Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Пространственный анализ 2 глава




 

2) В экологии для анализа загрязнений окружающей среды. Например, выполнив замеры уровня шума и загрязнения CO в достаточном количестве точек вдоль некоторой дороги или в городе, мы может восстановить всю картину загрязнений на всей дороге и в городе в целом. Сопоставив эти результаты в ГИС с размещением на карте города промышленных и иных объектов можно определить основные источники загрязнений.

 

3) В метеорологии для прогнозирования погоды. Получая данные с метеорологических постов о температуре, давлении, силе и направлении ветра можно с определенной точностью определять эти же величины и в других местах.

 

4) В медицине для анализа различных заболеваний. Получив данные о заболеваниях в различных районах города или в различных населенных пунктах, можно восстановить общую картину распределения заболеваний по всему городу или региону. Сопоставив эту картину на карте с другими пространственными данными, можно определить причины болезней и выработать необходимые меры.

 

5) В социологии для анализа регионального распределения разнообразных величин и поиска их причин.

 

6) В демографии для анализа рождаемости, смертности, миграции населения и поиска их причин.

 

С точки зрения ГИС исходными данными для геостатистики являются точечные объекты, для которых в атрибутах указаны некоторые значения. На их основе можно построить некоторое «поле данных» – трехмерную поверхность, аппроксимирующую распределение этих случайных величин по всей анализируемой территории. Полученное поле значений можно использовать для предсказания значений случайных величин в новых точках, а также выполнения корреляционного анализа в сравнении с другими пространственными величинами.

 

В геостатистике используется несколько основных методов, подразделяемых условно на детерминистические и стохастические. Детерминистические методы включают метод инверсных расстояний, глобальный и полиномиальный методы. К стохастическим относятся метод функций с радиальным базисом, а также наиболее мощные методы кригинга и кокригинга.

 

В настоящее время только немногие ГИС имеют в своём составе функции геостатистического анализа. Ранее геостатистика в основном применялась в геологических приложениях, а потому в ГИС общего назначения таких функций не было. Сейчас ситуация меняется. Существует ряд других программных пакетов, используемых совместно с ГИС, имеющих мощные средства геостатистики. Среди них в России наиболее известен пакет Surfer (производитель Golden Software, США).

 

Геостатистические функции обычно присутствуют в системах обработки ДДЗ, таких как ERDAS Imagine, Idrisi 32, ER Mapper и др. Среди широко распространенных универсальных ГИС наибольшим количеством геостатистистических функций обладает ArcGIS 8.x/9.x, в которой для этого имеется специальный модуль Geostatistical Analyst (рис. 6.26).

6.4. Сетевой анализ

 

На основе транспортных сетей в ГИС можно решать разнообразные задачи, объединенные под общим термином «сетевой анализ»:

 

1. Поиск кратчайшего по времени или расстоянию маршрута между двумя заданными узлами транспортной сети (рис. 6.27). Поиск должен производиться с учетом времени прохождения по дугам, времени выполнения поворотов в узлах, а также с учетом допустимого направления движения в дугах.

 

Рис. 6.26. Применение модуля ArcGIS Geostatistical Analyst для мониторинга

озоновых дыр в Европе в горных районах на Карпатах

 

 

Рис. 6.27. Пример поиска кратчайшего маршрута между

заданными пунктами в IndorGIS 5.0

 

 

2. Поиск кратчайшего обхода заданного набора пунктов (задача коммивояжера). В этой задаче вначале между каждой парой заданных пунктов находится кратчайший маршрут передвижения, а потом решается математическая задача коммивояжера, перебирая различные варианты порядка обхода этих пунктов (рис. 6.28).

 

3. Поиск ближайших пунктов обслуживания. Предполагается, что на карте задан точечный слой с некоторыми пунктами обслуживания, например, автозаправочными станциями или магазинами. В этой задаче для заданной точки на плоскости необходимо найти несколько самых близких пунктов обслуживания (рис. 6.29).

