Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура ресурсов коммерческого банка




Вопрос 23

 

Кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий по повышению доходности и снижению кредитных рисков.

Кредитная политика является основой всего процесса управления кредитами и его отправ­ным моментом, она формулирует общие принципы и ограничения, утверждается Советом банка и оформляется как письменный меморандум, которым руководствуются все работники Банка.

Формирование политики оз­начает сокращение возможных альтернативных действий, упрощение и ускорение процесса при­нятия решения. Главное назначение полити­ки - обеспечение последовательности дейст­вий в практике банка, надежности и четкости его деятельности.

Содержание и структура этого документа различна для разных банков, но основные моменты, как правило, схожи в документах такого рода.

Основные аспекты:

1. приоритеты банка в области кредитования:

- объекты кредитования

- виды производства

- категории заемщиков

- характер отношений с заемщиком, степень доверия к ним

- виды и размеры кредитов

- формы обеспечения возвратности кредитов

- схема обслуживания клиентов

2. цели кредитования

планируется ожидаемый уровень рентабельности кредитов

3. механизм реализации кредитной политики – это комплект инструкций и методических материалов, регламентирующих организацию кредитной работы:

- технология кредитования – пооперацион. расписаны все действия

- полномочия кредитных работников

- порядок рассмотрения кредитной заявки

- инструкция по организации кредитования (документооборот и взаимоотношения структур и отделов)

- разработка комплекта документов, сопровожд.кредит.сделку.

 

При формировании кред.политики должен учитываться ряд объективных и субъективных факторов:

  1. макроэкономические:

- общее состояние экономики страны

- денежно-кредитная политика ЦБ

- фин.политика правительства

2. отраслевые и региональные

- состояние экономики в регионе и отраслях, обслуживаемых банком

- состав клиентов, их потребность в кредитах

- наличие у банков конкурентов

существует методика оценки экономического потенциала региона, все показатели можно разделить на 3 группы:

1) общеэкономические (территория, численность …)

2) производственные (объем промышленного производства)

3) показатели развития экономической инфраструктуры (дороги, численность студентов, затраты на образование …)

3. внутрибанковские

- величина собственных средств

- структура пассивов

- способности и опыт персонала

 

Кредитная политика определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими.

Кредитная политика обычно оформляется документально, регламентируя предварительную работу по выдаче кредитов, а также процесс кредитования.

В процессе кредитования коммерческими банками можно выделить несколько общих характерных этапов:

- изучение финансового состояния заемщика;

- изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей;

- разработка и подписание кредитного соглашения;

- анализ рисков невозврата кредитов;

- кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд;

- мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.

Принципиально важное значение играет % политика. Уровень % ставки по кредитам зависит от следующих факторов: (по руб)

1) уровень инфляции

2) ставка рефинансирования

3) ставка ЛИБОР + % (по валютным кредитам)

Все сказанное выше подтверждает, что банку необходимо организовать и отладить кредитную политику. Так он сможет своевременно реагировать на изменения в кредитной политике государства, а также снизить возможные внутренние риски при организации процесса кредитования.

 

 

Вопрос 24.

Кредитоспособность – это оценка возможностей клиентов для получения ссуды и его способности своевременно и в полном объеме погасить задолженность и % по ней банку.

Для оценки кредитоспособности предприятия коммерческие банки используют раз­личные методы финансового анализа состояния заемщика. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи соединенными в систему, отра­жают способность клиента своевременно и в пол­ном размере погашать свой долг.

Существуют различные способы оценки кредитоспособности:

1) на основе фин.коэффициентов

2) на основе денежного потока

3) на основе показателей делового риска.

Первый способ наиболее распространен в практике российских банков

Основное внимание при определении креди­тоспособности сосредотачивается на показателях, характеризующих способность заемщика обеспе­чить погашение кредита и уплату процентов по нему.

При оценке кредитоспособности предприятия основные задачи состоят в анализе его платежес­пособности и ликвидности баланса; структуры, состояния, и движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; аб­солютных и относительных показателей финансо­вой устойчивости и изменений ее уровня.

