Глава III . Евразийское экономическое сообщество и всемирная торговая организация.
В настоящее время политики, бизнесмены, чиновники в странах ЕврАзЭС так или иначе разрываются между требованиями о снижении таможенных барьеров и стремлением сбалансировать бюджеты за счет импортных пошлин. Таможенные тарифы, акцизы, налоги пока чрезмерно высоки. Иностранные партнеры лишены полной информации о национальной тарифной политике в силу недостаточной открытости экономики. Таможенные тарифы и процедуры очень часто изменяются. Работа таможенных органов крайне усложнена, бюрократизирована. В частности, по этой причине, очень высок уровень коррупции и недостоверной информации (например, при импорте автомобилей). _______________________________ 1 -Евразийское экономическое сообщество и ВТО// Хозяйство и право. 2003.№5.
Вступление в ВТО государствам - участникам ЕврАзЭС необходимо прежде всего для того, чтобы решить следующие основные задачи: · устранить дискриминационный подход со стороны развитых государств к взаимному применению режима наибольшего благоприятствования;
· обеспечить объективное разрешение споров в торговых отношениях, в том числе в сферах информационного обмена, транспорта, использования интеллектуальной собственности; · ускорить переход на международные стандарты качества продукции и услуг; · интенсифицировать процесс формирования общей правовой базы - для выхода на мировые товарные рынки, развития международной производственной и научно-технической кооперации, разрешения противоречий при использовании прав интеллектуальной собственности; · упорядочить преференции и изъятия из режима наибольшего благоприятствования и свободной торговли, в том числе в отношениях между странами СНГ. Среди других задач целесообразно выделить: · прогнозирование развития мировых рынков по важнейшим видам продукции и услуг; · создание условий для более широкого использования мирового опыта производства и реализации конкурентоспособной продукции; · расширение практики замещения двусторонних соглашений многосторонними. Для решения названных задач требуется всесторонний анализ проблем, затрудняющих вступление во Всемирную торговую организацию государств - участников ЕврАзЭС и обусловливающих ту или иную продолжительность переходного периода, который предусматривается ВТО для поэтапного использования страной норм этой организации. В ЕврАзЭС к таким проблемам относится, прежде всего, неконкурентоспособность большинства видов продукции, кроме части продукции военной промышленности, металлургии, удобрений, в известной мере нефти, газа, других природных ресурсов.
Национальные программы поддержки должны сопровождаться принятием обязательств о их временном характере и ориентироваться на предлагаемый ВТО показатель АПП (агрегированный показатель поддержки) и договоренности, согласно которым нетарифные барьеры в торговле сельскохозяйственной и иной продукцией (в том числе запреты на импорт) постепенно будут трансформироваться в обычные таможенные пошлины. Переход на правила и нормы ВТО потребует от стран ЕврАзЭС значительных усилий по совершенствованию национального законодательства, очень больших средств, в частности, для выплат роялти иностранным владельцам прав интеллектуальной собственности, но прежде всего - для реализации программ технологической модернизации, образовательных программ, разработки новых или доработки существующих законов и административных правил, улучшения таможенной деятельности, гражданского судопроизводства. В связи с этим страны ЕврАзЭС должны иметь согласованную комплексную концепцию и стратегию присоединения к ВТО. При разработке на данном этапе правовых основ функционирования ЕврАзЭС одновременно приходится учитывать: что в странах Сообщества правовые нормы зачастую неточны, порой имеют слишком общий характер и потому препятствуют созданию совместных инвестиционных структур, регулированию конкуренции, репатриации прибыли, что юридический и административный механизм и исполнение законов неэффективны, возможности получения квалифицированной правовой помощи на уровне мировых требований ограничены. В совместной законопроектной работе в рамках Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества с учетом правил и норм ВТО в период до 2005 года особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено подготовке и принятию: · Основ таможенного, антимонопольного, налогового, инвестиционного, транспортного, земельного законодательства, Основ законодательства о торговле услугами, Таможенного кодекса; · типовых проектов правовых актов о внешнеэкономической деятельности, экспортном контроле, стандартизации, общем рынке капитала, общей платежной системе, инновационной деятельности, лицензировании, основных принципах защиты иностранных инвестиций, основах обеспечения экономической и информационной безопасности, порядке реализации международно-правовых актов в национальной правой системе;
