Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оспаривание иррациональных убеждений




Оспаривание иррациональных убеждений

и их производных

 

Для того чтобы все разновидности чрезмерного долженствования и их производ­ные исчезли, недостаточно только признать их наличие. Консультанты и клиенты дол­жны объединиться, чтобы бороться с ними, оспаривая их. Техника дискутирования, пожалуй, наиболее часто используется при проведении РЭПК (Ellis, 1980). Дискути-рование включает в себя оспаривание и всестороннее рассмотрение необоснованных гипотез, которых клиенты придерживаются относительно себя, других людей и мира в целом. В большинстве случаев рационально-эмотивно-поведенческие консультанты быстро «ловят» клиентов, когда те «выдают» свои основные иррациональные идеи и их производные; затем консультанты подвергают сомнению и оспаривают эти идеи. Кро­ме того, они учат клиентов оспаривать собственные установки. Когниции, чувства и поведение взаимодействуют тогда, когда люди формируют и сохраняют иррациональ­ные убеждения. Поэтому при обсуждении иррациональных убеждений и их производ­ных работа консультантов, вероятно, будет более эффективной, если они будут рабо­тать, используя все три модальности: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, а не одну или две. Однако ни одна модальность не является полностью чистой, не со­держащей элементы других модальностей.

 

Дискутирована: когнитивные техники

Научный опрос

 

Основной когнитивной техникой оспаривания является техника научного опроса. Кон­сультанты требуют от своих клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса является объяснение клиентам, почему их ирра­циональные убеждения не выдерживают критики. Ниже перечислены вопросы для об­суждения, которые консультанты должны задать клиентам, а клиенты — самим себе (эти вопросы излагаются от первого лица единственного числа, чтобы подчеркнуть, что РЭПК нацелено на обучение навыкам самопомощи):

• «Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться? »

• «Могу ли я рационально защищать это убеждение? »

• «Какие существуют доказательства истинности этого убеждения? »

• «Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения? »

• «Почему это ужасно? »

• «Почему я не могу этого вынести? »

• «Каким образом это делает меня отвратительным (слабым) человеком? »

• «Почему я должен всегда все делать плохо в будущем? »

• «Каким эффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое ирра­циональное убеждение? »

 

Желательный когнитивный результат обсуждения определенных иррациональных убеждений и их производных — это составление оптимального набора предпочтитель­ных убеждений или эффективных новых философий (Э), связанных с каждым убежде­нием. Желательные эмоциональные и поведенческие результаты должны быть получе­ны на базе эффективных новых философий, и эти результаты должны взаимодейство­вать с данными философиями. Для клиентов, стремящихся к элегантному изменению, желательным результатом научения тому, как надо оспаривать иррациональные убеж­дения, является формирование Эффективной Новой Философии, которую можно при­менять и в настоящее время, и в будущем.

 

Ниже приведен пример (Ellis, 1988).

А Я иду на собеседование и не получаю работу.

 

У «Мне никогда не должны отказывать». «Как ужасно получить отказ! » «Я не        смогу выдержать отказ! »

«Этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек». «Я всегда неправильно держусь во время собеседований, в ходе которых ре­шается вопрос о приеме на работу»

 

П Нежелательные эмоциональные последствия: депрессия, ощущение собствен­ной никчемности, тревога, гнев. Нежелательные поведенческие последствия: отказ идти на другие собеседования, в ходе которых решается вопрос о при­еме на работу, плохое функционирование во время собеседования из-за силь­ной тревоги.

 

Д «Почему мне никогда не должны отказывать? » «Почему ужасно получить отказ? » «Почему я не могу вынести этот отказ? »

«Почему этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек? » «Почему я должен всегда неправильно держаться во время собеседования? »

 

Э «Я предпочел бы иметь эту работу, но нет никаких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен получить ее».

«Ничто не делает отказ ужасным, хотя я считаю его весьма неприятным». «Я могу выдержать отказ, хотя мне не может понравится получение отказов».

«Отказ не свидетельствует о том, что я никчемный человек, просто получение,

отказа указывает на то, что у меня есть некоторые " неудачные" черты».

«Я не должен всегда неправильно держаться во время собеседования по приему

на работу, тем более, если я попробую учиться на своих ошибках».

Показательный эмоциональный эффект: я чувствую себя опечаленным, но не

угнетенным.

Показательный поведенческий эффект: я отправился на другие собеседования

по приему на работу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...