Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.

По структуре университеты подразделяются на коллеги­альные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов — Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В со­став унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.

Деятельность университетов регулиру­ется их королевскими хартиями или уставами.

Формально университет возглавляет канцлер, назначае­мый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета явля­ется вице-канцлер или ректор (Шотландия). Руководящие органы университетов — совет и сенат. Совет — высший административный орган, который формирует преподава­тельский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат — академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересован­ных в подготовке специалистов.

Учебный год в вузах Великобритании начинается в октяб­ре и делится, как правило, на триместры по 8—10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца — с 1 июня по 30 сентября.

Основными видами занятий в вузах Великобритании яв­ляются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, пред­полагающий занятия с 2—10 студентами, которые проводят­ся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Прак­тические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени. Тради­ционный академизм университетов привел к тому, что про­изводственная практика либо совсем не включается в про­грамму подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В не­которой степени решению этой проблемы способствует обу­чение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но на­иболее широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в частности, в политехнических колледжах.

Создание Открытого университета явилось началом раз­вития в стране высшего заочного образования. Университет ведет подготовку по следующим направлениям: гуманитар­ному, естественному, социальным наукам, математике, педа­гогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), вы­полнения практических работ, контрольных письменных за­даний (15%).

Система экзаменов в университетах определяется харти­ями, однако в большинстве случаев проводится два основ­ных экзамена — в конце 1-го и 3-го годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уро­вень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени; универси­тетские и Совета по национальным академическим квалифи­кациям.

По своему образовательному уровню степени, присужда­емые в университетах, разделены на пер­вые и высшие. В большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам — бакалавр. Курс обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине — 6 лет).

Первые академические степени бывают двух видов — почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на полу­чение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев ос­новного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.

Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра и дальнейшего обучения (1—2 года) или выполнения научно-исследовательской работы. В последнее время введена степень магистра философии, которая в основном присуждает­ся за научно-исследовательскую работу, проведенную в те­чение 2-х лет и более. Следует отметить, что степень магис­тра вообще мало распространена в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки.

Степень доктора философии можно рассматривать как первую ученую степень в Англии. Она присваивает­ся после подготовки и успешной защиты диссертации, кото­рая является результатом научных исследований. Обычно такая работа требует не менее 3 лет.

За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора наук или литературы.

Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов высшего образования. В универси­теты принимаются лица, имеющие общее свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. При­ем в университеты осуществляется в централизованном по­рядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает, заявление и на­правляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вы­зывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах Оксфорда и Кембриджа проводятся конкурсные вступительные экзамены.

Прием в политехнические колледжи до настоящего вре­мени проводится на индивидуальной основе: абитуриенты сами подают заявления в выбранный вуз. Вопрос о приеме также решается на основе конкурса документов об образо­вании. Требования в целом несколько ниже, чем в универси­теты: достаточно иметь один предмет в общем свидетельст­ве об образовании, сданный на повышенном уровне.

Система образования Англии в основном фи­нансируется из государственных источников. Частные вло­жения не превышают 4% общих расходов на образование.

 

Реформы высшей школы

Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время в Великобритании в соответствии с Законом о даль­нейшем и высшем образовании, предполагает:

· создание единой структуры финансирования универ­ситетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;

· дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой целью организацию внешнего контро­ля за качеством подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного вузами;

· установление более тесных связей вузов с промыш­ленными предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития страны;

· расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны

В соответствии с прогнозами будет расширено обучение по форме неполного учебного дня в системе образования взрослых. Возрастет доля частного финансирования высшей школы за счет промышленных и коммерческих структур, пожертвований от частных лиц и выпускников вузов, оплаты за обучение, что предопределит, в свою очередь, более независимую деятельность высших учебных заведений. Од­нако определяющим по-прежнему останется государствен­ное финансирование высшей школы.

Закон о дальнейшем и высшем образовании, принятый в 1992 г., упраздняет бинарную систему (противопоставляю­щую университетам политехнические институты и колледжи), учреждает единую модель высшего образования, предостав­ляя политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям статус университета.

В реформе высшего образования особое место отводит­ся Открытому университету. Подчеркивается, что Открытый университет является единственным в своем роде высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку высокок­валифицированных специалистов по форме неполного учеб­ного дня через дистанционное (дистантное) обучение.

Модернизация высшего образования предполагает даль­нейшую компьютеризацию высшей школы в новых условиях, целесообразность субсидирования научно-исследовательских работ по этой проблеме.

В целях оказания помощи в проведении реформы прави­тельство создает специальную консультационную службу для разъяснения новой структуры и механизма ее внедрения.

Таким образом, совершенствование системы образова­ния Великобритании в последние десятилетия является од­ним из заметных процессов общественной и культурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-экономических проблем государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...