Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что общего у разных растений?

Г. Окружающий мир

Урок 1-2

Тема. Звёзды и планеты. Солнце. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) Задавайте вопросы. Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Прогулка. Практические работы. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Практические работы. Моделирование.

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что Солнце — огром­ный пылающий шар;

знать, что облака состоят из мельчайших капелек воды;

иметь пред­ставление о форме и размерах предметов;

обобщать знания о дневном и ночном небе.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

моделировать конфигурацию созвездий;

находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради), работая со взрослыми;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать красоту неба днем и ночью.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. От имени Муравья Вопросика детям предлагается вопрос, вынесенный в название темы и зачитываются задачи урока (с.18 учебника).

Актуализация знаний и умений. Учитель просит вспомнить и сказать, что было у нас над головой во время про­гулки. (Небо, а на небе — солнце и облака.) Учитель уточняет: «Все это мы видели днём. А кто знает, каким становится небо поздно вечером и ночью? Что на нём можно увидеть? (Звёзды, Луну)».

Освоение нового содержания и его применение. Учитель обращает внимание детей на изображение Солнца, просит подумать, какую форму оно имеет, сравнить Солнце и изображенные рядом с ним предметы по форме, цвету, размерам. Для большей наглядности учитель демонстрирует детям изображенные предметы (кубик, тарелку, мяч). В итоге выясняется, что Солнце – огромный пылающий шар.

Затем учитель обращает внимание на условный знак в нижней части с. 18, просит его расшифровать (если забыли, посмотреть на с. 8). Учитель спрашивает, как дети понимают слова «моделирование», «модель», при необходимости поясняет, что моделирование - это изготовление модели, а модель - предмет, изображающий другой предмет. В данном случае предлагается вылепить из пластилина модель Солнца. Учитель просит сначала подумать, как это сделать. Очень важно, чтобы дети наметили мысленный план действий, позволяющих решить данную задачу. В ходе коллективного обсуждения уточняется, какого цвета пластилин понадобится, какой формы фигуру нужно вылепить. Далее дети работают самостоятельно. Дети демонстрируют классу свои модели, после чего учитель, в соответствии с заданием учебника, просит объяснить, чем изготовленная модель похожа на настоящее Солнце (формой, цветом), а чем отличается от него (размерами). Настоящее Солнце огромное, во много раз больше Земли.

Затем учитель от имени Муравья Вопросика рассказывает, как однажды летал на облаке. Учитель спрашивает: «Верите ли вы Муравьишке? Могло ли это быть на самом деле?» Обсуждая с учителем эти вопросы, дети уз­нают, что облако — это густой туман высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды ипоэтому летать на нём можно толь­ко в сказке.

Для знакомства с новым материалом о созвездиях, детям предлагаются загадки:

Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет

Одним пером.

(Ночь)

По небу лебедь чёрный Блин в окошке виден Тане;

Рассыпал чудо-зёрна. Он то в масле, то в сметане.

(Ночь, звёзды) (Луна)

Учитель просить рассказать о наблюдениях за вечерним небом. Какого цвета оно было? Кто видел на нём звёзды, Луну. Затем учитель демонстри­рует слайды, отражающие красоту и таинственность ночного неба. При этом читает вслух описание звездного неба из атласа-опреде­лителя «От земли до неба» (с. 208, первый абзац). Для создания со­ответствующей атмосферы желательно сопровождать демонстрацию музыкой с «космическими» мотивами.

Далее проводится работа со с. 19 учебника. Учитель спрашивает: «Почему рядом со звездами изображен медведь?» Дети высказыва­ют предположения; возможно, кто-то знает правильный ответ. Учи­тель рассказывает: «Ещё в древности (много-много лет назад) лю­ди видели на небе фигуры из звёзд, которые ониназвали созвездиями. Многие фигуры напоминали людям животных, и эти созвездия на­звали их именами. Например, Большая Медведица. Вы видите на рисунке старинную карту звездного неба, на которой показано со­звездие Большой Медведицы. Посмотрите, как много звезд в этом созвездии. Из них как раз иполучается медведица с головой, туло­вищем и хвостом. Но рассмотрите внимательно её хвост. Что-то тут не так... (Хвост у этой медведицы длинный, а у настоящего медве­дя короткий.) У этой медведицы хвост стал таким, потому что её тянули за хвост на небо. Об этом рассказывает одна из древних ска­зок-легенд. Оказывается, это не просто медведица, а заколдованная красавица по имени Каллисто. Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её — схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие».

