Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акцент на «ужасном» прошлом. Нереалистичные установки относительно изменения. Другие когнитивные факторы




Акцент на «ужасном» прошлом

 

Эллис формулирует следующий РЭПК-инсайт: «Вас первоначально вывели из со­стояния душевного равновесия не ваши ранние детские переживания и не ваше про­шлое. Это сделали вы сами» (Ellis, 1988, р. 70). Люди сохраняют эмоциональное беспо­койство, выискивая причины его возникновения в своем прошлом. Сосредоточенность на прошлом мешает людям сосредоточиваться на настоящем, в котором они могут рас­страивать себя теми же самыми иррациональными убеждениями, которыми они рас­страивали себя в прошлом. Люди не могут уничтожить прошлое, но они могут изме­нять настоящее и будущее. Более того, часто перенесение акцента на прошлое влечет за собой постановку чрезмерно сильного акцента не только на прошлом (относительно настоящего), но и на поведении других людей (относительно собственного поведения). Сосредоточение на прошлом скорее затушевывает, чем выводит на первый план, ответ­ственность людей за их собственные когниции, эмоции и поведение. Эллис (Ellis, 1989) полагает, что многие подходы консультирования, например психоанализ, действуют в тайном сговоре со склонностью людей избегать столкновений с настоящим и при этом сосредоточиваться на прошлом.

 

Нереалистичные установки относительно изменения

 

Низкая толерантность людей к фрустрации может быть и причиной, и следствием существования нереалистичных убеждений относительно работы, направленной на изменение чувств, мыслей и действий, при наличии профессиональной помощи или без нее. Наиболее часто встречающиеся иррациональные убеждения относительно изменения следующие (Ellis, 1987, 1993b):

• «Я должен уметь изменяться, испытывая при этом слабое чувство дискомфорта, ра­ботая немного и практикуясь достаточно редко».

• «Изменить свои мысли, чувства и поведение не должно быть слишком трудно».

• «Я должен измениться быстро и глубоко».

• «Изменяясь, я не должен терпеть неудач».

• «Я не должен быть способен к дальнейшим изменениям, поэтому я буду довольство­ваться тем, как я функционирую теперь».

 

Другие когнитивные факторы

 

Эллис (Ellis, 1987) перечисляет множество других факторов, посредством которых люди сохраняют и усиливают свои иррациональные убеждения и эмоциональные рас­стройства.

Невежество. Люди, в том числе некоторые консультанты, могут верить, что быть чрезмерно расстроенным нормально. Они оказываются не в состоянии проводить раз­личие между уместными и неуместными мыслями, чувствами и поведением.

Глупость. Многие люди слишком невежественны для того, чтобы эффективно ра­ботать со своими эмоциональными проблемами. Они не в состоянии достаточно глубо­ко понять, что они сами вызывают у себя нарушение душевного равновесия.

Невосприимчивость. Без помощи консультантов многие люди, у которых нару­шено душевное равновесие, редко обращают внимание на свои иррациональные убеж­дения и идеи и на то, как они создают свое расстройство и управляют им. Многие люди с нарушенным душевным равновесием не могут осознать, что они расстраивают самих себя, даже тогда, когда консультанты указывают им на это.

Жесткость. Даже признавая наличие у себя пагубных иррациональных убежде­ний, многие люди твердо придерживаются установок долженства и их производных, например люди нередко склонны нагнетать страх и индуцировать развитие у себя «болезни» «Я не могу этого выдержать-ит». Такие люди могут быть психотиками, у них могут быть диагностированы пограничные расстройства, некоторые же из них являют­ся обыкновенными ригидными мыслителями.

Оборонительность. Люди склонны избегать столкновения лицом к лицу со свои­ми проблемами. Они используют различные методы искажения и отрицания проблем. Например, люди могут не желать чувствовать, что они настроены враждебно, имеют параноидальные черты или чрезмерно углублены в свой внутренний мир. Они также могут быть не в состоянии выявлять поведение, которого стыдятся.

Неисправимый оптимизм и безразличие. Некоторые люди, склонные к чрез­мерной тревожности и страдающие от какой-либо серьезной болезни, например от бо­лезни сердца или от рака, могут справляться с данной проблемой, отрицая серьезность своего заболевания. Иногда такие защитные маневры помогают людям справляться с проблемами. Однако во многих случаях такое мышление может блокировать усилия, направленные на достижение физического здоровья и психологического изменения.

Изменение ситуации. Многие люди находят выход в изменении ситуации, на­пример стремятся получить развод, вместо того чтобы попытаться изменить себя и только после этого подумать, действительно ли следует изменить ситуацию. На каждо­го невротика, который действительно пробует фундаментально изменить способ мыш­ления, приходятся, вероятно, десять невротиков, которые пытаются чувствовать себя лучше, изменяя ситуации, в которых их поведение является саморазрушающим, а не добиваясь реального улучшения. Это соотношение остается практически неизменным независимо от того, проходят люди курс консультирования или нет.

Другие паллиативные средства. Люди и их потенциальные помощники прибе­гают ко многим паллиативным средствам для того, чтобы справиться с эмоциональ­ными нарушениями, вместо того чтобы добираться до корней этих нарушений. Многие клиенты и потенциальные клиенты применяют методы отвлечения, такие как про­грессирующую релаксацию, использование биологической обратной связи, медитацию и йогу. Некоторые пытаются применять поверхностное позитивное мышление. Мно­гие люди теряют себя, вступив в политические, религиозные или мистические секты. Очень часто люди употребляют средства, вызывающие на короткое время приятные ощущения, например алкоголь и наркотики. Короче говоря, многие люди, у которых нарушено душевное равновесие, прибегают к средствам «низкого уровня» и к паллиа­тивным средствам, но не ищут радикальное решение. Кроме того, многие люди либо не хотят обращаться к консультантам, либо, все-таки обратившись к специалистам, со­противляются изменению. Эллис подчеркивает, что главной причиной сопротивления клиентов является то, что «большинство клиентов — это " естественные сопротивляю­щиеся", которые полагают, что сопротивление изменению является очень легким, и считают, что сопротивляться своему сопротивлению необычайно трудно» (Ellis, 1987, р. 371).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...