Особенности социальной политики Республики Беларусь на современном этапе
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Осуществление социальной политики является важной функцией государства, направленной на соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство и т.д.) и обеспечение достойного уровня жизни населения. Государственной защите подлежат бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии. На современном этапе социальная политика Республики Беларусь имеет ряд особенностей, которые обусловлены: переходным периодом страны; наличием трудностей в экономике, что снижает возможности реализации социальной политики; изменением демографической ситуации. [3] Президент Беларуси подписал указ №136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» от 11 апреля 2011 г. В Программе дана оценка социально-экономическому развитию Республики Беларусь в 2006-2010 годах, проведен анализ внешних и внутренних факторов экономического роста, определены цели, задачи и приоритеты развития национальной экономики на 2011-2015 годы, важнейшие направления их реализации. [12] Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Для ее достижения предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7-1,76 раза. Основной для этого станет рост ВВП в 1,62-1,68 раза, производительности труда в 1,63-1,68 раза, объемов производства продукции сельского хозяйства в 1,39-1,45 раза, промышленности в 1,54-1,6 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20-21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие в 1,9-1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест. [12]
Основополагающим принципом реализации социальной политики является обеспечение социальной справедливости, который находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы. Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие; укрепление здоровья граждан и повышение качества образования. Важнейшим социальным нормативом, предназначенным для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий, является бюджет прожиточного минимума (Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» №239-3 от 06.01.1999 (изменения и дополнения от 24 декабря 2007 г.)). [11] Прожиточный минимум - минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Прожиточный минимум включает набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг индивидуального и общесемейного пользования. В Республике Беларусь на данный момент прожиточный минимум в среднем на душу населения - 843 870 рублей. [10]
В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Для социальной поддержки многодетных семей Минска к учебному году семьям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 18 лет, единовременно производились выплаты социального пособия в размере 30% от бюджета прожиточного минимума, что составляет 253 161 рубль. Также в соответствии с постановлением Совета министров Беларуси двух- и трехразовым питанием за счет бюджета будут обеспечены дети многодетных семей и других категорий. [14] Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи. Государством значительное внимание уделяется также воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для них в стране функционирует широкая сеть детских школ-интернатов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, оздоровительных лагерей для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. В ряде таких центров созданы отделения постинтернатной адаптации, призванные оказывать содействие своим воспитанникам в приспособлении к самостоятельной жизни. Одно из приоритетных направлений государственной социальной политики - повышение уровня пенсионного обеспечения. В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. пенсионеров. [10] Президент Беларуси подписал указ №136136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан», согласно которому пенсионеры в нашей стране смогут значительно увеличить размер пенсии при более позднем выходе на нее. Сейчас возраст выхода на пенсию для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет. К осени же палата представителей планирует принять в первом чтении законопроект о дополнениях и изменениях в закон «О пенсионном обеспечении». В июне текущего года средний размер пенсий в Беларуси составил 1 млн 415,2 тыс. рублей. По оперативным статистическим данным, средний размер пенсий по возрасту в июне текущего года равнялся 1 млн 472,7 тыс., по инвалидности - 1 млн 292,9 тыс., по случаю потери кормильца - 925,5 тыс., социальных пенсий - 689,2 тыс. [14]
В 2012 году продолжена реализация подпрограммы «Социальная поддержка ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов» Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. №1126. В рамках реализации Комплексной программы во всех населенных пунктах, включая самые отдаленные и малонаселенные, проведены обследования условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших в годы войны. В целях улучшения качества жизни инвалидов, их социальной интеграции в общество, снижения показателей частоты и тяжести инвалидности реализуются мероприятия подпрограммы «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов» Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы. Удельный вес инвалидов в общей численности населения республики составляет 5,4 процента. [10] Работа по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц в целом в республике проводится планово и поэтапно в рамках реализации Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы. В каждом административном районе республики созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения - государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Социальные услуги нуждающимся гражданам и семьям предоставляют 149 территориальных центров социального обслуживания населения. Посредством предоставляемых центрами социальных услуг нуждающиеся нетрудоспособные граждане обеспечены своевременными доступными и качественными социальными услугами, в том числе на дому, с учетом их индивидуальных потребностей.
Выводы: · В Беларуси уделяется большое внимание всем направлениям социальной политики, что отражено в национальной стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020). К важнейшим направлениям и путям перехода страны к устойчивому развитию отнесены: повышение уровня и качества жизни населения, улучшение здоровья населения и развитие здравоохранения, развитие национальной культуры, духовное и физическое оздоровление народа, развитие жилищной сферы и др. · Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры. В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом.
Заключение
Таким образом, в Республике Беларусь разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране. Проведение социальной политики в республике предполагает активное содействие государства повышению жизненного уровня населения путем постепенных реформ, а также средств их достижения с учетом практической целесообразности и реальных возможностей. На современном этапе основной целью государственного регулирования отраслей социальной сферы является сохранение существующих социальных гарантий и стандартов в здравоохранении, образовании, культуре, в обеспечении жильем и коммунальными услугами и недопущение их снижения; сокращение масштабов социального расслоения общества в потреблении социальных услуг на основе стабилизации уровня жизни населения, роста его доходов. Именно эти направления социальной политики государства представляются наиболее важными. Социальная политика в Республике Беларусь построена по принципу - все для народа. Она является приоритетом социально-экономического развития страны и важнейшим компонентом при переходе к устойчивому развитию экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|