· рекомендаций о реализации Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Очень важны также решения по скоординированному вступлению в ВТО и развертыванию совместной подготовки проектов технической и технологической модернизации производства, учитывающей приближение критической фазы в моральном износе основных производственных фондов и промышленных технологий. Присоединение к ВТО - путь к использованию всех преимуществ цивилизованных международных экономических отношений, путь трудный, требующий приобщения к новой философии хозяйственной деятельности в ХХI веке, преодоления уходящих в прошлое взглядов на управление экономикой и ее стратегические перспективы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как уже было отмечено во введении, в данной работе автором были проанализированы положения правовых основ создания и деятельности Евразийского экономического сообщества, а точнее один из множества аспектов - вопросы понятия, структуры, деятельности, перспективы развития этого союза. Также в данной работе кратко описывается история становления и развития Евразийского экономического сообщества. Исходя из многообразия выводов во всей работе необходимо сделать основные. В Главе 1 был воспроизведён краткий исторический очерк становления и развития Евразийского экономического сообщества и развития законодательства союза, также автор консолидировал положения, касающиеся ЕврАзЭС. Кроме того, автором были собраны и проанализированы множественные подходы к вопросу о перспективе развития ЕврАзЭС. Исходя из всего проанализированного материала сделаем главный вывод. Первым шагом к формированию этого экономического объединения стало подписание в 1995 году Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия. Но уже в 1996 году эти страны подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, в котором была поставлена цель создать в перспективе "сообщество интегрированных государств" путем "поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета сторон". При этом Договором предусматривалось также согласование внешнеполитического курса и совместная охрана границ. К более высокой степени интеграции ни одну из стран-участниц ЕврАзЭС никто не подталкивал. Необходимость более широкого и тесного сближения в рамках этой организации была осознана каждым из ее участников на фоне событий, происходивших в то время в мире и в каждой из этих стран. Они показали, что суверенитет, к которому так стремились отдельные политики и политические силы бывших советских республик, и его активная демонстрация в процессе общения как с бывшими братскими республиками, так и с остальным внешним миром, желаемого результата не приносит. Разобщение союзных республик привело лишь к развалу межгосударственных хозяйственных связей, потере контроля над ситуацией на внешних границах, утрате международного авторитета каждого самостоятельного государства и их неготовности к выработке адекватных ответов на появившиеся вдруг новые вызовы и угрозы. Попытка справиться с этими проблемами совместными усилиями в рамках спешно сколоченного СНГ большого успеха не имела, между тем интеграция небольшого числа стран, объединенных осознанным стремлением к воссозданию единого механизма координации развития экономики и обеспечения безопасности границ, показалась тогда реальной, и в конце концов она таковой и стала. 26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, однако в процессе его реализации стало ясно, что продвижение по намеченному пути затруднительно без четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей, в первую очередь, обязательность выполнения принятых решений. В целях решения этой проблемы 10 октября 2000 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана и был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, ставший основой для перевода сотрудничества пяти государств на качественно новый уровень. Договор ратифицирован всеми государствами-участниками и 30 мая 2001 года вступил в силу. 19 февраля 2003года.
