Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав и структура банковских активов




В экономической теории под активами в широком смысле пони­мают будущие экономические выгоды, которые возможно получить в результате прошлых операций или сделок по приобретению имущест­ва, а также предоставлению своего имущества во временное пользова­ние третьим лицам.

Будущие экономические выгоды связаны со способностью акти­вов приносить прибыль своему владельцу при погашении требова­ний,, обмене их на что-либо, представляющее ценность для владельца, путем использования их в производственной деятельности или путем применения для погашения обязательств. Выгоды от активов обычно принимают форму притока чистой наличности. Для того чтобы стать активом, любой ресурс, кроме наличности, должен отдельно или в со­четании с другими ресурсами обеспечивать прямо или косвенно буду­щий приток денежных средств.

Активы коммерческого банка — это статьи бухгалтерского баланса, отражающие размещение и использование ресурсов коммерческого банка. Банковские активы образуются, как правило, в результате ак­тивных операций, т.е. размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода, поддержания ликвидности и обес­печения функционирования банка. Именно в результате активных операций банк получает основную часть своих доходов.

В балансовых отчетах российских коммерческих банков выделя­ют следующие агрегированные статьи активов:

1. Денежные средства и счета в Центральном банке РФ.

2. Государственные долговые обязательства.

3. Средства в кредитных организациях.

4. Чистые вложения в ценные бумаги для перепродажи (ценные бумаги для перепродажи по балансовой стоимости за вычетом резер­вов под обесценение ценных бумаг).

5. Чистая ссудная и приравненная к ней задолженность (ссудная и приравненная к ней задолженность за вычетом резервов на возможные потери по ссудам).

6.Проценты начисленные (включая просроченные)

7. Средства, переданные в лизинг.

8. Основные средства и нематериальные активы, хозяйственные материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

9. Чистые долгосрочные вложения в ценные бумаги и доли.

 

10. Расходы будущих периодов по другим операциям.

11. Прочие активы.

Под структурой активов понимается соотношение разных по ка­честву статей актива баланса банка к валюте баланса. Активы банка можно классифицировать по следующим критериям:

• по степени риска,

• по срокам размещения,

• по субъектам.

• По назначению

• По ликвидности

Группировка активов по их назначению

По своему назначению активы можно разделить на пять категорий:

1) кассовые активы, обеспечивающие ликвидность банка;

2) работающие (оборотные) активы, приносящие банку текущие доходы;

3) инвестиционные активы, предназначенные для получения до­ ходов в будущем и для достижения иных стратегических целей;

4) капитализированные (внеоборотные) активы, предназначен­ные для обеспечения хозяйственной деятельности банка;

5) прочие активы.

По степени ликвидности активы банка можно подразделить на Пять групп:

1) высоколиквидные активы, находящиеся в немедленной готов­ности, или первоклассные ликвидные средства: наличные деньги, Драгоценные металлы, средства в ЦБ РФ, средства в банках-нерези­дентах из числа группы развитых стран, средства в банках для расчетов по пластиковым картам, облигации Банка России, средства, пре­дставленные третьим лицам до востребования;

2) ликвидные активы, находящиеся в распоряжении банка, которые могут быть превращены в денежные средства (резервы второй очереди, или текущие ативы)

3) активы долгосрочной ликвидности

4) малоликвидные активы

 

На основе действующего Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях все активы в зависимости от срока их разме­щения можно разделить на следующие группы:

а) бессрочные активы;

б) активы, размещенные на срок:

• до востребования,

• до 30 дней,

• от 31 до 90 дней,

• от 91 до 180 дней,

• от 181 до 360 дней,

• от 1 года до 3 лет,

• свыше 3 лет.

В настоящее время в структуре срочных активов российских бан­ков преобладают активы, размещенные на срок от 91 до 180 дней.

