Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпускная квалификационная работа

 

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка

по гильошированию

 

  Кучиной Татьяны Олеговны Специальность 050603 изобразительное искусство и черчение курс 4, группа 43 школьное отделение. Научный руководитель: Савиных Анна Сергеевна    

 

Куртамыш, 2009


СОДЕРЖАНИЕ
  Введение  
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся    
1.1. Психологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста.  
1.2. Психолого-педагогические основы развития детского творчества  
Глава 2. Особенности работы по гильошированию на занятиях кружка  
2.1. Гильоширование как вид декоративно-прикладного искусства  
2.2. Инструменты и приспособления, необходимые для выполнения работы  
2.3. Особенности проведения кружковых занятий по гильошированию  
2.4. Методика работы по ажурному прорезному выжиганию на ткани  
Глава 3. Практическая часть  
3.1. Анализ программы Куртамышского Дома детского творчества «Калейдоскоп чудесных ремесел» (автор И.П.Радионова)  
3.2. Первичная диагностика наличия творческих способностей у учащихся, посещающих кружок «Сувенир»  
3.3. Развитие творческих способностей учащихся на кружковых занятиях в технике «Гильоширование»  
3.4. Контрольная диагностика выявления творческих способностей у учащихся, посещающих кружок «Сувенир»  
3.5. Сравнительный анализ результатов первичной и контрольной диагностик  
3.6. Творческая работа «Цветы» 46   Заключение 4 48
  Библиография  
  Приложения  

 


ВВЕДЕНИЕ

 


ЗАЩИТНОЕ СЛОВО

Мир, в котором сегодня живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет нас искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации.

Большинство современных психолого-педагогических подходов исходит из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии со взрослым. Поэтому в ракурсе научных интересов все чаще оказываются отношения педагогов и детей как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место в этих отношениях занимает кружковая работа по декоративно-прикладному искусству, поскольку декоративно-прикладное искусство понимается сегодня как одна из составляющих творческого развития детей.

Исходя из вышесказанного, мы определили тему дипломного проектирования: «Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка по гильошированию».

Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого либо рукоделия. Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, определенного художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме.

Гильоширование развивает такие творческие способности как - фантазию, интуицию, воображение, любознательность.

Цель исследования: выявить условия, способствующие развитию творческих способностей у учащихся, посещающих кружок по гильошированию.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся.

Предмет исследования: кружковые занятия по гильошированию.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическое содержание понятия "творческие способности" применительно к младшему и среднему школьному возрасту;

- выявить оптимальные условия развития творческих способностей учащихся на занятиях кружка по гильошированию;

-разработать цикл кружковых занятий по гильошированию;

-выполнить творческую работу в технике гильоширования.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших и средних школьников в кружке по гильошированию будет успешным, если гильоширование рассматривать как форму деятельности, структурные компоненты которой образуют в своей совокупности потенциальную "зону ближайшего развития" творческих способностей.

Нами были использованы следующие методы: изучение литературы, беседа, тестирование.

База проведения исследования: Куртамышский Дом детского творчества, кружок «Сувенир». Гильоширование способствует развитию творчества детей.

Творчество высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности.

В настоящее время внедряется новый вид рукоделия - гильоширование ткани (гелио - тепло, огонь «римское», ширование - резать по краю зубчиками «английское») или другими словами резьба по ткани.

Гильоширование - это гравирование на специальной гильоширной машине рисунка в виде тех или иных комбинаций линий. В применении к методу гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.

Нами проанализирована программа Куртамышского Дома детского творчества «Калейдоскоп чудесных ремесел» (автор И.П. Радионова), которая находится в приложении.Календарно- тематический план

В нем даются наименование темы, количество часов и ступени обучения. Работе с тканью отведено 114 часов, из них на выжигание по шелку - 48 часов, на аппликацию - 56 часов. Учебно-тематический план составлен для каждого года обучения (3 - х лет).

