Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй период французской революции конца XVIII в.. Политический портрет одного из деятелей этого периода.




Второй этап революции (10 августа 1792—2 июня 1793) определялся острой борьбой между якобинцами-монтаньярами и жирондистами.

Жирондисты (руководители — Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. М. Ролан и др.) представляли торгово-промышленную и землевладельческую буржуазию, преимущественно провинциальную, успевшую получить некоторые выгоды от революции. Придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию, не допустить её дальнейшего развития.

Якобинцы (руководители — М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюс т) не были однородной партией. Они представляли блок средних и низших слоев буржуазии, крестьянства и плебейства, то есть классовых групп, требования которых ещё не были удовлетворены, что побуждало их стремиться к углублению и расширению революции.

Эта борьба, принявшая форму конфликта между Законодательным собранием, где главенствовали жирондисты, и Парижской Коммуной, где ведущую роль играли якобинцы, затем была перенесена в избранный на основе всеобщего избирательного права (для мужчин) Конвент, начавший работу 20 сентября 1792, в день победы французских революционных войск над интервентами при Вальми.

На первом публичном заседании Конвент принял решение об упразднении королевской власти (21 сентября 1792). Во Франции была установлена республика. Вопреки сопротивлению жирондистов якобинцы настояли на предании бывшего короля суду Конвента, а затем, после признания его виновности, на вынесении ему смертного приговора. 21 января 1793 Людовик XVI был каз нён.

Победа при Вальми остановила наступление интервентов. 6 ноября 1792 при Жемапе была одержана новая победа, 14 ноября революционные войска вступили в Брюссель.

Резкое ухудшение экономического и в особенности продовольственного положения вследствие войны способствовало обострению классовой борьбы в стране. В 1793 вновь усилилось крестьянское движение. Очень острые формы принимали выступления голодающей бедноты в городах.

Выразители интересов плебейства — "бешеные" (вожди — Ж. Ру, Ж. Варле и др.), требовали установления максимума (твёрдых цен на предметы потребления) и обуздания спекулянтов. Считаясь с требованиями масс и учитывая сложившуюся политическую обстановку, якобинцы пошли на союз с "бешеными ". 4 мая Конвент, несмотря на сопротивление жирондистов, декретировал установление твёрдых цен на зерно.

Упорное стремление жирондистов навязать стране свою антинародную политику, усиление репрессивных мер против народных движений, свидетельствовали о том, что жирондистыстали превращаться из силы консервативной в контрреволюционную. Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию (где их позиции были сильны), сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая — 2 июня 1793. Оно завершилось изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам.

 

 

Максимилиан Робеспьер — французский революционер, один из наиболее известных и влиятельных деятелей Великой Французской революции.

Избранный депутатом от Третьего Сословия в Генеральные штаты в 1789 году, он вскоре стал одним из ведущих деятелей демократов в Учредительном собрании, выступая за отмену рабства, смертной казни, а также за всеобщее избирательное право. Его последовательность в отстаивании своих принципов вскоре заслужила ему прозвище «Неподкупный». Член Якобинского Клуба с момента его основания, он являлся самым известным и ведущим его членом.

Противник войны с Австрией в 1792 году. Поддержал падение монархии и провозглашение Республики. Член повстанческой Парижской Коммуны, был избран в Национальное Cобрание (Конвент), где находился на скамьях Горы ​​и выступал против политики жирондистов. После восстания 31 мая — 2 июня 1793 года стал членом Комитета Общественного Спасения 27 июля 1793 года, участвовал в создании Революционного Правительства в контексте войны против коалиции иностранных монархий и гражданской войны.

Согласно Робеспьеру, три начала должны лежать в фундаменте политического союза. Первое и з них - охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей. Второе - право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей. Третье - верховенство власти народа в государстве. Народ в любой ситуации правомочен сам решать свою суд

Выступал против политики дехристианизации и после победы комитетов Общественного Спасения и Общественной Безопасности над фракциями эбертистов и дантонистов, весной 1794, провозглашает культ «Верховного Существа» и поддерживает принятие закона 10 июня 1794 года, который вошёл в историю как период «Большого Tеррора».

Самостоятельность и своеобразие Робеспьера как политического мыслителя базируется в значительной степени на разработанной им концепции конституционного и революционного правительства.

С выдвижением этой концепции существенно преображается весь комплекс робеспьеровских политико-правовых идей. Более очевидным становится в них тяготение к авторитарным формам властвования. Явственно ощущается теперь уклон в сторону правового нигилизма.

Он выделяет два типа правительства:

1. Конституционное правительство - цель которого сохранять уже утвердившуюся республику, заниматься гражданской свободой.

2. Революционное правительство - действует в бурных обстоятельствах. Правда, он уточняет, что террор - это симбиоз либерально-демократических и авторитарных идей.