В зависимости от того, в чьем пользовании находятся активы бан­ка, они могут в соответствии с действующим Планом счетов быть классифицированы следующим образом:

1) активы, находящиеся в пользовании у самого банка;

2) активы, предоставленные во временное пользование другим
субъектам:

а) государству:

• Минфину России, финансовым органам субъектов Федерации и местным органам власти;

• внебюджетным фондам (федеральным, субфедеральным и местным);

• финансовым организациям, находящимся в государственной собственности;

• коммерческим предприятиям и организациям, находящимся в государственной собственности;

• некоммерческим предприятиям и организациям, находящимся в государственной собственности;

б) негосударственным юридическим лицам:

• финансовым организациям;

• коммерческим предприятиям и организациям;

• некоммерческим предприятиям и организациям;

в) физическим лицам:

• частным предпринимателям;

• гражданам;

г) нерезидентам:

• иностранным государствам;

• банкам и финансовым организациям;

• нефинансовым юридическим лицам;

• физическим лицам.

 

Вопрос 25.

Ценовая политика банка предполагает установление цен на раз­личные банковские продукты и их изменение в соответствии с изме­нением рыночной ситуации. Ее объектами являются процентные ставки, тарифы, комиссионные, бонификации (премии), скидки, а также минимальный размер вклада. Традиционно считается, что цена является одним из определяющих факторов, влияющих на поведение потребителей. И сегодня цена имеет очень большое значение в конку­рентной борьбе, несмотря на упоминавшуюся тенденцию повышения роли неценовой конкуренции.

В экономической литературе выделяется три основных подхода банковского ценообразования: 1) ценообразование, ориентированное на издержки; 2) ценообразование, ориентированное на рынок; 3) це­левое ценообразование.

Ценообразование, ориентированное на издержки. Долгосрочная стратегическая цель ценовой политики любого банка — это максимизаиия прибыли. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо знать величину и структуру издержек. Ценообразование на основе издержек предполагает, что сначала банк подсчитывает свои издержки и выяс­няет их зависимость от количества оказанных услуг, а затем цена и объем сбыта банковских услуг устанавливаются таким образом, чтобы выручка от реализации покрывала издержки и обеспечивала необхо­димую прибыль.

Хотя банки и уделяют много внимания учету затрат, практика показывает, что большинство из них не знает с достаточной точностью,;чего стоит им оказание конкретных услуг. Это связано, в частности, со сложной структурой банковских издержек.

Явные (денежные) банковские издержки на оказание конкретной услуги подразделяются на три категории: издержки разработки (deve­lopment costs), издержки сбыта (delivery costs) и накладные затраты (allocated overhead costs).

Издержки разработки включают все расходы на разработку конк­ретной услуги: затраты на исследования, материалы, оплату труда и т.д. Эти издержки должны тщательно учитываться и возмещаться. Издержки сбыта — это расходы, связанные с доведением продукта до потребителя: затраты на оплату труда, маркетинг, материалы ит.д.

Эти два вида издержек подсчитать сравнительно несложно. Гораздо более сложны для определения накладные затраты, точнее, доля общих накладных расходов банка в затратах на оказание отдельной услуги.

Помимо этих явных есть и неявные (скрытые) банковские издержки. Такие издержки могут принимать форму упущенной прибыли, например, если банк предоставляет кредиты по ставкам ниже среднерыночных.

В рамках ценообразования на основе издержек можно выделить несколько методов установления цены. Наиболее традиционным из них является котловой метод. Согласно этому методу банк не произ­водит калькуляцию по каждой конкретной сделке, а учитывает только общие издержки и устанавливает усредненную базовую цену по каждому виду услуг с таким расчетом, чтобы цена покрывала эти средние издержки и включала в себя желаемую прибыль.