 

Основной источник информации для осуще­ствления анализа финансового состояния пред­приятия - это форма №1 для годовой и перио­дической бухгалтерской отчетности предприятия "Бухгалтерский баланс" и форма №2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности "Отчет о финансовых результатах".

Анализ кредитоспособности предприятия-за­емщика разбивается на два основных этапа:

1. Общий анализ кредитоспособности заемщика, результатом которого является составление описания финансового состояния предпри­ятия-заемщика с указанием специфических осо­бенностей предприятия и оценкой его финансо­вого положения.

2. Рейтинговая оценка предприятия-за­емщика, дающая стандартную оценку финансо­вого состояния предприятия и позволяющая срав­нивать его с другими заемщиками. Рассмотрим подробнее названные этапы.

На этапе общего анализа кредитоспособности, чтобы получить описание фи­нансового состояния заемщика, нужно: составить агрегированный баланс предприятия; рассчитать систему финансовых коэффициентов на основе аг­регированных показателей баланса и провести их анализ; оценить деловую активность предприятия; сделать прогноз финансового состояния предпри­ятия с помощью статистических моделей.

Агрегированный баланс предприятия-заем­щика основан на его обычном балансе (Приложение 1).

Важную роль в оценке кредитоспособности предприятия играют также агрегированные пока­затели "Отчета о прибылях и убытках" (Приложение 1).

Для проведения дальнейшего анализа креди­тоспособности предприятия используется систе­ма финансовых коэффициентов, состоящая из пяти групп показателей: коэффициенты финансового левереджа; коэффициенты эффективности или обо­рачиваемости; коэффициенты прибыльности; ко­эффициенты ликвидности: коэффициенты обслу­живания долга.

Каждая из перечисленных групп показателей отражает какой-либо аспект кредитоспособности предприятия.

Коэффициенты финансового левереджа характеризуют соотношение собственно­го и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных средств, это свидетельствует о снижении его финансовой ус­тойчивости.

Коэффициенты эффективности, или оборачи­ваемости, рассчитываются в дополнение к коэффициентам ликвидности. Динамика коэф­фициентов оборачиваемости помогает оценить при­чину изменений коэффициентов ликвидности. На­пример, увеличение ликвидности предприятия может произойти за счет увеличения краткосроч­ной дебиторской задолженности. Если при этом снижается оборачиваемость, это свидетельствует о негативных тенденциях в работе предприятия, то есть невозможности повышения его класса кредитоспособности.

Коэффициенты прибыльности харак­теризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они явля­ются существенным дополнением к коэффициен­там финансового левереджа. Например, при по­вышении прибыльности работы предприятия ухуд­шение коэффициентов левереджа не означает понижения класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента.

Коэффициенты ликвидности показы­вают, способен ли в принципе заемщик рассчи­таться по своим обязательствам, а также какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок. Для этого сопоставляются активы, сгруппированные по сро­кам, с соответствующими (по срокам) обязатель­ствами. Значение коэффициента ликвидности не должно быть меньше единицы. Если для опреде­ленной по срочности группы активов и пассивов коэффициент больше единицы, это означает, что предприятие располагает средствами для пога­шения своих долговых обязательств в избыточ­ном количестве. Анализируя баланс на ликвидность, можно оценить возможности заемщика быстро ре­ализовать средства по активу и срочно покрыть его обязательства по пассиву.

По степени ликвидности все активы можно разделить на 4 группы:

1) быстрореализуемые активы – денежные средств краткосроч.фин.вложения

2) среднереализуемые активы - дебиторская задолженность краткосрочного характера (до 12 месяцев)

3) медленнореализуемые активы - запа­сы и затраты

4) постоянные активы – внеоборотные активы.

Коэффициент обслуживания долга К17 опре­деляется как отношение выручки от реализации к задолженности перед банком П12/(П2 + ПЗ). Он показывает, какая часть прибыли используется для проплаты процентных платежей по долгу: чем больше эта часть, тем ниже кредитоспособность клиента, поскольку меньшая часть прибыли направ­ляется на капитализацию и другие цели развития предприятия.

