Состав и структура банковских активов
В экономической теории под активами в широком смысле понимают будущие экономические выгоды, которые возможно получить в результате прошлых операций или сделок по приобретению имущества, а также предоставлению своего имущества во временное пользование третьим лицам. Будущие экономические выгоды связаны со способностью активов приносить прибыль своему владельцу при погашении требований,, обмене их на что-либо, представляющее ценность для владельца, путем использования их в производственной деятельности или путем применения для погашения обязательств. Выгоды от активов обычно принимают форму притока чистой наличности. Для того чтобы стать активом, любой ресурс, кроме наличности, должен отдельно или в сочетании с другими ресурсами обеспечивать прямо или косвенно будущий приток денежных средств. Активы коммерческого банка — это статьи бухгалтерского баланса, отражающие размещение и использование ресурсов коммерческого банка. Банковские активы образуются, как правило, в результате активных операций, т.е. размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода, поддержания ликвидности и обеспечения функционирования банка. Именно в результате активных операций банк получает основную часть своих доходов. В балансовых отчетах российских коммерческих банков выделяют следующие агрегированные статьи активов: 1. Денежные средства и счета в Центральном банке РФ. 2. Государственные долговые обязательства. 3. Средства в кредитных организациях. 4. Чистые вложения в ценные бумаги для перепродажи (ценные бумаги для перепродажи по балансовой стоимости за вычетом резервов под обесценение ценных бумаг).
5. Чистая ссудная и приравненная к ней задолженность (ссудная и приравненная к ней задолженность за вычетом резервов на возможные потери по ссудам). 6.Проценты начисленные (включая просроченные) 7. Средства, переданные в лизинг. 8. Основные средства и нематериальные активы, хозяйственные материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. 9. Чистые долгосрочные вложения в ценные бумаги и доли.
10. Расходы будущих периодов по другим операциям. 11. Прочие активы. Под структурой активов понимается соотношение разных по качеству статей актива баланса банка к валюте баланса. Активы банка можно классифицировать по следующим критериям: • по степени риска, • по срокам размещения, • по субъектам. • По назначению • По ликвидности Группировка активов по их назначению По своему назначению активы можно разделить на пять категорий: 1) кассовые активы, обеспечивающие ликвидность банка; 2) работающие (оборотные) активы, приносящие банку текущие доходы; 3) инвестиционные активы, предназначенные для получения до ходов в будущем и для достижения иных стратегических целей; 4) капитализированные (внеоборотные) активы, предназначенные для обеспечения хозяйственной деятельности банка; 5) прочие активы. По степени ликвидности активы банка можно подразделить на Пять групп: 1) высоколиквидные активы, находящиеся в немедленной готовности, или первоклассные ликвидные средства: наличные деньги, Драгоценные металлы, средства в ЦБ РФ, средства в банках-нерезидентах из числа группы развитых стран, средства в банках для расчетов по пластиковым картам, облигации Банка России, средства, представленные третьим лицам до востребования; 2) ликвидные активы, находящиеся в распоряжении банка, которые могут быть превращены в денежные средства (резервы второй очереди, или текущие ативы) 3) активы долгосрочной ликвидности
4) малоликвидные активы
На основе действующего Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях все активы в зависимости от срока их размещения можно разделить на следующие группы: а) бессрочные активы; б) активы, размещенные на срок: • до востребования, • до 30 дней, • от 31 до 90 дней, • от 91 до 180 дней, • от 181 до 360 дней, • от 1 года до 3 лет, • свыше 3 лет. В настоящее время в структуре срочных активов российских банков преобладают активы, размещенные на срок от 91 до 180 дней. В зависимости от того, в чьем пользовании находятся активы банка, они могут в соответствии с действующим Планом счетов быть классифицированы следующим образом: 1) активы, находящиеся в пользовании у самого банка; 2) активы, предоставленные во временное пользование другим а) государству: • Минфину России, финансовым органам субъектов Федерации и местным органам власти; • внебюджетным фондам (федеральным, субфедеральным и местным); • финансовым организациям, находящимся в государственной собственности; • коммерческим предприятиям и организациям, находящимся в государственной собственности; • некоммерческим предприятиям и организациям, находящимся в государственной собственности; б) негосударственным юридическим лицам: • финансовым организациям; • коммерческим предприятиям и организациям; • некоммерческим предприятиям и организациям; в) физическим лицам: • частным предпринимателям; • гражданам; г) нерезидентам: • иностранным государствам; • банкам и финансовым организациям; • нефинансовым юридическим лицам; • физическим лицам.