Второй метод, часто применяющийся в сочетании с первым, — это дифференцированное ценообразование. Согласно этому методу базо­вая цена в каждой конкретной сделке корректируется, в результате чего происходит дифференциация цен на одну и ту же услугу. Наибо­лее характерным примером применения этого метода является установление процента за кредит. В качестве критериев дифференциация процентных ставок по выдаваемым кредитам коммерческими банка ми применяются:

• кредитный риск по конкретному заемщику, определяемый лик­видностью его активов и перспективами окупаемости кредитуемого мероприятия, связанными с выдачей кредита издержками на получение информации; избранными способами обеспечения кредита (чем больше риск, тем выше процентная ставка);

• срочность кредитования (процентная ставка по долгосрочным кредитам всегда выше, чем по краткосрочным);

• характер заемщика с точки зрения его экономического потен­циала и фактического объема банковских операций (для постоянных и надежных клиентов могут устанавливаться льготные ставки).

Критериями дифференциации процентных ставок по вкладам мо­гут быть сумма вклада, его срок, схема выплаты процентов, характер вкладчика.

 

Вопрос 24.

 

Специфика банковского маркетинга связана с особенностями банковского продукта — банковской услуги. Что это за особенности? Под услугоц вообще в экономической литературе понимают любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой и кото­рые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо Специфическими характеристиками банковских услуг являются:

• абстрактность (неосязаемость и сложность для восприятия);

• неотделимость услуги от источника;

• непостоянство качества (неодинаковость) услуг;

• несохраняемость банковских услуг;

• договорный характер банковского обслуживания;

• связь банковского обслуживания с деньгами;

• протяженность обслуживания во времени;

• вторичность удовлетворяемых банковскими услугами потребностей.

Абстрактность банковских услуг. Концепция абстрактности имеет две сто­роны: во-первых, ее можно понимать как неосязаемость, а во-вторых, как сложность для восприятия. Оба этих качества присуши банковским услугам; таким образом, они являются абстрактными вдвойне.

Во-первых, как и другие услуги, банковские услуги неосязаемы: их нельзя увидеть, потрогать или как-то иначе воспринять человеческими органами чувств. Причина этого заключается в том, что услуги как таковые не имеют ма­териальной субстанции. В связи с этим потребители проявляют повышенное внимание к видимым элементам обслуживания — банковскому оборудова­нию, внешнему виду обслуживающего персонала, банковской символике и всему тому, что может дать косвенную информацию о характере и качестве оказываемых банком услуг.

Во-вторых, особенностью банковских услуг является их сложность для восприятия. В отличие от многих других видов услуг обслуживание в банке требует от потребителей определенного культурного и образовательного уровня.

Неотделимость услуги от источника. Услуга не существует отдельно от того, кто ее оказывает, в отличие от товара, который в материальном виде су­ществует независимо от присутствия или отсутствия его источника. Источни­ками услуг могут быть люди или машины. Традиционно банковские услуги оказывались банковскими служащими, имеющими соответствующую квали­фикацию.

Дополнительной особенностью индивидуализированных услуг является неотделимость производства от потребления, предполагающая, что необходи­мым условием оказания услуги является личное присутствие клиента или его представителя. Однако с развитием средств связи и систем электронных рас­четов доля банковских услуг, оказываемых в отсутствие клиентов, все более увеличивается в общем их объеме.

Непостоянство качества услуг. Хотя многие банковские учреждения предлагают клиентам сходный или даже одинаковый набор услуг, тем не ме­нее абсолютной идентичности банковских продуктов (такой, как при серий­ном производстве в промышленности) не достигается.

Несохраняемость банковских услуг. Банковские услуги не могут хранить­ся, их нельзя «заготовить впрок» (чего, однако, нельзя сказать о денежных и иных материальных активах, в операциях с которыми часто заключаются бан­ковские услуги). Эта характеристика особенно важна, если принять во внима­ние непостоянство спроса на банковские услуги. Объем спроса на них посто­янно меняется, он может быть различен в разные дни недели и даже в разное время суток. Поэтому нередко банки предпринимают меры по сглаживанию флуктуации спроса, стимулируя клиентов использовать для визита в банк определенное время дня или пользоваться средствами автоматизации.

