Структура ресурсов коммерческого банка
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Вопрос 23
Кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий по повышению доходности и снижению кредитных рисков. Кредитная политика является основой всего процесса управления кредитами и его отправным моментом, она формулирует общие принципы и ограничения, утверждается Советом банка и оформляется как письменный меморандум, которым руководствуются все работники Банка. Формирование политики означает сокращение возможных альтернативных действий, упрощение и ускорение процесса принятия решения. Главное назначение политики - обеспечение последовательности действий в практике банка, надежности и четкости его деятельности. Содержание и структура этого документа различна для разных банков, но основные моменты, как правило, схожи в документах такого рода. Основные аспекты: 1. приоритеты банка в области кредитования: - объекты кредитования - виды производства - категории заемщиков - характер отношений с заемщиком, степень доверия к ним - виды и размеры кредитов - формы обеспечения возвратности кредитов - схема обслуживания клиентов 2. цели кредитования планируется ожидаемый уровень рентабельности кредитов 3. механизм реализации кредитной политики – это комплект инструкций и методических материалов, регламентирующих организацию кредитной работы: - технология кредитования – пооперацион. расписаны все действия - полномочия кредитных работников - порядок рассмотрения кредитной заявки - инструкция по организации кредитования (документооборот и взаимоотношения структур и отделов) - разработка комплекта документов, сопровожд.кредит.сделку.
При формировании кред.политики должен учитываться ряд объективных и субъективных факторов:
- общее состояние экономики страны - денежно-кредитная политика ЦБ - фин.политика правительства 2. отраслевые и региональные - состояние экономики в регионе и отраслях, обслуживаемых банком - состав клиентов, их потребность в кредитах - наличие у банков конкурентов существует методика оценки экономического потенциала региона, все показатели можно разделить на 3 группы: 1) общеэкономические (территория, численность …) 2) производственные (объем промышленного производства) 3) показатели развития экономической инфраструктуры (дороги, численность студентов, затраты на образование …) 3. внутрибанковские - величина собственных средств - структура пассивов - способности и опыт персонала
Кредитная политика определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими. Кредитная политика обычно оформляется документально, регламентируя предварительную работу по выдаче кредитов, а также процесс кредитования. В процессе кредитования коммерческими банками можно выделить несколько общих характерных этапов: - изучение финансового состояния заемщика; - изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей; - разработка и подписание кредитного соглашения; - анализ рисков невозврата кредитов; - кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд; - мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов. Принципиально важное значение играет % политика. Уровень % ставки по кредитам зависит от следующих факторов: (по руб) 1) уровень инфляции 2) ставка рефинансирования 3) ставка ЛИБОР + % (по валютным кредитам) Все сказанное выше подтверждает, что банку необходимо организовать и отладить кредитную политику. Так он сможет своевременно реагировать на изменения в кредитной политике государства, а также снизить возможные внутренние риски при организации процесса кредитования.
Вопрос 24. Кредитоспособность – это оценка возможностей клиентов для получения ссуды и его способности своевременно и в полном объеме погасить задолженность и % по ней банку. Для оценки кредитоспособности предприятия коммерческие банки используют различные методы финансового анализа состояния заемщика. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи соединенными в систему, отражают способность клиента своевременно и в полном размере погашать свой долг. Существуют различные способы оценки кредитоспособности: 1) на основе фин.коэффициентов 2) на основе денежного потока 3) на основе показателей делового риска. Первый способ наиболее распространен в практике российских банков Основное внимание при определении кредитоспособности сосредотачивается на показателях, характеризующих способность заемщика обеспечить погашение кредита и уплату процентов по нему. При оценке кредитоспособности предприятия основные задачи состоят в анализе его платежеспособности и ликвидности баланса; структуры, состояния, и движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости и изменений ее уровня.
Основной источник информации для осуществления анализа финансового состояния предприятия - это форма №1 для годовой и периодической бухгалтерской отчетности предприятия "Бухгалтерский баланс" и форма №2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности "Отчет о финансовых результатах". Анализ кредитоспособности предприятия-заемщика разбивается на два основных этапа: 1. Общий анализ кредитоспособности заемщика, результатом которого является составление описания финансового состояния предприятия-заемщика с указанием специфических особенностей предприятия и оценкой его финансового положения. 2. Рейтинговая оценка предприятия-заемщика, дающая стандартную оценку финансового состояния предприятия и позволяющая сравнивать его с другими заемщиками. Рассмотрим подробнее названные этапы.