Вопрос 25. Ценовая политика банка предполагает установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменением рыночной ситуации. Ее объектами являются процентные ставки, тарифы, комиссионные, бонификации (премии), скидки, а также минимальный размер вклада. Традиционно считается, что цена является одним из определяющих факторов, влияющих на поведение потребителей. И сегодня цена имеет очень большое значение в конкурентной борьбе, несмотря на упоминавшуюся тенденцию повышения роли неценовой конкуренции.
В экономической литературе выделяется три основных подхода банковского ценообразования: 1) ценообразование, ориентированное на издержки; 2) ценообразование, ориентированное на рынок; 3) целевое ценообразование. Ценообразование, ориентированное на издержки. Долгосрочная стратегическая цель ценовой политики любого банка — это максимизаиия прибыли. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо знать величину и структуру издержек. Ценообразование на основе издержек предполагает, что сначала банк подсчитывает свои издержки и выясняет их зависимость от количества оказанных услуг, а затем цена и объем сбыта банковских услуг устанавливаются таким образом, чтобы выручка от реализации покрывала издержки и обеспечивала необходимую прибыль. Хотя банки и уделяют много внимания учету затрат, практика показывает, что большинство из них не знает с достаточной точностью,;чего стоит им оказание конкретных услуг. Это связано, в частности, со сложной структурой банковских издержек. Явные (денежные) банковские издержки на оказание конкретной услуги подразделяются на три категории: издержки разработки (development costs), издержки сбыта (delivery costs) и накладные затраты (allocated overhead costs). Издержки разработки включают все расходы на разработку конкретной услуги: затраты на исследования, материалы, оплату труда и т.д. Эти издержки должны тщательно учитываться и возмещаться. Издержки сбыта — это расходы, связанные с доведением продукта до потребителя: затраты на оплату труда, маркетинг, материалы ит.д. Эти два вида издержек подсчитать сравнительно несложно. Гораздо более сложны для определения накладные затраты, точнее, доля общих накладных расходов банка в затратах на оказание отдельной услуги. Помимо этих явных есть и неявные (скрытые) банковские издержки. Такие издержки могут принимать форму упущенной прибыли, например, если банк предоставляет кредиты по ставкам ниже среднерыночных. В рамках ценообразования на основе издержек можно выделить несколько методов установления цены. Наиболее традиционным из них является котловой метод. Согласно этому методу банк не производит калькуляцию по каждой конкретной сделке, а учитывает только общие издержки и устанавливает усредненную базовую цену по каждому виду услуг с таким расчетом, чтобы цена покрывала эти средние издержки и включала в себя желаемую прибыль.
Второй метод, часто применяющийся в сочетании с первым, — это дифференцированное ценообразование. Согласно этому методу базовая цена в каждой конкретной сделке корректируется, в результате чего происходит дифференциация цен на одну и ту же услугу. Наиболее характерным примером применения этого метода является установление процента за кредит. В качестве критериев дифференциация процентных ставок по выдаваемым кредитам коммерческими банка ми применяются: • кредитный риск по конкретному заемщику, определяемый ликвидностью его активов и перспективами окупаемости кредитуемого мероприятия, связанными с выдачей кредита издержками на получение информации; избранными способами обеспечения кредита (чем больше риск, тем выше процентная ставка); • срочность кредитования (процентная ставка по долгосрочным кредитам всегда выше, чем по краткосрочным); • характер заемщика с точки зрения его экономического потенциала и фактического объема банковских операций (для постоянных и надежных клиентов могут устанавливаться льготные ставки). Критериями дифференциации процентных ставок по вкладам могут быть сумма вклада, его срок, схема выплаты процентов, характер вкладчика.
Вопрос 24.
