Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в средней школе

Основная воспитательная работа с учащимися 5–7-х классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивны в этом возрасте - различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики коррупционных действий. В практике работы с детьми этого возраста можно выделить ряд ситуаций, обусловливающих в будущем коррупционное поведение. С учетом специфики возраста проведение педагогических бесед по данной теме становится неэффективным. Наиболее продуктивной становится организация групповой работы в процессе созидательной, обучающей и игровой видов деятельности. Поэтому проведение воспитательных дел, практикумов и сюжетно-ролевых игр оказывается наиболее действенным способом. В первую очередь необходимо организовывать имитационные и деловые игры, в рамках которых учащиеся получают определенные властные полномочия и реализуют их в ходе игры («Создание президентской команды», «Работа во властных структурах Школьной Республики «Истоки»».)

Следует заметить, что эффективное средство выстраивания отношения сотрудничества - прием организации системы дежурных командиров. В системе классного самоуправления дети по очереди в течение недели выполняют обязанности дежурного командира микрогруппы, в составе 5–7 чел. Необходимость взаимоподчинения порождает элементы сотрудничества. Один из случаев коррупционного поведения - ситуация списывания. Обсуждение этой ситуации и ее преодоление способствует формированию осознанного отношения к проявлению коррупции. Еще одна ситуация, требующая обсуждения и анализа, связана с подкупом. Учащиеся этого возраста достаточно часто пользуются тем, что стараются подкупить окружающих и получить определенную выгоду.

Примерная тематика классных часов в 5–7-х классах:

1. Быть честным.

2. По законам справедливости.

3. Что такое взятка.

4. На страже порядка.

5. Проблема «обходного» пути.

6. Откуда берутся запреты?

7. Что такое равноправие?

8. Быть представителем власти.

9. Властные полномочия.

10. Когда все в твоих руках.

11. Что такое подкуп?

Нарушение многих правил кажется ребенку достаточно естественным. К примеру, большинство детей легко относятся к списыванию. Наличие большого количества формальных правил, большинство из которых сложно соблюдать, приучает к тому, что любое правило можно обойти. В процессе воспитания необходимо соединять три составляющих:

· Создание условий, не позволяющих оказаться в ситуации нарушителя закона. Создание большинства прозрачных и понятных процедур. Объяснение учащимся обычных способов решения проблем. Следует отметить существующий педагогический парадокс, связанный с тем, что человек совершенствуется в процессе преодоления трудностей, но стремится избежать этих трудностей естественным путем. Чем сложнее придуманные правила, тем сложнее их выполнять и тем выше возможность возникновения коррупции.

· Обучение оптимальным способам решения различных жизненных проблем. Чем больше учащиеся будут овладевать способами выполнения различных учебных заданий и жизненных ситуаций, тем легче будет предотвращать ситуации коррупции.

· Воспитание уважения к существующим нормам и законам. Соблюдение их большинством педагогов и учащихся. Формирование уважительного отношения к определенным традициям.

В качестве базовой программы в работе с учащимися 5–7-х классов предлагается программа «Поручение».

Тематика классных часов для учащихся 8–9-х классов:

1. Что такое коррупция и откуда она берется?

2. Как решить проблему коррупции?

3. Коррупция как противоправное действие.

4. Закон и необходимость его соблюдения.

5. Как разрешать противоречия между желанием и требованием?

6. Государство и человек: конфликт интересов.

7. Требования к человеку, обличенному (или наделенному?) властью.

8. Зачем нужна дисциплина?

9. Преимущество соблюдения законов.

В работе с учащимися 8–9-х классов особое внимание следует обращать на осознанное принятие решения и его защиту в процессе выстраивания отношений с окружающими. Формирование положительного отношения к существующему порядку, осознание выгоды от соблюдения норм и правил позволят сформировать антикоррупционное мировоззрение.

Особенностями антикоррупционного воспитания при работе с учащимися 7–8-х классов является направленность на становление нравственной позиции и отрицание коррупционных действий. Основной формой воспитательной работы становится дискуссия, в ходе которой выражается собственное мнение.

Программа «Посредничество» направлена на формирование культуры разрешения различных споров. Фактически учащимся предлагается взять на себя роль судьи-посредника, который следит за соблюдением правил поведения двух участников поединка. Подобное противостояние показывает, насколько учащиеся способны соблюдать общие правила и действия.

Для учащихся 10–11-х классов предлагается проведение социального практикума «Боремся с коррупцией», в рамках которого анализируются типичные социальные ситуации коррупционного поведения, идет поиск грани, отделяющей преступление от взаимопомощи и сделки. Основная форма осуществления социального практикума - дискуссия, в ходе которой учащимся будет предложено высказать свое мнение и предложить свой способ решения данной ситуации. Самоопределение учащихся во время занятий социального практикума позволит зафиксировать степень их готовности к отказу от коррупционных действий.

Особое внимание следует обратить на проведение разнообразных игр, в которых на учащихся возлагают различные властные полномочия. В ходе этих игр можно как диагностировать уровень отношения ребенка к коррупции, так и формировать антикоррупционное мировоззрение. К сожалению, сломать сложившиеся привычки и стереотипы достаточно сложно. Фактически речь идет о воспитании культуры властных отношений.

Классный час как определенный разговор классного руководителя с учащимися. Цель, связанная с изменением собеседников (их индивидуально-личностных качеств, жизненной позиции, поведения), является воспитательной и превращает разговор в воспитательную беседу. Одной из возможных целей воспитания в современных условиях является формирование осознанного отказа, а затем ценностного неприятия учащимися коррупции. Решение этой проблемы невозможно в рамках отдельного классного часа, но технологически грамотно организованная беседа является важным элементом в системе антикоррупционного воспитания. Воспитательная беседа как способ решения педагогической задачи в процессе общения имеет четко определенную структуру и включает ряд обязательных этапов, превращающих просто разговор в законченное воспитательное мероприятие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...