 

 

 

Рис. 6.28. Пример поиска кратчайшего обхода заданных пунктов в IndorGIS 5.0

 

 

Рис. 6.29. Пример поиска ближайших пунктов обслуживания в IndorGIS 5.0

 

4. Расчет зон обслуживания. Также как и для предыдущей задачи предполагается, что на карте задан точечный слой с некоторыми пунктами обслуживания, например, автозаправочными станциями или магазинами. Необходимо разбить всю карту на непересекающиеся части, каждая из которых будет соответствовать одному пункту обслуживания, который является ближайшим для любой точки внутри полученной части (рис. 6.30).

 

5. Расчет транспортной доступности. В этой задаче предполагается, что на карте заданы два точечных слоя: один с анализируемыми объектами (например, населенными пунктами на карте области), а другой – с некоторыми обслуживающими объектами (например, районными центрами в областях). Для каждого населенного пункта необходимо определить минимальное время, за которое из него можно доехать до райцентра, либо указать, что проезда нет. На рис. 6.31 показан фрагмент труднодоступного района на севере Томской области, в котором практически отсутствуют автомобильные дороги, но есть речное и авиационное сообщение.

 

 

Рис. 6.30. Пример расчета зон обслуживания в IndorGIS 5.0

 

6. Расчет межрайонных транспортных связей. Эта задача предполагает, что территория города или региона разбита на некоторые транспортные районы (группы кварталов в городе или отдельные поселения), между которыми следует установить величину тяготения друг к другу и уровень транспортной обеспеченности районов в соответствии с некоторым видом передвижения, вызванного этим тяготением.

 

Тяготение между районами определяется на основе их возможностей и притягательностей, а также на основе транспортных связей районов.

 

При расчете трудовых перемещений возможностями районов является их трудоспособное население, а притягательностями – количество рабочих мест. Например, при расчете культурно-бытовых перемещений из дома возможностями районов являются количество жителей, а притягательностями – объем услуг, предоставляемых районом за единицу времени (это учитывает в себе среднее число проданных за месяц билетов во всех кинотеатрах, театрах, музеях, концертных залах, стадионах; количество и размер различных магазинов, парикмахерских, аптек, пунктов ремонта и пр.). При расчете культурно-бытовых перемещений не из дома (с работы) притягательности берутся те же, что и из дома, а возможностями считается количество рабочих мест.

 

Транспортная связь между каждой парой районов определяется по транспортной сети как минимальное время, требуемое для перемещения между районами. При этом в городе расчет обычно ведется по сети маршрутного транспорта, а при расчете на уровне регионов – по общей сети автомобильных дорог.

 

 

Рис. 6.31. Пример расчета в IndorGIS 5.0 транспортной доступности

населенных пунктов Томской области до райцентров, один из

которых находится в правом нижнем углу карты

 

Расчет транспортных связей между районами ведется на основе модели корреспонденций, предполагающей, что чем больше времени требуется человеку, чтобы добраться из одного района в другой, тем менее притягательным (привлекательным) является этот район. Например, поэтому большинство людей на работу будут ездить недалеко от места своего жительства и только меньшее количество – далеко.

 

В результате расчета транспортных связей получается матрица, показывающая общее количество человек, которые в среднем перемещаются из одного района в другой в соответствии с заданным видом передвижения (например, сколько человек ездит на работу в такой-то район). Кроме того, для каждого района определяется, сколько в среднем тратит один житель района на эти поездки. Такие средние величины характеризуют качество транспортной обеспеченности района.

 

На рис. 6.32–6.33 приведены результаты расчета транспортных связей между районами на примере трудовых передвижений в г. Томске. Расчет проводился по 70 транспортным районам (такое количество рекомендуется для городов с населением около 500 тыс. жителей), при этом на рисунке в виде толстых линий показаны объединённые результаты, сгруппированные по четырём административным районам города. Толщина линии между административными районами характеризует количество жителей, ежедневно едущих на работу из одного административного района в другой. При этом часть жителей работает в этом же районе, и это количество показывается кругами соответствующего радиуса в центре районов.

