Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и характеристики контролей в физическом воспитании.




Важным звеном деятельности учителя физической культуры (и органов образования в целом) является организация и осуществление интегративного (комплексного) контроля всех сторон процесса физического воспитания учащихся. Назначение контроля заключается в том, чтобы, во-первых, собрать по возможности полную информация о состоянии человека и, во-вторых, сравнить полученную информацию (данные) с возрастными, индивидуальными и должными нормами. В результате появляется возможность объективного управления этим состоянием, что проявляется, в частности, во внесении соответствующих изменений в содержание урочных, внеклассных и самостоятельных занятий[10].

В содержание комплексного (интегрального) контроля входит оценка и анализ состояния следующих видов подготовленности учащихся:

- кондиционной, то есть уровня развития кондиционных (в традиционном понимании – физических) способностей (качеств);

- координационной, или уровня развития координационных способностей;

- функциональной, характеризующей уровень морфофункциональных возможностей организма;

- теоретической, или степени сформированности теоретических знаний;

- технической, или уровня овладения двигательными действиями (степени сформированности технических умений и навыков)[10].

Справедливости ради следует сказать, что в содержание комплексного (разностороннего) контроля необходимо включить как минимум два вида подготовленности учащихся: психическую – степень развития психических процессов (сенсорных, перцептивных, мнемических и интеллектуальных), психических состояний и психических особенностей деятельности, в том числе мотивационно-волевую сферу, а также тактическую – степень владения основными тактическими умениями и навыками в различных ситуациях физкультурной и соревновательной деятельности.[7]

Уже относительно давно в физическом воспитании выделились следующие виды и формы контроля:

1) предварительный,

2) текущий,

3) итоговый[10].

Цель предварительного контроля состоит в определении уровня готовности (психической, координационной, кондиционной, технико-тактической) к усвоению нового учебного материала. Этот вид контроля учитель осуществляет, как правило, на вводных уроках перед изучением конкретной темы или раздела учебной программы.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии (уроке) с целью определения эффективности процесса обучения. В случае, если обнаружатся какие-либо недостатки, учитель оперативно вносит изменения в содержание, методику или организацию учебного процесса.

Итоговый контроль так называется потому, что благодаря ему выясняется эффективность освоения определённой темы, раздела программы. На основании данного вида контроля проводятся также результаты обучения учащихся за четверть, полугодие, год.

Основные требования, предъявляемые к контролю:

- своевременность (соответствие срокам планирования);

- систематичность (соответствие срокам планирования);

- объективность, точность и достоверность (повышает достоверность информации);

- полнота (достаточная всесторонность, охват основных показателей процесса физического воспитания) [10].

К наиболее используемым методам контроля относят:

1. Анализ документов;

2. Методы опроса;

3. Метод наблюдения;

4. Методы измерения морфофункциональных показателей;

5. Методы контроля за физической подготовленностью;

6. Методы контроля за технической подготовленностью;

7. Методы контроля за теоретической подготовленностью;[10].

Анализ документов даёт первичную информацию о состоянии учащихся. К числу документов относят:

- классный журнал;

- рабочие тетради учителя физической культуры;

- всевозможные отчёты о состоянии тех либо иных разделов физкультурной и спортивной деятельности в школе;

- протоколы спортивных соревнований;

- индивидуальные и групповые протоколы тестирования различных сторон физической подготовленности детей;

- дневники самоконтроля учащихся по физической культуре.

Методы опроса относятся к наиболее часто используемым методам контроля. Разновидностями опроса являются его устные и письменные формы.

Методы наблюдения за соответствующими параметрами деятельности и поведения занимающихся и преподавателя также принадлежат к методам контроля. Объектами педагогических наблюдений могут быть стороны процесса физического воспитания АВТОР

- задачи обучения и воспитания;

- средства физического воспитания;

- поведение занимающихся и преподавателя;

- характер и величина тренировочной нагрузки;

- внешняя сторона техники выполнения движений;

- тактические действия;

- продолжительность выполнения комплекса упражнений;

- внешние условия и т. п.

