Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые подходы к региональному стратегированию: от показателей к реальной конкурентоспособности, от государственной к общественно-государственной стратегии




Предыдущее рассмотрение показывает, что федеральным центром запущен принципиально важный процесс разработки региональных стратегий. В то же время его методическое и практическое воплощение в значительной мере дезавуирует саму идею регионального стратегирования и оставляет регионы практически один на один со сложнейшими проблемами. Правда, если не выходить за рамки системы бюрократического функционирования, с объективной точки зрения такую ситуацию можно оправдать тем, что программы министерства, которые должны поддерживать процесс регионального развития не финансируются, управленческие новации быстро не внедряются, а поэтому о результатах говорить еще рано, в тех же регионах, где к нововведению отнеслись творчески и в администрации есть сильная управленческая команда, сама работа по организации стратегического планирования не может не принести положительных результатов. С субъективной точки зрения все также выглядит приемлемо: процесс защиты стратегий осуществляется планомерно, рынок консалтинговых услуг к взаимному удовлетворению сторон поделен и т.д.

В то же время, если подняться над сиюминутными заботами власти и бизнеса, то ситуация, с которой сталкиваются регионы и страна в целом, выглядит куда более драматично. В условиях глобализации и обострения конкуренции между ведущими странами мира в политической, экономической, военной и других сферах, и особенно ввиду перспективы вступления России в ВТО, перед страной возрастают вызовы и угрозы оказаться в ряду неконкурентоспособных стран с зависимой экономикой и ограниченным суверенитетом. Поэтому необходимо глубоко осмыслить ситуацию и немедленно приступить к реализации стратегической цели повышения конкурентоспособности страны, сформулированной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Таким образом, ключевая задача стратегирования и главная задача Власти, если она позиционирует себя в качестве Стратега, а не только функционального места в административной иерархии состоит в обеспечении конкурентоспособности. Мы достаточно подробно вводили понятие региональной конкурентоспособности в работах [2,3], поэтому рассмотрим на этой основе проблему обеспечения конкурентоспособности под углом зрения регионального стратегирования. Помимо и, прежде всего прочего, региональная независимость и конкурентоспособность базируется на культурном наследии региона. В настоящее время в большинстве случаев это наследие находится в плачевном состоянии деградации.

Для успеха деятельности стратега регионального или государственного уровня необходимо осознать, что конкуренция между странами и регионами происходит в основном не в материальной сфере, а в области идей, стратегий, проектов, внедрения собственных стандартов, воздействия на сознание и т.д. Таким образом, именно стратегирование, работа с мыслительными конструкциями, стратегическими проектами и программами становится главным механизмом обеспечения конкурентоспособности. Только завоевание лидерства в этой сфере способно обеспечить прорыв в области хозяйства и социальной сферы регионов и страны в целом.

Эффективность стратегической работы определяется мощностью инструментария, которым владеет стратег. Во-первых, мощностью схемы его самоорганизации, насколько мощную позицию он смог сконструировать из тех центров власти, которые являются ведущими игроками на плацдарме их совместной деятельности.

Во-вторых, как было показано выше, для эффективной стратегической работы с таким сложным объектом, как регион, обладающим свойствами гетерогенности, гетерохронности и гетерархированности, необходим более мощный инструмент, чем сценарный подход. Эта проблема обсуждалась нами в работах [1,4–6], в результате чего была предложена концепция и технология для инструментария, основанного на синтезе методологического, научного и проектного подходов. Было показано, что задача синтеза выливается в пошаговое формирование сложной неоднородной конструкции, состоящей из взаимосвязанных схем деятельности, знаниевых и информационных моделей:

- имитационной (игровой), которая восстанавливает и фиксирует на материальных носителях схемы игрового взаимодействия участников социально-экономических отношений,

- математической, которая описывает поведение количественных характеристик квазистационарных социально-экономических и технологических процессов, на основе тех теоретических и экспериментальных (в частности, статистических) данных, которые могут зафиксировать или высказать в качестве гипотез участники игрового взаимодействия,

- информационной, которая описывает структуру данных и информационные потоки в моделируемой среде.

Таким образом, в результате деятельности рабочей группы по стратегическому планированию и прогнозированию социально-экономических систем нам удалось вплотную подойти к созданию экспериментального рабочего инструмента уникальной мощности. Он основан на встраивании в процесс методологически организованной экспертизы [7] процесса формирования недоопределенных математических моделей [8], который в свою очередь базируется на информационно-аналитической платформе (РИАС)[9], предназначенной для первичного сбора и обработки информации о субъектах хозяйственной и социальной сферы региона. Завершает создание этой интегрированной информационно-коммуникационной системы «Экспериментальная система коллективного описания и проектирования сложных систем на основе недоопределенной математики (н-математики)»[10].

