другим, он отвлекается, задаёт вопросы и т. п. Если же ему по игре положено сидеть тихо, то он это делает без большого усилия и течение более длительного времени. Это объясняется тем, что в игре правило не " навязано" ребёнку - оно является его собственным правилом, прямо вытекающим из роли, которую он взял на себя. Кроме ролевых игр можно выделить игры в куклы, которые являются очень ценными для изучения ребёнка, проникновения в его внутренний мир, выяснений нравственности его интересов. Часто отношение детей к кукле определяются её внешним видом (причёска, нарядное платье). Игры с куклами требуют от детей заботы, порядка в кукольном уголке, что так же является немаловажным в формировании их нравственности.
Воспитание - это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне. В заключении можно сделать вывод, что духовное развитие детерминирует поведение человека изнутри, помогает человеку устоять против негативных внешних воздействий. Духовность и нравственность лучше воспитывать в дошкольном возрасте, т. к. именно в этом периоде ребёнок легко поддаётся воздействию, а самое главное с какой стороны повлиять на ребёнка и от этого зависит его дальнейшая судьба. Так как в дошкольном возрасте ребёнок является хорошим наблюдателем, то родители должны быть положительным примером для ребёнка во всех отношениях. Если родители будут соблюдать все правила, то их ребенок вырастет воспитанным и высоконравственным человеком, которым они смогут гордиться. Литература: 1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. 2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. «Семейное воспитание ребенка и его значение» - работа крупнейшего русского педагога XIX в. П, Ф. Лесгафта. Рассматривая жизнь ребенка в семье и школе, автор анализирует разные типы поведения детей, предлагает оригинальные методы семейного воспитания. Для успешного развития ребенка в семье подчеркивается значение «умной, толковой, правдивой, любящей матери». Большое внимание в книге обращено на формирование социальной направленности личности, на единство целей и задач семейного и общественного воспитания. Для учителей, родителей. 3. Потаповская О. М Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной семьи. 4. Курочкина И. Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. Воспитание культуры поведения необходимо начинать с детских лет. Предлагаем вам книгу, которая расскажет дошкольникам и младшим школьникам о необходимых правилах, способствующих общению со взрослыми и сверстниками, а родителям и педагогам подскажет, как доходчиво, интересно обучать детей правилам современного этикета.
Сказочные истории и рассказы можно не только прочитать, но пересказать, обсудить, добавляя свои примеры, придумывая новые истории, задавая вопросы, на которые маленькие слушатели сами будут искать ответы. Встречающиеся в тексте повторы помогут лучше запомнить то, что прочитано и изучено. Учитывая особенности восприятия, постепенно обучайте детей тому или иному правилу этикета. В реальной жизни – на улице, в метро, в магазине, за столом – практически проверяйте, как они усвоены. Посетите вместе театр, музей, побывайте в кафе до или после чтения соответствующей главы книги. Важно, чтобы дети не только соблюдали правила поведения, но видели и понимали их необходимость, переживали радость от своего знания и умения делать все правильно и красиво. 4. Титаренко В. Я. Культура семейных отношений. Увы, благополучно идти по жизни и при этом не обретать житейской мудрости не удастся никому. Либо она приходит через внимающее отношение к старшим, к их советам, и тогда упреждает события, либо через своевольный, гордый опыт собственных проб и ошибок, но тогда она плетется в хвосте событий, горько вздыхая и сокрушаясь. 6. Титаренко Т. М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. 7. Харчев А. Г. Нравственность и семья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|