Малая группа: понятие и основные параметры
Малая группа – это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении. "Шпаргалка по социальной психологии" Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек. Признаки малой группы: 1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов; 2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм; 3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей; 4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы; 5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы; 6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами; 7) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней; 8) организованность – способность группы к самоуправлению; 9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения; 10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой. Среди целей выделяют: а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
б) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом); в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого; 11) эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы; 12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям; 13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли); 14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику. Параметры малой группы: 1) состав или композиция группы – определяет своеобразие данной группы среди других групп; 2) структура группы – принятое распределение руководства и подчинения, прав и обязанностей между членами группы, порядок отношений и совместных действий членов группы, характер коммуникаций и предпочтений; 3) групповые процессы – это процессы, которые организуют деятельность группы (общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и т. д.); "Шпаргалка по социальной психологии" 4) групповые нормы – это система общепризнанных в данном коллективе правил поведения работников в сфере труда, досуга, общения; 5) положение индивида в группе – его статус (место в системе групповой жизни), роль (способ поведения, ожидаемый от личности), позиция (система взглядов и ценностей); 6) групповые ожидания – ожидаемые образцы поведения, соответствующие каждой роли, статусу и позиции индивида как субъекта группы;
7) групповые санкции – групповые средства и механизмы управления поведением членов группы. Санкции бывают поощрительные и запретительные.
26. Социализация: понятие, содержание, механизмы
Понимание социализации: - процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества; - усвоение человеком социального опыта, накопленного другими людьми и обществом в целом; - становление личности в контексте конкретной культуры; - процесс навязывания социальной группой или обществом в целях социальной доктрины. Социализация - есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде. Социализация — это процесс (и результат) усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений. Социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности. Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание. Выделяют несколько источников социализации индивида. 1. Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания. 2. Взаимное влияние людей – оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.
3. Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения. 4. Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей. Основополагающей концепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциальности человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта, изначально асоциального, в социальную личность. В содержание понятия «социализация» входит: — усвоение социальных норм, умений, стереотипов; — формирование социальных установок и убеждений; — вхождение индивида в социальную среду; — приобщение индивида к системе социальных связей; — самоактуализация Я личности; — усвоение индивидом социальных влияний; — социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами. Индивид не только усваивает, но и активно воспроизводит систему социальных связей, следовательно, он одновременно выступает в процессе социализации и его объектом, и его субъектом. Процесс социализации может происходить в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе, а также целенаправленной деятельности как со стороны общества, так и со стороны индивида.
Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция. Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция проявляется в тормозящем влиянии одного человека на другого. Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм» т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетами идеологии. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии. При внутренней индивид действительно преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Негативизм – это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|