Раздел 2. Я и моя школа (7 часов)
Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?
Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?
Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив!
Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками»? Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Раздел 3. Я и мои родители (5 часов)
Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.
Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?
Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».
Почему родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
Раздел 4. Я и мои друзья (8часов)
Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?
Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Раздел 5. Что такое сотрудничество? (5 часов)
Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:
-из умения понять другого;
- из умения договориться;
- из умения уступить, если это нужно для дела;
--из умения правильно распределить роли в ходе работы.
Что значит понимать другого и как можно этому научиться?
Как научиться договариваться с людьми?
Что такое коллективная работа?
Подведение итогов (4 часа).
Класс
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Для них важными становятся не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Четвертый класс – последний в начальной школе. Ребенок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. Некоторые дети уже в этот период со своими психическими и физиологическими характеристиками приближаются к стадии препубертата. Их поведение заметно меняется: дети требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорирую обязанности. Поэтому в занятиях особое внимание уделено теме «Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои возможности (10 часов)
Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета меня называют по-новому – четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от второклассника и третьеклассника?
Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!
Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь?
Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие».
Мой выбор, мой путь.
Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни. Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь.
Мой внутренний мир. Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю.
Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (4часа).
Моё детство. Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю? Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть.
Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас. Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?
Раздел 3.Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (4 часа).
Как заглянуть во взрослый мир? Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.
Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (5 часов).
Поведение человека зависит от его качеств. Кто такой интеллигентный человек и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.
Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?
Что такое идеальное Я? У многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким бы ему хотелось стать.
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (8часов)
Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?
Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».
Что такое «право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»?
В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе».
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?
Подведение итогов (4 часа).
Календарно-тематическое планирование
Класс
Дата
| № занятия
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Содержание деятельности
|
Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1 раздел «Я – школьник».
|
|
|
|
| 1.
| Знакомство. Введение в мир психологии.
|
| Беседа о психологии.
|
|
| 2.
| Как зовут ребят моего класса.
|
|
| Практикум по
осознанию позиции школьника.
|
| 3.
| Зачем мне нужно ходить в школу.
|
|
| 4.
| Мой класс.
|
|
| 5.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика позиции «Я», самооценки. Изучение уровня школьной мотивации.
|
| 6.
| Какие ребята в моем классе.
|
|
| Практикум по формированию дружеских отношений в классе.
|
| 7-9.
| Мои друзья в классе.
|
|
| 10.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика межличностных отношений
|
| 11.
| Мои успехи в школе.
|
|
| Практикум по развитию уверенности в себе и своих учебных возможностях.
|
| 12.
| Моя учебная сила.
|
|
2 раздел. «Мои чувства».
|
|
|
|
| 13.
| Радость.
|
|
| Практикум по распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей.
|
| 14.
| Радость. Как ее доставить другому человеку.
|
|
| 15.
| Что такое мимика.
|
|
| 16.
| Жесты.
|
|
| 17.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика эмоционально-волевой сферы
|
| 18.
| Радость можно передать прикосновением.
|
|
| Практикум по
распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей.
Помощь в осознании относительности оценки чувств.
Способствовать снижению уровню страхов, тревожности.
|
| 19.
| Радость можно подарить взглядом.
|
|
| 20.
| Грусть.
|
|
| 21.
| Страх.
|
|
| 22.
| Страх и его относительность.
|
|
| 23-24.
| Как справиться со страхом.
|
|
| 25.
| Гнев. С какими чувствами он дружит.
|
|
| 26.
| Может ли гнев принести пользу.
|
|
| 27.
| Обида.
|
|
| 28-29.
| Разные чувства.
|
|
Подведение итогов.
|
|
|
|
| 30.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика позиции «Я»,самооценки. Изучение уровня школьной мотивации.
|
| 31.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика эмоционально-волевой сферы.
|
| 32.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика межличностных отношений
|
| 33.
| Итоговое занятие.
|
|
| Игра-конкурс (КВН) по изученному материалу.
|
| | | | | | |
Календарно-тематическое планирование
Класс
Дата
| № занятия
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Содержание деятельности
|
Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1 раздел «Вспомним чувства».