Мотивы, побудившие Робеспьера защищать тезис об обязательности обращения к мерам насилия, применения террора в борьбе со старым порядком ради установления республиканско-демократического строя, «подсказаны» ему определенными мировоззренческими и идеологическими представлениями. Среди них - стойкая убежденность в том, что война потребна не только для уничтожения контрреволюционеров (открытых и тайных), но и для искоренения слабостей человеческой натуры, пороков, предрассудков, ибо также они прокладывают путь королевской власти. Робеспьер уподобляет террор справ едливости. Почитая террор за добродетельное средство, он, кроме того, усматривает в нем «следствие общего принципа демократии». Правда, он уточняет, что террор - это симбиоз либерально-демократических и авторитарных идей, его надобно пускать в ход «при наиболее неотложных нуждах отечества». Но кто и по каким конкретно критериям будет определять, когда и на какой срок возникают эти «наиболее неотложные нужды»? Ясного ответа на такие вопросы нет. В сознании Робеспьера и его сторонников, спасателей Отечества, подспудно присутствует мысль о возможности мерами насилия заставить нацию построить свободное, справедливое общество.

Изолированный в Комитете Общественного Спасения и атакованный в Конвенте бывшими эбертистами слева и дантонистами справа, выступает перед Конвентом 26 июля 1794 года). На следующий день 9 термидора II года (27 июля 1794 года), после бурного заседания в Конвенте, он был арестован вместе со своим братом Огюстеном и сторонниками Кутоном, Сен-Жюстом и Леба. После восстания Парижской Коммуны того же дня в поддержку арестованных, объявлен Конвентом вне закона и казнён без суда и следствия на следующий день, 10 термидора (28 июля 1794 года), с двадцатью одним из его сторонников.

 

 

Приход к власти якобинцев: органы революционной якобинской диктатуры, классовая сущность, политика революционного террора и организация побед французских республиканских войск. Проблема террора в современной историографии.

Начавшийся третий этап революции (2 июня 1793—27/28 июля 1794) был её высшим этапом — революционно-демократической якобинской диктатурой.

Якобинцы пришли к власти в критический момент в жизни республики. Войска интервентов вторгались с севера, востока и юга. Контрреволюционные мятежи охватили весь северо-запад страны, а также юг.

Аграрным законодательством (июнь — июль 1793) якобинский Конвент передал крестьянам общинные и эмигрантские земли для раздела и полностью уничтожил все феодальные права и привил егии. Таким образом, главный вопрос революции — аграрный — был разрешен на демократической основе, бывшие феодально-зависимые крестьяне превратились в свободных собственников. Эта революционная расправа с отжившим феодализмом предрешила переход на сторону якобинского правительства основных масс крестьянства, его активное участие в защите республики и её социальных завоеваний.

24 июня 1793 Конвент утвердил вместо цензовой конституции 1791 новую конституцию — гораздо более демократическую. Однако критическое положение республики вынудило якобинцев отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом революционно-демократической диктатуры. Складывавшаяся в ходе напряжённой классовой борьбы система якобинской диктатуры сочетала сильную и твёрдую централизованную власть с идущей снизу широкой народной инициативой.

Конвент и Комитет общественного спасения, ставший фактически главным органом революционного правительства, а также в известной мере и Комитет общественной безопасности располагали полнотой власти. Они опирались на организованные по всей стране революционные комитеты и "народные общества". Революционная инициатива масс в период якобинской диктатуры проявилась особенно ярко. Так, по требованию народа Конвент 23 августа 1793 принял исторический декрет о мобилизации всей французской нации на борьбу за изгнание врагов из пределов республики. Подготовленное "бешеными" выступление плебейских масс Парижа 4—5 сентября 1793 заставило Конвент в ответ на террористические акты контрреволюции (убийство Ж. П. Марата, вождя лионских якобинцев Ж. Шалье и др.) поставить революционный террор в порядок дня, расширив репрессивную политику против врагов революции и против спекулятивных элементов. Под давлением плебейских масс Конвент принял (29 сентября 1793 ) декрет о введении всеобщего максимума. Устанавливая максимум на продукты потребления, Конвент в то же время распространил его и на заработную плату рабочих. В этом особенно ярко проявилась противоречивая политика якобинцев. Она сказалась также в том, что, приняв ряд требований движения "бешеных", якобинцы к началу сентября 1793 разгромили это движение.

Якобинское революционное правительство уже к октябрю 1793 добилось перелома в ходе военных операций. 26 июня 1794 войска республики нанесли интервентам решающее поражение при Флёрюсе.

