Анатомо-физиологические особенности младших школьников
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Оглавление
Введение.......................................................... 3 ГЛАВА. Теоретические основы развития гибкости у младших школьников при изучении раздела «Гимнастика» 1.1 Анатомо-физиологические особенности младших школьников.......... 5 1.2 Сущность понятия <<гибкость>> в физическом воспитании........... 9 1.3 Особенности развития гибкости младших школьников при изучении раздела<<Гимнастика>>....................................... 10 ГЛАВА. Теоретические основы использования тестового контроля в физическом воспитании..........................................11 2.1 Виды и характеристики контролей в физическом воспитании........... 13 2.2 Особенности использования тестового контроля для развития гибкости младших школьников при изучении раздела<<Гимнастика>>..........15 Заключение........................................................21 Библиографический список......................................... 23 Приложения.......................................................25
Введение Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Развитие физических качеств эта одна из важных сторон физического воспитания младших школьников. Уровень общей физической подготовленности детей определен тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Гибкость считается одним из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная – затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела, вместе с тем, приводит к торможению физического развития, а значит и к ухудшению здоровья.
Программа по физическому воспитанию уделяет большое внимание развитию гибкости учащихся начальных классов. В каждом классе выделены средства, методы и специальные задачи, посвящённые развитию этого физического качества, отдельно для мальчиков и девочек. Это объясняется частичным несовпадением периодов, благоприятных для развития тех или иных физических качеств у мальчиков и девочек. Для решения задач, направленных на развитие физических качеств, необходимо учителю физической культуры не только выбрать нужное средство, но и стремиться придать ему возможно более точные методические условия выполнения – скорость, темп, продолжительность, количество повторений, интервалы отдыха, точность, сложность и другие, а так же обеспечить контроль за развитием физических качеств. Осуществление тестовый контроля является важным звеном деятельности учителя физической культуры в начальных классах. Тестовый контроль при развитии физических качеств помогает, во-первых, собрать полную информацию о состоянии ребёнка и, во-вторых, сравнить полученные данные с возрастными и необходимыми для данного возраста нормами. В результате появляется возможность управлять процессом развития физических качеств. Использованию тестового контроля на уроках физической культуры при изучении раздела<<Гимнастика>>в начальных классах посвещены работы следующих авторов,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Проблема исследования – каким образом использовать тестовый контроль для развития гибкости младших школьников при изучении раздела <<Гимнастика>> Объектом исследования является процесс развития гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры при изучении раздела <<Гимнастика>>
Предмет исследования – тестовый контроль для развития гибкости младших школьников при изучении раздела <<Гимнастика>> Цель – теоретически обосновать особенности использования тестового контроля для развития гибкости младших школьников при изучении раздела <<Гимнастика>> Задачи исследования: 1) Раскрыть сущность понятия <<гибкость>> в физическом воспитании; 2) Охарактеризовать анатомо-физиологические особенности младших школьников 3) Рассмотреть возможности использования тестового контроля для развития гибкости младших школьников при изучении раздела <<Гимнастика>> Теоретической основой исследования является работа следующих авторов 1) Бурухин. С. Ф. Гимнастика в школе 2) Гужаловский. А. А. Развитие физических качеств школьников 3) Ткачёв. К. В. Физическая культура в начальных классах. Анализ научно-методической литературы, описание, обобщение.
ГЛАВА I. Теоретические основы развития гибкости у младших школьников при изучении раздела «Гимнастика» Анатомо-физиологические особенности младших школьников Период 6-10 лет является сравнительно спокойным в развитии детей. Ежегодное увеличение массы тела составляет в среднем 3-4 кг, длина тела увеличивается на 4-5 см, а окружность грудной клетки – на 1,5 – 2 см. Изменяются пропорции тела: удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель (отношение обхвата грудной клетки к длине тела), т. е. происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается. Сила же мышц кисти у девочек 6-8 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг, а в 11-12 лет – уже на 10 кг. Кроме того, до 11-12 лет обхват грудной клетки у девочек меньше на 1,2-2 см, а жизненная ёмкость легких – на 100-200 см по сравнению с мальчиками того же возраста. Поэтому нагрузки в циклических и силовых упражнениях у девочек должны быть несколько меньше [15]. Окостенение скелета происходит неравномерно: к 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12-13 годам, - запястья и пясти. Кости таза интенсивнее развиваются у девочек с 8 до 10 лет [9]. При занятиях физической культурой очень важно учитывать особенности формирования скелета. Резкие точки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание.
Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, когда процесс окостенения еще не закончился, могут привести к появлению плоскостопия. Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Постепенно формируются изгибы позвоночника, к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная. Позвоночник обладает большой подвижностью у детей до 8-9 летнего возраста. Поэтому у младших школьников нередки случаи нарушения осанки и деформации позвоночника. Длительное сидение на занятиях в школе и при выполнении домашних заданий способствует этому. В связи с этим одной из важнейших задач должно быть обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки[9]. В возрасте 6-10 лет у детей мышцы конечностей развиты слабо, чем мышцы туловища. Однако относительные величины силы мышц (на 1 кг массы) близки к показателям взрослых людей. В связи с этим могут широко использоваться упражнения для развития силы, связанные с преодолением собственной массы тела. Но при этом следует избегать больших по объёму и интенсивности нагрузок, так как они приводят к значительным энергозатратам, а это может повлечь за собой общую задержку роста[15]. В младшем возрасте продолжается развитие головного мозга. Морфологическое развитие нервной системы достигает большой зрелости. Однако функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрому утомлению. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков. Этим объясняется тот факт, что дети 6-10 лет легко могут овладеть достаточно сложными формами движений. В то же время у них слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражителей. Это следует учитывать особенно при упражнениях на выносливость и чаще практиковать переключения с одного вида мышечной деятельности на другой[15].
В 6-10летнем возрасте идёт дифференциация структуры сердечной деятельности. Она начинает напоминать по структурным показателям сердце взрослого. Однако полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам. Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и более медленными темпами увеличения объёма сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Сравнительно больше, чем у взрослых, суммарный просвет капилляров сети. Это является одной из причин относительно низкого артериального давления в этом возрасте. С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений: в 6-8летнем возрасте она составляет в среднем 80-90 уд./мин, в 9-10 летнем – 75-85 уд./мин. Возрастное урежение пульса связано с качественными изменениями нервных влияний на сердце. С ростом ребёнка усиливается воздействие на сердце блуждающего нерва[9]. От рождения к 10 годам объём легких увеличивается в 10 раз и составляет половину объёма легкого взрослого. При этом увеличение объёма легких происходит за счёт увеличения объёма альвеол. Частота дыхания, являющаяся одним из показателей внешнего дыхания, с возрастом замедляется: в 6-7 летнем возрасте в среднем она равна 23-25 раз/мин, в 10летнем – 19-20 раз/мин. А глубина дыхания, наоборот, увеличивается к 10 годам от 160 до 250 мл. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) возрастает с 6-7 до 10 лет с 1200 до 2000 мл, причём у девочек средние величины меньше, чем у мальчиков [15]. Реакции детей на физическую нагрузку особенно заметны по показателям функции дыхания и кровообращения. У них по сравнении. С подростками отмечаются более низкие величины максимального потребления кислорода (МПК), характеризующего интенсивность окислительных обменных процессов при продолжительных физических нагрузках. Так, у мальчиков 8-9 лет МПК достигает в среднем лишь 1500мл/мин, а у девочек – 1000 мл/мин (у взрослых – 3000-4000 мл/мин). При напряжённой мышечной деятельности дыхание у детей младшего школьного возраста оказывается более частым, чем у взрослых (соответственно 60-70 и 20-40 дыханий в минуту). У детей этого возраста при физической нагрузке артериальное давление повышается меньше, чем у взрослых, что объясняется слабым еще развитием сердечной мышцы, малым объёмом сердца и более широким просветом сосудов относительно размеров сердца. По сравнению со взрослыми у них меньше коэффициент использования кислорода и менее эффективно снабжение тканей кислородом. У детей 6-10 лет также менее интенсивно происходит ликвидация кислородного долга, а потребление кислорода в восстановительном периоде осуществляется при менее экономной функции внешнего дыхания и кровообращения[15].
Всё это дает основание считать, что для детей младшего школьного возраста характерны большая напряжённость функции кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках по сравнению со старшими учащимися и взрослыми. У них также ниже способность выполнять мышечную работу в условиях недостатка кислорода. Таким образом……… 1.2 Сущность понятия <<гибкость>> в физическом воспитании. Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. Её обыкновенно выражают либо в угловых мерах, либо в линейных. Различают активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путём приложения к движущейся части тела внешних сил – тяжести, усилий партнёра и т. д)[16]. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов (например, на соревнованиях при эмоциональном подъёме гибкость увеличивается). Существенное значение в ограничении подвижности имеет возбуждение растягиваемых мышц, имеющее, вероятно, охранительную природу. С увеличением гибкости растягиваемые мышцы позже переходят в состояние повышенного возбуждения – в конце большей амплитуды движений. Их активность при этом снижается[13]. Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды: при повышении температуры гибкость увеличивается. На гибкость больше, чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика. Так, в утренние часы гибкость значительно снижена. Изменения её под влиянием различных условий (температуры, времени дня) надо учитывать при проведении занятий. Неблагоприятные условия, ведущие к ухудшению гибкости, можно компенсировать разогреванием с помощью разминки. Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления, причём показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной – увеличиваются[13]. Существует мнение, что у детей гибкость больше, чем у взрослых. Это не всегда так. Однако, бесспорно, развить гибкость у детей легче, чем в старшем возрасте. Активная гибкость непосредственно связана с силой мышц. Но занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах. Однако это отрицательное влияние можно преодолеть: путём рационального сочетания упражнений на гибкость и на силу можно добиться высокой степени развития обоих качеств [13]. Таким образом…….