Финансовое положение предприятия обуслав­ливается в немалой степени и его деловой активно­стью. В критерии деловой активности предприя­тия включаются показатели, отражающие качествен­ные и количественные стороны развития его де­ятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, вели­чина чистых активов.

Финансовая отчетность является лишь одним из каналов получения информации о заемщике. К другим источникам относятся также архивы банка, отчеты специализированных кредитных агентств, обмен информацией с другими банками и финансовыми учреждениями, изучение финансовой прессы.

Оценка кредитоспособности на основе фин. Коэффициентов требует индивидуального подхода к каждому клиенту. Необходима систематическая аналитическая работа по оценке состояния заемщика.

 

Вопрос 27.

 

Для выяснения платежеспособности заемщика кредитный работник анализирует доходы и расходы клиента. Доходы, как правило, определяются по трем направлениям: доходы от заработной платы, сбережений и капитальных вложений, прочие доходы. К основным статьям расходов относятся: выплата подоходного налога и других налогов, алименты, ежемесячные и квартальные платежи по ранее полученным ссудам, выплаты по страхованию жизни и имущества, коммунальные платежи и т.д. Подтверждение размеров доходов и расходов возлагается на клиента, который предъявляет необходимые документы:

- паспорт, по которому кредитный работник определяет время проживания по последнему адресу, возраст, семейное положение и наличие детей;

- справку с места работы, где должны быть указаны: среднемесячная заработная плата, сумма подоходного налога и других налогов, ежемесячно уплачиваемых Заемщиком, стаж работы на предприятии, сумма обязательных ежемесячных отчислений (алименты, страховые взносы);

- книжку по расчетам за квартплату и коммунальные платежи,

- документы, подтверждающие доходы по вкладам в банках и ценным бумагам.

При расчете платежеспособности из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др.). Для этой цели каждое обязательство по предоставленному поручительству принимается в размере 50% среднемесячного платежа по соответствующему основному обязательству.

Банк проводит анализ платежеспособности Заемщика и его Поручителя.

Платежеспособность Заемщика определяется следующим образом:

 

Р=Дч * К*т, где

Дч-среднемесячный доход за 6 месяцев за вычетом всех обязательных платежей,

К-коэффициент в зависимости от величины Дч:

К=0,3 при Дч в эквиваленте до 300 долларов США

К=0,4 при Дч в эквиваленте от 301 до 700 долларов США

К=0,5 при Дч в эквиваленте от 701 до 1500 долларов США

К=0,6 при Дч в эквиваленте от 1501 до 3001 долларов США

К=0,7 при Дч в эквиваленте от 3001 долларов США

Т-срок кредитования(в месяцах).

Доход в эквиваленте определяется следующим образом:

Доход в рублях

----------------------------------------------------

Курс доллара США, установленный Банком России

на момент об ращения заявителя в Банк.

При предоставлении кредита в рублях платежеспособность рассчитывается в рублях. При предоставлении кредита в иностранной валюте платежеспособность рассчитывается в долларах США.

Максимальный размер кредита на основе платежеспособности Заемщика (Sp). При этом условно принимается, что:

Sp*годовая процентная ставка по кредиту*срок кредитования Sp +------------------------------------------------------------------------------------- =P

12*100

 

Р

Откуда Sp= ___________________________________________

Годовая процентная *срок кредитования

1+ ставка по кредиту в месяцах

__________________________________

12*100

 

Вопрос 49 (50,51,52)

Залог.

Залог является одним из действенных способов обеспечения воз­вратности ссуд. Под залогом в гражданском праве понимается право кредитора (залогодержателя) получать возмещение из стоимости за­ложенного имущества приоритетно перед другими кредиторами.

Залоговые отношения регулируются Гражданским кодексом, За­коном о залоге, Гражданским процессуальным кодексом.

Предметом залога выступает любое имущество, которое может быть отчуждено у залогодателя.

