Оспаривание иррациональных убеждений
Оспаривание иррациональных убеждений и их производных
Для того чтобы все разновидности чрезмерного долженствования и их производные исчезли, недостаточно только признать их наличие. Консультанты и клиенты должны объединиться, чтобы бороться с ними, оспаривая их. Техника дискутирования, пожалуй, наиболее часто используется при проведении РЭПК (Ellis, 1980). Дискути-рование включает в себя оспаривание и всестороннее рассмотрение необоснованных гипотез, которых клиенты придерживаются относительно себя, других людей и мира в целом. В большинстве случаев рационально-эмотивно-поведенческие консультанты быстро «ловят» клиентов, когда те «выдают» свои основные иррациональные идеи и их производные; затем консультанты подвергают сомнению и оспаривают эти идеи. Кроме того, они учат клиентов оспаривать собственные установки. Когниции, чувства и поведение взаимодействуют тогда, когда люди формируют и сохраняют иррациональные убеждения. Поэтому при обсуждении иррациональных убеждений и их производных работа консультантов, вероятно, будет более эффективной, если они будут работать, используя все три модальности: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, а не одну или две. Однако ни одна модальность не является полностью чистой, не содержащей элементы других модальностей.
Дискутирована: когнитивные техники Научный опрос
Основной когнитивной техникой оспаривания является техника научного опроса. Консультанты требуют от своих клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса является объяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают критики. Ниже перечислены вопросы для обсуждения, которые консультанты должны задать клиентам, а клиенты — самим себе (эти вопросы излагаются от первого лица единственного числа, чтобы подчеркнуть, что РЭПК нацелено на обучение навыкам самопомощи):
• «Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться? » • «Могу ли я рационально защищать это убеждение? » • «Какие существуют доказательства истинности этого убеждения? » • «Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения? » • «Почему это ужасно? » • «Почему я не могу этого вынести? » • «Каким образом это делает меня отвратительным (слабым) человеком? » • «Почему я должен всегда все делать плохо в будущем? » • «Каким эффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое иррациональное убеждение? »
Желательный когнитивный результат обсуждения определенных иррациональных убеждений и их производных — это составление оптимального набора предпочтительных убеждений или эффективных новых философий (Э), связанных с каждым убеждением. Желательные эмоциональные и поведенческие результаты должны быть получены на базе эффективных новых философий, и эти результаты должны взаимодействовать с данными философиями. Для клиентов, стремящихся к элегантному изменению, желательным результатом научения тому, как надо оспаривать иррациональные убеждения, является формирование Эффективной Новой Философии, которую можно применять и в настоящее время, и в будущем.
Ниже приведен пример (Ellis, 1988). А Я иду на собеседование и не получаю работу.
У «Мне никогда не должны отказывать». «Как ужасно получить отказ! » «Я не смогу выдержать отказ! » «Этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек». «Я всегда неправильно держусь во время собеседований, в ходе которых решается вопрос о приеме на работу»
П Нежелательные эмоциональные последствия: депрессия, ощущение собственной никчемности, тревога, гнев. Нежелательные поведенческие последствия: отказ идти на другие собеседования, в ходе которых решается вопрос о приеме на работу, плохое функционирование во время собеседования из-за сильной тревоги.
Д «Почему мне никогда не должны отказывать? » «Почему ужасно получить отказ? » «Почему я не могу вынести этот отказ? » «Почему этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек? » «Почему я должен всегда неправильно держаться во время собеседования? »
Э «Я предпочел бы иметь эту работу, но нет никаких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен получить ее». «Ничто не делает отказ ужасным, хотя я считаю его весьма неприятным». «Я могу выдержать отказ, хотя мне не может понравится получение отказов». «Отказ не свидетельствует о том, что я никчемный человек, просто получение, отказа указывает на то, что у меня есть некоторые " неудачные" черты». «Я не должен всегда неправильно держаться во время собеседования по приему на работу, тем более, если я попробую учиться на своих ошибках». Показательный эмоциональный эффект: я чувствую себя опечаленным, но не угнетенным. Показательный поведенческий эффект: я отправился на другие собеседования по приему на работу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|