Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологические аспекты этнопсихологии




 

Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения.

Факторы, влияющие на этнопсихологические особенности народа:

1) социально-экономические условия жизни;

2) политика и идеология, господствующие в обществе;

3) сложившаяся религиозная система, накладываясь на местные традиции, обычаи и привычки, вызывает взаимное изменение местных нравов и религиозных концепций;

4) значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.);

5) межнациональный опыт общения;

6) географическая среда;

7) миграция и адаптация к новой географической среде и культурным условиям.

Функции этнической психологии:

1) отражательная функция заключается в отражении своеобразных природно-климатических условий, в которых происходило формирование и развитие этнической общности, исторических событий и других факторов;

2) регулятивная функция – регламентирование различных форм общения и поведения представителей этнической группы; представляет собой те нормы поведения и образа жизни, которые выработала этническая общность за время своего существования;

"Шпаргалка по социальной психологии"

3) воспитательная функция заключается в освоении правил и норм этнического поведения, привитии населению черт, свойственных ее национальному характеру, общенациональным привычкам и т. д.; происходит в процессе этнической социализации.

Структура этнопсихологических характеристик народа – это сложная динамическая и многоуровневая система, компоненты которой логично и тонко связаны между собой; изменение одних опосредствованно влияет на другие.

Компоненты и уровни структуры этнопсихологических характеристик народа:

1) ценностные ориентации составляют первый уровень и включают в себя моральные ценности, господствующие в образе жизни большинства ее представителей, различное их понимание, толкование и отношение к ним. Они наиболее осознанны, связаны с идеологией и обладают большим влиянием;

2) отношение представителей этноса к различным явлениям окружающего мира (отношения между собой, к представителям других народов, работе и пр.) – второй уровень;

3) компоненты, связанные со спецификой психических процессов и темперамента – третий уровень.

Иногда выделяют генетический и психофизиологический уровни.

Субъекты (носители этнопсихологических характеристик) этнопсихологических явлений:

1) большие группы – суперэтносы (макроподход), разделяются на этносы, которые включают в себя субэтносы (этнические группы, проживающие в различных регионах);

2) профессиональные, возрастные и другие группы (мезоподход);

3) конкретные личности (микроподход).

Различия западных и восточных этносов:

1) индивидуализм (в западных культурах) – коллективизм (в восточных);

2) низкая (западные) и высокая (восточные) контекстуальная коммуникация;

3) низкий (у западных этносов) – высокий (у восточных) уровень избежания неопределенности;

4) властная дистанция (у восточных народов – высокий уровень, а у западных – низкий);

5) маскулинность-фемининность (на западе низкий уровень, на востоке – высокий);

6) кредит доверия к руководителям (в восточных этносах выше, чем в западных);

7) стиль управления на производстве (в западных этносах преобладает инструментальный, в восточных – эмоционально-межличностный);

8) процесс принятия решений (на Востоке – более авторитарный, а на Западе – более демократический).

Процесс этнизации активно осуществляется в детском возрасте и заключается в освоении и воспроизведении национального образа жизни, в котором личность находится.

 

 

Классификация конфликтов

 

Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом:

 

Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Вы, наверное, знакомы с иерархией потребностей А. Маслоу. Согласно его теории, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.

В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь еще и следующий вид:

Существует множество классических типологий социальных конфликтов.

Если опираться на выводы Г. Зиммеля и Л. Козера, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).

А. Рапопорт, утверждая, что невозможно все конфликты подогнать под одну схему, выделяет три основных вида конфликта: война ("схватка"), споры ("дебаты") и игры.

Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.

Те или иные типы и виды конфликтов по-разному проявляются в различных обществах.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что конфликты разнообразны как по совей природе, так и по своим характеристикам, но конфликт в большинстве случаев является столкновением интересов человека как части общества, следовательно, в самом широком смысле любой конфликт мы можем назвать социальным.

 

Психология толпы

 

В жизни существует много типичных ситуаций, способствующих массовым скоплениям людей, — общественный транспорт и транс­портные коммуникации, зрелищные мероприятия, проведение по­литических и общественных акций, стихийные бедствия, места мас­совых празднований и отдыха и т. д. Вместе с тем различные виды толп, образующихся в разных социальных ситуациях, имеют много сходных признаков и характеристик.

Основные признаки толпы. Толпой обычно называют такое скоп­ление людей, которому в той или иной степени присущи следую­щие признаки:

• многочисленность (так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологиче­ские феномены толпы);

• высокая контактность (каждый участник толпы находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персо­нальные пространства);

• эмоциональная возбужденность (типичные психологические состояния в толпе: повышенное эмоциональное возбуждение, неполная осознаваемость и спонтанность поведения, его им­пульсивность, волнение людей, ощущение слитности и един­ства и т. п.);

• неорганизованность (толпа часто образуется стихийно, слабо организованна, а при наличии организованности может легко терять ее);

• неустойчивость цели (когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие общей, всеми осознаваемой цели).

Следовательно, под толпой необходимо понимать многочислен­ное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуж­дения, характеризующееся изначально своим стихийным образова­нием (или потерей организованности) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).

Структурные характеристики толпы. Формально-структурные параметры толпы были детально проанали­зированы, выявлены и оценены в многочисленных эмпирических исследованиях массовых психических явлений. К их числу относятся форма толпы, ее величина и плотность, а также уровень физической и психической активности.

Форма толпы. На открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно (поэтому, имея центр и периферийные слои, в ре­зультате нарастания она приобретает форму неправильного круга). На ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений — например стоящая на улице толпа по форме похожа на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усе­ченную пирамиду и т. д.

Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка ее величины есть специальная и практически важная зада­ча, которая решается специалистами. (Оценка величины толпы за­висит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего ве­личину оценивают те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе.)

Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 м2, поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов.

Уровень активности толпы оценивается по моторным показате­лям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к пери­ферии и наоборот). Всякая динамика толпы в центробежно-центростремительном направлении свидетельствует об ее активности.

Кроме этого, любая толпа имеет внутреннюю структуру по сво­ему составу по самым разным характеристикам — по половозраст­ным признакам, образовательному уровню, имущественному стату­су людей или роду их занятий и т. д. Но выделение структуры толпы по разным признакам является достаточно сложной задачей. Наибо­лее сложно выявить структуру толпы по интересам, ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и т. д. Хотя именно это практически необходимо, так как позволяет заранее выявить толпы с неоднозначными ценностями и предпосылками к агрессивному поведению внутри толпы (что тре­бует соответствующей профилактики — разведения антагонистиче­ски настроенных частей толпы).

Виды толп. Различные виды толп выделяются на основании со­ответствия вышеперечисленным признакам.

По уровню или степени своей активности выделяют пассивные, активные и агрессивные виды толп.

Для пассивных толп характерно прежде всего отсутствие эмоцио­нального возбуждения. В спокойном состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совер­шать какие-то совместные действия. Люди в пассивной толпе либо спокойно стоят в ожидании чего-то (например, встречающие прихо­дящий поезд на вокзале или собравшиеся на митинг и ожидающие его начала), либо хаотично и относительно независимо друг от друга спо­койно передвигаются (например, массовые выставки или так назы­ваемые транспортные толпы в метро или рядом с вокзалами).

Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоя­нии эмоционального возбуждения. Эмоциональная «разгорячен­ность» способствует появлению психологической готовности людей действовать совместно, у них формируются одинаковые установки на определенные формы поведения, между ними возрастает теснота связей и интенсивность обмена информацией. При этом необходи­мо различать толпы в состоянии установочной {внутренней) актив­ности, которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующие толпы (активные и внут­ренне, и внешне).

В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, со­ответственно, внутренней и внешней активности существенно воз­растает. Для агрессивно настроенной толпы характерно появление нового состояния — психического напряжения людей, основанного: на возможных чувствах фрустрации, отчаяния или гнева. Для пере­хода толпы из состояния просто активного в агрессивное необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызываю­щий общее возмущение, негодование. Главная особенность агрес­сивной толпы — это деструктивное, разрушительное поведение пс отношению к окружающим предметам и людям. Например, типич­ными агрессивными толпами нередко становятся группы спортив­ных болельщиков, поведение которых приводит к большим разру­шениям на стадионах и улицах.

Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические виды толп. У них много общих характери­стик: сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха; низкий уровень осознания своих действий; не­критичное отношение к окружающей обстановке и т. д.

Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т. п.) в случаях пожаров или другой опасно­сти, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т. п.). Однако между ними есть и различия.

Панические толпы отличаются от спасающихся, прежде всего, более высокой степенью опасности для людей, полной утратой всякой организации. Поведение людей походит на автоматически совершаемые «броуновские» действия, для членов такой толпы характерно так называемое суженное сознание, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести.

Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди со­храняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы являет­ся стяжательская (иногда ее называют мародерская) — это скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей, захват различных материальных ценностей, ставших легко­доступными в результате каких-либо стихийных бедствий или чрез­вычайных событий (например, брошенные дома, магазины и склады при землетрясениях, наводнениях, крупных пожарах, техноген­ных катастрофах, военных действиях и т. п.).

Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут сильно разли­чаться друг от друга по степени своей организованности и целена­правленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы (например, различные акции протеста населения против политики своих правительств или акции социальных групп, добивающихся определенных прав в обществе и т. п.).

Жизненная практика показывает, что под влиянием различных факторов даже тщательно спланированные акции легко могут терять организованность, целенаправленность и вызвать, не желая этого, образование новых толп, затрудняющих организованное проведение этих акций. Поэтому для управления демонстрирующими группами людей целесообразно знать и учитывать психологию толпы.

В целом психическое состояние и поведение че­ловека в толпе характеризуется рядом основных признаков:

• снижение интеллектуальных способностей (некритичность мышления и восприятия информации, более легкая переключаемость внимания, а также искажение информации и поро­ждение слухов);

• более низкий порог психофизиологической и эмоциональной возбудимости (в толпе человек легче и быстрее приходит в состоя­ние повышенного эмоционального возбуждения и психофи­зиологической мобилизации);

• повышенная внушаемость (некритичное согласие с информа­цией из внешней среды, т. е. большая зависимость от внеш­ней среды);

• ощущение анонимности (т. е. состояние нивелировки социаль­ного и личностного статуса индивида).

Отмеченная специфика состояния психики человека, находяще­гося в толпе, детерминирует и основные особенности его поведения в ней, для которого характерны:

• непроизвольность (спонтанность и импульсивность);

• неполная осознаваемость;

• деиндивидуализация (стирание в поведении личностных различий, похожесть людей друг на друга через одинаковость поведения);

• более низкая способность к произвольной регуляции поведения;
(сильная зависимость поведения от внешних воздействий
большой группы людей);

• нетипичность поведения (более частое проявление человек: в толпе неожиданных даже для него самого форм поведения
поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, вы­соко прыгнуть, проявить несвойственную ему жертвенность, героичность или агрессивность).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...