 

 

Рис. 6.32. Пример расчета транспортных связей между административными районами

в IndorGIS 5.0 (рассчитаны по транспортным районам и затем сгруппированы)

 

Дополнительно на рис. 6.32 в скобках после названия каждого административного района указано среднее время, затрачиваемое работающими жителями этих районов на ежедневные передвижения на работу. Аналогично на рис. 6.33 в скобках после названия каждого транспортного района приведено среднее время, затрачиваемое работающими жителями этих районов на ежедневные передвижения на работу.

 

 

Рис. 6.33. Пример расчета транспортной обеспеченности районов в IndorGIS 5.0

 

В заключение отметим, что методом корреспонденций можно также рассчитать объемы грузовых перевозок.

 

7. Расчет транспортных потоков. В этой задаче предполагается, что известны транспортные связи между районами (каким-то образом вычислены или измерены) и требуется определить, по каким конкретным дорогам будут передвигаться автомобили и пассажиры. Для этого на основе известного объема перевозок между транспортными районами определяется несколько кратчайших маршрутов, а также количество машин, которое поедет по конкретному участку дороги. Результат обычно показывается на карте в виде картограмм потоков (рис. 6.34).

 

 

Рис. 6.34. Картограмма транспортных потоков

6.5. Анализ поверхностей

 

В данном разделе мы рассмотрим набор операций, позволяющих выполнять анализ поверхностей, используемых в ГИС в качестве моделей рельефа и представленных в виде регулярной или триангуляционной сетей.

 

1. Интерполяция высот. Эта операция позволяет вычислить значение высоты поверхности для любой заданной плановой точки.

 

2. Построение профилей. Эта операция строит продольный вертикальный разрез вдоль некоторой заданной линии (рис. 6.35). Дополнительно при отображении профиля можно задать степень его растяжения по вертикали.

 

3. Построение горизонталей (изолиний). Эта операция строит изолинии – линии одинакового уровня (см. п. 5.6., рис. 5.23,а). Результат сохраняется в векторной модели данных в виде полилиний. Изолинии можно также трактовать как разрез поверхности горизонтальной плоскостью, расположенной на заданной высоте.

 

4. Построение изоконтуров. Эта операция строит изоконтуры – области между изолиниями смежного уровня (см. п. 5.6., рис. 5.23,б). Результат сохраняется в векторной модели данных в виде полигонов.

 

 

Рис. 6.35. Построение продольных разрезов поверхности в IndorGIS 5.0

 

5. Построение изоклин. Эта операция строит изоклины – линии одинакового уклона (см. п. 5.6., рис. 5.24,а). Результат сохраняется в векторной модели данных в виде полилиний. Вариантом этой операции является построение изоклин в виде контуров, которые образуются как области между смежными изоклинами.

 

6. Расчет экспозиций склонов. Эта операция вычисляет нормали к каждому элементу поверхности и определяет, в какую сторону света повернута нормаль. Результат отображается на карте различными цветами (см. п. 5.6., рис. 5.25).

 

7. Расчет объемов земляных работ. Эта операция предполагает, что имеется модель существующего рельефа и задано, какую форму должен принять этот рельеф. Требуется определить объемы грунта, которые следует переместить для получения проектируемого рельефа.

 

В простейшей постановке этой задачи требуется выровнять дно котлована, заданного в виде многоугольника, до заданной высотной отметки.

 

В другой (более сложной) постановке явно задается вторая модель рельефа. При этом требуется вычислить разность между существующей и проектируемой поверхностями. Результатом вычислений является некоторая новая поверхность (которую уже нельзя интерпретировать как рельеф).

 

Результаты вычислений отображаются на карте в виде отдельных областей, показывающих, где требуется выполнить срезку рельефа, а где требуется засыпать (рис. 6.36).

 

8. Анализ видимости. Данная операция определяет, какие области на карте видны из заданной в трехмерном пространстве точки. Результат представляется на карте в виде областей, из которых видна указанная точка. На рис. 6.37 показан пример расчета зон видимости.

 

 

Рис. 6.36. Расчет объемов земляных работ в IndorGIS 5.0

 

 

а) б)

 

Рис. 6.37. Расчет зон видимости (а – исходная модель и точка наблюдения на

поверхности, б – зона видимости показана белой областью с черным контуром)

 

В некоторых случаях данная задача решается только вдоль некоторой одной отдельно взятой прямой. Например, так считается видимость автомобильной дороги из автомобиля. В качестве точки зрения берется точка над дорогой на высоте 1,20 м. Результатом расчета является расстояние, начиная с которого видимость дороги пропадает.

