Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.
IX - VIII в. до н.э. - XII в.
· античные государства не брали на себя каких-либо обязательств заботы о лицах с отклонениями в развитии;
· первые хосписы и приюты при монастырях - IV в. (Византия) и VII в. (Западная Римская империя);
· 1198 г. - первый светский приют (богадельня для ослепших крестоносцев) в Баварии. Факт осознания со стороны государства необходимости призрения хотя бы данной категории инвалидов.
996 – 1716 гг.
· князь Владимир вменил призрение инвалидов церкви (996);
· один из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобный Феодосий, основал первую монастырскую больницу-богадельню, где оказывалась помощь калекам и глухонемым;
· в XI в. в Киево-Печерском монастыре складывается первый опыт церковного призрения убогих.
· «Стоглавый судебник» (1551), предписавший глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума, помещать в монастыри;
· Закон 1676 г. запрещал управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», фиксируя государственное отношение к ним как к неполноценным, недееспособным.
указы Петра I, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704);
• указы Петра I, церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).повелевающие повсеместно открывать
IX-X вв.
Беларусь в составе Киевской Руси.
Общественная забота об «аномальных детях»;
в Киево-Печерском монастыре призревали убогих и обучали ремеслам и начаткам грамоты;
Введение христианства определило правовое положение «аномальных» людей под патронатом церкви;
В «Статуте Великого княжества Литовского» (1565г.) содержится статья «О человеку слепому»;
В XVI в. в Бресте действовали польские и «русские» дома призрения;
Православные братства
с XVI по XVIII в. в Беларуси существовало 370 шпиталей почти на 3000 мест
Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них
XII в. – конец XVIII в.
Предпосылки становления национальных систем специального образования
· появление психиатрических учреждений и развитие их сети;
· возникновение и развитие университетов, развитие научного знания;
· изобретение книгопечатания;
· появление в эпоху Возрождения гуманистических взглядов на людей с отклонениями в развитии (Э. Роттердамский, Д. Бруно, Я.А. Коменский и др.);
· XVII в. - разработка Феликсом Платтером (профессор медицины из г. Базель) первой классификации душевных болезней;
· успешный опыт индивидуального обучения глухих в Испании (П. Понсе - конец XVI в. и Ж.П. Боннет - начало XVII в.);
· переосмысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями и, как результат, открытие в Париже первой школы для глухонемых (1770) и первой школы для слепых (1784).
1706 - 1807
• первое специальное учебновоспитательное учреждение в России (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806 г. в г.Павловске (организатор – В.Гаюи; Бинцент-Ансельм Зыгмунт);
• первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807 г.
• работа с глухонемыми Якуба Фальковского в
• г. Щучине (1815) открытие Минской школы открытие в Минске глухонемых и заикающихся еврейских детей (1888);
• основание школы для глухих в г. Витебске (1896);
• училища для слепых мальчиков (1897).
Третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых
с конца XVIII до начала XX в.
Основные тенденции
· увеличивается охват специальным образованием лиц с интеллектуальной недостаточностью
· специальное образование получает развитие в большинстве стран мира
· усиливается роль общественных организаций
· создаются международные организации, занимающиеся проблемами людей с интеллектуальной недостаточностью
· осуществляется дальнейшее развитие законодательных основ оказания общественной и коррекционно-педагогической помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью
· разрабатываются не только внутригосударственные, но и международные нормативно-правовые документы (декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц», 1975 г.)
· с конца 70-х гг. широкое развитие получает интегрированное обучение лиц с интеллектуальной недостаточностью
· развивается ранняя диагностическая и коррекционно-педагогическая помощь (это позволяет работать не только с детьми с легкой умственной отсталостью, но и с выраженной)
· оказание ранней помощи носит комплексный характер(медицинская, психологическая и педагогическая помощь)
· достаточно успешное решение проблемы социальной поддержки лиц с интеллектуальной недостаточностью (созданы специальные рабочие места на предприятиях общего типа, организация досуга и т.д.)