Специфика банковского маркетинга связана с особенностями банковского продукта — банковской услуги. Что это за особенности? Под услугоц вообще в экономической литературе понимают любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо Специфическими характеристиками банковских услуг являются: • абстрактность (неосязаемость и сложность для восприятия); • неотделимость услуги от источника; • непостоянство качества (неодинаковость) услуг; • несохраняемость банковских услуг; • договорный характер банковского обслуживания; • связь банковского обслуживания с деньгами; • протяженность обслуживания во времени; • вторичность удовлетворяемых банковскими услугами потребностей. Абстрактность банковских услуг. Концепция абстрактности имеет две стороны: во-первых, ее можно понимать как неосязаемость, а во-вторых, как сложность для восприятия. Оба этих качества присуши банковским услугам; таким образом, они являются абстрактными вдвойне.
Во-первых, как и другие услуги, банковские услуги неосязаемы: их нельзя увидеть, потрогать или как-то иначе воспринять человеческими органами чувств. Причина этого заключается в том, что услуги как таковые не имеют материальной субстанции. В связи с этим потребители проявляют повышенное внимание к видимым элементам обслуживания — банковскому оборудованию, внешнему виду обслуживающего персонала, банковской символике и всему тому, что может дать косвенную информацию о характере и качестве оказываемых банком услуг. Во-вторых, особенностью банковских услуг является их сложность для восприятия. В отличие от многих других видов услуг обслуживание в банке требует от потребителей определенного культурного и образовательного уровня. Неотделимость услуги от источника. Услуга не существует отдельно от того, кто ее оказывает, в отличие от товара, который в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия его источника. Источниками услуг могут быть люди или машины. Традиционно банковские услуги оказывались банковскими служащими, имеющими соответствующую квалификацию. Дополнительной особенностью индивидуализированных услуг является неотделимость производства от потребления, предполагающая, что необходимым условием оказания услуги является личное присутствие клиента или его представителя. Однако с развитием средств связи и систем электронных расчетов доля банковских услуг, оказываемых в отсутствие клиентов, все более увеличивается в общем их объеме. Непостоянство качества услуг. Хотя многие банковские учреждения предлагают клиентам сходный или даже одинаковый набор услуг, тем не менее абсолютной идентичности банковских продуктов (такой, как при серийном производстве в промышленности) не достигается. Несохраняемость банковских услуг. Банковские услуги не могут храниться, их нельзя «заготовить впрок» (чего, однако, нельзя сказать о денежных и иных материальных активах, в операциях с которыми часто заключаются банковские услуги). Эта характеристика особенно важна, если принять во внимание непостоянство спроса на банковские услуги. Объем спроса на них постоянно меняется, он может быть различен в разные дни недели и даже в разное время суток. Поэтому нередко банки предпринимают меры по сглаживанию флуктуации спроса, стимулируя клиентов использовать для визита в банк определенное время дня или пользоваться средствами автоматизации. Договорный характер банковского обслуживания. Оказание абсолютного большинства банковских услуг предполагает заключение между их производителем и потребителем фажданско-правовых договоров (хотя иногда это может и не до конца осознаваться клиентом — как при помещении средств во вклад). Это создает дополнительные сложности (а иногда психологический барьер) Для клиентов. Связь банковских услуг с деньгами. Оказание основных банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах (деньги пред. приятии, деньги коммерческих банков, деньги центрального банка в форме наличности, бухгалтерских записей или платежно-расчетных документов) А ко всему, что связано с деньгами, люди относятся с особенным вниманием Это ставит деятельность банка в зависимость от доверия клиентов и требует усилий, направленных на укрепление этого доверия. Протяженность банковского обслуживания во времени. Купля-продажа большинства банковских услуг обладает протяженностью во времени. Как правило, сделка не ограничивается однократным актом. Клиент банка при осуществлении вклада, получении кредита, абонировании сейфа вступает в более или менее продолжительную «связь» с банком. Протяженность акта купли-продажи во времени, как и тесная связь его с деньгами, придает особое значение доверительному характеру взаимоотношений банка и клиента. Вторичность удовлетворяемых потребностей. Как было показано ранее, финансовые потребности, удовлетворяемые банковскими услугами, являются вторичными, производными от первичных производственных и личных потребностей. Особенности маркетинга в банке. Абстрактность банковских услуг, их несохраняемость и вторичность удовлетворяемых потребностей определяют ориентацию маркетинга на создание наглядных образов банковских услуг. Неотделимость услуг от источника также требует усилий по формированию внешней привлекательности банка как такового. Абстрактность и договорный характер услуг приводят к тому, что по сравнению с другими товарами и услугами определение и сопоставление качества различных банковских услуг требует от потребителя довольно высокой экономической культуры. Это, в свою очередь, I вызывает необходимость разъяснения клиенту содержания услуг, образовательной ориентации маркетинга. Тесная связь с деньгами и протяженность акта купли-продажи во времени ставят деятельность банка в зависимость от доверия клиентов. В самом деле, например, при открытии счета клиент доверяет банку свои деньги и вступает в сделку, течение которой для него изначально неконтролируемо. Это требует акцентирования банковской маркетинговой деятельности на формировании вокруг банка климата доверия. Непостоянство качества услуг повышает необходимость создания устойчивой мотивации персонала на качественное обслуживание клиентов, а также повышает значение автоматизации банковского дела.
