Система антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО ШМО кл.рук. Зам. дир-ора по ВР пр. дир-ра шк. №119 от 29.08.2014г. Руководитель: Котовская Е.А._________ Горелова М.А.________ «» _______ 2014г. Программа По формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения На 2014-2019 учебный год Составитель: зам. дир-ра по воспитательной работе Горелова М.А. Рассмотрено на заседании Педагогического совета. Протокол № 1 от 29.08.2014 г.
Пояснительная записка Корру́пция (от лат. corrumpere растлевать) – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Коррупции м.б. подвержен любой чел., обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохр. органов, администратор, экзаменатор, педагог, врач). Главный стимул коррупционного поведения - возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а сдерживающий фактор – риск разоблачения и наказания. Выделяют отдельные ее проявления: бытовая коррупция,деловая коррупция, коррупция верховной власти. Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции: · коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий; · коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей); · коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;
· коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей. Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией. Выделяют след. признаки коррупции: 1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы. 2. Стороны действуют по обоюдному согласию. 3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества. 4. Обе стороны стараются скрыть свои действия. В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное прежде всего миру взрослых финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями. Данный вид преступления должен также изучаться на уроках права, обществознания, граждановедения. К моменту окончания школы учащиеся должны иметь целостное представление о коррупции как социальном явлении (на уроках истории и обществознания) и как преступлении: о причинах, по которым оно совершается, и мере наказания (на уроках права). Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. Задачи антикоррупционного воспитания:
· Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями. · Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции. · Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка. Если человек убежден, что хранитель порядка всегда будет действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения. К сожалению, большинство граждан нашей страны уверено, что любой хранитель порядка (милиционер, учитель, директор) готов за личные услуги обойти существующие правила. Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в ОО:
Выделим ряд задач, последовательно решаемых в ОО. Понятие «коррупция» вводится и объясняется в процессе преподавания права и обществоведения. Особого смысла вводить это понятие раньше не существует. Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка. С нашей точки зрения, этобазовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, чтохранитель порядка всегда будет действовать по правилам, то он не будет нарушатьправила и предлагать взятки за их нарушения. К сожалению, большинство граждан нашейстраны уверено, что любой хранитель порядка (милиционер, учитель, дир-р) готов заличные услуги обойти существующие правила.
В связи с этим возникает необходимость введения особого раздела в содержание воспитания 1–4-х классов: «Хранители порядка». В рамках этого раздела педагоги будут: 1) знакомить детей с различными профессиями идолжностями, носители которых являются хранителями порядка, и правиламивзаимодействия с людьми этих профессий; 2) привлекать учащихся к поддержанию порядка в классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и подкупа дежурному будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Создание системы ролевых игр будет способствовать закреплению этой роли, выращиванию человека, который гордится тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом учитель должен быть примером, выступать в качестве основного хранителя правил школьной жизни и независимо от того, как к нему относятся учащиеся класса, не позволять их нарушать; 3) создавать как можно меньше ситуаций, когда делается исключение из правил. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности учащегося (к примеру, мы нарушим правила и закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели). Учащиеся должны понимать, что учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих правил жизни, принятых в обществе.
В 5–7-х классах возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил. Необходимо, чтобы к концу 7-го класса большинство учащихся обладали практическими навыками по организации взаимодействия друг с другом на основе соблюдения правил. Это позволяет в систему и содержание воспитательной работы в 5–7-х классах добавить новый раздел: «Организаторы порядка». Ведущей технологией реализации этого раздела будет организация коллективной творческой деятельности. В 8–9-х классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создание ситуаций, в которых учащиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках этого раздела помимо информационно- просветительной составляющей, направленной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная задача представляется достаточно сложной: демонстрация учащимисяэффективности жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущейформой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой учащиесясамостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики можетстать организация ученического самоуправления в классе, увеличение числа порученийдля учащихся класса с определенными властными полномочиями. Важным элементомантикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладениюнавыками вне коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частьюэтих практикумов стали реальные жизненные ситуации. В процессе этой работыпроисходит осознание учащимися основных способов жизнедеятельности и решенияжизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия спредставителями власти. В работе с учащимися 10–11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся по данному вопросу. Система антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении
2. Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка
В 3–4-х классах приведенные ниже народные пословицы могут стать и частью урока литературного чтения, и темой классного часа: 1) Хорошо тому добро делать, кто его помнит. 2) Рука руку моет, и обе белы живут. 3) Милость велика, да не стоит и лыка. 4) Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. 5) Худого человека ничем не уважишь. 6) Лучше не дари, да после не кори. 7) Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль. 8) Плохо не клади, вора в грех не вводи. 9) Дорого яичко ко Христову дню. 10) Не в службу, а в дружбу. В предмете «Окружающий мир» ФГОС в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как: · Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. · Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. · Семья – самое близкое окружение чел. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого чел. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. · Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. · Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. В результате изучения раздела «Человек и общество» у учащихся д.б. сформированы четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости. В начальной школе последние 10 лет успешно реализуются программы факультативных курсов по экономике, в т.ч. курс экономики, разработанный Т.В. Смирновой, Т.Н. Просняковой и рекомендованный МО РФ. В методической литературе также предлагаются различные программы по формированию эмоциональной грамотности младших школьников для внеурочной работы: · «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П.); · «Воспитание умения жить вместе» (Максакова В.И.); · «Уроки общения детей 6–10 лет» (Агафонова И.Н.); · «Я в мире других» (Николаева Е.И.). Содержание данных программ включает литературные произведения, в которых имеется потенциал для осмысления причин поступков различных героев, проигрывания других вариантов их взаимодействия. Поэтому можно рекомендовать учителям начальных классов: · включение в план воспитательной работы классных часов (не реже 1 раза в четверть) по данной проблематике; · проведение родительских собраний на темы, посвященные нравственному выбору в ситуациях, связанных с коррупцией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|