Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III . Евразийское экономическое сообщество и всемирная торговая организация.

В настоящее время политики, бизнесмены, чиновники в странах ЕврАзЭС так или иначе разрываются между требованиями о снижении таможенных барьеров и стремлением сбалансировать бюджеты за счет импортных пошлин. Таможенные тарифы, акцизы, налоги пока чрезмерно высоки. Иностранные партнеры лишены полной информации о национальной тарифной политике в силу недостаточной открытости экономики. Таможенные тарифы и процедуры очень часто изменяются. Работа таможенных органов крайне усложнена, бюрократизирована. В частности, по этой причине, очень высок уровень коррупции и недостоверной информации (например, при импорте автомобилей).
  “Отсутствует комплексная концепция промышленной политики, органическими составными частями которой должны быть концепция развития внешней торговли и концепция международной производственной и научно-технической интеграции. Без нее не ясно, как решать стратегические задачи внешнеторговой, таможенной политики, политики повышения конкурентоспособности”. 1
  Неустойчивая экономика и относительная неопределенность во внешнеэкономической стратегии приводят и к политическим по своему значению мерам со стороны участников ВТО, особенно со стороны развитых государств, - к отказу в признании стран ЕврАзЭС странами с рыночной экономикой, что, в свою очередь, дает основания для применения к ним антидемпинговых процедур.

_______________________________

1 -Евразийское экономическое сообщество и ВТО// Хозяйство и право. 2003.№5.


 

Вступление в ВТО государствам - участникам ЕврАзЭС необходимо прежде всего для того, чтобы решить следующие основные задачи:

· устранить дискриминационный подход со стороны развитых государств к взаимному применению режима наибольшего благоприятствования;

· обеспечить объективное разрешение споров в торговых отношениях, в том числе в сферах информационного обмена, транспорта, использования интеллектуальной собственности;

· ускорить переход на международные стандарты качества продукции и услуг;

· интенсифицировать процесс формирования общей правовой базы - для выхода на мировые товарные рынки, развития международной производственной и научно-технической кооперации, разрешения противоречий при использовании прав интеллектуальной собственности;

· упорядочить преференции и изъятия из режима наибольшего благоприятствования и свободной торговли, в том числе в отношениях между странами СНГ.

Среди других задач целесообразно выделить:

· прогнозирование развития мировых рынков по важнейшим видам продукции и услуг;

· создание условий для более широкого использования мирового опыта производства и реализации конкурентоспособной продукции;

· расширение практики замещения двусторонних соглашений многосторонними.

Для решения названных задач требуется всесторонний анализ проблем, затрудняющих вступление во Всемирную торговую организацию государств - участников ЕврАзЭС и обусловливающих ту или иную продолжительность переходного периода, который предусматривается ВТО для поэтапного использования страной норм этой организации.

