с начала XX в. – 70-е гг. XX в.
Франция - центр Просвещения (концепция идеального общества, которое основано на равенстве, политических свободах, добродетели)
· Общество обязано обеспечить работой тех, кто способен работать, и обеспечить существование тех, кто работать не в силах.
· Общественная помощь– обязанность государства, а не милостыня
· Ф.Пинель -новый режим в лечебницах для душевнобольных; -классификация душевных болезней (две формы слабоумия).
· Ж.Эскироль- идиотия - не болезнь, а состояние; разграничил врожденное и приобретенное слабоумие; указал на связь между нарушением интеллекта и эмоций и воли; степень поражения зависит от этапа развития ребенка, на котором был поражен мозг; состояние речи – основной показатель глубины поражения мозга.
· Ж.Итар- первый опыт индивидуального обучения «слабоумного» ребенка
· Идеи французских материалистов заложили философские основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
| · 1917 – 1924 ГГ.
-Взят жесткий курс на развитие только государственных учреждений --Церковь отделена от государства, школы от церкви
-Поставлена цель достижения всеобщей грамотности
-Проблема детской «дефективности и беспризорности» осознается как государственная задача
· 1924 – 1931 ГГ.
-Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН)
-Новые взгляды Л.С.Выготского на возможность социальной компенсации дефекта
-Смещен акцент с методов лечебной педагогики на методы социальной педагогики
-Вспомогательная школа – основной тип учреждения для воспитания и обучения детей с интеллектуальной
-Решения, регламентирующие отбор детей во вспомогательные школы
-Положения о вспомогательной школе и вспомогательных группах для детей с интеллектуальной недостаточностью -1928-1929 гг.
– первые официальные учебные планы и программы для вспомогательных школ
· 1931 – 1936 ГГ.
Ø 1931 г. – введение обязательного обучения детей с отклонениями в развитии (в возрасте 8-15 лет)
Ø Вспомогательная школа преобразовывается в 7-летнюю
Ø Проблема комплектования вспомогательных школ (ошибки педологов)
Ø Утрата специфики содержания обучения во вспомогательных школах
· 1936 – 1941 ГГ.
Ø Постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях»
Ø Пересмотрен состав учащихся вспомогательных школ
Ø Возвращена специфика содержания обучения
Ø В значительной мере свернуты исследования в области специальной психологии
Ø Первое учебное пособие «Олигофренопедагогика» (авторы А.Н. Граборов, Н.Ф. Кузьмина, Ф.М. Новик)
· 1941 – 1945 ГГ.
Ø Резкое уменьшение количества вспомогательных школ
Ø Вспомогательные школы решают новые общесоциальные задачи
Ø Усиливается военно-патриотическое, физическое, трудовое воспитание
Ø Вспомогательные школы производят с\х продукцию, выполняют социальные заказы для армии
· 1945 – 1975 ГГ.
Ø Вспомогательная школа становится 8- летней
Ø Усиление коррекционной направленности обучения
Ø Возрождение фундаментальных теоретических исследований (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф, Б.И. Пинский, В.Г. Петрова и др.)
· 1975 – 1991 ГГ.
Ø Усиление коррекционной направленности обучения (СБО, ритмика)
Ø Исследования в области специальных методик
Ø Усиливается внимание к вопросам трудового обучения (классы с производственным обучением как надстройка над вспомогательной школой)
Григорий Яковлевич Трошин. «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1915).
*изучал «нетронутое» в личности умственно отсталого ребенка;
*сопоставлял закономерности развития нормального и аномального ребенка; *считал, что решающая роль за благоприятной средой и педагогическим воздействием; *разработал ряд принципов обучения, диагностики и коррекционной помощи аномальным детям.
Екатерина Константиновна Грачева (1866-1934), стояла у истоков создания новых в России учреждений для умственно отсталых детей, ей принадлежит издание первых руководств по работе с глубоко отсталыми детьми. Делу обучения, развития и воспитания глубоко отсталых детей она отдала почти сорок лет своей жизни.
Григорий Иванович Россолимо (1860-1928), в начале века предложил свой оригинальный метод, который получил название "метод психологических профилей", по которому в отличие от европейских психометрических методик предлагалось исследовать восемь основных способностей ребенка.
Лев Семенович Выготский (1896-1934) выделил самое важное и существенное в «природе дефективности» и определил социальную значимость помощи детям с ОПФР: единство законов психического развития ребенка; соотношение биологического и социального в развитии ребенка; учение о высших психических функциях; взаимосвязь обучения и развития; учет уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка и др.
Алексей Николаевич Граборов (1885- 1949)
1915 г. – открывает частную школу-пансион для умственно отсталых детей и сам в ней преподает; после 1917 г. – занимается организацией учреждений для «дефективных» детей, подготовкой кадров для них. 1918 г. – становится заместителем декана факультета дефективных детей в Институте дошкольного воспитания Петрограда, заведующим кафедрой воспитания и обучения умственно отсталых детей.
Г. Е. Сухарева (1892-1981) разработала систематику олигофрении, которая учитывала время и причины повреждения нервной системы. В рамках дифференциальной диагностики олигофрении ею было проведено отграничение олигофрении от задержек темпа развития, от патологий речи и иных состояний, которые характерны для нарушений неолигофренического характера.
М. С. Певзнер (1901-1991) разработала классификацию олигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения.
| • 1940 – 1941гг.в РБ действует 32 школы по специализации;
• вспомогательные школы – семилетки - были преобразованы в восьмилетние школы для умственно отсталых детей;
• школы для детей с нарушениями слуха и зрения приступили к осуществлению неполного среднего и среднего образования;
• 1 октября 1943г., через 3 дня после освобождения г. Мстиславля Могилевской области, возобновила свою работу Мстиславская школа слуха и речи, преобразованная в феврале 1944г.
• В марте 1945г. – возобновили действие 5 школ для глухонемых.
• приказа Министерства просвещения БССР 1947г. «О работе спецшкол БССР»
• В январе 1948г. СМ БССР принял постановление «Об открытии в БССР санаторно-лесных школ и школ для умственно отсталых детей»,
• 1949 г. укомплектована первая вспомогательная школа (в Витебске) лишь в январе 1949г.
|