 

За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи буржуазной революции, остававшиеся нерешенными в течение 4 предшествовавших лет. Но в самой якобинской диктатуре и в якобинском блоке, объединявшем классово разнородные элементы, были заложены глубокие внутренние противо речия. До тех пор, пока исход борьбы с контрреволюцией не был решен и оставалась реальной опасность феодально-монархической реставрации, эти внутренние противоречия оставались приглушёнными. Но уже с начала 1794 в рядах якобинского блока развернулась внутренняя борьба. Руководившая революционным правительством группировка робеспьеристов в марте — апреле поочерёдно разгромила левых якобинцев (см. Шометт, Эбертисты), стремившихся к дальнейшему углублению революции, и дантонистов, представлявших новую, нажившуюся за годы революции буржуазию, стремившуюся ослабить революционную диктатуру. Принятые в феврале и марте 1794 так называемые вантозские декреты, в которых нашли выражение уравнительные устремления робеспьеристов, не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупно-собственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры. От якобинской диктатуры стали частично отходить плебейские элементы и сельская беднота, ряд социальных требований которых не был удовлетворён. В то же время большая часть буржуазии, не желавшей далее мириться с ограничительным режимом и плебейскими методами якобинской диктатуры, переходила на позиции контрреволюции, увлекая за собой зажиточное крестьянство, недовольное политикой реквизиций, а вслед за ним и среднее крестьянство.

Эпоха Террора — период произошедший в течение одного года и одного месяца после начала Великой французской революции (с 5 сентября 1793 по 27 июля 1794 года (9 термидора II года).

Террор представлял собой период насилия в ходе конфликта между соперничающими политическими группировками (жирондисты и якобинцы), в течение которого были осуществлены массовые казни «врагов революции».

Развитие гражданской войны и вторжение иностранных войск на территорию страны вылилось в политический кризис и увеличение соперничества между жирондистами и более радикальными якобинцами. Последние при поддержке парижского населения, в конечном итоге, сгруппировались в парламентскую фракцию «верхов». Французское правительство для подавления внутренней контрреволюционной деятельности и привлечения дополнительных вооружённых сил создало Комитет общественной безопасности, который под руководством Максимилиана Робеспьера принял свой окончательный вид 6 сентября 1793 года.

Посредством Революционного Трибунала лидеры Террора, обладая широкими диктаторскими полномочиями, использовали их для применения массовых казней и политических репрессий

Летом 1794 возник заговор против возглавлявшегося Робеспьером революционного правительства, приведший к контрреволюционному перевороту 9 термидора (27/28 июля 1794), свергнувшему якобинскую диктатуру и тем самым положившему конец революции (Термидорианский переворот), после которого несколько лидеров Эпохи Террора были казнены, в том числе Сен-Жюст и Робеспьер.

Поражение якобинской диктатуры было обусловлено углублением её внутренних противоречий и, главным образом, поворотом основных сил буржуазии и крестьянства против якобинского правительства.

 

В нашей историографии террор изучался в русле известной "теории обстоятельств". Французские историки от Ж.Лефевра до М.Вовеля, исследуя природу якобинского террора, приходили к выводу, что он пришел "снизу". Современные западные историки, изучающие эту проблему, акцентируют внимание на взаимоотношениях народного терроризма-вандализма, как революционного, так и контрреволюционного, и институционализированного террора якобинской диктатуры. Высказана мысль о связи террора и его природы с проблемой, как закончить революцию, как выйти из революционной утопии и вернуться к порядку в качестве культурной нормы, когда действует закон и возможно нормальное функционирование власти. На всех этапах революционная власть сталкивалась с этим.

Размышляя в наши дни о Французской революции конца XVIII в., трудно избежать двойственного впечатления. С одной стороны, торжество свободы, утверждение гражданского равенства, прорыв в обеспечении прав человека, с другой - диктатура, террор, регламентация экономики, "революционный вандализм". При этом позитивные сдвиги чаще историки связывают с реформами 1789-1791 гг.; пугающие же стороны революции относят ко II г. республики (1793-1794 гг.).

Публикации конца 80-х - начала 90-х годов в отечественной историо графии Французской революции конца XVIII в. показывают, что уже можно говорить о новых чертах в видении революции: отказ от антикапитализма, неприятие диктатуры и террора, а также повышенное внимание к персоналиям и к ментальной истории.

Если обратиться к работам последних лет, посвященным якобинскому периоду, можно заметить, что продвижение вперед в его осмыслении стало в значительной мере возможным благодаря стремлению авторов этих трудов соотносить свои выводы с результатами изучения всего комплекса сложных и многогранных проблем Французской революции конца XVIII в. Такой подход оказался плодотворным для взвешенного анализа идеологии и практики якобинцев, определения характера столкновения утопии народных представлений с реалиями времени, влияния "левых" течений на выход страны из полосы социальных потрясений. Углубленному и разностороннему анализу ученые подвергли также собственно революционный процесс, оценивая его не только применительно к истории Франции конца XVIII в., но и как способ разрешения общественных конфликтов в масштабах мировой истории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...