 

9. Построение сети тальвегов и водоразделов. Данная операция предназначена для анализа формы рельефа местности (рис. 6.38) и выделения таких структурных элементов, как линии тальвегов и водоразделов, а также особых элементов (вершин, седловин, хребтов, оврагов). Эта операция анализирует каждую ячейку модели поверхности и определяет направление, куда будет течь вода с этой ячейки. Затем определяются тальвеги – линии, соединяющие самые низкие точки дна речной долины, оврага, промоины и пр. Оконтурив все ячейки, образующие водосбор для каждой отдельно взятой реки и водоема, мы получаем линии водоразделов.

 

Данная операция используется обычно в гидрологии при анализе рельефа на мелкомасштабных картах.

 

 

 

Рис. 6.38. Рельеф местности и различные его элементы

(вверху – трехмерный вид; внизу – те же элементы на карте)

 

10. Анализ водостока. Данная операция предназначена для анализа рельефа местности в крупном масштабе и определения мест скопления воды. Для этого вначале на рельефе находятся все точки локального минимума, а затем эти места постепенно наполняются водой до тех пор, пока лужи не переполнятся и не станут переливаться через край (рис. 6.39).

 

Это используется, например, при проектировании автомобильных дорог и генеральных планов для обнаружения потенциальных мест образования луж. Для исключения возможности образования луж следует перепроектировать рельеф или установить в центре этих луж ливневые колодцы.

 

 

(а) (б)

 

Рис. 6.39. Расчет потенциальных мест образования луж

(а – изображение луж на плане, б – трехмерная визуализация луж)

 

 

6.6. Вопросы для самопроверки

 

1. Какие картометрические функции имеются в ГИС?

 

2. Какие основные виды отношений бывают между пространственными объектами?

 

3. Что такое оверлеи? Как вычисляются атрибуты новых пространственных объектов, образуемых в результате выполнения оверлеев?

 

4. Приведите пример использования оверлеев для решения какой-нибудь прикладной задачи.

 

5. Что такое генерализация, и какие инструменты для её выполнения имеются в ГИС?

 

6. Что такое геостатистика, и каково её место в геоинформатике?

 

7. Какие основные операции сетевого анализа существуют в ГИС?

 

8. Какие операции анализа поверхностей есть в ГИС?

 

Глава 7. Программные средства ГИС

7.1. Российский рынок ГИС

 

В настоящее время в мире имеется множество ГИС, относящихся к разряду полнофункциональных, т.е. имеющих основные функции ГИС для создания, визуализации и анализа карт.

 

Наиболее мощными в мире являются ГИС американского производства: ArcGIS, MapInfo, Autodesk Map, GeoMedia, ERDAS Imagine.

 

Среди отечественных разработок можно отметить IndorGIS, ГеоГраф, Карта-2000, ИнГео, ПАРК и пр.

 

По общему набору функций отечественные разработки заметно уступают западным, тем не менее, многие из них имеют ряд достоинств, позволяющих им успешно распространяться на российском рынке. Во-пер­вых, это существенно меньшая цена, и, во-вторых, соответствие российским отраслевым нормам и правилам.

 

Практически все современные полнофункциональные ГИС работают под управлением операционной системы (ОС) Windows, и только некоторые – на других платформах: в MS-DOS и на различных Unix-клонах. В настоящее время большинство производителей ГИС прекратило производство ГИС для MS-DOS и Unix. Это связано с тем, что MS-DOS уже устарела, а Unix использовался раньше только из-за того, что под его управлением работали самые мощные компьютеры в мире – рабочие станции, и только они были способны обрабатывать большие массивы пространственных данных, характерных для ГИС. В настоящее время обычные персональные компьютеры обладают достаточными для ГИС мощностями, а поэтому почти все современные ГИС ориентированы на ОС Windows.