Вторая глава посвящена структуре ЕврАзЭС. Новая структура имеет в принципе традиционную для подобных организаций систему органов управления: Межгосударственный совет (на уровне глав государств и глав правительств), Интеграционный комитет (постоянно действующий орган на уровне заместителей глав правительств), Межпарламентская ассамблея и Суд сообщества. Голоса в Межгосударственном совете распределяются в зависимости от взноса в бюджет сообщества следующим образом: Беларусь — 20 голосов (20% бюджета), Казахстан — 20 (20%), Киргизстан — 10 (10%), Россия — 40 (40%) и Таджикистан — 10 голосов (10%). Деятельность всех вышеперечисленные органов во взаимосвязи друг с другом в 2001-2005гг. будет напрвлена на решение следующих основных задач: 1. В области внешнеторговой и таможенной политики: завершение формирования режима свободной торговли;завершение формирования Общего таможенного тарифа; формирование общего рынка услуг; согласование позиций государств-членов по присоединению к ВТО; создание единой таможенной территории; укрепление и обустройство внешних границ; 2. В области развития реального сектора экономики:проведение согласованной структурной перестройки экономик; совместное развитие взаимодополняемых отраслей экономики; формирование Транспортного союза – единой транспортной системы; формирование общего энергетического рынка; 3. В области валютно-финансовых отношений: создание общей платежной системы; унификация валютного регулирования и контроля; 4. В социально-гуманитарной области: формирование общего образовательного пространства; предоставление равных прав социального обеспечения; формирование общего рынка труда; предоставление равных прав в получении медицинской помощи; реализация Заявления глав государств «Десять простых шагов навстречу простым людям»; 5. В области обеспечения экономической безопасности: согласование основных принципов экономической безопасности; проведение согласованной пограничной политики; 6. В области правового регулирования: сближение и гармонизация национального законодательства для интеграционного взаимодействия; синхронизация выполнения внутригосударственных процедур по заключенным договорам; принятие мер по формированию правовой системы ЕврАзЭС. В третьей главе автор анализирует роль Всемирной торговой организации в стратегии развития ЕврАзЭС, а также перспективы и напрвления ЕврАзЭС. Еще раз отметим, что страны–участницы ЕврАзЭС ставят перед собой совместную задачу — образовать общее экономическое пространство в Евразии, хотя при этом они в значительной мере преследуют различные цели, не говоря уже о возможностях. Сегодня рано говорить о перспективах ЕврАзЭС (хотя вице-премьер-министр России Виктор Христенко однажды и заявил о возможности введения в будущем единой валюты в странах — участниках альянса), поскольку становление интеграционных группировок сопряжено с большими трудностями в целом, а интеграция на территории бывшего СССР проходит особенно тяжело. Вместе с тем, уже сейчас можно назвать некоторые итоги взаимодействия пяти государств — членов ЕврАзЭС, которые представляются достаточно важными. Во взаимной торговле государств — участников Таможенного союза действует режим свободной торговли товарами в полном объеме, не применяются таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения. Принято Соглашение об Общем таможенном тарифе, которое определяет основы единой политики в этой области, содержит механизм согласования и принятия единых ставок ввозных таможенных пошлин, то есть разработки и внедрения Общего таможенного тарифа. В этой связи следует отметить, что согласно официальной информации базовый перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, которыми облагаются товары, применяемых к товарам, ввозимым государствами из третьих стран, сегодня охватывает более 60% товарной номенклатуры. Весьма важным является решение об уплате косвенных налогов в стране назначения товара, кроме нефти и газа. В этом плане экономическая привлекательность сообщества возросла. В целом же появление многочисленных интеграционных группировок свидетельствует о том, что формат сотрудничества в рамках СНГ сегодня себя исчерпал в том смысле, что практически все его члены ищут формы более тесного сотрудничества на субрегиональном уровне. Что касается Украины, то сегодня ее отношения со странами — членами ЕврАзЭС и так уже регулируются целой системой как многосторонних соглашений в рамках СНГ, та и двусторонних договоров. Среди наиболее важных документов СНГ следует назвать Соглашение о создании зоны свободной торговли и Протокол к нему (до сих пор не ратифицированное Россией) от 15 апреля 1994 г., Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств–участников СНГ в области транспортной политики от 9 октября 1997 г., Соглашение об Общем аграрном рынке государств — участников СНГ от 6 марта 1998 г. и многие другие. Кроме того, Украина имеет двусторонние соглашения со странами — членами ЕврАзЭС о промышленной кооперации, свободной торговле (хотя с изъятиями) и т.