Договорный характер банковского обслуживания. Оказание абсолютного большинства банковских услуг предполагает заключение между их производи­телем и потребителем фажданско-правовых договоров (хотя иногда это может и не до конца осознаваться клиентом — как при помещении средств во вклад). Это создает дополнительные сложности (а иногда психологический барьер) Для клиентов.

Связь банковских услуг с деньгами. Оказание основных банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах (деньги пред. приятии, деньги коммерческих банков, деньги центрального банка в форме наличности, бухгалтерских записей или платежно-расчетных документов) А ко всему, что связано с деньгами, люди относятся с особенным вниманием Это ставит деятельность банка в зависимость от доверия клиентов и требует усилий, направленных на укрепление этого доверия.

Протяженность банковского обслуживания во времени. Купля-продажа большинства банковских услуг обладает протяженностью во времени. Как правило, сделка не ограничивается однократным актом. Клиент банка при осуществлении вклада, получении кредита, абонировании сейфа вступает в более или менее продолжительную «связь» с банком. Протяженность акта купли-продажи во времени, как и тесная связь его с деньгами, придает особое значение доверительному характеру взаимоотношений банка и клиента.

Вторичность удовлетворяемых потребностей. Как было показано ранее, финансовые потребности, удовлетворяемые банковскими услугами, являются вторичными, производными от первичных производственных и личных по­требностей.

Особенности маркетинга в банке. Абстрактность банковских услуг, их несохраняемость и вторичность удовлетворяемых потребностей определяют ориентацию маркетинга на создание наглядных образов банковских услуг. Неотделимость услуг от источника также требует усилий по формированию внешней привлекательности банка как та­кового.

Абстрактность и договорный характер услуг приводят к тому, что по сравнению с другими товарами и услугами определение и сопоставление качества различных банковских услуг требует от потребите­ля довольно высокой экономической культуры. Это, в свою очередь, I вызывает необходимость разъяснения клиенту содержания услуг, об­разовательной ориентации маркетинга.

Тесная связь с деньгами и протяженность акта купли-продажи во времени ставят деятельность банка в зависимость от доверия клиентов. В самом деле, например, при открытии счета клиент доверяет банку свои деньги и вступает в сделку, течение которой для него изначально неконтролируемо. Это требует акцентирования банковской маркетин­говой деятельности на формировании вокруг банка климата доверия.

Непостоянство качества услуг повышает необходимость создания устойчивой мотивации персонала на качественное обслуживание кли­ентов, а также повышает значение автоматизации банковского дела.

 

 

Вопрос 26.

Оценка качества активов наряду с анализом достаточности капи­тала является важнейшим показателем для определения степени на­дежности банка и эффективности его деятельности. Качество активов определяется тем, насколько они способствуют достижению основ­ной цели деятельности коммерческого банка, а именно его прибыль­ному стабильному функционированию.

Качество активов банка определяется различными факторами:

• соответствием структуры активов структуре пассивов по срокам;

• ликвидностью активов;

• доходностью активов;

• диверсификацией активных операций;

• объемом и долей рисковых, критических и неполноценных ак­тивов;

• признаками изменчивости активов.

Высокое качество активов определяется прежде всего полной или потенциально полной возвратностью вложенных денежных средств в оговоренные договором сроки с учетом причитающейся банку нара­щенной стоимости (для размешенных активов) либо возможностью реализовать данный актив по цене, не меньшей его балансовой стои­мости (для внеоборотных активов).

С точки зрения качества активы делят на «хорошие» (полноценные) и «плохие» (неполноценные) активы. Актив считается неполноценным, если банк не может превратить его в денежные средства полностью по текущей балансовой стоимости по истечении срока его погашения.

Следует отличать неполноценные активы от рисковых. К послед­ним относятся те активы, для которых лишь существует вероятность потери стоимости в будущем, а к неполноценным — те, для которых эта вероятность уже наступила.