На этапе общего анализа кредитоспособности, чтобы получить описание финансового состояния заемщика, нужно: составить агрегированный баланс предприятия; рассчитать систему финансовых коэффициентов на основе агрегированных показателей баланса и провести их анализ; оценить деловую активность предприятия; сделать прогноз финансового состояния предприятия с помощью статистических моделей. Агрегированный баланс предприятия-заемщика основан на его обычном балансе (Приложение 1). Важную роль в оценке кредитоспособности предприятия играют также агрегированные показатели "Отчета о прибылях и убытках" (Приложение 1). Для проведения дальнейшего анализа кредитоспособности предприятия используется система финансовых коэффициентов, состоящая из пяти групп показателей: коэффициенты финансового левереджа; коэффициенты эффективности или оборачиваемости; коэффициенты прибыльности; коэффициенты ликвидности: коэффициенты обслуживания долга. Каждая из перечисленных групп показателей отражает какой-либо аспект кредитоспособности предприятия. Коэффициенты финансового левереджа характеризуют соотношение собственного и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных средств, это свидетельствует о снижении его финансовой устойчивости. Коэффициенты эффективности, или оборачиваемости, рассчитываются в дополнение к коэффициентам ликвидности. Динамика коэффициентов оборачиваемости помогает оценить причину изменений коэффициентов ликвидности. Например, увеличение ликвидности предприятия может произойти за счет увеличения краткосрочной дебиторской задолженности. Если при этом снижается оборачиваемость, это свидетельствует о негативных тенденциях в работе предприятия, то есть невозможности повышения его класса кредитоспособности.
Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они являются существенным дополнением к коэффициентам финансового левереджа. Например, при повышении прибыльности работы предприятия ухудшение коэффициентов левереджа не означает понижения класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента. Коэффициенты ликвидности показывают, способен ли в принципе заемщик рассчитаться по своим обязательствам, а также какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок. Для этого сопоставляются активы, сгруппированные по срокам, с соответствующими (по срокам) обязательствами. Значение коэффициента ликвидности не должно быть меньше единицы. Если для определенной по срочности группы активов и пассивов коэффициент больше единицы, это означает, что предприятие располагает средствами для погашения своих долговых обязательств в избыточном количестве. Анализируя баланс на ликвидность, можно оценить возможности заемщика быстро реализовать средства по активу и срочно покрыть его обязательства по пассиву. По степени ликвидности все активы можно разделить на 4 группы: 1) быстрореализуемые активы – денежные средств краткосроч.фин.вложения 2) среднереализуемые активы - дебиторская задолженность краткосрочного характера (до 12 месяцев) 3) медленнореализуемые активы - запасы и затраты 4) постоянные активы – внеоборотные активы. Коэффициент обслуживания долга К17 определяется как отношение выручки от реализации к задолженности перед банком П12/(П2 + ПЗ). Он показывает, какая часть прибыли используется для проплаты процентных платежей по долгу: чем больше эта часть, тем ниже кредитоспособность клиента, поскольку меньшая часть прибыли направляется на капитализацию и другие цели развития предприятия. Финансовое положение предприятия обуславливается в немалой степени и его деловой активностью. В критерии деловой активности предприятия включаются показатели, отражающие качественные и количественные стороны развития его деятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, величина чистых активов. Финансовая отчетность является лишь одним из каналов получения информации о заемщике. К другим источникам относятся также архивы банка, отчеты специализированных кредитных агентств, обмен информацией с другими банками и финансовыми учреждениями, изучение финансовой прессы.
Оценка кредитоспособности на основе фин. Коэффициентов требует индивидуального подхода к каждому клиенту. Необходима систематическая аналитическая работа по оценке состояния заемщика.
Вопрос 27.