Вопрос 26. Оценка качества активов наряду с анализом достаточности капитала является важнейшим показателем для определения степени надежности банка и эффективности его деятельности. Качество активов определяется тем, насколько они способствуют достижению основной цели деятельности коммерческого банка, а именно его прибыльному стабильному функционированию. Качество активов банка определяется различными факторами: • соответствием структуры активов структуре пассивов по срокам; • ликвидностью активов; • доходностью активов; • диверсификацией активных операций; • объемом и долей рисковых, критических и неполноценных активов; • признаками изменчивости активов. Высокое качество активов определяется прежде всего полной или потенциально полной возвратностью вложенных денежных средств в оговоренные договором сроки с учетом причитающейся банку наращенной стоимости (для размешенных активов) либо возможностью реализовать данный актив по цене, не меньшей его балансовой стоимости (для внеоборотных активов). С точки зрения качества активы делят на «хорошие» (полноценные) и «плохие» (неполноценные) активы. Актив считается неполноценным, если банк не может превратить его в денежные средства полностью по текущей балансовой стоимости по истечении срока его погашения. Следует отличать неполноценные активы от рисковых. К последним относятся те активы, для которых лишь существует вероятность потери стоимости в будущем, а к неполноценным — те, для которых эта вероятность уже наступила. В частности, к «плохим» активам относятся: • просроченная ссудная задолженность; • векселя и иные долговые обязательства, не оплаченные в срок; • неликвидные и обесценившиеся ценные бумаги; • дебиторская задолженность сроком свыше 30 дней; • средства на корреспондентских счетах в обанкротившихся • состоянии; • нереализуемая недвижимость; • прочие. При полном анализе качества активов должны быть получены ответы на следующие вопросы: 1. Какова структура активов в целом и каковы весовые доли вложений в тот или иной актив? 2. Насколько сложившаяся структура активов соответствует общепринятым стандартам? 3. Какова величина «хороших» и «плохих» активов, а также планируемый уровень будущих потерь? 4. Какова степень рискованности каждого актива с учетом коэффициента риска? 5. Какова величина и доля малодоходных и не приносящих доход активов? 6. Какова степень обесценения активов, вложенных в ценные бумаги? 7. Каков уровень иммобилизации активов? 5.2.2. Показатели качества активов Для анализа качества активов обычно используют следующие показатели: А1 — уровень доходных активов, определяемый как отношение активов, приносящих доход, к общей сумме активов. У российских банков значение этого коэффициента составляет, как правило, 55—65%. По международным стандартам, оптимальным считается значение этого коэффициента в пределах 76—83%. Слишком низкое значение этого коэффициента говорит о неэффективной работе банка и высокой степени иммобилизации средств, слишком высокое — о высоком уровне принятых банком на себя рисков. А2 — коэффициент активов с повышенным риском, равный отношению суммы активов с повышенным риском к обшей сумме активов. К активам с повышенным риском относятся вложения в акции, векселя, факторинг, лизинг, прямые инвестиции, превышение дебиторской задолженности над кредиторской. Диапазон для этого коэффициента не устанавливается, но по его значению можно примерно one- нить степень рискованности активной политики банка. A3 — уровень сомнительной задолженности, равный отношений просроченной задолженности по кредитам к общей сумме размещенных активов. Значение этого показателя не должно превышать 5#-В идеале оно должно находиться в диапазоне 0—2%. А 4 — уровень резервов, рассчитываемый как отношение резервов возможные потери по ссудам, под обесценение ценных бумаг, на потери по расчетам с дебиторами и др.) к сумме размешенных активов. Хотя этот коэффициент сильно зависит от политики банка по состоянию резервов и от качества его кредитного портфеля, оптимальным считается уровень резервов в пределах 5—7%. А5 — уровень дебиторской задолженности в активах, не приносящих доход. Показатель предназначен для оценки качества недоходных активов. Максимально допустимое значение этого коэффициента 40%. Более высокое значение свидетельствует о снижении ликвидности банка и о наличии у него проблем по своевременному возврату вложенных средств. Аб — коэффициент иммобилизации активов, равный отношению иммобилизованных активов к сумме активов-нетто. Нормальным считается значение этого коэффициента в пределах 15—17%. Превышение этого