Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

тератологического стиля в рукописи XIV в.




Инициал

тератологического стиля в рукописи XIV в.

РУКОПИСНЫЕ КНИГИ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Заставка в Изборнике Святослава 1073 г. Старовизантийский стиль.

Заставка в рукописном Евангелии XV в. Нововизантийский стиль.

Заставка в рукописном Евангелии XVI в. Старопечатный стиль.

Заставка в рукописном Евангелии XVI в. Балканский стиль.

Заставка в крюковой старообрядческой певческой рукописи XIX в. Гуслицкий стиль.

Заставка в рукописной книге XIV в. Чудовищный стиль.

Печатная заставка в «Апостоле» Ивана Фёдорова. 1564 г.

художественную традицию. В их среде создаются новые стили, например виртуозный поморский, ко­торый возник в Поморье, землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря, — крупней­шем центре старообрядчества. А нарядный гуслицкий стиль проис­ходит из старообрядческого цент­ра Гуслицы, расположенного неда­леко от Москвы.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РУССКИЙ КНИЖНЫЙ ПЕРЕПЛЁТ

В Древней Руси и Московском го­сударстве переплётом для книг слу­жили деревянные доски — крышки. Доски обтягивались кожей, на кото­рой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки, а иногда и слож­ные многофигурные композиции. Например, переплётчики Москов­ского Печатного двора ставили свой «фирменный знак» — клеймо с изо­бражением битвы между львом и единорогом, которое заключено в круговую надпись. Порой на тиснё­ные рисунки наносили позолоту. Чтобы изображение ас стиралось, в крышки вставляли медные выпуклые кружки — «жуковины». Кроме того, переплёт иногда украшали «науголь­никами» и «средником» — металли­ческими пластинами в центре и на углах досок. На них чаще всего изо­бражались распятый Христос и евангелисты. Каждая книга имела медные, реже — серебряные застёж­ки, или шпеньки, на которые наки­дывались ремённые петли.

Дорогие переплёты отличались от «простых» тем, что вместо кожи крышки обтягивались бархатом или другой красивой тканью. Обрез страниц книги золотили и отгискивали на нём чекан — изображения виноградных гроздьев, цветов и листьев.

Драгоценный переплёт представ­лял собой отделанный самоцветами массивный серебряный «оклад», за­креплённый на крышках переплёта, с многочисленными фигурами свя­тых, пророков и ангельских чинов. В этом случае книга, если её поста­вить на торец, напоминала неболь­шой иконостас, а если положить — шкатулку, созданную искусным юве­лиром. Подобные переплёты из­готовлялись по заказу государей, крупнейших деятелей Церкви и представителей высшей аристокра­тии, поскольку стоили они неимо-

Переплёты древнерусских рукописных книг.

верно дорого. Стоимость некото­рых из них была равна заработку ремесленника или купца средней руки за несколько лет, а то и деся­тилетий. Некоторые подобные драгоценные книжные переплеты вели­колепной работы в наши дни мож­но увидеть в залах Оружейной пала­ты Московского Кремля или в Патриаршей ризнице.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...