В частности, к «плохим» активам относятся:

• просроченная ссудная задолженность;

• векселя и иные долговые обязательства, не оплаченные в срок;

• неликвидные и обесценившиеся ценные бумаги;

• дебиторская задолженность сроком свыше 30 дней;

• средства на корреспондентских счетах в обанкротившихся
банках;

• состоянии;

• нереализуемая недвижимость;

• прочие.

При полном анализе качества активов должны быть получены от­веты на следующие вопросы:

1. Какова структура активов в целом и каковы весовые доли вложений в тот или иной актив?

2. Насколько сложившаяся структура активов соответствует общепринятым стандартам?

3. Какова величина «хороших» и «плохих» активов, а также планируемый уровень будущих потерь?

4. Какова степень рискованности каждого актива с учетом коэффициента риска?

5. Какова величина и доля малодоходных и не приносящих доход активов?

6. Какова степень обесценения активов, вложенных в ценные бу­маги?

7. Каков уровень иммобилизации активов?

5.2.2. Показатели качества активов

Для анализа качества активов обычно используют следующие по­казатели:

А1уровень доходных активов, определяемый как отношение ак­тивов, приносящих доход, к общей сумме активов. У российских бан­ков значение этого коэффициента составляет, как правило, 55—65%. По международным стандартам, оптимальным считается значение этого коэффициента в пределах 76—83%. Слишком низкое значение этого коэффициента говорит о неэффективной работе банка и высо­кой степени иммобилизации средств, слишком высокое — о высоком уровне принятых банком на себя рисков.

А2коэффициент активов с повышенным риском, равный отноше­нию суммы активов с повышенным риском к обшей сумме активов. К активам с повышенным риском относятся вложения в акции, век­селя, факторинг, лизинг, прямые инвестиции, превышение дебитор­ской задолженности над кредиторской. Диапазон для этого коэффициента не устанавливается, но по его значению можно примерно one- нить степень рискованности активной политики банка.

A3 — уровень сомнительной задолженности, равный отношений просроченной задолженности по кредитам к общей сумме размещенных активов. Значение этого показателя не должно превышать 5#-В идеале оно должно находиться в диапазоне 0—2%.

А 4 — уровень резервов, рассчитываемый как отношение резервов

возможные потери по ссудам, под обесценение ценных бумаг, на

потери по расчетам с дебиторами и др.) к сумме размешенных активов.

Хотя этот коэффициент сильно зависит от политики банка по состоянию резервов и от качества его кредитного портфеля, оптимальным считается уровень резервов в пределах 5—7%.

А5 — уровень дебиторской задолженности в активах, не принося­щих доход. Показатель предназначен для оценки качества недоход­ных активов. Максимально допустимое значение этого коэффициен­та 40%. Более высокое значение свидетельствует о снижении ликвид­ности банка и о наличии у него проблем по своевременному возврату вложенных средств.

Абкоэффициент иммобилизации активов, равный отношению иммобилизованных активов к сумме активов-нетто. Нормальным считается значение этого коэффициента в пределах 15—17%. Превы­шение этого значения ведет к сокращению эффективности работы банка.

А7коэффициент «схлопывания» активов — отношение суммы активов-нетто к балансовому итогу. У российских банков этот коэф­фициент в среднем равен 75—80%. Нормальным считается, когда активы-нетто составляют не менее 65% активов-брутто. Меньшее зна­чение свидетельствует об искусственном раздувании банком своих активов для поднятия своего рейтинга и престижа.

Количественные параметры являются лишь предварительной оценкой качества активов, которая может быть произведена по дан­ным официальной отчетности банков. Для более детальной оценки необходимо на основе первичной информации выделить в составе ак­тивов те, возвратность которых вызывает сомнение. Это могут быть кредиты, по которым пересматривались условия погашения; нестан­дартные активы, размешенные с отклонениями и нарушениями сло­ившейся в банке практики; крупные кредиты; средства, предоставленные инсайдерам банка, и т.д. Такой анализ в состоянии провести лишь сам банк, а также проверяющие органы (Центральный банк РФ и внешние аудиторы).