В ЕврАзЭС к таким проблемам относится, прежде всего, неконкурентоспособность большинства видов продукции, кроме части продукции военной промышленности, металлургии, удобрений, в известной мере нефти, газа, других природных ресурсов.
  Данное обстоятельство делает особенно острой и проблему продолжительности, и проблему обоснования этапов переходного периода.
  Как отметил заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации М.Ю.Медведков, излагая позицию Правительства России по поводу вступления в ВТО, "мы резервируем для себя возможность переходного периода примерно до 2008 - 2009 годов". Предусматривается, что в данный период таможенные ставки по ряду товаров будут снижены на 3-7%.
  Не менее острыми являются проблемы согласованного усиления позиций в международной конкуренции и согласованного противодействия дискриминации со стороны развитых государств путем создания зоны свободной торговли СНГ и общего рынка ЕврАзЭС.
  В целях повышения конкурентоспособности необходимо и более последовательно решать проблему создания транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп СНГ и ЕврАзЭС, сдерживаемого в первую очередь неразвитостью финансовых рынков.
  Самых серьезных решений требует защита неконкурентоспособных производств и отраслей, особенно в аграрно-промышленной сфере. Данная проблема может быть решена за счет увеличения сроков сохранения повышенных импортных пошлин, усиления государственного контроля за качеством импортируемых товаров, государственной поддержки отечественных производителей, в том числе в сельском хозяйстве, а также использования обычных для интеграционных группировок преференций на продукцию АПК.
  Неучастие в ВТО ведет к открытой дискриминации при экспорте целого ряда товаров (например, стали, текстильных изделий).
  Широкое применение антидемпинговых мер вызывает новые попытки развивать товарный экспорт с помощью практики занижения экспортных цен.
  К тому же законодательство стран ЕврАзЭС не позволяет точно установить, имеет ли место демпинг, и точно определять параметры тарифной политики. Его изменения не совпадают с ходом изменений в мировой экономике, с потребностями организационно-структурной и технологической модернизации национального производства. Отсюда - чрезмерное применение нетарифных регуляторов, импортных лицензий, технических барьеров в торговле.
  Потери от антидемпинговых мер только у России составляют сумму в 2,5 млрд долл. (В целом в отношениях со странами СНГ используются около 100 антидемпинговых процедур).
  Вступление в ВТО позволит если не освободиться от таких потерь вообще, то, по крайней мере, существенно уменьшить их размер, обеспечить реальную защиту бизнеса от чиновничьего произвола (в частности, на основе принятия Договоренностей ВТО по разрешению споров), ускорить прогрессивные изменения в законодательстве.
  Правительство России уже подготовило 12 проектов законов: по лицензированию экспортно-импортных операций, внешнеэкономической деятельности, стандартизации, государственному регулированию экономики, поправки к закону о защите интеллектуальной собственности, новый Таможенный кодекс и др. и приняло (в августе 2001 года) график соответствующей законопроектной работы. Судя по заявлениям руководителей Правительства, оно не видит серьезных причин сдерживать вступление ведущей страны Евразийского экономического сообщества во Всемирную торговую организацию.
  По справедливому мнению руководителей экспорториентированных предприятий, результатом вступления в ВТО должна стать "эффективная реализация преимуществ разделения труда и кооперации", в том числе и на основе международных программ, подобных программе совместного проектирования и производства самолетов в рамках европейского партнерства.
  Однако государствам ЕврАзЭС, как странам с переходной экономикой для вступления в ВТО нужен особый по продолжительности переходный период, в течение которого предполагается сохранять целый ряд высоких пошлин, прежде всего для проведения модернизации производства в тех отраслях, которые неконкурентоспособны, но имеют обоснованные и реальные программы модернизации.
  Для единообразной таможенной защиты прав интеллектуальной собственности в ВТО разработан проект типового национального правового документа.
 Определение конкретных позиций по переходному периоду для стран с переходной экономикой - актуальная задача как органов ВТО, так и межведомственных комиссий по вопросам ВТО в государствах - участниках ЕврАзЭС. В России к задаче такой комиссии - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 января 1996 года и утвержденным Положением о комиссии - отнесена подготовка предложений о внесении изменений в законодательство о внешнеэкономической деятельности, исходя как из принципов и правил Всемирной торговой организации, так и национальных интересов.
  Переговоры сейчас должны быть направлены на обсуждение вопросов, связанных с разработкой правовых основ добросовестной конкуренции, регулированием предела внутренней поддержки сельского хозяйства, производства одежды и тканей, некоторых других производств.

Национальные программы поддержки должны сопровождаться принятием обязательств о их временном характере и ориентироваться на предлагаемый ВТО показатель АПП (агрегированный показатель поддержки) и договоренности, согласно которым нетарифные барьеры в торговле сельскохозяйственной и иной продукцией (в том числе запреты на импорт) постепенно будут трансформироваться в обычные таможенные пошлины.

Переход на правила и нормы ВТО потребует от стран ЕврАзЭС значительных усилий по совершенствованию национального законодательства, очень больших средств, в частности, для выплат роялти иностранным владельцам прав интеллектуальной собственности, но прежде всего - для реализации программ технологической модернизации, образовательных программ, разработки новых или доработки существующих законов и административных правил, улучшения таможенной деятельности, гражданского судопроизводства.

В связи с этим страны ЕврАзЭС должны иметь согласованную комплексную концепцию и стратегию присоединения к ВТО.

