Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №3. Салическая правда.

Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон. Он представлял собой запись судебных обычаев салических франков[16]. Параллельно с созданием права осуществлялась письменная фикса­ция древнегерманских обычаев - запись обычного права германских пле­мен. Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др[17].

Салическая правда была создана в начале VI в., в после­дние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она де­лится на титутлы (главы). Ценность «Салической правды» как исторического источника заключается прежде всего в том, что в ней отразилась эволюция франкского общества от первобытного строя к феодальному[18]. Это влияние обнаруживается главным образом во внешних чертах – в том что «Салическая правда» записана на латинском языке и штрафы в ней исчисляются в римских денежных единицах.

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаи­ческой судебной процедуры.

Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об обществен­ном строе франков начала VI в[19].

Общество Салического закона как бы совмещало в себе два уклада: один — архаиче­ский, общинно-родовой с установкой на привычное социальное равенство и родовой коллективизм, другой — заданный форми­рующейся ранней государственностью с закрепляемым ею неравен­ством в зависимости от отношений с властью. Право было ориентировано на общинный быт в том, что ка­салось общей организации порядка жизни, семейных и имущест­венных отношений. Однако общинные связи франков были уже двойственными: в одних правовых отношениях проявлялось доми­нирование прежней родовой, в других — соседской общины. Посе­ление в общине зависело от согласия всех других полноправных общинников.

Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки как пахотного поля, так и лугов считались «огороженным местом». Различные посягательства на чужое поле или луг были или преступлениями, или вообще противоправными, хотя и с разной мерой ответственности. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт —  аллод, под которым понималось чисто семейное право пользования огороженными участками и принадлежащим к ним имуществом. Право пользования наследовалось с преимуществом мужского потомства (в VI в. у франков право наследования получили и дочери, а также братья и сестры умершего, при отсутствии его сыновей). Закон не предусматривал никаких сделок с аллодом (впрочем, возможно, это регулировалось нормами римского права). Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кто-либо в пользу третьего лица мог только через особо сложную процедуру аффатомии с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год.

Брачно-семейные отношения. Общинно-родовые традиции сохраняли свою силу в семейных отношениях. Брак заключался с обязательного согласия родите­лей, сохраняя черты древнего выкупа невесты у рода. Похищение невесты, насильственное заключение брака влекло обязанность вернуть невесту и выплатить значительный штраф семье «за обиду», практически равный выкупу за убийство. Сходный по размеру штраф выплачивался и тогда, когда брак заключался без согласия сородичей, но с согласия невесты. О расторжении брака Салическая правда не упоминает[20]. Семья мужа сохраняла символическое право на его вдову в случае смерти супруга: постороннее лицо, желавшее заключить с нею новый брак должно было платить особый условный выкуп — рейпус[21].

Постепенное проникновение государственного уклада в общин­ный быт франков зафиксировано Салическим законом примени­тельно к статусу отдельных категорий населения. Наряду с вполне свободными и полноправными франками, в равной мере отвечаю­щими за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные. Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники — антрустионы (новая знать) — обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. В самом низу условной соци­альной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуще­ству в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами или рабынями были или наказуемыми, или вели к потере собственного статуса. К рабам в главном приравнивались ли­ты — полусвободное население (попавшие в кабалу или прежние колоны). В отношении охраны их жизни и безопасности литы не отличались от рабов. Социальные градации только в случае с несвободным населе­нием были взаимосвязаны с имущественным положением. Различия в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти[22].

Наследственное право. Салическая правда предусматривает наследование:

- по закону,

- по завеща­нию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа на­следников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установлен­ной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обя­зано не позже чем через год после смерти дарителя передать это иму­щество указанному лицу.

Судебный процесс. Судебные собрания франков были двух типов. Первый, основной, — окружные под предсе­дательством особого старейшины — тунгина, а позднее — коро­левского графа. Второй — сотенные под председательством центенария, или сотника. На собраниях могли присутствовать все свободные полноправные общинники, присутствие дал вменялось им в обязанность под угрозой штрафов. Позднее бедняков стали освобождать от участия в судах. Непосредственно судьями были не члены собрания, а особые традиционные знатоки права — рахинбурги; их правовое суждение одобрялось (или не одобрялось) народом. Окружные собрашг созывались периодически — раз в шесть недель, сотенные — и специальному созыву. И разбирались на них разные по значимости дела:

- в окружных — наиболее важные (о свободе, о преступлениях, связанных со смертью, против королевской власти или королевских людей и т.д.);

- в сотенных — о движимом имуществе, о долгах, о штрафах.

Судьи-рахинбурги принимали на себя перед каждым процессом обязательство следовать доказательствам и «провозглашать право». Суд был единичным, именно королевским: здесь председательство вал или сам король, или его майордом во главе своих дворцовых советников и слуг. Позднее, при Каролингах, руководителем дворцового суда стал пфальцграф (впрочем, дела знатных обязан был разбирать сам король). В эпоху Салического закона сотенный суд, как традиционный, считался как бы приоритетным: это был истинно народный суд. При Каролингах значение королевского суда возросло. Помимо этого, имелись также вотчинные суды, где судил крупный землевладелец, и церковные суды.