Для оценки качества активов коммерческих банков Центральным банком РФ установлены такие обязательные нормативы, (см. Инструкция 110)

как максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных за­диков (Н6); максимальный размер крупных кредитных рисков максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитного риска на одного акционера (Н9); совокупная величина кредитных рисков на акционеров (участников) банка (Н9.1); максимальный размер кредитов,

займов, предоставленных своим инсайдерам (Н10), а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу; совокупная величина креди­тов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу (Н10. 1).

 

Вопрос

Денежный поток — это объем денежных средств, которые получа­ет или выплачивает предприятие в течение отчетного или планируемого периода. Денежный оборот предприятия складывается из дви­жения денежных средств в связи с различными хозяйственными операциями, которые можно сгруппировать по их экономическому содержанию. Принято выделять три вида хозяйственных операций и соответственно связанных с ними денежных потоков: текущая, инве­стиционная, финансовая.

Текущая деятельность (ТД) отражает основной поток денежных средств от производства и реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Инвестиционная деятельность (ИД) включает операции, связан­ные с реальными и портфельными инвестициями долгосрочного характера. Источники денежных средств для инвестиционной деятельности: амортизационные отчисления, фонд накопления, нераспределенная прибыль, доходы от продажи основных фондов, долгосрочные кредиты и займы, эмиссия акций.

Финансовая деятельность (ФД) — операции по краткосрочному финансированию предприятия: краткосрочные кредиты и займы, а процентов по полученным кредитам и займам, обороты по ва­жным операциям.

Между всеми этими видами деятельности существует связь. Денежные потоки, создаваемые текущей деятельностью предприятия, переходят в сферу инвестиционной деятельности, где могут использоваться для развития и совершенствования производства. Однако они могут быть направлены и в сферу финансовой деятельности для выплаты, например, дивидендов. В свою очередь, текущая деяте­ли, часто поддерживается за счет инвестиционной и финансовой

Оценка денежных потоков по российским предприятиям находятся в начальной стадии. В качестве стандарта при оценке денежных потоков выступает бухгалтерская отчетность о движении денежных

Анализ денежного потока заключается в сопоставлении притока оттока денежных средств у заемщика за период, предшествующий сроку испрашиваемого кредита

Прямой метод имеет более простую процедуру расчета, так как непосредственно связан с регистрами бухгалтерского учета. На этом методе строится кварт альная отчетность о движении денежных средств (форма N° 4) и ис пользуя данные отчетности, можно подсчитать приток или отток де­нежных средств сначала по видам деятельности, а потом в целом по предприятию как разницу между поступлениями денежных средств и их выбытием. Приток или отток денежных средств можно охаракте­ризовать как чистый денежный поток со знаком плюс или минус.

Рассмотренный метод позволяет судить о ликвидности предприятия, детально раскрывая движение денежных средств на его банковском счете, но не показывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств. Этот недостаток устраняется при использовании косвенного метода. При применении косвенного метода сначала устанавливают чистую прибыль и опреде­ляют разницу между доходами и притоком денежных средств, между расходами и оттоком денежных средств.

Использование метода начисления позволяет получить доходы раньше реального поступления денежных средств. Любое увеличение сумм текущих активов, не связанное с реальным поступлением на­личности, означает уменьшение поступления денег на счета предпри­ятий, а любое увеличение обязательств означает возрастание сумм на счетах предприятия. Так, рост дебиторской задолженности свидетель­ствует об уменьшении поступлений наличных денег на банковские счета, а снижение, наоборот, об увеличении.