При разработке на данном этапе правовых основ функционирования ЕврАзЭС одновременно приходится учитывать: что в странах Сообщества правовые нормы зачастую неточны, порой имеют слишком общий характер и потому препятствуют созданию совместных инвестиционных структур, регулированию конкуренции, репатриации прибыли, что юридический и административный механизм и исполнение законов неэффективны, возможности получения квалифицированной правовой помощи на уровне мировых требований ограничены.

В совместной законопроектной работе в рамках Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества с учетом правил и норм ВТО в период до 2005 года особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено подготовке и принятию:

· Основ таможенного, антимонопольного, налогового, инвестиционного, транспортного, земельного законодательства, Основ законодательства о торговле услугами, Таможенного кодекса;

· типовых проектов правовых актов о внешнеэкономической деятельности, экспортном контроле, стандартизации, общем рынке капитала, общей платежной системе, инновационной деятельности, лицензировании, основных принципах защиты иностранных инвестиций, основах обеспечения экономической и информационной безопасности, порядке реализации международно-правовых актов в национальной правой системе;

· рекомендаций о реализации Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Очень важны также решения по скоординированному вступлению в ВТО и развертыванию совместной подготовки проектов технической и технологической модернизации производства, учитывающей приближение критической фазы в моральном износе основных производственных фондов и промышленных технологий.

Присоединение к ВТО - путь к использованию всех преимуществ цивилизованных международных экономических отношений, путь трудный, требующий приобщения к новой философии хозяйственной деятельности в ХХI веке, преодоления уходящих в прошлое взглядов на управление экономикой и ее стратегические перспективы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как уже было отмечено во введении, в данной работе автором были проанализированы положения правовых основ создания и деятельности Евразийского экономического сообщества, а точнее один из множества аспектов - вопросы понятия, структуры, деятельности, перспективы развития этого союза. Также в данной работе кратко описывается история становления и развития Евразийского экономического сообщества.

Исходя из многообразия выводов во всей работе необходимо сделать основные.

В Главе 1 был воспроизведён краткий исторический очерк становления и развития Евразийского экономического сообщества и развития законодательства союза, также автор консолидировал положения, касающиеся ЕврАзЭС. Кроме того, автором были собраны и проанализированы множественные подходы к вопросу о перспективе развития ЕврАзЭС.

Исходя из всего проанализированного материала сделаем главный вывод. Первым шагом к формированию этого экономического объединения стало подписание в 1995 году Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия. Но уже в 1996 году эти страны подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, в котором была поставлена цель создать в перспективе "сообщество интегрированных государств" путем "поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета сторон". При этом Договором предусматривалось также согласование внешнеполитического курса и совместная охрана границ.

К более высокой степени интеграции ни одну из стран-участниц ЕврАзЭС никто не подталкивал. Необходимость более широкого и тесного сближения в рамках этой организации была осознана каждым из ее участников на фоне событий, происходивших в то время в мире и в каждой из этих стран. Они показали, что суверенитет, к которому так стремились отдельные политики и политические силы бывших советских республик, и его активная демонстрация в процессе общения как с бывшими братскими республиками, так и с остальным внешним миром, желаемого результата не приносит. Разобщение союзных республик привело лишь к развалу межгосударственных хозяйственных связей, потере контроля над ситуацией на внешних границах, утрате международного авторитета каждого самостоятельного государства и их неготовности к выработке адекватных ответов на появившиеся вдруг новые вызовы и угрозы.

Попытка справиться с этими проблемами совместными усилиями в рамках спешно сколоченного СНГ большого успеха не имела, между тем интеграция небольшого числа стран, объединенных осознанным стремлением к воссозданию единого механизма координации развития экономики и обеспечения безопасности границ, показалась тогда реальной, и в конце концов она таковой и стала.

26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, однако в процессе его реализации стало ясно, что продвижение по намеченному пути затруднительно без четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей, в первую очередь, обязательность выполнения принятых решений. В целях решения этой проблемы 10 октября 2000 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана и был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, ставший основой для перевода сотрудничества пяти государств на качественно новый уровень. Договор ратифицирован всеми государствами-участниками и 30 мая 2001 года вступил в силу.

19 февраля 2003года.