К наиболее часто используемым в практике физического воспитания детей школьного возраста методам оценки морфофункциональных показателей относят методы определения длины и массы тела, всевозможные индексы физического развития, например весо-ростовые, грудно-ростовые, методы оценки избыточного веса, биологической и школьной зрелости, типов телосложения. В эту группу методов контроля входят также способы оценки кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое и после нагрузки, АД, ЖЁЛ.[11]

Для контроля за уровнем функционального состояния учащихся наибольшее распространение получили следующие пробы:

- время задержки дыхания (пробы Штанге и Генче);

- ортостатическая проба;

- проба на переносимость нагрузки – 20 приседаний или 30 подскоков за 30 с.

- «двойное произведение» в покое (ЧСС × АД)/100;

- общая работоспособность при использовании степ-теста[11].

Контроль за технической подготовленностью – это не что иное, как определение качественно-количественных характеристик владения двигательными умениями и навыками, которым учитель физической культуры обязан научить учащихся в соответствии с требованиями школьной программы. Другими словами, педагог должен уметь, во-первых, оценить, что умеет делать ученик и как он выполняет освоенные двигательные действия (М. А. Годик, 1988)[10].

Контроль за теоретической подготовленностью учащихся можно осуществлять двумя способами: устно и письменно. Данными способами мы проверяем знания по определённым разделам учебного предмета.

Для определения физического состояния учащихся и контроля за индивидуальным ростом двигательных качеств школьной программой рекомендуется проводить тестирование. Тестами для оценки развития физических качеств являлись простые по исполнению и не требующие специального разучивания упражнения. Чтобы тестирование было достоверным, соблюдались определённые условия:

1) Одинаковый способ выполнения теста;

2) Одинаковые условия;

3) Одинаковые измерения и точность измерений;

4) примерно одинаковое суточное время проведения теста;

5) одинаковая очерёдность тестов на уроке (и в днях) [6].

На достоверность тестов могут влиять внешние и внутренние факторы, такие так: попутный или встречный ветер, тёплая или холодная погода, внутреннее состояние и настроение ученика и многие другие. Учитель должен читывать эти факторы[6].

Тесты, применяемые для контроля, можно разделить на 2 группы:

  1. Физические упражнения, входящие в содержание программы и поддающиеся стандартизации;
  2. Физические упражнения для контроля тех физических качеств, которые не могут быть определены упражнениями I-й группы (прыжок в длину или в высоту с места)[11].

Проверка проводится в одинаковых условиях для всех учеников. Для повышения объективности оценки данного качества лучше использовать одно ФУ. Чаще следует проверять те физические качества, которые в большей мере изменяются. В течение четверти целесообразно ежемесячно контролировать неспецифичные физические качества для раздела, а специфические – на стыке с последующим разделом. Требования к тестам:

1. Простота (по биомеханической структуре);

2. Оперативность (min времени на выполнение и обработку);

3. Надёжность (высокая степень совпадения результатов при повторном тестировании)

4. Информативность («валидность» - достаточная степень точности измеряемого качества);

5. Стабильность (воспроизводимость результатов через некоторое время).

Сравнение результатов тестирования предварительного, текущего, этапного и итогового контроля с нормативами школьной программы позволяет судить о степени решения учебных задач в соответствующем периоде[7].

 

Зделать

 

 

Заключение

1. Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают два основных вида гибкости – активную и пассивную. Основным критерием оценки гибкости является максимальная амплитуда движений в каком-либо суставе. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды: при повышении температуры гибкость увеличивается. На гибкость больше, чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика.