Где работе с тканью:

1 года обучения отводится 10 часов,

2 года обучения отводится 26 часов,

3 года обучения отводится 12 часов.

Мы считаем, что на «выжигание» по ткани отводится недостаточное количество часов. Хотелось бы разнообразить виды изделий, выполняемых в данной технике, увеличить количество часов на «выжигание» по ткани.

Чтобы выявить творческие способности, мы провели первичную диагностику. Для этого мы выбрали тестирование по методике Торренса, описание которого находится в приложении, там же и работы детей. Результаты отразили в таблице диаграммах.

Таким образом, проанализировав диаграммы пришли к следующему выводу. В контрольной группе 72% школьников имеют уровень творческих способностей ниже среднего, 14% - средний уровень и столько же – высокий. В экспериментальной группе 64% школьников имеют уровень творческих способностей ниже среднего, 12% - средний уровень и столько же – выше среднего и высокий. С низким уровнем творческих способностей детей не оказалось.

Итак, мы приняли решение разработать для детей, пожелавших получить дополнительные знания по гильошированию, дополнительный

развивающий цикл по развитию у них творческих способностей на кружковых занятиях.

Цикл занятий рассчитан на 14 часов, на каждое занятие отводится 2 часа, где изучались: Вводное занятие, Профессии, востребованные в области дизайна. Основные закономерности дизайна. Композиции в ковровых изделиях, ее особенности, Основные этапы проектирования и создание изделия в технике «Гильоширование», формообразование, Технология изготовления ворсовых изделий из пряжи с применением сварного соединения Оформление и отделка изделия Завершение работы над проектом. Защита проекта. Планы-конспекты находятся в приложении.

После проведения занятий нами была проведена контрольная диагностика цель которой была – определить, повысился ли уровень творческих способностей учащихся. Исследование проводилось с теми же детьми, которые приняли участие в первичной диагностике. Результаты контрольной диагностики мы отразили в таблицах и гистограммах. Работы в приложении. Таким образом, проанализировав диаграммы, мы можем прийти к следующему выводу. В контрольной группе 58% школьников имеют уровень творческих способностей ниже среднего, 28% - средний уровень, 14% - выше среднего. В экспериментальной группе 12% школьников имеют уровень творческих способностей ниже среднего, 48% - средний уровень, 12% - выше среднего и 28% - высокий уровень развития творческих способностей.

Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик творческих способностей учащихся контрольной группы мы отразили в диаграмме. Для выявления динамики развития творческих способностей учащихся в контрольной и экспериментальной группах, полученные результаты отразили в таблице. Таким образом, мы видим, что динамика в экспериментальной группе, намного выше, чем в контрольной. Количество детей с уровнем развития творческих способностей «ниже среднего» уменьшилось в контрольной группе на 14% (1 человек перешел в группу со средним уровнем), а в экспериментальной на 52% (3 человека перешли в группу со средним уровнем, 1 – в группу с высоким уровнем), в контрольной группе так и не появилось детей с высоким уровнем развития творческих способностей, в экспериментальной их стало на 2 человека больше. Эти данные свидетельствуют о том, что без специально разработанного и проведенного нами цикла кружковых занятий по гильошированию развитие творческих способностей происходит медленно.

Это и является доказательством выдвинутой нами гипотезы.

Представленная творческая работа состоит из трёх настенных панно:

1 «подсолнухи»,2 «сирень»,3 «маки».

Для выполнения работы было изучено и освоено множество приёмов и способов в технике гильоширование.

Для начала выбрали основу, соответствующую размеру эскиза панно. Это может быть кусок фанеры либо лист упаковочного картона.

Подобрали ткань-основу для фона и других деталей аппликации

Работу начали с выжигания всех деталей рисунка аппликации по их контуру:

После того, как все элементы аппликации были вырезаны по контуру, аккуратно сняли края ткани ставшие липкими.

Когда все детали готовы, можно приступили к сборке изделия. Детали к основе присоединили горячей иглой, штрихами и нарезкой по краю аппликации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...