Для анализа денежного потока (любыми методами) следует брать

Данные за несколько периодов, чтобы выявить тенденции в изменении. Если заемщик имел постоянный чистый денежный приток, то

это свидетельство его финансовой устойчивости и кредитоспособности - кратковременный чистый денежный отток — свидетельство более низкого уровня кредитоспособности. Систематический чистый

денежный отток — свидетельство некредитоспособности предприятия

Для решения вопроса о целесообразности выдачи и размере ссуды на относительно длительный срок анализ денежного потока делается на основе фактических данных за истекшие периоды, но и прогнозных данных на период пользования кредитом исходя из средних темпов прироста выручки за предшествующие 2 — 3 отчетных периода. Оценка денежных потоков начинает применяться российскими коммерческими банками для оценки деятельности предприятия не столько при получении краткосрочных кредитов, сколько при получении долгосрочных ссуд.

 

 

Вопрос 55???

Кредитный риск находится в прямой зависимости от качества кре­дитного портфеля. Кредитный портфель — это результат деятельности банка по предоставлению кредитов, который включает в себя совокуп­ность всех выданных банком кредитов за определенный период време­ни. Качественная оценка риска кредитного портфеля становится осо­бенно актуальной в связи с диверсификацией банками своих операций.

Анализируя качество кредитного портфеля, российские банки в последние годы осуществляют ранжирование кредитов, т.е. использу­ют метод систематической и объективной классификации ссудного портфеля в соответствии с характеристиками качества и риска. Основные цели ранжирования кредитов:

• повышение эффективности ссудных операций;

• улучшение качества портфеля за счет: использования преду­преждающих сигналов; улучшения управленческой информации и контроля; определения стандартов и установления границ ответст­венности;

• создание основы для управленческих решений.

Важнейшими факторами, в соответствии с которыми осуществля­ется ранжирование кредитов, является состояние отчетности, инфор­мация о состоянии дел и счетов клиента, отношения с клиентами, на­личие обеспечения. Чтобы обезопасить себя от заведомо безвозврат­ных ссуд, банк должен строить свою работу с клиентами, используя две аксиомы, проверенные временем:

1) заниматься кредитованием преимущественно тех направлений, в кредитовании которых у банка уже накоплен значительный опыт;

2) не выдавать ссуды за пределы обслуживаемого региона.

Ограничивать подверженность банков портфельным рискам при­званы также экономические нормативы, установленные Банком Рос­сии для всех кредитных организаций в Инструкции № 1 от 30 января 1996 г. и других нормативных актах. В соответствии с этими докумен­тами классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков про­изводится в зависимости от наличия соответствующего и надлежа­щим образом оформленного реального обеспечения, а также дли­тельности просроченной задолженности. В результате кредитный портфель банка разбивают на группы кредитов (стандартные, нестан­дартные, сомнительные, безнадежные), ранжированных по их качест­ву в зависимости от степени кредитного риска.

В российской банковской практике своеобразным амортизатором кредитного риска служит резервный фонд, создаваемый коммерче­скими банками для компенсации потерь по выданным кредитам. На основании Инструкции Банка России № 62а банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам.

Современные банки проявляют глубокую заинтересованность в качественной оценке степени кредитного риска и снижении его влия­ния на финансово-хозяйственную деятельность с применением соот­ветствующего комплекса мероприятий. Но реальная оценка кре­дитного риска банка возможна при проведении детального анализа совокупности факторов, приводящих к возникновению риска при кредитовании.

Качественный анализ целого ряда рискообразующих факторов позволил бы банкам не только принимать адекватные решения по вы­даваемым ссудам, но и в дальнейшем свести к минимуму прямые фи­нансовые потери от невозврата кредитов.

Факторы, вызывающие потери банка при кредитовании, %:

Внутренние факторы:

Нехватка обеспечения,

Неправильная оценка информации при изучении заявки на ссуду,

Слабость операционного контроля и задержки в выявлении и реагирова­нии на ранние предупредительные сигналы,

Плохое качество обеспечения

Невозможность получения огово­ренного в контракте обеспечения

Плохое качество обеспечения

Невозможность получения огово­ренного в контракте обеспечения

Внешние факторы:

Банкротство компании

Требования кредиторов о погаше­нии задолженности

Безработица / Семейные проблемы

Кража и мошенничество

Анализируя кредитоспособность индивидуального заемщика, банкир обязательно должен выяснить финансовое состояние компа­нии, в которой работает потенциальный заемщик.