Залогом могут быть обеспечены обязательства как юридических, так и физических лиц.

Имущество, принимаемое банком в залог, должно отвечать ряду требований:

1. Наличие собственности на это имущество, подтверждаемое соответствующими документами (государственной регистрации и другими).

2. Способность отчуждения, подтверждаемая документами об от­сутствии других залогов на это имущество и долгов по уплате за него о прописке и согласии жильцов на залог (по жилым помещениям), о возможности залога (по государственным предприятиям).

3. Денежная оценка предметов залога. Большинство предметов за­лога оцениваются по рыночной стоимости. Оценку стоимости иму­щества должны проводить специалисты соответствующей квалифи­кации. При денежной оценке по согласию сторон иногда предусматривается индексация заложенного имущества.

4. Ликвидность залога, т.е. способность имущества к реализации. Она зависит от качества предметов залога, места нахождения, спроса на рынке и др.

5. Возможность контроля за сохранностью заложенного иму­щества.

6. Страхование некоторых предметов залога на случай чрезвычай­ных обстоятельств.

7. Достаточность залога. Сумма залога должна быть больше суммы кредита. Это связано с тем, что из суммы заложенного имущества должны погашаться не только основной долг банку, проценты по нему, но и расходы по контролю и возможной реализации имущества.

 

На практике выделяют два вида залога в зависимости от того, где имущество будет находиться, пока заемщик пользуется ссудой:

1) заложенное имущество остается у залогодателя;

2) заложенное имущество и имущественные права передаются залогодержателю (банку).

Первый вид заложенного имущества получает наибольшее распространёние на практике, так как позволяет заемщику продолжать вести хозяйственную деятельность, используя в ней и заложенное имущество.

Для залога в виде недвижимого имущества характерны такие чер­ты: получение дохода от эксплуатации и самостоятельное распоряже­ние им заемщиком (сверх покрытых обязательств банку); возмож­ность получения под залог нескольких ссуд; простота контроля вслед­ствие сохранности натурально-вещественной формы имущества; обязательность нотариального удостоверения и регистрации ипотеки в поземельных книгах и органах Госкомимущества. Ипотека как залог используется в основном при выдаче долгосрочных ссуд юридиче­ским и физическим лицам.

Второй вид залога — залог с его передачей банку на период поль­зования ссудой — называется закладом. Заклад используется чаще в случаях, когда залогодатель недостаточно известен банку или его кре­дитоспособность не внушает доверия. В закладе выделяют такие фор­мы, как твердый залог и залог прав.

Твердый залог предусматривает передачу имущества банку и хране­ние его на складе (в сейфе) банка. Этот вид залога можно было бы счи­тать более предпочтительным исходя из возможности контроля и га­рантии возврата ссуды.

Учитывая наличие возможностей для хранения и быстроту реали­зации, российские банки предпочитают для заклада имущество, отве­чающее таким требованиям, как незначительная емкость, легкая реализуемость и возможность длительного хранения. Наиболее удобными для банка объектами твердого залога выступают валютные ценности, драгоценные металлы и изделия из них, ценные бумаги.

Залог с оставлением имущества у залогодателя мо­жет выступать в нескольких формах, основными из которых являются:

залог товаров в обороте;

залог товаров в переработке;

залог недвижимого имущества.

Залог товара в обороте (он же залог с переменным составом) означает, что заемщик вправе реализовать заложенные ценности при условии одновременного по­гашения определенной части задолженности или заме­ны выбывающих товаров другими, соответствующими данному виду кредитования ценностями на равную или большую сумму. Заемщик обязан обеспечить соот­ветствующий учет и хранение заложенных ценностей и несет за это ответственность.

Залог товара в переработке означает, что заемщик вправе перерабатывать в своем производстве заложен­ное сырье, материалы, полуфабрикаты, но при этом залоговое право будет распространяться на вырабо­танные полуфабрикаты, незавершенное производство, готовую продукцию и товары отгруженные.