д. Этот перечень, который можно еще продолжить, свидетельствует о том, что ЕврАзЭС практически во многом повторяет договоренности в рамках СНГ только на субрегиональном уровне. Поэтому можно говорить о том, что сегодня отношения между «пятеркой» и Украиной в международно-правовом плане урегулированы достаточно хорошо, а потенциал договоренностей еще далеко не использован. Что касается заинтересованности Украины в рынках ЕврАзЭС, то, как свидетельствует статистика, наибольший интерес для нашей страны представляет рынок России. В целом для внешней торговли Украины сегодня характерна переориентация экспорта с рынка СНГ на рынки других стран, тогда как в импорте удельный вес бывших советских республик остается достаточно высоким (прежде всего за счет энергоносителей и некоторых других видов природных ресурсов). Формирование ЕврАзЭС является удобным поводом попытаться без излишней политической ангажированности проанализировать природу и закономерности интеграционных процессов, разворачивающихся на территории СНГ. Таким образом, по моему мнению, в перспективе на территории СНГ будет и дальше развиваться процесс формирования субрегиональных группировок, а этот процесс будет постоянно ставить перед Украиной проблему выработки своей позиции, решение которой невозможно без четкого определения национальных экономических интересов и места Украины в мире в целом и Евразийском регионе в частности.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 1. Таможенный Кодекс Российской Федерации 1993г. 2. Таможенный Кодекс Российской Федерации 2003г. 3. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995г. №940 Об утверждении стратегического курса Российской Федерации с государствами – участниками СНГ. 4. Приказ ГТК РФ от 04.04.1995г. О первоочередных мерах по реализации соглашения о Таможенном союзе от 20.01.1995г. 5. Основные документы по Таможенному союзу по состоянию на 15 июля 1995г. 6. Соглашение между РФ и Республикой Беларусь о единстве управления таможенными службами. 7. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, заключенного в рамках государств Таможенного союза. 8. Договор между республикой Беларусь, Казахстан, Кыргызской республикой, Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996г. 9. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.99г. 10. Соглашение о межпарламентской ассамблее Евразийского экономического сообщества. 11. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ЕврАзЭС. 12. Положение об Интеграционном Комитете ЕврАзЭС. 13. Положение о межгосударственном Совете ЕврАзЭС. 14. Решение межгосударственного Совета Республики Беларусь, Казахстан, Кыргызской республики, Российской Федерации №13 от 22.10.1997г. 15. Решение от 31.03.2001г.№2 г.Минск Об обеспечении преемственности органов управления интеграцией 16. Информация о высших должностных лицах Евразийского экономического сообщества 17. Решение от 23.03.2000. №777 г.Минск 18. Решение от 16.06.1998г. О регионах приграничного сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА 1.Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б. От культа таможни к таможенной кльтуре. –М., 2000. 2. Блинов Н.М. Таможенная политика России X-XXвеков. –М., 1997г. 3. Бураковский А. ЕврАзЭС: намерения и перспективы. 2003. 4.Ванин М.В.Таможенная политика: проблемы и приоритеты //Таможня. -2000.-№311.-27 июня. 5.Ванин М.В. Повышение эффективности управления таможенной службой России.-М.2000г. 6.Воротников В.П.Историческая справка о создании ЕврАзЭС.//Internet:www.news.ru 7. Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Таможенная политика России. –М., 2000г. 8.Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. –М., 1995г. 9. Марышев А.Н., Черкасов Н.А. ЕврАзЭС и ВТО //журнал “Хозяйство и право”, 2003, №5 10.Рожкова М.А. Актуальные вопросы законодательства Евразийского экономического сообщества.//журнал “Законодательство”, 2001, №10. 11. Тихомиров Ю.А. Власть.Международная политика. //журнал “Журнал российского права”, 2002, №1. 12. Трунова Л. Направление деятельности ЕврАзЭС. //журнал “Российская юстиция”, 2003, №2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|