Затем учитель говорит: «Обратите внимание на то, что самые яр­кие звезды этого созвездия образуют фигуру, которая напоминает... Что же? (Дети высказываются, учитель демонстрирует кухонный ков­шик, делается вывод, что фигура напоминает ковш.) Чтобы было лучше видно, художник на рисунке соединил звёзды линиями. Най­дите на рисунке ручку звёздного ковша. Посчитайте, сколько в ней точек-звёздочек. (Три.) А из скольких звезд состоит сам ковшик? (Из четырёх.) Сколько же всего звезд образуют ковш Большой Мед­ведицы? (Семь.)»

Учитель говорит, что на небе обычно трудно разглядеть всезвёз­ды Большой Медведицы, зато семь ярких звёзд ковша всегда хоро­шо видно.

Затем учитель просит детей на рисунке (с.19) со­единить пальчиком звёзды, мысленно проводя линию от крайней звезды в ручке ковша.

Далее организуется работа в парах по заданию учебника (с. 19) с использованием атласа-определителя «От земли до неба» (моделирование созвездий). По окончании работы дети демонстрирую модели классу, оценивают лучшие.

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «Что у нас над головой?». Выводы детей обобщаются с помощью текста на с. 19 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 19 учебника.

Физкультминутки. Могут быть проведены с использованием песни «Облака, белокрылые лошадки».

ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

иметь представления о форме, размерах, цвете предметов;

определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

различать гранит, кремень, известняк;

пользоваться увеличитель­ным прибором — лупой.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

использовать представленную информацию для получения новых знаний;

осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать красоту камней и необходимость бережного отношения к ним.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока Мудрая Черепаха интересуется, как выпол­нено задание № 1 в «Научном дневнике». Можно предложить детям сравнить сделанный в дневнике рисунок с рисунком в атласе-определителе «От земли до неба» (с. 210) — расположение ковша на них должно быть примерно одинаковым. Так дети убеждаются в правильности своих наблюдений.

От имени Муравья Вопросика учитель говорит: «Теперь я знаю, что у нас над головой. А что у нас под ногами?» Дети называют то, что видели под ногами во время прогулки, говорят, что принес­ли с прогулки камешки. Учитель зачитывает слова Муравьишки на с. 20 учебника.

Актуализация знаний и умений. Учащиеся раскладывают камешки перед собой и рассматривают их. Учитель: «Какие перед вами камни — одинаковые или разные? Чем они отличаются друг от друга? (Формой, размером, цветом.)»

Освоение нового содержания и его применение. Учитель предлагает проанализировать рисунок в учебнике и объяснить, каким образом рассортированы на нем камешки. Затем дети по аналогии сортируют камешки, собранные на прогулке. Сначала следует разложить их по форме, затем – по размерам, потом – по цвету. В ходе работы дети убеждаются, что одни и те же камешки могут оказаться в разных группах, в зависимости от того, по какому признаку проводится классификация.На это следует обратить особое внимание детей, поскольку это очень важно для формирования умения классифицировать объекты как универсального учебного действия.

Прежде всего учитель просит расшифровать условные знаки на с.20 учебника (если забыли, посмотреть на с.8). Муравей Вопросик говорит, что не разобрался, просит детей по­казать ему каждый камень и ещё раз сказать название.

Учитель подчеркивает, что совместными усилиями определены все камни и теперь любой ученик может узнать любой из камней, в том числе и тот, который определили его товарищи.

Следующий этап урока предусматривает расширение представлений детей об изучаемых камнях (это его предметная составляющая) и вместе с тем нацелен на формирование умения работать с информацией (метапредметная составляющая). Дети учатся извлекать информацию из текста и использовать для объяснения содержания иллюстраций. Текст «Знаете ли вы, что…» учитель может зачитать всему классу в форме вопросов, а последующее задание выполняется в парах. При этом дети впервые встречаются с возможностью использования «Страничек для самопроверки», на которые в тексте задания имеется ссылка (в виде стрелки с указанием номера страницы, где представлен правильный ответ). При обсуждении результатов работы пар учитель может продемон­стрировать известняк-ракушечник, в котором раковины очень хорошо видны невооруженным глазом.

Выводы и обобщения. В заключительной части урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «Что у нас под ногами?». Для обобщения высказываний детей зачитывается вывод на с. 21

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 21 учебника.

Физкультминутки. 1.Дети выполняют движения, соответствую­щие стихотворению:

По дорожке мы шли, Дальше пошли.

Много камешков нашли. Вот мы в горку пошли,

Присели, собрали, Пёстрых камешков нашли,

Дальше пошли. А под горку пошли —

Вот направо мы пошли, Белых камешков нашли,

Серых камешков нашли, С собой в школу принесли.

Присели, собрали,

2. Возможна физкультминутка по загадке К. И. Чуковского:

Что за камень у дороги? (Дети присели.)