|
|
|
|
| 1.
| Мы рады встрече. Я – второклассник.
|
|
| Практикум по актуализации знаний об эмоциональной сфере человека.
|
| 2.
| Понимаем чувства другого.
|
|
| 3-4.
| Разные чувства.
|
|
| 5.
| Диагностическое занятие.
|
| Выявление самооценки. Изучение уровня школьной мотивации.
|
2 раздел
«Чем люди отличаются друг от друга».
|
|
|
|
| 6.
| Люди отличаются друг от друга своими качествами.
|
| Знакомство с понятием «качества людей». Беседа о различных человеческих качествах.
| Практикум по исследованию качеств, изучению своих особенностей.
|
| 7.
| Хорошие качества людей.
|
|
| 8.
| Самое важное хорошее качество.
|
|
| 9.
| Кто такой сердечный человек.
|
|
| 10.
| Кто такой доброжелательный человек.
|
|
| 11.
| Трудно ли быть доброжелательным человеком.
|
|
| 12.
| Я желаю добра.
|
|
| 13.
| Очищаем свое сердце.
|
|
| 14.
| Какие качества нам нравятся друг в друге.
|
|
| 15.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика эмоционально-волевой сферы.
|
| 16-17.
| Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.
|
|
| Практикум по исследованию качеств, изучению своих особенностей.
|
| 18-19.
| В каждом человеке есть светлые и темные качества.
|
|
| 20.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика межличностных отношений
|
3 раздел. «Какой Я – какой Ты?»
|
|
|
|
| 21-22.
| Какой я?
|
|
| Практикум по осознанию разнообразных качеств учащихся.
Отработка навыков находить положительные качества в окружающих людях.
|
| 23-24.
| Какой ты?
|
|
|
| 25-26.
| Копилка трудностей.
|
| Беседа о различных трудностях в школе и дома.
| Практикум по выработке путей преодоления трудностей.
|
| 27-28.
| Школьные трудности.
|
|
| 29-30.
| Домашние трудности.
|
|
Подведение итогов.
|
|
|
|
| 31.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Выявление самооценки. Изучение уровня школьной мотивации.
|
| 32.
| Диагностическое занятие.
|
| Диагностика эмоционально-волевой сферы.
|
| 33.
| Диагностическое занятие.
|
| Диагностика межличностных отношений
|
| 34.
| Итоговое занятие.
|
|
| Игра-путешествие «В мире людей»
|
Календарно-тематическое планирование
Класс
Дата
| № занятия
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Содержание деятельности
|
Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1 раздел «Я - фантазер».
|
|
|
|
| 1.
| Я - третьеклассник.
|
|
| Практикум по актуализации у учащихся знаний о качествах человека.
|
| 2.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Выявление самооценки, эмоционально-волевой сферы.
|
| 3.
| Кто такие фантазеры.
|
| Беседа о фантазии, ее роли в жизни. Умение различать фантазию ото лжи.
| Практикум по развитию креативных способностей учащихся.
|
| 4.
| Я умею фантазировать.
|
|
| 5.
| Мои сны.
|
|
| 6.
| Я умею сочинять.
|
|
| 7.
| Мои мечты.
|
|
| 8.
| Фантазии и ложь.
|
|
2 раздел «Я и моя школа».
|
|
|
|
| 9.
| Я и моя школа.
|
|
| Практикум по осознанию особенности позиции ученика.
|
| 10.
| Что такое лень?
|
|
| 11-12.
| Я и мой учитель.
|
|
| 13-14.
| Как справиться с «Немогучками».
|
|
| 15.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Изучение уровня школьной мотивации.
|
3 раздел «Я и мои родители»
|
|
|
|
| 16.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Выявление особенностей межличностных отношений в семье.
|
| 17-18.
| Мои родители.
|
|
| Практикум по осознанию требований родителей, сопоставлению их со своими желаниями и возможностями.
