Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классическая политическая экономия – философия рыночного хозяйства

Чепурин. Глава 2. Предмет и метод экономической теории.

2.3. Основные направления и школы в экономической теории

Классическая политическая экономия – философия рыночного хозяйства

Своё имя классическая школа получила за огромный вклад в развитие экономической теории и становление её как истинной науки.

Хотя в создании классической политической экономии на протяжении почти 200 лет приняли участие многие экономисты из разных стран, можно выделить общие черты, позволяющие объединить их в одну научную школу.

· Классическая политическая экономия господствовала в эпоху, когда капитал стремительно проникал в промышленность, вовлекая в производство всё большее количество трудовых и природных ресурсов, технических изобретений и предпринимательских способностей.

· Богатство нации отождествлялось уже не с золотыми деньгами, а массой созданных товаров (что было бы странно для купца, но вполне соответствовало жизненной позиции промышленника).

Отметим, что поворот экономической мысли в этом направлении проходил болезненно.

Общество неохотно отказывалось от своих прежних взглядов.

А.С. Пушкин с поразительной для неэкономиста точностью показал борьбу идей классиков с меркантилистами в форме конфликта между поколениями.

Его Онегин, «повеса осьмнадцати годов», герой «нового» времени,

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живёт, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог.

· Классическая школа возникла в эпоху, когда рыночная система в процессе развития и становления яснее раскрыла заложенный в ней потенциал саморегулирования. Поэтому классики выработали концепцию «экономического либерализма, основанную на абсолютной вере в благотворность частного предпринимательства и провозгласившего ненужность вмешательства государства в экономику.

· Классики исследовали процесс рыночного ценообразования с позиций производителей и их издержек по производству товаров. Потребителя в качестве участника этого процесса они не рассматривали.

В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие учёные, как уже названный нами Франсуа Кенэ, английские экономисты Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Стюарт Миль, французский экономист Жан-Батист Сэй.

Несмотря на различия их взглядов, иногда существенные, они относятся к классикам политической экономии.

Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения по многим отдельным вопросам, был присущ всем названным авторам.

Прежде всего, - классики – сторонники экономического либерализма, суть которого нередко выражается словами «laissez faire» (лассэ фэр – буквально – «оставьте делать» - фр.)

Принцип «laissez faire» - политическое требование, сформулированное ещё школой физиократов: полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.

Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического».

Его стремление к максимизации своего богатства ведёт к и к приумножению богатства всего общества.

«Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастройки Адам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия.

Длительное существование в такой системе безработицы, перепроизводства или недопроизводства товаров оказывается невозможным.

Классики внесли огромный вклад в создание аппарата экономической науки, который в дальнейшем использовался и совершенствовался в трудах других представителей мировой экономической мысли.

Адам Смит (1723-1790), с чьей выдающейся работы «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) по сути, начинается НАУКА политическая экономия, выяснил условия производства и накопления богатства.

Нет ни малейшего сомнения в том, что «Богатство народов» - книга, изменившая мир.

Однако эти изменения заняли долгое время.

Более чем двести тридцать лет послу публикации, описанные Адамом Смитом практические истины только начинают раскрывать полностью свои действенные силы.

Смит осветил все тайны экономики одной вспышкой: «Потребление – единственное завершение и цель всего процесса производства».

В этом нет ни секрета, ни загадки, не метафизики.

Экономика просто-напросто стратегия жизнеобеспечения, и ничего более.

 

В «Богатстве народов» сформулированы три основных экономических принципа, их смысл раскрыт в ясных рассуждениях и приведены многочисленные примеры.

 

Экономический прогресс зависит одновременно от трёх независимых факторов: личного интереса, разделения труда и свободы торговли.

 

В основе его концепции лежит идея «неуравнительного равенства».

Каждый человек уникален, он обладает данными от природы (или благоприобретёнными) способностями.

Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности.

Их односторонность и ограниченность превращаются в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда.

Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться «глубокими специалистами в узкой области».

Индивиды становятся полноправными членами общества, необходимыми друг другу благодаря своей специализации.

Обмен, в результате, играет двоякую роль: «подключает» отдельных людей к цивилизации и развивает их потребности, способствуя всестороннему развитию личности.

 

В своём главном экономическом сочинении «Богатство народов…» А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы.

Мануфактурный труд, отмечал он, дробит единый процесс труда на мельчайшие операции, значительно упрощая их.

В этом заключается общественный прогресс, соединяющий специфичное и всеобщее, труд отдельного работника и труд вообще.

Именно труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда, А. Смит провозглашает источником материального богатства при капитализме.

 

А. Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости.

Они считали, что богатство создаётся не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом.

Все классы участвуя в процессе производства, сотрудничают, вступают в кооперацию, что исключает всякое различие между «бесплодными» и производительными видами деятельности.

Это сотрудничество наиболее эффективно, если оно осуществляется в форме рыночного обмена.

 

Марксизм.

На основе теории трудовой стоимости великий немецкий экономист и социолог Карл Маркс создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (капитализма)

Только труд наёмных рабочих создаёт богатство общества.

Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд наёмных рабочих.

Внутренние законы капитализма ведут к поляризации общества, относительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для перехода к социалистическому обществу в результате победоносной пролетарской революции.

Многие положения и прогнозы К. Маркса не подтвердились практикой развития общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...