Для выяснения платежеспособности заемщика кредитный работник анализирует доходы и расходы клиента. Доходы, как правило, определяются по трем направлениям: доходы от заработной платы, сбережений и капитальных вложений, прочие доходы. К основным статьям расходов относятся: выплата подоходного налога и других налогов, алименты, ежемесячные и квартальные платежи по ранее полученным ссудам, выплаты по страхованию жизни и имущества, коммунальные платежи и т.д. Подтверждение размеров доходов и расходов возлагается на клиента, который предъявляет необходимые документы: - паспорт, по которому кредитный работник определяет время проживания по последнему адресу, возраст, семейное положение и наличие детей; - справку с места работы, где должны быть указаны: среднемесячная заработная плата, сумма подоходного налога и других налогов, ежемесячно уплачиваемых Заемщиком, стаж работы на предприятии, сумма обязательных ежемесячных отчислений (алименты, страховые взносы); - книжку по расчетам за квартплату и коммунальные платежи, - документы, подтверждающие доходы по вкладам в банках и ценным бумагам. При расчете платежеспособности из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др.). Для этой цели каждое обязательство по предоставленному поручительству принимается в размере 50% среднемесячного платежа по соответствующему основному обязательству. Банк проводит анализ платежеспособности Заемщика и его Поручителя. Платежеспособность Заемщика определяется следующим образом:
Р=Дч * К*т, где Дч-среднемесячный доход за 6 месяцев за вычетом всех обязательных платежей, К-коэффициент в зависимости от величины Дч: К=0,3 при Дч в эквиваленте до 300 долларов США К=0,4 при Дч в эквиваленте от 301 до 700 долларов США К=0,5 при Дч в эквиваленте от 701 до 1500 долларов США К=0,6 при Дч в эквиваленте от 1501 до 3001 долларов США К=0,7 при Дч в эквиваленте от 3001 долларов США Т-срок кредитования(в месяцах). Доход в эквиваленте определяется следующим образом: Доход в рублях ---------------------------------------------------- Курс доллара США, установленный Банком России на момент об ращения заявителя в Банк. При предоставлении кредита в рублях платежеспособность рассчитывается в рублях. При предоставлении кредита в иностранной валюте платежеспособность рассчитывается в долларах США. Максимальный размер кредита на основе платежеспособности Заемщика (Sp). При этом условно принимается, что: Sp*годовая процентная ставка по кредиту*срок кредитования Sp +------------------------------------------------------------------------------------- =P 12*100
Р Откуда Sp= ___________________________________________ Годовая процентная *срок кредитования 1+ ставка по кредиту в месяцах __________________________________ 12*100
Вопрос 49 (50,51,52) Залог. Залог является одним из действенных способов обеспечения возвратности ссуд. Под залогом в гражданском праве понимается право кредитора (залогодержателя) получать возмещение из стоимости заложенного имущества приоритетно перед другими кредиторами. Залоговые отношения регулируются Гражданским кодексом, Законом о залоге, Гражданским процессуальным кодексом. Предметом залога выступает любое имущество, которое может быть отчуждено у залогодателя. Залогом могут быть обеспечены обязательства как юридических, так и физических лиц. Имущество, принимаемое банком в залог, должно отвечать ряду требований: 1. Наличие собственности на это имущество, подтверждаемое соответствующими документами (государственной регистрации и другими). 2. Способность отчуждения, подтверждаемая документами об отсутствии других залогов на это имущество и долгов по уплате за него о прописке и согласии жильцов на залог (по жилым помещениям), о возможности залога (по государственным предприятиям). 3. Денежная оценка предметов залога. Большинство предметов залога оцениваются по рыночной стоимости. Оценку стоимости имущества должны проводить специалисты соответствующей квалификации. При денежной оценке по согласию сторон иногда предусматривается индексация заложенного имущества. 4. Ликвидность залога, т.е. способность имущества к реализации. Она зависит от качества предметов залога, места нахождения, спроса на рынке и др. 5. Возможность контроля за сохранностью заложенного имущества. 6. Страхование некоторых предметов залога на случай чрезвычайных обстоятельств. 7. Достаточность залога. Сумма залога должна быть больше суммы кредита. Это связано с тем, что из суммы заложенного имущества должны погашаться не только основной долг банку, проценты по нему, но и расходы по контролю и возможной реализации имущества.