1.3 Особенности развития гибкости младших школьников при изучении раздела <<Гимнастика>> Уровень гибкости должен быть таким, чтобы можно было беспрепятственно выполнять необходимые движения. Наибольшее значение имеет подвижность в суставах позвоночника, тазобедренных, плечевых и кисти. Различают следующие виды упражнений для развития гибкости: · динамические без отягощений (маховые, рывковые, пружинистые с партнёром); · статические (с самозахватами, с партнёром, на снарядах)[16]. Различные виды растягивающих упражнений по-разному влияют на улучшение активной и пассивной гибкости. Динамические упражнения совершенствуют активную гибкость, статические упражнения и упражнения с партнёром – пассивную. Упражнения на гибкость следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду, вначале в медленном темпе, затем быстрее. Особенно важно соблюдать осторожность при увеличении амплитуды в пассивных упражнениях с партнёром. Для достижения большей амплитуды полезно использовать какую-либо предметную цель (коснуться носком ноги подвешенного мяча и т. п.). Нагрузка в упражнениях на гибкость определяется числом повторений, необходимых для достижения в данном занятии предельной амплитуды движений. В динамических упражнениях это достигается благодаря увеличению количества повторений движения до 20 раз, в статических – за счёт увеличения времени выдержек до 4-6 и более секунд[5]. Число повторений упражнений должно возрастать постепенно: от 8-10 на первом занятии до 20-30 в конце 2-го месяца (см. Приложение 1). Темп выполнения упражнений для развития активной гибкости составляет в среднем одно повторение в секунду. Для развития пассивной гибкости темп выполнения упражнений несколько ниже. Упражнения для развития пассивной гибкости и статические упражнения целесообразно применять тогда, когда с возрастом существенно возрастёт масса мышц и связочному аппарату будет меньше угрожать деформация (с IV класса) [16]. Для развития гибкости у школьников наиболее целесообразны маховые движения с постепенным увеличением амплитуды, пружинящие движения с выпадами, приседания, наклоны и т. п. Особенно полезны движения с опорой о снаряд и с помощью партнёра. При малой подвижности предпочтение следует отдавать динамическим упражнениям, так как они наряду с растягиванием «тормозящих» мышц способствуют развитию силы их антагонистов, благодаря укреплению которых и происходит увеличение амплитуды движений. В этом случае целесообразно также использовать и смешанные (динамико-статические) упражнения, которые по эффективности очень близки к динамическим. Если у школьников недостаточно развита пассивная подвижность, то полезно давать им больше статических упражнений, которые в наибольшей мере повышают растяжимость мышц, ограничивающих размах движений. Однако и здесь наряду со статическими целесообразно применять смешанные упражнения. Упражнения на гибкость целесообразно проводить в конце основной или в заключительной части занятий. В этих условиях им предшествуют разносторонняя разминка. Комплекс упражнений на гибкость лучше начинать с упражнений для развития активной гибкости или очень осторожных пассивных упражнений на гибкость[4]. Предел в амплитуде движений легко ощущается учащимися. Но этим ещё не определяется предел в дозировке, так как некоторое время можно выполнять упражнения на уровне максимальной амплитуды, хотя вскоре это приводит к возникновению болевых ощущений. Чтобы достичь большой подвижности, нужны ежедневные упражнения. Поэтому, кроме уроков физической культуры, рекомендуется включать упражнения на гибкость и в другие формы физического воспитания школьников, в частности в ежедневную утреннюю гимнастику[4]. Оптимум развития гибкости определяется величиной, которая должна несколько превосходить максимальную амплитуду движений в изучаемых двигательных умениях и навыках. После достижения необходимой величины гибкости количество упражнений на гибкость следует уменьшить, при этом сохранив достигнутую амплитуду движений. Если же не соблюдать это условие, то гибкость у детей быстро уменьшиться. Уже после недельного перерыва в занятиях гибкость начинает снижаться и быстро достигает исходных величин[5]. Таким образом гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают два основных вида гибкости – активную и пассивную. Основным критерием оценки гибкости является максимальная амплитуда движений в каком-либо суставе. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды: при повышении температуры гибкость увеличивается. На гибкость больше, чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|