Залог недвижимости (ипотека) — это залог пред­приятий, строений, зданий, сооружений или иных объектов, непосредственно связанных с землей, вместе с соответствующими земельными участками или пра­вом пользования ими.

Предоставляя кредит под залог зданий, оборудова­ния и другой недвижимости, банк должен быть заинтересован не только в степени их реализуемости, но в способности заемщика получить прибыль, достаточную для погашения кредита, чтобы избежать про­дажи залога.

Банк, как залогодержатель, при оставлении залога у залогодателя вправе проверять по документам его фактическое наличие, размер, состояние и условия хра­нения предмета залога. Если предмет залога утрачен и залогодатель не восстановил его или с согласия залогодержателя не заменил другим имуществом, рав­ным по стоимости, то банк-залогодержатель вправе потребовать досрочного погашения, обеспеченного за­логом обязательства.

Залог прав — это новая для России форма заклада и пока недостаточно отработанная в законодательном отношении. В качестве заклада могут выступать до­кументы, свидетельствующие о передаче банку в каче­стве обеспечения по ссуде прав владения и пользования имуществом, прав на объекты интеллектуальной со­бственности (авторских прав на промышленные образ­цы, товарные знаки, ноу-хау, патенты) и др.

Основой залоговых операций является договор о залоге, в котором отражается весь комплекс правовых взаимоотношений между банком и заемщиком. Он должен отвечать определенным требованиям по форме, нотариально удостоверен и зарегистрирован (при ипотеке) в территориальных органах Госкомимущества.

В договоре о залоге указываются вид и форма залога, его стоимость и местонахождение, права и обязанности сторон, учитывающие существо исполнения обеспеченного залогом требования в зависимости от специфики. Залоговое право реализуется банком, если заемщик не возвратил вовремя кредит, обеспеченный конкретным залогом.

По законодательству России, требования банка удовлетворяются из стоимости имущества по решению суда. Реализация заложенного имущества проводится путем его продажи с публичных торгов. Если сумма, вырученная от реализации заложенного имущества, превыша­ет сумму долга банку, то разница зачисляется на расчетный счет заем­щика. Если сумма выручки недостаточна, то банк вправе получить недостающую сумму от продажи другого имущества должника, но без преимуществ, основанных на договоре залога. До тех пор пока иму­щество не реализовано, заемщик вправе предотвратить его продажу, погасив долговое обязательство по кредиту.

 

Поручительство.

Поручительство — один из распространенных способов обеспече­ния обязательств заемщика по погашению кредита. Поручитель обя­зуется перед кредитором отвечать за исполнение заемщиком его обя­зательства полностью или частично.

Поручительство создает для кредитора большую веро­ятность реального удовлетворения его требования к должнику по обеспеченному поручительством обяза­тельству в случае его неисполнения, так как при пору­чительстве ответственность перед кредитором за неис­полнение обязательства наряду с должником несет и поручитель.

Поручительство могут давать как юридические, так и физические лица. Для оформления отношений между банком и поручителем подписывается письменный договор поручительства. Практика показывает, что договор поручительства заключается или до подписания, или одновременно с подписанием кредитного договора и заверяется банком-кредитором, поручителем и заемщиком.

Договор пору­чительства совершается в письменной форме и должен быть заверен нотариально. В договоре поручительст­ва, заключенном между банком кредитором долж­ника и его поручителем, указываются наименование и адрес должника, поручителя и банка-кредитора, сум­ма платежа, сроки и условия ее выплаты, порядок расчетов между поручителем и банком и др. Поручи­тельство заканчивается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также, если кредитор в течение трех месяцев со дня наступления срока обязательства не предъявит иска к поручителю. В случае предъявле­ния такого иска по исполнении поручителем обязате­льства кредитор (банк) обязан вручить ему документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование.

При нарушении заемщиком обязательства по своевременно возврату кредита должник и поручитель отвечают перед банком солидарно. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издеру по взысканию долга, т.е. объем ответственности поручителя равен объему ответственности заемщика, если в договоре не отражена огра­ниченная ответственность поручителя. К поручителю, исполнившему обязательство за заемщика, переходят права банка по этому обязате­льству. Банк обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требования к должнику.