значения ведет к сокращению эффективности работы банка. А7 — коэффициент «схлопывания» активов — отношение суммы активов-нетто к балансовому итогу. У российских банков этот коэффициент в среднем равен 75—80%. Нормальным считается, когда активы-нетто составляют не менее 65% активов-брутто. Меньшее значение свидетельствует об искусственном раздувании банком своих активов для поднятия своего рейтинга и престижа. Количественные параметры являются лишь предварительной оценкой качества активов, которая может быть произведена по данным официальной отчетности банков. Для более детальной оценки необходимо на основе первичной информации выделить в составе активов те, возвратность которых вызывает сомнение. Это могут быть кредиты, по которым пересматривались условия погашения; нестандартные активы, размешенные с отклонениями и нарушениями слоившейся в банке практики; крупные кредиты; средства, предоставленные инсайдерам банка, и т.д. Такой анализ в состоянии провести лишь сам банк, а также проверяющие органы (Центральный банк РФ и внешние аудиторы). Для оценки качества активов коммерческих банков Центральным банком РФ установлены такие обязательные нормативы, (см. Инструкция 110) как максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных задиков (Н6); максимальный размер крупных кредитных рисков максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитного риска на одного акционера (Н9); совокупная величина кредитных рисков на акционеров (участников) банка (Н9.1); максимальный размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам (Н10), а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу; совокупная величина кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу (Н10. 1).
Вопрос Денежный поток — это объем денежных средств, которые получает или выплачивает предприятие в течение отчетного или планируемого периода. Денежный оборот предприятия складывается из движения денежных средств в связи с различными хозяйственными операциями, которые можно сгруппировать по их экономическому содержанию. Принято выделять три вида хозяйственных операций и соответственно связанных с ними денежных потоков: текущая, инвестиционная, финансовая. Текущая деятельность (ТД) отражает основной поток денежных средств от производства и реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Инвестиционная деятельность (ИД) включает операции, связанные с реальными и портфельными инвестициями долгосрочного характера. Источники денежных средств для инвестиционной деятельности: амортизационные отчисления, фонд накопления, нераспределенная прибыль, доходы от продажи основных фондов, долгосрочные кредиты и займы, эмиссия акций. Финансовая деятельность (ФД) — операции по краткосрочному финансированию предприятия: краткосрочные кредиты и займы, а процентов по полученным кредитам и займам, обороты по важным операциям. Между всеми этими видами деятельности существует связь. Денежные потоки, создаваемые текущей деятельностью предприятия, переходят в сферу инвестиционной деятельности, где могут использоваться для развития и совершенствования производства. Однако они могут быть направлены и в сферу финансовой деятельности для выплаты, например, дивидендов. В свою очередь, текущая деятели, часто поддерживается за счет инвестиционной и финансовой Оценка денежных потоков по российским предприятиям находятся в начальной стадии. В качестве стандарта при оценке денежных потоков выступает бухгалтерская отчетность о движении денежных Анализ денежного потока заключается в сопоставлении притока оттока денежных средств у заемщика за период, предшествующий сроку испрашиваемого кредита Прямой метод имеет более простую процедуру расчета, так как непосредственно связан с регистрами бухгалтерского учета. На этом методе строится кварт альная отчетность о движении денежных средств (форма N° 4) и ис пользуя данные отчетности, можно подсчитать приток или отток денежных средств сначала по видам деятельности, а потом в целом по предприятию как разницу между поступлениями денежных средств и их выбытием. Приток или отток денежных средств можно охарактеризовать как чистый денежный поток со знаком плюс или минус. Рассмотренный метод позволяет судить о ликвидности предприятия, детально раскрывая движение денежных средств на его банковском счете, но не показывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств. Этот недостаток устраняется при использовании косвенного метода. При применении косвенного метода сначала устанавливают чистую прибыль и определяют разницу между доходами и притоком денежных средств, между расходами и оттоком