Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых




Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.

IX - VIII в. до н.э. - XII в. · античные государства не брали на себя каких-либо обязательств заботы о лицах с отклонениями в развитии; · первые хосписы и приюты при монастырях - IV в. (Византия) и VII в. (Западная Римская империя); ·  1198 г. - первый светский приют (богадельня для ослепших крестоносцев) в Баварии. Факт осознания со стороны государства необходимости призрения хотя бы данной категории инвалидов. 996 – 1716 гг. · князь Владимир вменил призрение инвалидов церкви (996); · один из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобный Феодосий, основал первую монастырскую больницу-богадельню, где оказывалась помощь калекам и глухонемым; · в XI в. в Киево-Печерском монастыре складывается первый опыт церковного призрения убогих. · «Стоглавый судебник» (1551), предписавший глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума, помещать в монастыри; · Закон 1676 г. запрещал управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», фиксируя государственное отношение к ним как к неполноценным, недееспособным. указы Петра I, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); •     указы Петра I, церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).повелевающие повсеместно открывать   IX-X вв. Беларусь в составе Киевской Руси.
  • Общественная забота об «аномальных детях»;
  • в Киево-Печерском монастыре призревали убогих и обучали ремеслам и начаткам грамоты;
  • Введение христианства определило правовое положение «аномальных» людей под патронатом церкви;
  • В «Статуте Великого княжества Литовского» (1565г.) содержится статья «О человеку слепому»;
  • В XVI в. в Бресте действовали польские и «русские» дома призрения;
  • Православные братства
с XVI по XVIII в. в Беларуси существовало 370 шпиталей почти на 3000 мест

Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них

XII в. – конец XVIII в. Предпосылки становления национальных систем специального образования · появление психиатрических учреждений и разви­тие их сети; · возникновение и развитие университетов, развитие научного знания; ·  изобретение книгопечатания; · появление в эпоху Возрождения гуманистических взглядов на людей с отклонениями в развитии (Э. Роттердамский, Д. Бруно, Я.А. Коменский и др.); · XVII в. - разработка Феликсом Платтером (профессор медицины из г. Базель) первой классификации душевных болезней; ·  успешный опыт индивидуального обучения глухих в Испании (П. Понсе - конец XVI в. и Ж.П. Боннет - начало XVII в.); · переосмысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями и, как результат, открытие в Париже первой школы для глухонемых (1770) и первой школы для слепых (1784). 1706 - 1807 •     первое специальное учебновоспитательное учреждение в России (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806 г. в г.Павловске (организатор – В.Гаюи; Бинцент-Ансельм Зыгмунт); •     первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807 г. •     работа с глухонемыми Якуба Фальковского в •     г. Щучине (1815)                            открытие Минской школы                                                   открытие в Минске глухонемых и                                                  заикающихся еврейских                                                               детей (1888); •     основание школы для глухих в г. Витебске (1896); •     училища для слепых мальчиков (1897).

Третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых

с конца XVIII до начала XX в. Основные тенденции · увеличивается охват специальным образованием лиц с интеллектуальной недостаточностью · специальное образование получает развитие в большинстве стран мира · усиливается роль общественных организаций · создаются международные организации, занимающиеся проблемами людей с интеллектуальной недостаточностью · осуществляется дальнейшее развитие законодательных основ оказания общественной и коррекционно-педагогической помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью · разрабатываются не только внутригосударственные, но и международные нормативно-правовые документы (декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц», 1975 г.) · с конца 70-х гг. широкое развитие получает интегрированное обучение лиц с интеллектуальной недостаточностью · развивается ранняя диагностическая и коррекционно-педагогическая помощь (это позволяет работать не только с детьми с легкой умственной отсталостью, но и с выраженной) · оказание ранней помощи носит комплексный характер(медицинская, психологическая и педагогическая помощь) · достаточно успешное решение проблемы социальной поддержки лиц с интеллектуальной недостаточностью (созданы специальные рабочие места на предприятиях общего типа, организация досуга и т.д.) __________________________________ · развитие начального образования; · введение закона о всеобщем начальном образовании; Ø XIX-нач. XX века - нормативные акты о введении специального образования (Дания, Швеция, Германия, Норвегия, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия); · параллельное развитие сети негосударственных специальных учреждений. 1807 – 1928 · Указ Екатерины II «Об утверждении Приказов общественного призрения» -Узаконил деятельность следующих учреждений: народных школ, сиротских домов, госпиталей, больниц, богаделен, домов для неизлечимо больных и сумасшедших - на практике - открыты лишь несколько домов для душевнобольных · Русское революционное демократическое движение 40 – 60-х гг. -Возглавили: Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др. Ø определило новое прогрессивное направление во всех общественных взглядах -статья Добролюбова «Ученики с медленным пониманием» (одна из первых в истории российской олигофренопедагогики) · Добролюбов «Ученики с медленным пониманием» -«малоспособные» ученики (не успевают в ногу со всем классом): - обнаруживаются нарушения аналитикосинтетической деятельности мозга - инактивность в обучении - замедленное восприятие - разрозненные представления - затруднения в обобщении - неспособность к рассуждению - Необходимо создавать для таких детей спец.учреждения · Конец XIX в. – нач. XX в. в России определены основные формы организации помощи «слабоумным» - медико-педагогические учреждения, приюты, вспомогательные классы и школы · Деятельность российских психиатров    И.П. Мержеевский, супруги И.В. Маляревский и Е.Х. Маляревская,В.П. Кащенко,П.И. Ковалевский · Мержеевский Иван Павлович указал на социальную природу «слабоумия» - на обязанности общества по отношению к «слабоумным» - причину «идиотии» видел в органических нарушениях мозга · Маляревские Иван Васильевич и Екатерина Хрисанфовна пропагандировали идеи сближения педагогики с медициной - разрабатывали принципы воспитания и обучения «слабоумных» - организационные формы помощи · 1885 г. – издают первый в России журнал «Медико-педагогический вестник», который посвящен вопросам аномального детства. В нем публикуют свои работы Бехтерев, Сеченов, Лесгафт. Однако широкого распространения журнал не получил и вскоре был закрыт. · Кащенко Всеволод Петрович в 1909 г. основал в Москве санаторий-школу для «дефективных» детей. Учреждение сочетало в себе педагогические, лечебные и исследовательские функции - делал акцент на методической стороне учебно-воспитательного процесса (не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и программе обучения, а те должны приспосабливаться к ребенку) Общественная помощь «слабоумным» в России в конце XIX в. · Вопросы оказания общественной помощи «слабоумным» и научные проблемы «умственной отсталости» рассматривались на ряде съездов: - Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895- 1896 гг.) - Третий съезд русских психиатров (1909 – 1910 гг.) - Первый всероссийский съезд по вопросам народного образования (1913- 1914 гг.) · Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895- 1896 гг.) - работала дефектологическая секция (подсекция по вопросам «умственной отсталости») - дана характеристика состояния оказания общественной помощи «умственно отсталым» в Росси - подготовлена научная основа развития системы специального образования - намечен свой путь развития общественной помощи «слабоумным» (не копируя зарубежный опыт). Однако правительство не отреагировало на результаты съезда.   •     открытие школы для глухонемых в г. Минске (1920 г.); •     открытие вспомогательной школы в г. Витебске (1920); •     открытие детских домов для умственно отсталых детей в г. Гомеле (1920) и в г. Могилеве (1921); •     в 1923-1924 уч. году начались поиски приемлемой системы учреждений для «аномальных» детей. •     в 1924 г. Осуществлена реорганизация структуры действующих школ и детских домов; •     В БССР в 1925 г. положено начало общественному дошкольному воспитанию почти всех категорий «аномальных» детей. •     Наиболее интенсивно в этот период развивалась сеть учреждений для умственно отсталых детей.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...