В свою очередь, степень рискованности отдельных видов ссуд определяется исходя из их качества. Качество конкретной ссуды и кредитного портфеля банка в целом является одним из ключевых факторов кредитного риска.

Под управлением риском (регулированием риска) понимают ме­роприятия, направленные на минимизацию соответствующего риска и нахождение оптимального соотношения доходности и риска, вклю­чающие оценку, прогноз и страхование соответствующего риска.

Управление рисками банка осуществляется, как правило, в неско­лько этапов:

1) выявление содержания рисков, возникающих в связи с осуще­ствлением данной деятельности;

2) определение источников и объемов информации, необходимых для оценки уровня риска;

3) выбор критериев и методов для оценки вероятности реализации риска, построение шкалы риска;

4) выбор или разработка метода страхования риска;

5) ретроспективный анализ результатов управления риском и осу­ществление необходимой коррекции по предыдущим пунктам.

Наиболее часто встречающиеся недостатки в банковской деятель­ности, свидетельствующие о серьезных проблемах в отношении управления кредитным риском, следующие:

• отсутствие документа, излагающего кредитную политику банка;

• отсутствие ограничений концентрации рисков в кредитном
портфеле;

• излишняя централизация или децентрализация кредитного ру­ководства;

• плохой анализ кредитуемой сделки;

• поверхностный финансовый анализ заемщиков;

• завышенная стоимость залога;

• недостаточно частые контакты с клиентом;

• отсутствие контроля за использованием ссуд;

• плохой контроль за документальным оформлением ссуд;

• неполная кредитная документация;

• неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс.

Для снижения влияния этих недостатков необходимо применять комплекс методов управления кредитным риском. Основные методы регулирования, управления кредитным риском следующие:

• диверсификация портфеля активов;

• предварительный анализ платежеспособности заемщика или эмитента;

• создание резервов для покрытия кредитного риска;

• анализ и поддержание оптимальной (для банка) структуры кредитного портфеля;

• требование обеспеченности ссуд и их целевого использования.

Диверсификация ссудного портфеля является наиболее простым идешевым методом хеджирования риска неплатежа по ссуде. Основ-ные способы, применяемые для обеспечения достаточной диверси­фикации ссудного портфеля, следующие:

1) рационирование кредита, которое предполагает: установление г ибких или жестких лимитов кредитования по сумме, срокам, видам процентных ставок и прочим условиям предоставления ссуд; установл ение лимитов кредитования по отдельным заемщикам или классам заемщиков в соответствии с финансовым положением; определение лимитов концентрации кредитов в руках одного или группы тесно сотрудничающих заемщиков в соответствии с их финансовым положением;

2) диверсификация заемщиков по отраслевой принадлежности может осуществляться также путем прямого установления лимитов юля всех заемщиков данной группы в абсолютной сумме или по сово­купной доле в ссудном портфеле банка;

3) диверсификация принимаемого обеспечения по ссудам;

4) применение различных видов процентных ставок и способов начисления и уплаты процентов по ссуде;

5) диверсификация кредитного портфеля по срокам, имеющая особое значение, поскольку процентные ставки по судам разной срочности подвержены различным колебаниям и уровень косвенно принимаемых на себя деловых рисков заемщика также существенно зависит от срока ссуды.

Реализация данного аспекта управления риском неплатежа по ссуде производится в русле проводимой банком кредитной политики

 

Вопрос 57.

Овердрафт представляет собой краткосрочный кредит, который предоставляется путем списания средств по счету клиента банка, сверх остатка средств на счете; другими словами, это — возможность образования на счете клиента отрицательного дебетового сальдо. Креди

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...