Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Золотая середина между двумя крайностями

Абу Али аль-Аш’ари

Разъяснение истины о трех видах куфра

 

 

Введение

 

Наше время войдет в историю Ислама как самое невежественное время мусульман в отношении своей религии, несмотря на то, что мусульман очень много.

 

Невежество коснулось даже самих основ религии: многие люди не знают, что делает мусульманина мусульманином, полагая, что этническое происхождение определяет его вероисповедание.

 

И одной из самых болезненных и даже трагических форм невежества в наши дни является невежество в вопросах вероотступничества.

 

Большинство мусульман, даже те, кто считается учеными среди них, полагают, что мусульманин перестает им быть, если выбирает для себя другую религию, например, становится католиком или буддистом, а если человек считает себя мусульманином, то, что бы он ни говорил и ни делал, во что бы он ни верил, он продолжает быть мусульманином.

 

Вот пример этому. На одном из известных российских исламских сайтов задали вопрос:

 

«Регистрируясь на одном сайте знакомств, на вопрос «Ваше вероисповедание?» мой муж выбрал «не верю в Бога», хотя мой муж — мусульманин. Он объясняет это по-разному. Говорит, что все равно сайт несерьезный, он даже имя свое реальное не дал. Мой вопрос: является ли это куфром?»

 

Ответ Шамиля Аляутдинова:

 

«Безбожником (кяфиром) он не стал, если не собирался таковым становиться».

 

ИнналиЛлях ва инна илейхи раджиун.

 

Сложно найти более опасное заблуждение в нашей религии, чем это. Ведь человек может стать муртаддом (вероотступником) и умереть муртаддом, а сам об этом никогда и не узнает.

 

Ведь среди алимов четырех мазхабов есть единогласное мнение, что вероотступничество [далее «ридда»] бывает трех видов:

 

1. Куфр в убеждениях. Например, человек исповедует, что Аллах имеет начало, или что Аллах может ошибаться, или что у Аллаха может быть сын и т. д. Если человек в это верит, то он уже не считается мусульманином, даже если он эти убеждения не проговаривает и даже если он считает сам себя мусульманином.

 

2. Куфр в действиях. Это действия, которые заключают в себе унижение и издевательство над всем, что однозначно относится к религии, например, бросание Корана или книг по Исламу в мусор или грязное место. Это выводит человека из Ислама, если даже он совершал эти действия без желания унизить Коран или Ислам в целом. Для его неверия ставится условие, чтобы он знал, что именно выкидывает и чтобы он делал это добровольно. А неверием это является, потому что само данное действие – это уже унижение Ислама, даже если человек этот смысл не вкладывает.

 

3. Куфр в словах. Это слова, внешний смысл которых содержит в себе явный куфр и которые могут быть поняты только так, например, если человек говорит: «Я не верю в Бога». Сказавший эти слова является кяфиром согласно мнению 4 мазхабов, даже если он сказал их в шутку или не считал так на самом деле. Исключение делается в случае, если человека силой принуждали их говорить. Неверием такие слова являются, потому что их автор проявляет пренебрежительное отношение к Аллаху и к самой религии, такое отношение есть неверие.

 

Это понимание, как мы докажем далее, является общепризнанным пониманием этого вопроса среди алимов четырех мазхабов. Но с распространением модернистского течения «Братья мусульмане», эти вопросы были поставлены под сомнение. Например, известный Саййид Сабик, автор книги «Фикху ас-сунна», пишет, что если человек совершает действия куфра или произносит слова куфра без убежденности в них, то это не выводит из Ислама. Это мнение распространяет современный «Ихван», например, аль-Кардави и его последователи по всему миру.

 

Это искажение Ислама страшно тем, что масса людей может находиться и находится в наши дни в неверии одного из этих трех видов. Если они умрут без покаяния, то попадут в Ад навечно, и вина, во многом, будет лежать на этих «современных алимах», которые, желая якобы «облегчить Ислам» для современных людей, вымостили им дорогу своими «фетвами» прямо в Ад!

 

Является ли такое поведение истинной заботой об участи мусульман? Нет, конечно, это лишь забота о своем кармане, которые они будут наполнять приятными для нафса фетвами.

 

Шамиль Аляутдинов пишет:

 

«Ширк или не ширк, куфр или не куфр... Очень не советую вообще в эти темы входить и читать переводные брошюрки по этому поводу. Это может постепенно вылиться в проблемы для вашей личной веры, психики, а также ограничить ваше мышление и мироощущение».

 

Или:

 

«Я бы вам очень не советовал копаться в вопросах вероотступничества и неверия, особенно через переводную литературу.

 

Если вы не оставите эти вопросы позади себя, то через некоторое время у вас могут возникнуть значительные проблемы с пониманием окружающих вас людей и вашей верой. Вера перестанет быть прекрасным цветущим садом в вашем сердце, и превратится в замысловатые формулировки вашего языка».

 

Сравните его слова со словами настоящего исламского ученого, имама Усмана ибн Мухаммада ад-Димьяти аль-Бакри (ум. в 1300-м году по хиджре) из авторитетной книги «Хашият и'анат ат-талибин»:

 

«Знай, что обычные люди в своей речи употребляют много слов неверия, не подозревая об этом, и на ученых лежит обязанность разъяснять эти вопросы для них, и, может быть, эти люди станут отстраняться от таких слов, чтобы не обесценились их поступки и чтобы навечно не оказаться в Аду. Изучение этих вопросов очень важно, потому что человек, который не знает зла, попадает в него, не ведая об этом. Причина любого зла – это невежество. А причина любого блага – это знания» (т. 4, с. 233-234).

 

 

Золотая середина между двумя крайностями

 

 

В отношении такфира в наши дни существует две крайности. Первая группа – это крайние такфиристы, которые обвиняют мусульман в неверии глобально: целые группы, страны, государства, мазхабы и т. д. Эти крайние такфиристы исходят из сектантского правила: «Кто мне противоречит, тот кяфир».

 

Они обвиняют в неверии мусульман на основе своего невежества и новшеств, которые ввели их основатели. Сюда относится, например, обвинение в язычестве, направленное на суфиев из-за тавассуля и истигасы, которые суфии совершают и практика которых основана на достоверных хадисах и подтверждена словами ученых. Об этих такфиристах всем известно.

 

Другие вовсе закрыли глаза на вопросы такфира и вероотступничества, как будто в Исламе вообще этого нет, хотя в любой серьезной книге по фикху уделяют этому внимание. И, как следствие этого подхода, никто не учит, какие слова нельзя мусульманину произносить, какие действия нельзя совершать, что нельзя исповедовать.

 

Оба этих подхода ущербны и не состоятельны, потому что не соответствуют правилам и принципам, которые изложены в книгах по фикху и, следовательно, алимы, руководствуясь этими подходами, вводят в заблуждение людей и вредят самим себе.

 

 

Доказательство из Корана, что есть три вида ридда:

 

1) Словесный куфр

 

Аллах сказал:

 

«Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в Ислам» 1.

 

Имам аль-Куртуби сказал про этот аят: «В этом аяте заложено указание на то, что куфр может быть через все, что указывает на убеждение во лжи»

 

Имам аль-Байдави сказал в своем тафсире, толкуя слова: «ведь они произнесли слово неверия», - как: «проявили неверие после Ислама».

 

Иными словами, если человек проявляет словесно неверие, то это выводит его из Ислама, даже если он сердцем в это не верит.

 

Всевышний Аллах сказал:

 

«Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?»» 2

 

Имам Абу Бак аль-Джасас, толкуя этот аят, пишет: «В этом аяте [содержится] указание на то, что забавляющийся и делающий это убеждённо одинаковы в проявлении слов неверия, при условии, что над ними не было произведено насилие, потому что эти лицемеры сказали, что их слова были лишь шуткой, а Аллах сообщил, что они стали неверными из-за своей шутки».

 

2) Куфр действий

 

Всевышний Аллах сказал:

 

«Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» 3.

 

В этом аяте содержится ясный запрет на совершение земного поклона звездам и различным языческим идолам, что рассматривается учеными Ислама как действие куфра.

 

3) Убеждения куфра

 

Всевышний Аллах сказал:

 

«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений» 4.

 

В этом аяте содержится указание, что сомнение, например, является видом неверия в убеждении.

 

Из вышеприведенных аятов ясно, что разделение вероотступничества на три вида: убеждения, деяния и слова – имеет основание в Коране.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...