Поручителями при кредитовании могут быть трудоспособные граждане, имеющие постоянный источник дохода. Их совокупный доход дол­жен быть не меньше дохода заемщика. В противном случае число по­ручительств должно быть больше либо необходимы дополнительные формы обеспеченности возврата ссуды. Поручительство физических лиц оформляется нотариально.

 

Гарантия — это особый вид договора поручите­льства, применяемый для обеспечения обязательства только между юридическими лицами, при котором ответственность гаранта носит субсидиарный характер. В качестве гаранта по ссуде могут выступать вышесто­ящая по отношению к должнику организация (министе­рство, ведомство, ассоциация, объединение), арендодатель, учредитель и любые другие организации, включая банки. Единственное условие в данном случае — устой­чивость финансового положения самого гаранта. Гара­нтия оформляется гарантийным письмом, кото­рое предъявляется в кредитующее учреждение банка. В письме указываются наименование гаранта и органи­зации-ссудополучателя, наименование обслуживающих их учреждений банков, вид ссуды и срок ее погашения, сумма гарантии и предельный ее срок. В случае отсут­ствия у ссудополучателя средств на расчетном счете для погашения кредита банк предъявляет требование о по­гашении ссуды к гаранту. Гарантия прекращается на том же основании, что и поручительство.

 

Страхование

В условиях формирования рыночных отношений в экономике и активного создания новых предприятий, основанных на различных формах собственности, ко­торые не располагают достаточным капиталом, чтобы всегда гарантировать выполнение своих обязательств перед банком в части погашения ссуд, в 1990 г. в прак­тику введена новая для России форма обеспечения возвратности ссуд — страхование ответственности за­емщиков за непогашение кредита. В соответствии с установленным странами государственного страхо­вания порядком заемщик заключает со страховщиком договор страхования, в котором предусматривается, что в случае непогашения кредита в установленные сроки страховщик выплачивает банку, выдавшему кре­дит, возмещение в размере от 50 до 90% не погашен­ной заемщиком суммы кредита, включая проценты за пользование кредитом. Конкретный размер ответст­венности оговаривается в договоре страхования, а от­ветственность страховщика наступает, если заемщик не возвратил банку ссуду в течение 20 дней после наступления срока платежа, предусмотренного кредит­ным договором. При этом страховщик обязан выпла­тить банку, выдавшему кредит, страховое возмещение в течение 15 дней после наступления искового случая.

После выплаты банку страхового возмещения к страховщику переходят в пределах выплаченной сум­мы все права банка-кредитора к заемщику по кредит­ному договору.

Для страхователей (предприятий-заемщиков) опера­ции по страхованию ответственности непогашения кре­дита являются платными: они должны в определенные сроки, установленные договором страхования, едино­временно внести страховые платежи. Размер страхового платежа определяется па основании суммы подлежаще­го погашению кредита, оговоренного в пределах ответ­ственности страховщика и тарифной ставки страховых платежей поданному виду страхования. Ставки устанав­ливаются в процентах к страховой сумме дифференцированно в зависимости от срока, в течение которого заемщик пользуется банковским кредитом.

Страхование кредитного риска как форма обес­печения возвратности ссуд является взаимовыгодной сделкой для всех участников. Так, в частности, пред­приятие-заемщик (страхователь) гарантируется от по­тери деловой репутации из-за несвоевременного по­гашения кредита. Банк получает высокие гарантии возвратности кредита, хотя и не является прямым участником страховой сделки. Страховая организация получает вознаграждение за свои услуги в виде стра­хового тарифа.

Ввиду высокого риска для государственных страхо­вых организаций по данному виду страхования (осо­бенно в данный период развития экономики) его прак­тикуют в основном негосударственные коммерческие страховые общества и компании. Вступая с ними в деловые контакты, банки должны проводить тщатель­ный анализ их учредительных документов и финан­сового состояния

 

Цессия.