 

Вторая глава посвящена структуре ЕврАзЭС. Новая структура имеет в принципе традиционную для подобных организаций систему органов управления: Межгосударственный совет (на уровне глав государств и глав правительств), Интеграционный комитет (постоянно действующий орган на уровне заместителей глав правительств), Межпарламентская ассамблея и Суд сообщества. Голоса в Межгосударственном совете распределяются в зависимости от взноса в бюджет сообщества следующим образом: Беларусь — 20 голосов (20% бюджета), Казахстан — 20 (20%), Киргизстан — 10 (10%), Россия — 40 (40%) и Таджикистан — 10 голосов (10%). Деятельность всех вышеперечисленные органов во взаимосвязи друг с другом в 2001-2005гг. будет напрвлена на решение следующих основных задач:

1. В области внешнеторговой и таможенной политики: завершение формирования режима свободной торговли;завершение формирования Общего таможенного тарифа; формирование общего рынка услуг; согласование позиций государств-членов по присоединению к ВТО; создание единой таможенной территории; укрепление и обустройство внешних границ;

2. В области развития реального сектора экономики:проведение согласованной структурной перестройки экономик; совместное развитие взаимодополняемых отраслей экономики; формирование Транспортного союза – единой транспортной системы; формирование общего энергетического рынка;

3. В области валютно-финансовых отношений: создание общей платежной системы; унификация валютного регулирования и контроля;

4. В социально-гуманитарной области: формирование общего образовательного пространства; предоставление равных прав социального обеспечения; формирование общего рынка труда; предоставление равных прав в получении медицинской помощи; реализация Заявления глав государств «Десять простых шагов навстречу простым людям»;

5. В области обеспечения экономической безопасности: согласование основных принципов экономической безопасности; проведение согласованной пограничной политики;

6. В области правового регулирования: сближение и гармонизация национального законодательства для интеграционного взаимодействия; синхронизация выполнения внутригосударственных процедур по заключенным договорам; принятие мер по формированию правовой системы ЕврАзЭС.

В третьей главе автор анализирует роль Всемирной торговой организации в стратегии развития ЕврАзЭС, а также перспективы и напрвления ЕврАзЭС. Еще раз отметим, что страны–участницы ЕврАзЭС ставят перед собой совместную задачу — образовать общее экономическое пространство в Евразии, хотя при этом они в значительной мере преследуют различные цели, не говоря уже о возможностях.

Сегодня рано говорить о перспективах ЕврАзЭС (хотя вице-премьер-министр России Виктор Христенко однажды и заявил о возможности введения в будущем единой валюты в странах — участниках альянса), поскольку становление интеграционных группировок сопряжено с большими трудностями в целом, а интеграция на территории бывшего СССР проходит особенно тяжело. Вместе с тем, уже сейчас можно назвать некоторые итоги взаимодействия пяти государств — членов ЕврАзЭС, которые представляются достаточно важными.

Во взаимной торговле государств — участников Таможенного союза действует режим свободной торговли товарами в полном объеме, не применяются таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения. Принято Соглашение об Общем таможенном тарифе, которое определяет основы единой политики в этой области, содержит механизм согласования и принятия единых ставок ввозных таможенных пошлин, то есть разработки и внедрения Общего таможенного тарифа. В этой связи следует отметить, что согласно официальной информации базовый перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, которыми облагаются товары, применяемых к товарам, ввозимым государствами из третьих стран, сегодня охватывает более 60% товарной номенклатуры. Весьма важным является решение об уплате косвенных налогов в стране назначения товара, кроме нефти и газа. В этом плане экономическая привлекательность сообщества возросла.

В целом же появление многочисленных интеграционных группировок свидетельствует о том, что формат сотрудничества в рамках СНГ сегодня себя исчерпал в том смысле, что практически все его члены ищут формы более тесного сотрудничества на субрегиональном уровне.

Что касается Украины, то сегодня ее отношения со странами — членами ЕврАзЭС и так уже регулируются целой системой как многосторонних соглашений в рамках СНГ, та и двусторонних договоров. Среди наиболее важных документов СНГ следует назвать Соглашение о создании зоны свободной торговли и Протокол к нему (до сих пор не ратифицированное Россией) от 15 апреля 1994 г., Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств–участников СНГ в области транспортной политики от 9 октября 1997 г., Соглашение об Общем аграрном рынке государств — участников СНГ от 6 марта 1998 г. и многие другие. Кроме того, Украина имеет двусторонние соглашения со странами — членами ЕврАзЭС о промышленной кооперации, свободной торговле (хотя с изъятиями) и т.д.

