Выпускная квалификационная работа
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка по гильошированию
Куртамыш, 2009
ВВЕДЕНИЕ
ЗАЩИТНОЕ СЛОВО Мир, в котором сегодня живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет нас искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. Большинство современных психолого-педагогических подходов исходит из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии со взрослым. Поэтому в ракурсе научных интересов все чаще оказываются отношения педагогов и детей как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место в этих отношениях занимает кружковая работа по декоративно-прикладному искусству, поскольку декоративно-прикладное искусство понимается сегодня как одна из составляющих творческого развития детей. Исходя из вышесказанного, мы определили тему дипломного проектирования: «Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка по гильошированию». Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого либо рукоделия. Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, определенного художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме. Гильоширование развивает такие творческие способности как - фантазию, интуицию, воображение, любознательность. Цель исследования: выявить условия, способствующие развитию творческих способностей у учащихся, посещающих кружок по гильошированию. Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся. Предмет исследования: кружковые занятия по гильошированию. В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи: - изучить психолого-педагогическое содержание понятия "творческие способности" применительно к младшему и среднему школьному возрасту;
- выявить оптимальные условия развития творческих способностей учащихся на занятиях кружка по гильошированию; -разработать цикл кружковых занятий по гильошированию; -выполнить творческую работу в технике гильоширования. Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших и средних школьников в кружке по гильошированию будет успешным, если гильоширование рассматривать как форму деятельности, структурные компоненты которой образуют в своей совокупности потенциальную "зону ближайшего развития" творческих способностей. Нами были использованы следующие методы: изучение литературы, беседа, тестирование. База проведения исследования: Куртамышский Дом детского творчества, кружок «Сувенир». Гильоширование способствует развитию творчества детей. Творчество высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. В настоящее время внедряется новый вид рукоделия - гильоширование ткани (гелио - тепло, огонь «римское», ширование - резать по краю зубчиками «английское») или другими словами резьба по ткани. Гильоширование - это гравирование на специальной гильоширной машине рисунка в виде тех или иных комбинаций линий. В применении к методу гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата. Нами проанализирована программа Куртамышского Дома детского творчества «Калейдоскоп чудесных ремесел» (автор И.П. Радионова), которая находится в приложении.Календарно- тематический план В нем даются наименование темы, количество часов и ступени обучения. Работе с тканью отведено 114 часов, из них на выжигание по шелку - 48 часов, на аппликацию - 56 часов. Учебно-тематический план составлен для каждого года обучения (3 - х лет). Где работе с тканью: 1 года обучения отводится 10 часов, 2 года обучения отводится 26 часов, 3 года обучения отводится 12 часов. Мы считаем, что на «выжигание» по ткани отводится недостаточное количество часов. Хотелось бы разнообразить виды изделий, выполняемых в данной технике, увеличить количество часов на «выжигание» по ткани.
Чтобы выявить творческие способности, мы провели первичную диагностику. Для этого мы выбрали тестирование по методике Торренса, описание которого находится в приложении, там же и работы детей. Результаты отразили в таблице диаграммах. Таким образом, проанализировав диаграммы пришли к следующему выводу. В контрольной группе 72% школьников имеют уровень творческих способностей ниже среднего, 14% - средний уровень и столько же – высокий. В экспериментальной группе 64% школьников имеют уровень творческих способностей ниже среднего, 12% - средний уровень и столько же – выше среднего и высокий. С низким уровнем творческих способностей детей не оказалось. Итак, мы приняли решение разработать для детей, пожелавших получить дополнительные знания по гильошированию, дополнительный развивающий цикл по развитию у них творческих способностей на кружковых занятиях. Цикл занятий рассчитан на 14 часов, на каждое занятие отводится 2 часа, где изучались: Вводное занятие, Профессии, востребованные в области дизайна. Основные закономерности дизайна. Композиции в ковровых изделиях, ее особенности, Основные этапы проектирования и создание изделия в технике «Гильоширование», формообразование, Технология изготовления ворсовых изделий из пряжи с применением сварного соединения Оформление и отделка изделия Завершение работы над проектом. Защита проекта. Планы-конспекты находятся в приложении. После проведения занятий нами была проведена контрольная диагностика цель которой была – определить, повысился ли уровень творческих способностей учащихся. Исследование проводилось с теми же детьми, которые приняли участие в первичной диагностике. Результаты контрольной диагностики мы отразили в таблицах и гистограммах. Работы в приложении. Таким образом, проанализировав диаграммы, мы можем прийти к следующему выводу. В контрольной группе 58% школьников имеют уровень творческих способностей ниже среднего, 28% - средний уровень, 14% - выше среднего. В экспериментальной группе 12% школьников имеют уровень творческих способностей ниже среднего, 48% - средний уровень, 12% - выше среднего и 28% - высокий уровень развития творческих способностей.
Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик творческих способностей учащихся контрольной группы мы отразили в диаграмме. Для выявления динамики развития творческих способностей учащихся в контрольной и экспериментальной группах, полученные результаты отразили в таблице. Таким образом, мы видим, что динамика в экспериментальной группе, намного выше, чем в контрольной. Количество детей с уровнем развития творческих способностей «ниже среднего» уменьшилось в контрольной группе на 14% (1 человек перешел в группу со средним уровнем), а в экспериментальной на 52% (3 человека перешли в группу со средним уровнем, 1 – в группу с высоким уровнем), в контрольной группе так и не появилось детей с высоким уровнем развития творческих способностей, в экспериментальной их стало на 2 человека больше. Эти данные свидетельствуют о том, что без специально разработанного и проведенного нами цикла кружковых занятий по гильошированию развитие творческих способностей происходит медленно. Это и является доказательством выдвинутой нами гипотезы. Представленная творческая работа состоит из трёх настенных панно: 1 «подсолнухи»,2 «сирень»,3 «маки». Для выполнения работы было изучено и освоено множество приёмов и способов в технике гильоширование. Для начала выбрали основу, соответствующую размеру эскиза панно. Это может быть кусок фанеры либо лист упаковочного картона. Подобрали ткань-основу для фона и других деталей аппликации Работу начали с выжигания всех деталей рисунка аппликации по их контуру: После того, как все элементы аппликации были вырезаны по контуру, аккуратно сняли края ткани ставшие липкими. Когда все детали готовы, можно приступили к сборке изделия. Детали к основе присоединили горячей иглой, штрихами и нарезкой по краю аппликации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|