Следующей формой обеспечения своевременного возврата кредита заемщиком выступает переуступка (цессия) в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу. Эта переуступка оформляется специальным соглашением или договором.

Банк имеет право воспользоваться поступившей выручкой только для погашения выданного кредита и уплаты процентов за него.

Зарубежные коммерческие банки нередко в качестве условия получения кредита выставляют требование хранения заемщиком на депозитном счете опреде­ленной денежной суммы (примерно 10—20% от ис­прашиваемой суммы кредита), которая называется Ц компенсационным остатком. Последний играет двоя­кую роль:

дает возможность банку привлечь на конкретный срок кредитные ресурсы;

выступает формой обеспечения возвратности кре­дита.

За рубежом в качестве обеспечения ссуды испо­льзуется также так называемый обеспечительный ве­ксель, который банк требует от своего заемщика. Этот вексель не предназначается для дальнейшего оборота. Если ссуда возвращается в срок, то вексель погашается. Если возврат ссуды задерживается, то вексель опротестовывается, и банк в судебном порядке в короткий срок (из-за особой процедуры предъяв­ления и рассмотрения иска) получает необходимые денежные средства. В условиях Российской Федерации обеспеченность возврата банковских ссуд может до­стигаться и за счет средств специально создаваемых для этой цели фондов, например фонда поддержки предпринимательства.

Только соблюдение взаимных интересов поможет банку и заемщику выбрать наиболее приемлемую в ка­ждом конкретном случае форму обеспечения возврат­ности кредита или использовать смешанное обеспече­ние (в разных вариантах).

 

Вопрос 71

Порядок приема денежной наличности от организаций

Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно - правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно - кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31 и Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации"

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

- для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

- для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;

- для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

 

Прием денежной наличности от организаций в приходную кассу производится по объявлениям на взнос наличными, представляющим собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции. Организация должна вносить денежную наличность в кассу только на свой банковский счет, открытый в этой кредитной организации.

Бухгалтерский работник после соответствующей проверки передает объявление на взнос наличными в кассу.

Получив объявление на взнос наличными, кассовый работник приходной кассы проверяет наличие и тождественность подписи бухгалтерского работника имеющемуся образцу, сличает соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него банкноты полистным пересчетом, монету пересчетом по кружкам.

На столе кассового работника находятся только деньги лица, их вносящего. Все ранее принятые кассовым работником деньги хранятся в индивидуальных средствах хранения.

После приема денег кассовый работник сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассовый работник подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Объявление кассовый работник оставляет у себя, ордер передает соответствующему бухгалтерскому работнику.

В тех случаях, когда кассовым работником установлено расхождение между суммой сдаваемых клиентом денег и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными, объявление на взнос наличными переоформляется клиентом на фактически вносимую сумму денег.

Первоначально оформленное объявление на взнос наличными кассовый работник перечеркивает, на обороте квитанции указывает фактически принятую сумму денег и расписывается. Объявление на взнос наличными передается бухгалтерскому работнику, который осуществляет исправления в кассовом журнале, оформляет вновь полученный документ и передает в кассу. Первоначально оформленные объявление и ордер уничтожаются, квитанция направляется в кассовые документы.

Если клиентом деньги в кассу не были внесены, кассовый работник возвращает объявление на взнос наличными бухгалтерскому работнику. Записи в кассовом журнале аннулируются, объявление на взнос наличными перечеркивается и помещается в кассовые документы.

Кассовый работник приходной кассы ведет ежедневные записи принятых от клиентов и сданных заведующему кассой денежных сумм в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).В конце операционного дня на основании приходных документов кассовый работник составляет справку о суммах принятой и выданной денежной наличности и сверяет сумму по справке с суммой фактически принятых им денег.

Поступившие в приходную кассу деньги могут передаваться заведующему кассой в течение операционного дня несколько раз под роспись в книге учета принятых и выданных денег (ценностей). В этих случаях, до передачи денег, кассовый работник должен убедиться в том, что фактическое их наличие соответствует общей сумме по принятым приходным документам.

От орга

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...