2. Период 6-10 лет является сравнительно спокойным в развитии детей. Ежегодное увеличение массы тела составляет в среднем 3-4 кг, длина тела увеличивается на 4-5 см, а окружность грудной клетки – на 1,5 – 2 см. Изменяются пропорции тела, происходит как бы вытягивание тела. Окостенение скелета происходит неравномерно, поэтому при занятиях физической культурой очень важно учитывать особенности формирования скелета. В младшем возрасте продолжается развитие головного мозга. Морфологическое развитие нервной системы достигает большой зрелости. Однако функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. Для детей младшего школьного возраста характерны большая напряжённость функции кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках по сравнению со старшими учащимися и взрослыми. У них также ниже способность выполнять мышечную работу в условиях недостатка кислорода.

3. Для развития гибкости при изучении раздела «Гимнастика» в младшем школьном возрасте используются всевозможные тесты, развивающие гибкость позвоночного столба, подвижность суставов верхнего плечевого пояса. Различные гимнастические упражнения, такие как «шпагат», «мост» развивают гибкость туловища, тазобедренных и плечевых суставов. Гимнастические упражнения также увеличивают амплитуду разгибания и сгибания ног, рук, подвижность движений кисти в лучезапястном и локтевом суставе. Различные седы и приседы развивают подвижность в коленных и голеностопных суставах

Библиографический список

1. Арефьев В.Г.[текст] Основы теории и методики физического воспитания: учебник. - Камянец - Подольский: П П Буйницкий О.А., 2011, С-73 - 81.

2. Бурухин С. Ф. Гимнастика в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 242 с.

3. Глазырина Л.Д., Лапатик Т.А. Физическая культура: Учебник для 2-го класса. - Мн.: «Асар», 1996

4. Горшков, М.И. О развитии физических качеств//«Физкультура в школе». - 2002. - №1. - с. 19.

5. Гужаловский, А. А. Развитие физических качеств школьников /А.А. Гужаловский. – Минск, 1987.

6. И. М. Бутин, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников, К. В. Ткачёв Физическая культура в начальных классах. Методическое пособие для учителя Часть 1. ИНИЦИАТИВА. ТВОРЧЕСТВО. ПОИСК. Выпуск №17

7. Карпман В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1988

8. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., «Просвещение», 1978.

9. Леонтьева Н. Н, Анатомия и физиология детского организма.- М.: Издательский центр "Академия ", 1999.- 448 с

10. Лях В. И. Физическая культура. Тестовый контроль. 10-11 классы: для учителей общеобразовательных учреждений / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

11. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. – М.: АСТ, 1998

12. Пензулаева Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей. - М.: Просвещение, 2004 г. – 352 с.

13. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. Культуры. Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Изд. 2-е. М., «Физкультура и спорт», 1996.

14. Физическая культура в начальных классах. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с.

15. Физическая культура. 1-4 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ В. И. Лях. – 12-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.: ил.

16. Физическое воспитание в I - IV классах общеобразовательной школы: Для шк. с белорус. и рус. яз. Обучения / Е. Н. Ворсин, А. А. Гужаловский, Л. Д. Глазырина и др.; Под ред. Е. Н. Ворсина. – Мн.: 195. – 176 с.

17. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

18. Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися I-IV классов. - М.: Академия педнауки РСФСР, 1961

 

Приложение 1

Нормы нагрузок для развития гибкости у мальчиков, учеников IV класса

Параметры нагрузок Суставы
плечевой тазобедренный Позвоночныйстолб
Исходное кол-во повторений в одной серии      
Кол-во серий      
Интервалы отдыха между сериями, с      
Максимальное кол-во повторений, достигаемое к 10-11 уроку 25-26 25-27 26-28
Прирост повторений в каждой серии      
Периодичность прироста кол-ва повторений (в уроках)      

 