Этот перечень, который можно еще продолжить, свидетельствует о том, что ЕврАзЭС практически во многом повторяет договоренности в рамках СНГ только на субрегиональном уровне. Поэтому можно говорить о том, что сегодня отношения между «пятеркой» и Украиной в международно-правовом плане урегулированы достаточно хорошо, а потенциал договоренностей еще далеко не использован.

Что касается заинтересованности Украины в рынках ЕврАзЭС, то, как свидетельствует статистика, наибольший интерес для нашей страны представляет рынок России. В целом для внешней торговли Украины сегодня характерна переориентация экспорта с рынка СНГ на рынки других стран, тогда как в импорте удельный вес бывших советских республик остается достаточно высоким (прежде всего за счет энергоносителей и некоторых других видов природных ресурсов).

Формирование ЕврАзЭС является удобным поводом попытаться без излишней политической ангажированности проанализировать природу и закономерности интеграционных процессов, разворачивающихся на территории СНГ.

 Таким образом, по моему мнению, в перспективе на территории СНГ будет и дальше развиваться процесс формирования субрегиональных группировок, а этот процесс будет постоянно ставить перед Украиной проблему выработки своей позиции, решение которой невозможно без четкого определения национальных экономических интересов и места Украины в мире в целом и Евразийском регионе в частности.

 

 

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Таможенный Кодекс Российской Федерации 1993г.

2. Таможенный Кодекс Российской Федерации 2003г.

3. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995г. №940 Об утверждении стратегического курса Российской Федерации с государствами – участниками СНГ.

4. Приказ ГТК РФ от 04.04.1995г. О первоочередных мерах по реализации соглашения о Таможенном союзе от 20.01.1995г.

5. Основные документы по Таможенному союзу по состоянию на 15 июля 1995г.

6. Соглашение между РФ и Республикой Беларусь о единстве управления таможенными службами.

7. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, заключенного в рамках государств Таможенного союза.

8. Договор между республикой Беларусь, Казахстан, Кыргызской республикой, Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996г.

9. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.99г.

10. Соглашение о межпарламентской ассамблее Евразийского экономического сообщества.

11. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ЕврАзЭС.

12. Положение об Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.

13. Положение о межгосударственном Совете ЕврАзЭС.

14. Решение межгосударственного Совета Республики Беларусь, Казахстан, Кыргызской республики, Российской Федерации №13 от 22.10.1997г.

15. Решение от 31.03.2001г.№2 г.Минск Об обеспечении преемственности органов управления интеграцией

16. Информация о высших должностных лицах Евразийского экономического сообщества

17. Решение от 23.03.2000. №777 г.Минск

18. Решение от 16.06.1998г. О регионах приграничного сотрудничества.

 

ЛИТЕРАТУРА

               1.Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б. От культа таможни к таможенной кльтуре. –М., 2000.

               2. Блинов Н.М. Таможенная политика России X-XXвеков. –М., 1997г.

              3. Бураковский А. ЕврАзЭС: намерения и перспективы. 2003.

              4.Ванин М.В.Таможенная политика: проблемы и приоритеты //Таможня. -2000.-№311.-27 июня.

             5.Ванин М.В. Повышение эффективности управления таможенной службой России.-М.2000г.

              6.Воротников В.П.Историческая справка о создании ЕврАзЭС.//Internet:www.news.ru

               7. Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Таможенная политика России. –М., 2000г.

               8.Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. –М., 1995г.

               9. Марышев А.Н., Черкасов Н.А. ЕврАзЭС и ВТО //журнал “Хозяйство и право”, 2003, №5

               10.Рожкова М.А. Актуальные вопросы законодательства Евразийского экономического сообщества.//журнал “Законодательство”, 2001, №10.

               11. Тихомиров Ю.А. Власть.Международная политика. //журнал “Журнал российского права”, 2002, №1.

              12. Трунова Л. Направление деятельности ЕврАзЭС. //журнал “Российская юстиция”, 2003, №2.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...