 

Большинство современных ГИС имеет модульную архитектуру. ГИС имеет некоторое ядро, обеспечивающее только минимальную функциональность (отображение карт, поддержку основных моделей данных, некоторые функции пространственного анализа) и предоставляющее возможности по расширению функций, подключая дополнительные модули. В качестве программного интерфейса для подключения модулей обычно используется технология ActiveX.

 

В следующих разделах мы рассмотрим наиболее распространенные в России ГИС-продукты.

7.2. Полнофункциональные ГИС

 

В табл. 1 приведены основные функциональные возможности наиболее распространенных в России зарубежных и отечественных ГИС. Каждая ГИС рассматривалась в максимальной комплектации, предлагаемой производителем к продаже, т.е. со всеми дополнительными модулями.

 

Таблица 7.1. Функциональные возможности некоторых ГИС

Таблица 7.1. (Продолжение)

 

Функциональные возможности Зарубежные ГИС Российские ГИС
ArcGIS MapInfo Autodesk Map GeoMedia ERDAS Imagine IndorGIS ГеоГраф Карта-2000 ИнГео ObjectLand
Е. Пространственный анализ векторных объектов
1. Анализ отношений + + + +
2. Отсечение и разрезание + + + + + + + +
3. Оверлеи + + + + + + + +
4. Буферные зоны + + + + + + + + + +
5. Выпуклые оболочки +
6. Зоны близости (диаграммы Вороного) + + + +
7. Взвешенные зоны близости +
8. Операции генерализации + + +
Ж. Сетевой анализ
1. Поиск кратчайшего пути + + + + + +
2. Поиск оптимального порядка обхода + + + + + +
3. Расчет зон обслуживания + + + +
4. Расчет транспортной доступности +
5. Расчет транспортных связей +
6. Расчет транспортных потоков +
З. Растровый анализ
1. Математические операции с растрами + + + + +
2. Логические операции с растрами + + + + +
3. Буферные зоны + + + + +
4. Факторный анализ + + +
5. Корреляционный анализ + + +
И. Анализ поверхностей
1. Интерполяция высот + + + +
2. Построение профилей + + + +
3. Построение изолиний + + + + + + +
4. Построение изоконтуров + + + +
5. Построение изоуклонов + + + + +
6. Расчет экспозиций склонов + + + +
7. Расчет объемов земляных работ + + +
8. Расчет разности поверхностей + + +
9. Анализ видимости + + + + +
10. Построение тальвегов и водоразделов + + + +
11. Анализ водостока + +
К. Другие аналитические функции
1. Геостатистика + + + +
2. Работа с темпоральными данными +
3. Гидравлические расчеты + + +
4. Электрические расчеты + + +

 

 

7.2.1. ArcGIS 9.0

 

Геоинформационная система ArcGIS 9.0 (производства американской компании ESRI, Inc), без всякого преувеличения, является в настоящее время наиболее мощной и динамично развивающейся векторной ГИС в мире. Система ArcGIS – это большой программный комплекс, позволяющий решать самые разнообразные задачи. Она состоит из следующих ключевых программных блоков (рис. 7.1):

 

1. Настольные ГИС. Это приложения линейки ArcGIS Desktop, включающие ArcView, ArcEditor и ArcInfo. Кроме них дополнительно имеется ещё достаточно простое приложение для просмотра карт ArcReader. В основе этих приложений лежит общее программное ядро, построенное на основе ArcObjects – набора ActiveX-компонентов, позволяющего решать самые разнообразные ГИС-задачи и создавать собственные программные модули, расширяющие функциональность продуктов данной линейки.

 

2. Серверные ГИС. Этот блок состоит из ArcGIS Server – сервера приложений, предназначенного для управления программными ГИС-объектами в корпоративной сети или в Интернете; ArcSDE – мощного сервера пространственных данных, работающего на основе многих современных коммерческих СУБД; и ArcIMS – полнофункционального сервера, позволяющий создавать и распространять карты через Интернет.

 

3. Встраиваемые ГИС. ArcGIS Engine – это библиотека встраиваемых ГИС-компонентов и инструментов, с помощью которой независимые разработчики могут создавать новые или расширять любые имеющиеся пользовательские приложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...