Приложение 2

№ п/п Название теста Страна, Автор Измеряемый вид (разновидность)гибкости
  Наклон туловища вперёд в положении седа Россия, Германия Н. Г. Озолин   Гибкость позвоночного столба и туловища
  Наклон туловища вперёд в положении стоя Австрия, Голландия, Швейцария, Финляндия, страны Евросоюза Гибкость позвоночного столба и туловища
  Поднимание рук с гимнастической палкой вверх в положении лёжа на животе США, Чехия, N. P. Nalson, C. R. Lensen К. Mekota Подвижность суставов верхнего плечевого пояса
  Отход от стены США, Чехия, N. P. Nalson, C. R. Lensen К. Mekota Подвижность суставов верхнего плечевого пояса
  «Мост» Германия, H. Stubler   Гибкость туловища, тазобедренных и плечевых суставов
  Разведение ног в стороны («шпагат») Германия, Россия К. Mekota Гибкость тазобедренных суставов
  Наклон вправо (влево) Чехия, К. Mekota Гибкость позвоночного столба в боковой плоскости
  Выкрут в плечевых суставах с гимнастической палкой в руках Чехия, Германия, Австрия, К. Mekota Гибкость суставов плечевого пояса
  Касание подбородком подключичной ямки Чехия, К. Mekota B. Kos Подвижность верхнего отдела позвоночного столба
  Касание пальцами рук нижних краёв лопаток Чехия, К. Mekota B. Kos Гибкость суставов плечевого пояса
  Горизонтальное установление рук в локтевых суставах Чехия, К. Mekota B. Kos Подвижность плечевых и локтевых суставов
  Лбом коснуться колен Чехия, К. Mekota B. Kos Подвижность позвоночного столба
  Подъём прямых ног до вертикального положения Чехия, К. Mekota B. Kos Подвижность в тазобедренных суставах
  Прогиб назад и касание руками пола Чехия, К. Mekota B. Kos Подвижность позвоночного столба, коленных суставов
  Полный присед на всей ступне Чехия, К. Mekota B. Kos Подвижность в коленных и тазобедренных суставах
  Сед на коленях Россия, Чехия, Б. В. Сермеев, К. Mekota B. Kos Подвижность в коленных и голеностопных суставах
  Сед на пятках Россия, Чехия, К. Mekota B. Kos Подвижность в коленных и голеностопных суставах
  Электрогониометр (механический гониметр) Россия, Б. В. Сермеев, С. Н. Формозов Подвижность в главных суставах тела человека с высокой точностью измерения
  Движение кисти в суставе Россия, Б. В. Сермеев Подвижность (амплитуда) движений кисти в лучезапястном суставе
  Движение в локтевом суставе Россия, Б. В. Сермеев Подвижность (амплитуда) движений кисти в лучезапястном суставе
  Отведение рук назад с гимнастической палкой Россия, Б. В. Сермеев Амплитуда разгибания руки
  Отведение рук вперёд-вверх до предела Россия, Б. В. Сермеев Амплитуда сгибания руки
  Поворот руки в плечевом суставе Россия, Б. В. Сермеев Амплитуда поворота руки в плечевом суставе
  Сгибание выпрямленной ноги Россия, Б. В. Сермеев Амплитуда сгибания выпрямленной ноги
  Разгибание выпрямленной ноги Россия, Б. В. Сермеев Амплитуда разгибания выпрямленной ноги
  Отведение выпрямленной ноги Россия, Б. В. Сермеев Амплитуда отведения выпрямленной ноги
  Повороты выпрямленной ногой Россия, Б. В. Сермеев Амплитуда поворота выпрямленной ногой

 

Примерный комплекс упражнений для развития активной гибкости

1. И. п. – стоя ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения головой.

2. И. п. – стоя ноги врозь, руки в стороны. Вращение рук в лучезапястных или плечевых суставах.

3. И. п. – стоя ноги врозь. Маховые одноименные и разноименные движения руками в стороны, вверх, вниз.

4. И. п. – стоя ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения туловищем.

5. И. п. – стоя ноги врозь, наклоны вперёд, назад, в стороны.

6. И. п. – стоя ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища в стороны.

7. И. п. – о. с. Маховые движения ногами вперёд-вверх, в стороны-вверх с одновременными движениями рук в разные стороны.

8. И. п. – стоя руки на поясе. Выпады вперёд, в стороны.

Приложение 2

Комплекс упражнений для развития активной гибкости

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...