Таким образом, можно констатировать, что заложена основа для создания «общедоступной методической базы по всему кругу вопросов планирования», о необходимости которой говорил А.Г.Хлопонин (см. «Введение»).

Кратко описанный здесь интеллектуальный инструментарий стал методической основой проекта инновационного развития регионов — «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России», который планируется развернуть по следующим направлениям:

- конкурентоспособность региональной власти: внедрение эффективных механизмов административного управления и модернизация властных структур, формирование базовых мобилизационных идей для территории,

- общество и человеческий потенциал региона: инициирование процессов самоорганизации общества в регионе, развитие человеческого потенциала, разработка стратегии обеспечения экономической и социальной привлекательности региона, повышение уровня жизни путем реформирования социальной сферы, образования и здравоохранения,

- бизнес и системы организации хозяйства в регионе: выявление специализированных (максимально конкурентоспособных) областей бизнеса и сфер инновационного развития, проведение политики по продвижению данного бизнеса в другие регионы и на международный рынок, а также включению региональных бизнес-структур в реализацию приоритетных национальных проектов. Помимо поиска новых возможностей и выработки стратегии развития для территорий, решается задача формирования механизма координации между региональными администрациями и федеральными органами государственной власти при реализации значимых проектов развития регионов России.

Стратегия развития региона в этом случае формируется в начальной стадии развертывания проекта посредством общественно-государственной экспертизы с максимальным включением заинтересованных сторон и постоянно обновляется по мере продвижения по пути реализации проекта (о технологии см. подробнее в [4]).

В заключение о приоритетных национальных проектах. На наш взгляд, одна из главных проблем повышения эффективности национальных проектов состоит в том, что они реализуются без изменения среды, в которой они осуществляются, т.е. на старой неподготовленной почве, а также имеют отраслевой, не системный характер подхода к их реализации. Важнейшим недостатком этих проектов является то, что они не являются проектами в собственном смысле этого слова: они не дают онтологию того будущего, которое ими формируется, они также не дают логики реализации этой онтологии будущего, а потому видятся всего лишь как одно из ситуативных средств стимуляции функционирующих механизмов. Решение этой проблемы могло бы состоять в одновременном осуществлении целостного комплекса мер, как бы метапроекта, направленного на кардинальное повышение эффективности организации и развития ключевых сфер регионов, на что и направлен проект «Конкурентоспособный регион». Нам представляется, что он мог бы стать основой для эксперимента по повышению эффективности реализации национальных проектов в ряде пилотных регионов как результат улучшения уровня стратегического планирования, квалификации управленцев и качества управленческой работы, снижения рисков по всем измерениям — политическому, экономическому, человеческому.

Список литературы

1. Концепция, технология и инструменты формирования управленческих решений в социально-экономической и технологической сферах субъектов Российской Федерации. Сборник материалов Проблемной рабочей группы по прогнозированию и стратегическому планированию социально-экономического развития российских регионов. Москва, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2005г.

2. Смирнов Е.П. Проект «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России». Российская муниципальная практика. — 2006. №2.

3. Смирнов Е.П. «Конкурентоспособный регион: концепция и пилотный проект инновационного развития российских регионов». Труды Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах». 24–28 июня 2006г. стр.12–16. Самара, РФ.

4. Смирнов Е.П. Концепция и технология формирования управленческих решений в социально-экономической и технологической сферах российских регионов на основе синтеза социально-инженерного, научного и проектного подходов. Финансы, экономика, безопасность. — 2005. — №9 (14).

5. Смирнов Е.П. «Концепция и технология формирования оперативных и стратегических управленческих решений на основе синтеза методологического, научного и проектного подходов». Доклад на научно-практической конференции «Ситуационные центры: модели, технологии, опыт практической реализации». Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Москва, 18–19 апреля 2006 года.

6. Смирнов Е.П. «Интеллектуальный инструментарий для задач реформирования сложных региональных социально-экономических и технологических систем». Труды Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах». 24–28 июня 2006г. стр.371–375. Самара, РФ.

7. Попов С.В. Метод экспертизы. Кентавр № 23, стр.8, май 2000 г.

8. Напреенко В.Г., Нариньяни А.С., Смирнов Е.П. Моделирование региональной экономики: новый уровень качества и безопасности. Финансы, экономика, безопасность. — 2005. — №4 (9)

9. Коровкин С.Д. Единое информационное пространство органов государственной власти: принципы построения, компоненты, технологии // Концепция, технология и инструменты формирования управленческих решений в социально-экономической и технологической сферах субъектов Российской Федерации. Совет Федерации Федерального Собрания РФ, январь 2005.

10. Смирнов К.Е., Смирнов И.Е. «Экспериментальная система коллективного описания и проектирования сложных систем на основе недоопределенной математики (Н-математики)». Труды Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах». 22–29 июня 2007г., Самара, РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...