денежных средств. Использование метода начисления позволяет получить доходы раньше реального поступления денежных средств. Любое увеличение сумм текущих активов, не связанное с реальным поступлением наличности, означает уменьшение поступления денег на счета предприятий, а любое увеличение обязательств означает возрастание сумм на счетах предприятия. Так, рост дебиторской задолженности свидетельствует об уменьшении поступлений наличных денег на банковские счета, а снижение, наоборот, об увеличении. Для анализа денежного потока (любыми методами) следует брать Данные за несколько периодов, чтобы выявить тенденции в изменении. Если заемщик имел постоянный чистый денежный приток, то это свидетельство его финансовой устойчивости и кредитоспособности - кратковременный чистый денежный отток — свидетельство более низкого уровня кредитоспособности. Систематический чистый денежный отток — свидетельство некредитоспособности предприятия Для решения вопроса о целесообразности выдачи и размере ссуды на относительно длительный срок анализ денежного потока делается на основе фактических данных за истекшие периоды, но и прогнозных данных на период пользования кредитом исходя из средних темпов прироста выручки за предшествующие 2 — 3 отчетных периода. Оценка денежных потоков начинает применяться российскими коммерческими банками для оценки деятельности предприятия не столько при получении краткосрочных кредитов, сколько при получении долгосрочных ссуд.
Вопрос 55??? Кредитный риск находится в прямой зависимости от качества кредитного портфеля. Кредитный портфель — это результат деятельности банка по предоставлению кредитов, который включает в себя совокупность всех выданных банком кредитов за определенный период времени. Качественная оценка риска кредитного портфеля становится особенно актуальной в связи с диверсификацией банками своих операций. Анализируя качество кредитного портфеля, российские банки в последние годы осуществляют ранжирование кредитов, т.е. используют метод систематической и объективной классификации ссудного портфеля в соответствии с характеристиками качества и риска. Основные цели ранжирования кредитов: • повышение эффективности ссудных операций; • улучшение качества портфеля за счет: использования предупреждающих сигналов; улучшения управленческой информации и контроля; определения стандартов и установления границ ответственности; • создание основы для управленческих решений. Важнейшими факторами, в соответствии с которыми осуществляется ранжирование кредитов, является состояние отчетности, информация о состоянии дел и счетов клиента, отношения с клиентами, наличие обеспечения. Чтобы обезопасить себя от заведомо безвозвратных ссуд, банк должен строить свою работу с клиентами, используя две аксиомы, проверенные временем: 1) заниматься кредитованием преимущественно тех направлений, в кредитовании которых у банка уже накоплен значительный опыт; 2) не выдавать ссуды за пределы обслуживаемого региона. Ограничивать подверженность банков портфельным рискам призваны также экономические нормативы, установленные Банком России для всех кредитных организаций в Инструкции № 1 от 30 января 1996 г. и других нормативных актах. В соответствии с этими документами классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков производится в зависимости от наличия соответствующего и надлежащим образом оформленного реального обеспечения, а также длительности просроченной задолженности. В результате кредитный портфель банка разбивают на группы кредитов (стандартные, нестандартные, сомнительные, безнадежные), ранжированных по их качеству в зависимости от степени кредитного риска. В российской банковской практике своеобразным амортизатором кредитного риска служит резервный фонд, создаваемый коммерческими банками для компенсации потерь по выданным кредитам. На основании Инструкции Банка России № 62а банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам. Современные банки проявляют глубокую заинтересованность в качественной оценке степени кредитного риска и снижении его влияния на финансово-хозяйственную деятельность с применением соответствующего комплекса мероприятий. Но реальная оценка кредитного риска банка возможна при проведении детального анализа совокупности факторов, приводящих к возникновению риска при кредитовании. Качественный анализ целого ряда рискообразующих факторов позволил бы банкам не только принимать адекватные решения по выдаваемым ссудам, но и в дальнейшем свести к минимуму прямые финансовые потери от невозврата кредитов. Факторы, вызывающие потери банка при кредитовании, %: Внутренние факторы: Нехватка обеспечения, Неправильная оценка информации при изучении заявки на ссуду, Слабость операционного контроля и задержки в выявлении и реагировании на ранние предупредительные сигналы, Плохое качество обеспечения Невозможность получения оговоренного в контракте обеспечения Плохое качество обеспечения Невозможность получения оговоренного в контракте обеспечения Внешние факторы: Банкротство компании Требования кредиторов о погашении задолженности Безработица / Семейные проблемы Кража и мошенничество Анализируя кредитоспособность индивидуального заемщика, банкир обязательно должен выяснить финансовое состояние компании, в которой работает потенциальный заемщик. В свою очередь, степень рискованности отдельных видов ссуд определяется исходя из их качества. Качество конкретной ссуды и кредитного портфеля банка в целом является одним из ключевых факторов кредитного риска. Под управлением риском (регулированием риска) понимают мероприятия, направленные на минимизацию соответствующего риска и нахождение оптимального соотношения доходности и риска, включающие оценку, прогноз и страхование соответствующего риска. Управление рисками банка осуществляется, как правило, в несколько этапов: 1) выявление содержания рисков, возникающих в связи с осуществлением данной деятельности; 2) определение источников и объемов информации, необходимых для оценки уровня риска; 3) выбор критериев и методов для оценки вероятности реализации риска, построение шкалы риска; 4) выбор или разработка метода страхования риска; 5) ретроспективный анализ результатов управления риском и осуществление необходимой коррекции по предыдущим пунктам. Наиболее часто встречающиеся недостатки в банковской деятельности, свидетельствующие о серьезных проблемах в отношении управления кредитным риском, следующие: • отсутствие документа, излагающего кредитную политику банка; • отсутствие ограничений концентрации рисков в кредитном • излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства; • плохой анализ кредитуемой сделки; • поверхностный финансовый анализ заемщиков; • завышенная стоимость залога; • недостаточно частые контакты с клиентом; • отсутствие контроля за использованием ссуд; • плохой контроль за документальным оформлением ссуд; • неполная кредитная документация; • неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс. Для снижения влияния этих недостатков необходимо применять комплекс методов управления кредитным риском. Основные методы регулирования, управления кредитным риском следующие: • диверсификация портфеля активов; • предварительный анализ платежеспособности заемщика или эмитента; • создание резервов для покрытия кредитного риска; • анализ и поддержание оптимальной (для банка) структуры кредитного портфеля; • требование обеспеченности ссуд и их целевого использования. Диверсификация ссудного портфеля является наиболее простым идешевым методом хеджирования риска неплатежа по ссуде. Основ-ные способы, применяемые для обеспечения достаточной диверсификации ссудного портфеля, следующие: 1) рационирование кредита, которое предполагает: установление г ибких или жестких лимитов кредитования по сумме, срокам, видам процентных ставок и прочим условиям предоставления ссуд; установл ение лимитов кредитования по отдельным заемщикам или классам заемщиков в соответствии с финансовым положением; определение лимитов концентрации кредитов в руках одного или группы тесно сотрудничающих заемщиков в соответствии с их финансовым положением; 2) диверсификация заемщиков по отраслевой принадлежности может осуществляться также путем прямого установления лимитов юля всех заемщиков данной группы в абсолютной сумме или по совокупной доле в ссудном портфеле банка; 3) диверсификация принимаемого обеспечения по ссудам; 4) применение различных видов процентных ставок и способов начисления и уплаты процентов по ссуде; 5) диверсификация кредитного портфеля по срокам, имеющая особое значение, поскольку процентные ставки по судам разной срочности подвержены различным колебаниям и уровень косвенно принимаемых на себя деловых рисков заемщика также существенно зависит от срока ссуды. Реализация данного аспекта управления риском неплатежа по ссуде производится в русле проводимой банком кредитной политики
Вопрос 57. Овердрафт представляет собой краткосрочный кредит, который предоставляется путем списания средств по счету клиента банка, сверх остатка средств на счете; другими словами, это — возможность образования на счете клиента отрицательного дебетового сальдо. Креди
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|