__________________________________
· развитие начального образования;
· введение закона о всеобщем начальном образовании; Ø XIX-нач. XX века - нормативные акты о введении специального образования (Дания, Швеция, Германия, Норвегия, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия);
· параллельное развитие сети негосударственных специальных учреждений.
1807 – 1928
· Указ Екатерины II «Об утверждении Приказов общественного призрения»
-Узаконил деятельность следующих учреждений: народных школ, сиротских домов, госпиталей, больниц, богаделен, домов для неизлечимо больных и сумасшедших
- на практике - открыты лишь несколько домов для душевнобольных
· Русское революционное демократическое движение 40 – 60-х гг.
-Возглавили: Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др. Ø определило новое прогрессивное направление во всех общественных взглядах
-статья Добролюбова «Ученики с медленным пониманием» (одна из первых в истории российской олигофренопедагогики)
· Добролюбов «Ученики с медленным пониманием»
-«малоспособные» ученики (не успевают в ногу со всем классом): - обнаруживаются нарушения аналитикосинтетической деятельности мозга - инактивность в обучении - замедленное восприятие - разрозненные представления - затруднения в обобщении - неспособность к рассуждению
- Необходимо создавать для таких детей спец.учреждения
· Конец XIX в. – нач. XX в. в России определены основные формы организации помощи «слабоумным»
- медико-педагогические учреждения, приюты, вспомогательные классы и школы
· Деятельность российских психиатров
И.П. Мержеевский, супруги И.В. Маляревский и Е.Х. Маляревская,В.П. Кащенко,П.И. Ковалевский
· Мержеевский Иван Павлович
указал на социальную природу «слабоумия» - на обязанности общества по отношению к «слабоумным» - причину «идиотии» видел в органических нарушениях мозга
· Маляревские Иван Васильевич и Екатерина Хрисанфовна
пропагандировали идеи сближения педагогики с медициной - разрабатывали принципы воспитания и обучения «слабоумных» - организационные формы помощи
· 1885 г. – издают первый в России журнал «Медико-педагогический вестник», который посвящен вопросам аномального детства. В нем публикуют свои работы Бехтерев, Сеченов, Лесгафт. Однако широкого распространения журнал не получил и вскоре был закрыт.
· Кащенко Всеволод Петрович
в 1909 г. основал в Москве санаторий-школу для «дефективных» детей. Учреждение сочетало в себе педагогические, лечебные и исследовательские функции - делал акцент на методической стороне учебно-воспитательного процесса (не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и программе обучения, а те должны приспосабливаться к ребенку)
Общественная помощь «слабоумным» в России в конце XIX в.
· Вопросы оказания общественной помощи «слабоумным» и научные проблемы «умственной отсталости» рассматривались на ряде съездов: - Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895- 1896 гг.) - Третий съезд русских психиатров (1909 – 1910 гг.) - Первый всероссийский съезд по вопросам народного образования (1913- 1914 гг.)
· Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895- 1896 гг.) - работала дефектологическая секция (подсекция по вопросам «умственной отсталости») - дана характеристика состояния оказания общественной помощи «умственно отсталым» в Росси - подготовлена научная основа развития системы специального образования - намечен свой путь развития общественной помощи «слабоумным» (не копируя зарубежный опыт). Однако правительство не отреагировало на результаты съезда.
• открытие школы для глухонемых в г. Минске (1920 г.);
• открытие вспомогательной школы в г. Витебске (1920);
• открытие детских домов для умственно отсталых детей в г. Гомеле (1920) и в г. Могилеве (1921);
• в 1923-1924 уч. году начались поиски приемлемой системы учреждений для «аномальных» детей.
• в 1924 г. Осуществлена реорганизация структуры действующих школ и детских домов;
• В БССР в 1925 г. положено начало общественному дошкольному воспитанию почти всех категорий «аномальных» детей.
• Наиболее интенсивно в этот период развивалась сеть учреждений для умственно отсталых детей.