Есть у камня хвост и ноги. (Поворот и прыжок.)

Это ЧЕ! (Дети подпрыгивают.)

Это РЕ!

Это ПАХА!

Это ЧЕ-РЕ-ПАХА! (Дети хлопают в ладоши.)

ЧТО ОБЩЕГО У РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);

находить, показывать и называть эти части;

различать цветки и соцветия.

Метапредметные результаты:

работать в группе;

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

извлекать из них нужную информацию;

использовать представленную информацию для получения новых знаний;

осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные результаты:

понимать необходимость бережного отношения к природе, а именно к растениям.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока учитель просит найти среди образцов камней гра­нит, кремень, известняк. От имени Муравья Во­просика учитель говорит: «Как много разных камней в окружающем мире! А еще нас окружают разнообразные растения. Ребята, назовите растения, которые, на ваш взгляд, совсем не похожи друг на друга. (Дети высказываются.) Верно, растения такие разные! А есть ли у них что-нибудь общее? Интересно, что общего у разных растений?» Дети пробуют ответить на вопрос. Далее зачитываются слова Муравьишки на с.22.

Актуализация знаний и умений. Учитель просит детей вспомнить, какие части растений они знают. Дети отвечают, используя знания, полученные в дошкольном учреждении, а также свой жизненный опыт, бытовые представления.

Освоение нового содержания и его применение. Учитель предлагает выполнить задания в учебнике (с. 22). Работу можно провести фронтально. Учитель говорит: «Как вы видите, здесь изображено растение кабачок. Найдем у не­го листья. А к чему они крепят­ся? Прочитаем, как называется эта часть растения. (Стебель.) Какого он цвета? (Зелёного.) Проведите пальчиком вдоль всего стебля свер­ху вниз. Закончилась зелёная часть? Ведём палец ниже. Какого цве­та эта часть растения? Прочитаем, как она называется. (Корень.) Это подземная часть растения. Поднимемся вверх (проведем паль­цем) от корня по стеблю. Повторяем знакомые части растения. Ка­кие части растения мы ещё не назвали? (Дети называют цветок и плод с семенами.) Сколько на рисунке цветков? Сколько плодов? Когда цветок отцветает, на его месте в большинстве случаев обра­зуется плод с семенами. Итак, перечислите, что мы увидели, рас­сматривая растение. (Учащиеся называют части растения с опорой на рисунок в учебнике.)» Далее дети находят части растений у крыжовника и яблони, убеждаясь в том, что они у них те же самые, несмотря на внешние различия.

После этого проводится практическая работа в группах «Изучаем части растений». Инструктивная карточка

1. Как называется растение? Прочитайте название.

2. Есть ли у растения корень? Найдите и покажите.

3. Есть ли у растения стебель? Найдите и покажите.

4. Есть ли на стебле листья? Найдите и покажите.

5. Есть ли у растения цветок? Найдите и покажите.

6. Что появилось на месте цветка, когда он отцвёл? Найдите плод с семенами и покажите его.

Дети совместно выполняют задания. Учитель помогает им, пе­реходя от бригады к бригаде. По окончании работы группы отчитываются о проведённом исследовании. Делается вывод: «У разных растений есть одни и те же части — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами».

Следующий этап урока предусматривает расширение представлений детей о частях растений (знакомство с соцветиями) и вместе с тем нацелен на формирование умения работать с информацией. От имени Мудрой Черепахи зачитывается вопрос «Знаете ли вы, что…» (с.23). Дети высказываются. Учитель демонстрирует соцве­тие (головку клевера), показывая отдельные цветки. Мож­но напомнить детям похожее слово «созвездие» (группа звёзд — со­звездие, группа цветков — соцветие). Последующее задание выполняется в парах. Дети рассматривают со­ответствующие рисунки, называют растения, изображённые справа (подсолнечник, календула, георгин), проверяют себя, используя «Странички для самопроверки». При обсуждении результатов работы пар учитель обращает внимание детей на растения, которые держит Черепаха. Учитель: «Какие это расте­ния? (Клевер и тюльпан.) Чем они различаются? (У клевера — со­цветие, а у тюльпана — отдельный цветок.)»

Выводы и обобщения. Учитель: «Давайте еще раз ответим на вопрос Муравьишки: «Что обще­го у разных растений?» Ответы детей обобщаются с помощью вывода на с. 23 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 23 учебника.

 

Физкультминутки. Учитель: «Давайте покажем, как трудились люди, выращивая урожай. Копали (имитация движений), поливали (имита­ция движений), срывали с деревьев плоды (подпрыгивают), собрали все в большую корзину (широко разводят руки в стороны)».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...