Обучение учащихся способам разрешения конфликтов с родителями.
|
| 19.
| Я умею просить прощения.
|
|
|
| 20.
| Почему родители наказывают детей?
|
|
|
4 раздел «Я и мои друзья»
|
|
|
|
| 21.
| Настоящий друг.
|
|
| Практикум по развитию навыков межличностного общения.
|
| 22.
| Умею ли я дружить?
|
|
|
| 23.
| Трудности в отношениях с друзьями.
|
|
|
| 24.
| Ссора и драка.
|
|
|
| 25.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика межличностных отношений
|
5 раздел «Что такое сотрудничество?»
|
|
|
|
| 26.
| Что такое сотрудничество?
|
| Беседа о понятии «сотрудничество».
| Практикум по развитию навыков межличностного взаимодействия.
Игры на сплочение, взаимодействие.
|
| 27.
| Я умею понимать другого.
|
|
| 28.
| Я умею договариваться с людьми.
|
|
| 29.
| Мы умеем действовать сообща.
|
|
| 30.
| Что такое коллективная работа?
|
|
Подведение итогов.
|
|
|
|
| 31.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика эмоционально-волевой сферы.
|
| 32.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Изучение уровня школьной мотивации.
|
| 33.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика межличностных отношений
|
| 34.
| Итоговое занятие.
|
|
| Веревочный курс.
|
Календарно-тематическое планирование
Класс
Дата
| № занятия
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Содержание деятельности
|
Теоретическая часть занятия
| Практическая часть занятия
|
1 раздел «Кто я? Мои силы, мои возможности».
|
|
|
|
| 1.
| Мое лето.
|
|
| Практикум по актуализации у учащихся знаний о межличностных взаимоотношениях.
|
| 2.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика эмоционально-волевой сферы.
|
| 3.
| Кто я?
|
| Беседа о понятии «способности»,
| Практикум по исследованию своих способностей и возможностей.
|
| 4.
| Какой я – большой или маленький?
|
|
| 5.
| Мои способности.
|
|
| 6.
| Мой выбор, мой путь.
|
|
| 7.
| Мой внутренний мир.
|
|
| 8.
| Уникальность внутреннего мира.
|
|
| 9.
| Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
|
|
| 10.
| Что значит верить?
|
|
2 раздел «Я расту, я изменяюсь».
|
|
|
|
| 11-12.
| Мое детство.
|
|
| Практикум по планированию целей и путей самоизменения.
|
| 13.
| Я изменяюсь.
|
|
|
| 14.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Выявление уровня школьной мотивации.
|
3 раздел «Мое будущее.
Каким бы я хотел стать в будущем?»
|
|
|
|
| 15-16.
| Мое будущее.
|
| Ввести понятие «жизненный выбор».
| Практикум по структурированию будущего, его возможные варианты.
|
| 17-18.
| Хочу вырасти здоровым человеком.
|
|
4 раздел «Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?»
|
|
|
|
| 19.
| Кто такой интеллигентный человек?
|
| Беседа об интеллигентности, качествах интеллигентного человека.
| Практикум по осознанию Я идеального и Я реального.
|
| 20-21.
| Хочу вырасти интеллигентным человеком.
|
|
| 22.
| Что такое идеальное Я?
|
|
| 23.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика межличностных отношений
|
5 раздел «Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?»
|
|
|
|
|
| Кто такой свободный человек?
|
| Беседа о свободе, ее связи с обязанностями. Права других людей.
| Практикум по разрешению конфликтов.
|
| 25.
| Права и обязанности школьника.
|
|
| 26.
| Что такое «право на уважение»?
|
|
| 27.
| Права и обязанности.
|
|
| 28.
| Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.
|
|
| 29-30.
| Как разрешать конфликты мирным путем?
|
|
Подведение итогов.
|
|
|
|
| 31.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика эмоционально-волевой сферы.
|
| 32.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Изучение уровня школьной мотивации.
|
| 33.
| Диагностическое занятие.
|
|
| Диагностика межличностных отношений
|
| 34.
| Итоговое занятие.
|
|
| КВН «Я и мир вокруг меня»
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: