Мнения алимов четырех мазхабов во вопросу разделения вероотступничества (ридда) на три вида
Ханафитский мазхаб
Сказал Али ибн Мухаммад аль-Баздави:
«Издевательство в вопросах ридда – это неверие, не из-за того, над чем издевались, а из-за самого издевательства. Ведь издевающийся совершает это намеренно и добровольно, а издевательство через употребление слов неверия – это унижение истинной религии, и поэтому такой человек становится вероотступником из-за самих этих слов, а не из-за того, над чем он издевался, поскольку суть всего этого одна5, в отличие от человека, которого заставляют, что означает, что он не верит в то, что его заставляют делать»6.
Сказал Фахруддин ибн Мансур аль-Фаргани аль-Ханафи в «Фатава»:
«Если человек совершил неверие языком добровольно, даже если он в душе был верующим, он становится кяфиром и не будет верующим перед Аллахом»7.
Сказал Бурхануддин Махмуд ибн Ахмад ибн Мазах аль-Ханафи в книге «Аль-Мухит»:
«Если человек произнесет слова куфра, зная, что это слова куфра и с убеждением в них, то он становится неверующим. Если он в них не убежден и если не знал, что они относятся к словам куфра, то он является все равно кяфиром, согласно большой группе алимов, и он не оправдывается невежеством. Если человек произнес слова неверия, а его сердце было наполнено верой, то он кяфир и ему не поможет то, что в сердце»8.
Шафиитский мазхаб
Сказал имам аль-Харамейн Абдуль-Малик ибн Абдуллах аль-Джувейни:
«Кто скажет слова неверия, утверждая, что в сердце в этот момент было раскаяние9 в этих словах, то он кяфир внешне10 и внутренне11»12.
Сказал Имадуддин Али ибн Мухаммад аль-Харраси аш-Шафии в своей книге «Ахкам аль-Куран» в толковании аята: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?»13:
«В этом аяте указание, что издевающийся и убежденный одинаковы в проявлении слов неверия, если нет насильственного принуждения, поскольку лицемеры говорили то, что сказали это в шутку, а Аллах сообщил им, что они стали неверующими из-за этой шутки. Это указывает на то, что издевательство над знамениями Аллаха – это неверие».
Сказал имам Фахруддин ар-Рази в тафсире «Мафатих аль-Гайб» в толковании аята: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в Ислам»14:
Третий вопрос. Слова: «…стали неверующими после того, как обратились в Ислам», – указывают на следующее:
1. Издевательство над религией, в какой бы форме оно ни было, является неверием в Аллаха. Ведь издевательство указывает на несерьезное отношение [к Аллаху и Его религии]. А важнейшее правило в отношении веры – это возвеличивать ее настолько, насколько возможно, а эти две вещи [издевательство и возвеличивание] не могут объединиться. 2. Опровержение тех, кто говорит, что неверие входит только в деяние сердца. 3. Этот аят указывает на то, что слова, которые были ими произнесены, являются неверием, даже если они до этого были мунафиками, потому что неверие может обновляться в неверующем снова и снова. 4. Куфр может появляться в человеке даже после того, как он стал верующим.
Сказал Мухиюддин ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии в книге «Равдат ат-Талибин» в разделе «ридда»:
«[Ридда] – это прерывание Ислама. Это иногда может быть из-за слова, смысл которого – куфр, а также может произойти из-за действий, указывающих на неверие, которые совершаются намеренно и с издевательством, например, поклонение идолам или солнцу или кидание Корана в грязные места, колдовство, в котором есть элементы поклонения солнцу.
Сказал аль-Имам: «В некоторых примечаниях нашего шейха сказано, что действие само по себе не может быть куфром. Но это большая ошибка с его стороны, и я это упомянул, лишь чтобы указать на его ошибку в этом вопросе».
Также неверие может быть из-за произнесенного слова, содержащего в себе смыслы неверия, неважно, сказано это с убеждением, упорством или в шутку»15.
Сказал имам ан-Навави в своем толковании на «Сахих» Муслима, разбирая вопрос колдовства:
«[Колдовство] может иногда быть неверием, а может быть так, что в нем нет неверия, но оно большой грех. Если в нем будут содержаться действия или слова, которые указывают на куфр, то это куфр; если нет, то не [куфр]. Что касается изучения этого и обучения, то это запретно. А если это будет содержать куфр, то [изучение и обучение] также будет неверием»16.
Сказал Такиюддин ас-Субки аш-Шафии в «Фатава»:
«Такфир – это шариатский хукм, причиной которого является отрицание господства Аллаха и Его Божественности или посланнической мисси пророков, либо слова или действия, о которых Шариат говорит как о неверии, даже если это не было отрицанием17»18.
Сказал Са`дуддин ат-Тафтазани:
«Издевающийся в вопросах вероотступничества становится кяфиром из-за самого издевательства, а не из-за того, над чем он издевался, потому что это форма издевательства над религией. Также это косвенное указание на изменение убеждения, как указывается в словах: ««Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?»19. В этом аяте заключен ответ тем, кто утверждает, что вероотступничество якобы случается только при изменении убеждений»20.
Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами:
«К видам куфра и ширка относится то, когда человек намеревается это сделать в далекое или скорое время. Такой человек становится моментально кяфиром. И если человек ставит условием [отступления от Ислама], чтобы нечто произошло, даже если это невозможно, то он также становится кяфиром. [Или если] он убежден в том, что делает его неверующим, или делает или произносит то, что указывает на это, вне зависимости от того, произнесены [слова куфра] с убеждением, упорством или издевательством»21.
Маликитский мазхаб
Сказал аль-Хафиз Юсуф ибн Абдуллах ибн Абд аль-Барр аль-Малики:
«Сказал Ибн Исхак: «Есть иджма ученых, что если человек ругает Аллаха, или Его посланника, или отрицает что-то ниспосланное Аллахом, или убивает пророка из пророков Аллаха, но при этом он в сердце признает то, что ниспослал Аллах, то такой человек – кяфир»»22.
Сказал аль-Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики в своем тафсире в толковании слов: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись»»:
«Эти слова были сказаны либо всерьез, либо в шутку, но как бы они ни были сказаны, это будет неверием. Шутка словами куфра – это куфр, и нет расхождения в этом вопросе среди уммы. Утверждение и подтверждение – это брат Истины и знания, а издевательство – это брат лжи и невежества»23.
Сказал аль-Кади `Ияд ибн Муса аль-Малики:
«Если человек, оскорбивший Пророка
Также он сказал:
«Также мы однозначно говорим о неверии каждого, кто произнес слова, указывающие на заблуждение всей уммы, или вынес такфир в отношении любого из сахабов. Также мы говорим о неверии каждого, кто совершает действие, в отношении которого есть иджма, что оно может исходить только от неверующих, например, поклонение солнцу, луне, идолам, даже если человек утверждает о своем Исламе»27.
Сказал Джалялуддин Абдуллах ибн Наджм ибн Шас аль-Малики:
«Вероотступничества может быть проявлено [убеждениями] в явном куфре, словами, которые однозначно содержат куфр, и действиями, которые указывают на куфр»28.
Сказал шейх Халиль ибн Исхак аль-Малики:
«Вероотступничество – это явное [исповедование] неверия, либо слово, которое содержит в себе неверие, либо действие, которое указывает на это, например, выбрасывание Корана в мусор и т. д.»29
Ханбалитский мазхаб
Сказал Ибн аль-Куддама аль-Макдиси аль-Ханбали о муртадде (вероотступнике):
«Его пост нарушается. И он обязан, [когда вернется в Ислам,] восполнить его. Неважно, принял человек Ислам заново в течение этого для или после. Неважно, связано его вероотступничество с убеждением, которое выводит из Ислама, либо с сомнением в том, из-за сомнения в чем человек впадает в неверие, либо с произнесением слов неверия, издеваясь или не издеваясь. И Всевышний Аллах сказал: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в Ислам»30.
И все это потому, что пост – это поклонение, условием которого является намерение, нарушенное вероотступничеством, подобно намазу, хаджу, потому что это чистое поколение, и [вероотступничество] аннулирует [пост], так же, как намаз»31.
Также он сказал:
«Кто ругает Аллаха, впадает в неверие, будь это в шутку или всерьез, а также [впадает в неверие тот,] кто издевается над Аллахом, Его аятами, пророками или Его Писаниями. Всевышний Аллах сказал: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в Ислам»32.
Также надо знать, что, чтобы не наказывать издевающегося, недостаточно просто его Ислама. Покаяние того, кто ругал Пророка
Сказал Мухаммад ибн Муфлих аль-Ханбали:
«Муртадд – это тот, кто намеренно или в шутку отступил от Ислама»34.
Сказал шейх Мав`и аль-Карамани аль-Макдиси аль-Ханбали:
[Раздел «Хукм муртадда»]: «Это тот, кто стал кяфиром после своего Ислама. Куфр достигается четырьмя вещами: словом (например, поношение Аллаха, Его Посланника, ангелов, или притязание на пророчество, или придание Аллаху сотоварищей), или действием (например, земной поклон идолам, бросание Корана в мусор), или убеждением (например, убежденность в наличии у Аллаха сотоварища или в дозволенности прелюбодеяния, или спиртного, или подобных вещей, в отношении которых есть однозначное решение Шариата), либо сомнением в чем-либо из этого»35.
Окончание
Мы осознанно привели так много слов алимов о том, что есть три вида «ридда», чтобы у читателя не сложилось ощущение, что это единичное или маргинальное мнение в суннитском фикхе. Наоборот, в этом вопросе есть иджма (единогласное мнение ученых), так что противоречить этим словам великих алимов Ахлю-с-Сунна – это явное заблуждение.
Мы должны понимать, что изучение этих вопросов – «фарзуль-айн», то есть обязательно для всех верующих, потому что от этого зависит их иман. Также мы обязаны доводить знания по этим вопросам до мусульман, и в этом – истинная помощь для них, забота о них и проявление братской любви, потому что в основе этого лежит желание, чтобы человек попал в Рай, остерегаясь всего, что может ввести его в Ад навечно.
Мир и благословение нашему господину Мухаммаду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|