На практике выделяют два вида залога в зависимости от того, где имущество будет находиться, пока заемщик пользуется ссудой: 1) заложенное имущество остается у залогодателя; 2) заложенное имущество и имущественные права передаются залогодержателю (банку). Первый вид заложенного имущества получает наибольшее распространёние на практике, так как позволяет заемщику продолжать вести хозяйственную деятельность, используя в ней и заложенное имущество. Для залога в виде недвижимого имущества характерны такие черты: получение дохода от эксплуатации и самостоятельное распоряжение им заемщиком (сверх покрытых обязательств банку); возможность получения под залог нескольких ссуд; простота контроля вследствие сохранности натурально-вещественной формы имущества; обязательность нотариального удостоверения и регистрации ипотеки в поземельных книгах и органах Госкомимущества. Ипотека как залог используется в основном при выдаче долгосрочных ссуд юридическим и физическим лицам. Второй вид залога — залог с его передачей банку на период пользования ссудой — называется закладом. Заклад используется чаще в случаях, когда залогодатель недостаточно известен банку или его кредитоспособность не внушает доверия. В закладе выделяют такие формы, как твердый залог и залог прав. Твердый залог предусматривает передачу имущества банку и хранение его на складе (в сейфе) банка. Этот вид залога можно было бы считать более предпочтительным исходя из возможности контроля и гарантии возврата ссуды. Учитывая наличие возможностей для хранения и быстроту реализации, российские банки предпочитают для заклада имущество, отвечающее таким требованиям, как незначительная емкость, легкая реализуемость и возможность длительного хранения. Наиболее удобными для банка объектами твердого залога выступают валютные ценности, драгоценные металлы и изделия из них, ценные бумаги. Залог с оставлением имущества у залогодателя может выступать в нескольких формах, основными из которых являются: залог товаров в обороте; залог товаров в переработке; залог недвижимого имущества. Залог товара в обороте (он же залог с переменным составом) означает, что заемщик вправе реализовать заложенные ценности при условии одновременного погашения определенной части задолженности или замены выбывающих товаров другими, соответствующими данному виду кредитования ценностями на равную или большую сумму. Заемщик обязан обеспечить соответствующий учет и хранение заложенных ценностей и несет за это ответственность. Залог товара в переработке означает, что заемщик вправе перерабатывать в своем производстве заложенное сырье, материалы, полуфабрикаты, но при этом залоговое право будет распространяться на выработанные полуфабрикаты, незавершенное производство, готовую продукцию и товары отгруженные. Залог недвижимости (ипотека) — это залог предприятий, строений, зданий, сооружений или иных объектов, непосредственно связанных с землей, вместе с соответствующими земельными участками или правом пользования ими. Предоставляя кредит под залог зданий, оборудования и другой недвижимости, банк должен быть заинтересован не только в степени их реализуемости, но в способности заемщика получить прибыль, достаточную для погашения кредита, чтобы избежать продажи залога. Банк, как залогодержатель, при оставлении залога у залогодателя вправе проверять по документам его фактическое наличие, размер, состояние и условия хранения предмета залога. Если предмет залога утрачен и залогодатель не восстановил его или с согласия залогодержателя не заменил другим имуществом, равным по стоимости, то банк-залогодержатель вправе потребовать досрочного погашения, обеспеченного залогом обязательства. Залог прав — это новая для России форма заклада и пока недостаточно отработанная в законодательном отношении. В качестве заклада могут выступать документы, свидетельствующие о передаче банку в качестве обеспечения по ссуде прав владения и пользования имуществом, прав на объекты интеллектуальной собственности (авторских прав на промышленные образцы, товарные знаки, ноу-хау, патенты) и др. Основой залоговых операций является договор о залоге, в котором отражается весь комплекс правовых взаимоотношений между банком и заемщиком. Он должен отвечать определенным требованиям по форме, нотариально удостоверен и зарегистрирован (при ипотеке) в территориальных органах Госкомимущества. В договоре о залоге указываются вид и форма залога, его стоимость и местонахождение, права и обязанности сторон, учитывающие существо исполнения обеспеченного залогом требования в зависимости от специфики. Залоговое право реализуется банком, если заемщик не возвратил вовремя кредит, обеспеченный конкретным залогом. По законодательству России, требования банка удовлетворяются из стоимости имущества по решению суда. Реализация заложенного имущества проводится путем его продажи с публичных торгов. Если сумма, вырученная от реализации заложенного имущества, превышает сумму долга банку, то разница зачисляется на расчетный счет заемщика. Если сумма выручки недостаточна, то банк вправе получить недостающую сумму от продажи другого имущества должника, но без преимуществ, основанных на договоре залога. До тех пор пока имущество не реализовано, заемщик вправе предотвратить его продажу, погасив долговое обязательство по кредиту.