Наличие или отсутствие реальных доказательств существенно влияло на ход разбирательства. Были безусловные доказа­тельства, которые не подлежали оспариванию (поличное или ко­ролевская грамота при земельных спорах). Были ус­ловно-объективные доказательства: жребий или при­сяга (соприсяжничество). Одним из распространенных доказательств был Божий суд — главным образом в виде ордалий. За отсутствием реаль­ных доказательств для выяснения правоты того или другого участника прибегали к испытанию огнем, водой и др., считая, что Бог косвенно укажет на правого или виноватого[23].

Уголовное право. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла ста­тей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие вклю­чались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

• преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;

• преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство;

• нарушение предписаний короля.               
Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Таким образом, Салический закон в самой минимальной степени испытал воз­действие римского права, сохранил даже некоторые остатки языче­ской старины. Традиционной архаич­ности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие су­дебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содер­жания, но важными для общественного признания тех или других фактов. Поддержание общинного мира бы­ло в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значи­тельной степени еще догосударственного права.


Заключение

 

Средневековье — время социально-экономических и государст­венно-правовых процессов, происходивших в различных частях мира. Вместе с тем во всемирно-историческом масштабе ведущей тенденцией развития этой эпохи стало утверждение феодализма, явившегося шагом вперед относительно рабовладельческого и тем более первобытно-общинного строя.

Франкское государство было прародиной нынешней Франции. Завоевание территории бывшей Римской империи и покорение живших там народов германскими племенами послужили непосредственной причиной образования государства и франков.

Выделяли следующие характерные черты раннефеодального права. Во-первых, основное место в нем, особенно на ранних этапах, занимали нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие в нем экономическое принуждение. Во-первых, раннефеодальное право в значительной степени было "право привилегий", закреплявшим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами в соответствии с тем положением, которое человек занимал в обществе. В-третьих, в раннефеодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. В-четвертых, огромное влияние на него оказывали церковные нормы, не редко превращавшиеся в самостоятельные нормы права.


Список литературы:

1. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран для студентов вузов / И.В. Абдурахманова, Н.Е. Орлова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2. Всеобщая история государства и права. Учебник / Под. Ред проф. К.И. Батыра. Издание четвертое, переработанное и дополненное. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001.

3. Желудкова А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2003.

4. История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. – М., 2003.

5. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Том 1: Древний мир и Средние века / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н., проф. О.А. Жидковы. – М.: Норма, 2005.

6. История государства и права России и зарубежных стран: Учебник / Под общ. Ред. д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

7. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002.

8. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Т. 1. – м.: Изд-во Эксмо, 2005. – 592 с. – (Российское юридическое образование).

9. Тейнс Л. Наследие Каролингов. – М., 1993.

10.  Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2004.

 


[1] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М). С. 154.

[2] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Т. 1. – м.: Изд-во Эксмо, 2005. – 592 с. – (Российское юридическое образование). С. 269.

[3] История государства и права России и зарубежных стран: Учебник / Под общ. Ред. д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 56.  

[4] История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Том 1: Древний мир и Средние века / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н., проф. О.А. Жидковы. – М.: Норма, 2005. С. 287-290.

[5] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Т. 1. – м.: Изд-во Эксмо, 2005. – 592 с. – (Российское юридическое образование). С. 262.

 

[6] История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Том 1: Древний мир и Средние века / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н., проф. О.А. Жидковы. – М.: Норма, 2005. С. 290-298.

 

[7] История государства и права России и зарубежных стран: Учебник / Под общ. Ред. д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 60.  

[8] Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. С. 209.

[9] Степанов В.Е., Шевеленко А.А. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 27.

[10] Там же. С. 28 - 29.

[11] Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. С. 210.

 

[12] История государства и права России и зарубежных стран: Учебник / Под общ. Ред. д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 63-64.

[13] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М), 2002. С. 156-157.

[14] Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. С. 212.

 

 

[15] История государства и права России и зарубежных стран: Учебник / Под общ. Ред. д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 64-66.  

 

[16] Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.

[17] Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран – М.,: «Прио-изд», 2003.

[18] См.: История средних веков. Т. 1 / Под. Ред. С.Ю. Сказкина. М., 1967.

[19] Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран – М.,: «Прио-изд», 2003.

 

[20] Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2004. С. 96.

[21] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Т. 1. – м.: Изд-во Эксмо, 2005. – 592 с. – (Российское юридическое образование). С. 285-286.

 

[22] Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран – М.,: «Прио-изд», 2003. С. 66.

[23] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Т. 1. – м.: Изд-во Эксмо, 2005. – 592 с. – (Российское юридическое образование). С. 287-290.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...