Поручительство. Поручительство — один из распространенных способов обеспечения обязательств заемщика по погашению кредита. Поручитель обязуется перед кредитором отвечать за исполнение заемщиком его обязательства полностью или частично. Поручительство создает для кредитора большую вероятность реального удовлетворения его требования к должнику по обеспеченному поручительством обязательству в случае его неисполнения, так как при поручительстве ответственность перед кредитором за неисполнение обязательства наряду с должником несет и поручитель. Поручительство могут давать как юридические, так и физические лица. Для оформления отношений между банком и поручителем подписывается письменный договор поручительства. Практика показывает, что договор поручительства заключается или до подписания, или одновременно с подписанием кредитного договора и заверяется банком-кредитором, поручителем и заемщиком. Договор поручительства совершается в письменной форме и должен быть заверен нотариально. В договоре поручительства, заключенном между банком кредитором должника и его поручителем, указываются наименование и адрес должника, поручителя и банка-кредитора, сумма платежа, сроки и условия ее выплаты, порядок расчетов между поручителем и банком и др. Поручительство заканчивается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также, если кредитор в течение трех месяцев со дня наступления срока обязательства не предъявит иска к поручителю. В случае предъявления такого иска по исполнении поручителем обязательства кредитор (банк) обязан вручить ему документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование. При нарушении заемщиком обязательства по своевременно возврату кредита должник и поручитель отвечают перед банком солидарно. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издеру по взысканию долга, т.е. объем ответственности поручителя равен объему ответственности заемщика, если в договоре не отражена ограниченная ответственность поручителя. К поручителю, исполнившему обязательство за заемщика, переходят права банка по этому обязательству. Банк обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требования к должнику. Поручителями при кредитовании могут быть трудоспособные граждане, имеющие постоянный источник дохода. Их совокупный доход должен быть не меньше дохода заемщика. В противном случае число поручительств должно быть больше либо необходимы дополнительные формы обеспеченности возврата ссуды. Поручительство физических лиц оформляется нотариально.
Гарантия — это особый вид договора поручительства, применяемый для обеспечения обязательства только между юридическими лицами, при котором ответственность гаранта носит субсидиарный характер. В качестве гаранта по ссуде могут выступать вышестоящая по отношению к должнику организация (министерство, ведомство, ассоциация, объединение), арендодатель, учредитель и любые другие организации, включая банки. Единственное условие в данном случае — устойчивость финансового положения самого гаранта. Гарантия оформляется гарантийным письмом, которое предъявляется в кредитующее учреждение банка. В письме указываются наименование гаранта и организации-ссудополучателя, наименование обслуживающих их учреждений банков, вид ссуды и срок ее погашения, сумма гарантии и предельный ее срок. В случае отсутствия у ссудополучателя средств на расчетном счете для погашения кредита банк предъявляет требование о погашении ссуды к гаранту. Гарантия прекращается на том же основании, что и поручительство.
Страхование В условиях формирования рыночных отношений в экономике и активного создания новых предприятий, основанных на различных формах собственности, которые не располагают достаточным капиталом, чтобы всегда гарантировать выполнение своих обязательств перед банком в части погашения ссуд, в 1990 г. в практику введена новая для России форма обеспечения возвратности ссуд — страхование ответственности заемщиков за непогашение кредита. В соответствии с установленным странами государственного страхования порядком заемщик заключает со страховщиком договор страхования, в котором предусматривается, что в случае непогашения кредита в установленные сроки страховщик выплачивает банку, выдавшему кредит, возмещение в размере от 50 до 90% не погашенной заемщиком суммы кредита, включая проценты за пользование кредитом. Конкретный размер ответственности оговаривается в договоре страхования, а ответственность страховщика наступает, если заемщик не возвратил банку ссуду в течение 20 дней после наступления срока платежа, предусмотренного кредитным договором. При этом страховщик обязан выплатить банку, выдавшему кредит, страховое возмещение в течение 15 дней после наступления искового случая. После выплаты банку страхового возмещения к страховщику переходят в пределах выплаченной суммы все права банка-кредитора к заемщику по кредитному договору. Для страхователей (предприятий-заемщиков) операции по страхованию ответственности непогашения кредита являются платными: они должны в определенные сроки, установленные договором страхования, единовременно внести страховые платежи. Размер страхового платежа определяется па основании суммы подлежащего погашению кредита, оговоренного в пределах ответственности страховщика и тарифной ставки страховых платежей поданному виду страхования. Ставки устанавливаются в процентах к страховой сумме дифференцированно в зависимости от срока, в течение которого заемщик пользуется банковским кредитом. Страхование кредитного риска как форма обеспечения возвратности ссуд является взаимовыгодной сделкой для всех участников. Так, в частности, предприятие-заемщик (страхователь) гарантируется от потери деловой репутации из-за несвоевременного погашения кредита. Банк получает высокие гарантии возвратности кредита, хотя и не является прямым участником страховой сделки. Страховая организация получает вознаграждение за свои услуги в виде страхового тарифа. Ввиду высокого риска для государственных страховых организаций по данному виду страхования (особенно в данный период развития экономики) его практикуют в основном негосударственные коммерческие страховые общества и компании. Вступая с ними в деловые контакты, банки должны проводить тщательный анализ их учредительных документов и финансового состояния
Цессия. Следующей формой обеспечения своевременного возврата кредита заемщиком выступает переуступка (цессия) в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу. Эта переуступка оформляется специальным соглашением или договором. Банк имеет право воспользоваться поступившей выручкой только для погашения выданного кредита и уплаты процентов за него. Зарубежные коммерческие банки нередко в качестве условия получения кредита выставляют требование хранения заемщиком на депозитном счете определенной денежной суммы (примерно 10—20% от испрашиваемой суммы кредита), которая называется Ц компенсационным остатком. Последний играет двоякую роль: дает возможность банку привлечь на конкретный срок кредитные ресурсы; выступает формой обеспечения возвратности кредита. За рубежом в качестве обеспечения ссуды используется также так называемый обеспечительный вексель, который банк требует от своего заемщика. Этот вексель не предназначается для дальнейшего оборота. Если ссуда возвращается в срок, то вексель погашается. Если возврат ссуды задерживается, то вексель опротестовывается, и банк в судебном порядке в короткий срок (из-за особой процедуры предъявления и рассмотрения иска) получает необходимые денежные средства. В условиях Российской Федерации обеспеченность возврата банковских ссуд может достигаться и за счет средств специально создаваемых для этой цели фондов, например фонда поддержки предпринимательства. Только соблюдение взаимных интересов поможет банку и заемщику выбрать наиболее приемлемую в каждом конкретном случае форму обеспечения возвратности кредита или использовать смешанное обеспечение (в разных вариантах).
Вопрос 71 Порядок приема денежной наличности от организаций Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно - правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. . Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей. Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно - кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31 и Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств: - для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий; - для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день; - для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Прием денежной наличности от организаций в приходную кассу производится по объявлениям на взнос наличными, представляющим собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции. Организация должна вносить денежную наличность в кассу только на свой банковский счет, открытый в этой кредитной организации. Бухгалтерский работник после соответствующей проверки передает объявление на взнос наличными в кассу. Получив объявление на взнос наличными, кассовый работник приходной кассы проверяет наличие и тождественность подписи бухгалтерского работника имеющемуся образцу, сличает соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него банкноты полистным пересчетом, монету пересчетом по кружкам. На столе кассового работника находятся только деньги лица, их вносящего. Все ранее принятые кассовым работником деньги хранятся в индивидуальных средствах хранения. После приема денег кассовый работник сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассовый работник подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Объявление кассовый работник оставляет у себя, ордер передает соответствующему бухгалтерскому работнику. В тех случаях, когда кассовым работником установлено расхождение между суммой сдаваемых клиентом денег и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными, объявление на взнос наличными переоформляется клиентом на фактически вносимую сумму денег. Первоначально оформленное объявление на взнос наличными кассовый работник перечеркивает, на обороте квитанции указывает фактически принятую сумму денег и расписывается. Объявление на взнос наличными передается бухгалтерскому работнику, который осуществляет исправления в кассовом журнале, оформляет вновь полученный документ и передает в кассу. Первоначально оформленные объявление и ордер уничтожаются, квитанция направляется в кассовые документы. Если клиентом деньги в кассу не были внесены, кассовый работник возвращает объявление на взнос наличными бухгалтерскому работнику. Записи в кассовом журнале аннулируются, объявление на взнос наличными перечеркивается и помещается в кассовые документы. Кассовый работник приходной кассы ведет ежедневные записи принятых от клиентов и сданных заведующему кассой денежных сумм в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).В конце операционного дня на основании приходных документов кассовый работник составляет справку о суммах принятой и выданной денежной наличности и сверяет сумму по справке с суммой фактически принятых им денег. Поступившие в приходную кассу деньги могут передаваться заведующему кассой в течение операционного дня несколько раз под роспись в книге учета принятых и выданных денег (ценностей). В этих случаях, до передачи денег, кассовый работник должен убедиться в том, что фактическое их наличие соответствует общей сумме по принятым приходным документам. От орга
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|