Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данные настенные панно можно применять в качестве декора интерьера помещения.


 

 


Мир, в котором сегодня живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет нас искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации.

Большинство современных психолого-педагогических подходов исходит из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии со взрослым. Поэтому в ракурсе научных интересов все чаще оказываются отношения педагогов и детей как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место в этих отношениях занимает кружковая работа по декоративно-прикладному искусству, поскольку декоративно-прикладное искусство понимается сегодня как одна из составляющих творческого развития детей.

Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации педагога и школьника, благодаря которым кружковая работа по гильошированию как виду декоративно-прикладного искусства приобретает социализирующий смысл. Успех реальной социализации школьника, таким образом, во многом зависит от того, насколько педагог осознает собственную необходимость для развития творчества школьника.

"Творчество" и "социализация" выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский, В.В.Давыдов, Д. В. Менджерицкая,Д.Б.Эльконин и другие). Этому пониманию соответствует предложенное Я.А.Пономаревым определение творчества в самом широком смысле как механизма развития, как взаимодействия, ведущего к развитию. Понятие "творчество", следовательно, оказывается отнесенным не столько к высшим предметным результатам творческого акта, сколько к развитию творческих способностей субъекта.

Творчество - это процесс создания новых эстетических ценностей, которые составляют элемент всех видов общественно - производственной деятельности человека.

Творчество необходимо, чтобы продукт эстетической деятельности обладал как новизной, так и общественной значимостью.

Исходя из всего вышесказанного, мы определили тему дипломного проектирования: «Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка по гильошированию».

Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого либо рукоделия. Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, определенного художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме.

Гильоширование развивает такие творческие способности как - фантазию, интуицию, воображение, любознательность.

Цель исследования: выявить условия, способствующие развитию творческих способностей у учащихся, посещающих кружок по гильошированию.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся.

Предмет исследования: кружковые занятия по гильошированию.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическое содержание понятия "творческие способности" применительно к младшему и среднему школьному возрасту;

- выявить оптимальные условия развития творческих способностей учащихся на занятиях кружка по гильошированию;

-разработать цикл кружковых занятий по гильошированию;

-выполнить творческую работу в технике гильоширования.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших и средних школьников в кружке по гильошированию будет успешным, если гильоширование рассматривать как форму деятельности, структурные компоненты которой образуют в своей совокупности потенциальную "зону ближайшего развития" творческих способностей.

Нами были использованы следующие методы: изучение литературы, беседа, тестирование.

База проведения исследования: Куртамышский Дом детского творчества, кружок «Сувенир».

 

 

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

1.1. Психологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста, влияющие на развитие творчества детей

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях: усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей). Здесь необходимо научить дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах.

Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Здесь необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания.

В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник (в отличие от старшего школьника, который может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем) обычно может заставить себя упорно работать при наличии «близкой» мотивации (похвалы, положительной отметки). В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.

Изменяется содержание внутренней позиции детей. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, к 9-10 годам на первый план выступают нормы, связанные с качествами настоящего товарища.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания, это своеобразная форма протеста против тех требований, которые предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо».В целом за время обучения в начальном звене школы у ребенка должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; кроме этого должен появиться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Средний школьный возраст. В этот период «свертывается» детская форма воображения и начинает складываться новая. Представления, фантазии, продукты собственного воображения нередко становятся для подростка настолько реальными, что он иногда пытается их воплотить в жизнь в конкретной деятельности или рассказах о них [20;37].

Одним из центральных моментов развития в этот период является резкое возрастание познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных интересов, которые в этот период характеризуются некоторой двойственностью. С одной стороны, наблюдается снижение интереса к учебным предметам, а с другой, - возрастает интерес к окружающему миру, человеку во всех его проявлениях, социальным проблемам и т.д. Происходит как бы «взрыв» любознательности. Именно в этот период формируются зрелые формы учебной мотивации, которая раскрывает смысл учения как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.

Интеллектуальное развитие подростков происходит в разном темпе. Отдельные учащиеся, ранее отстававшие в учебе, могут превзойти тех, чье интеллектуальное развитие началось раньше. Существенное значение в таком интеллектуальном «рывке» играет мотивация, формирование готовности к самоопределению. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, позволяющих заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом. Происходит формирование системы личностных ценностей [10,15].

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль «подражания» в развитии личности, оно становится управляемым и начинает обслуживать потребности личного самосовершенствования ребенка.

Происходит выработка полезных волевых качеств. У девочек выработка качеств, аналогичных волевым, идет иначе, чем у мальчиков. Они особенно стараются преуспеть в учебе, много занимаются теми предметами, где что-то не получается. Они занимаются искусством, домоводством, женскими видами спорта, т.е. у них вырабатывается настойчивость и работоспособность в тех видах деятельности, преимущественно которыми им придется заниматься в будущем [4,10].

Одним из центральных моментов развития в этом возрасте становится «чувство взрослости» и вытекающее из него стремление делать что-то полезное, социально значимое, потребность в утверждении личного достоинства и требование к взрослым уважать и считаться с этим. Этим объясняется увлеченность подростков просоциальной и общественно полезной деятельностью.

Постепенно вырабатываются некоторые критерии оценки самого себя, происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку [10,17].

Поэтому проведение учебно-воспитательных мероприятий должно строиться с учетом индивидуальных особенностей взрослеющего ребенка, на основе тактичного и уважительного отношения к инициативе, самостоятельности и интересам подростков.

 

1.2. Психолого-педагогические основы развития детского творчества

Гильоширование способствует развитию творчества детей. Творчество высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности. Следует различать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения, творчества определяется его конечным продуктом - научным открытием, рационализацией, созданием художественного произведения, решением новой задачи. При этом масштаб творчества может быть весьма различным, но социальная ценность и новизна решения в нем обязательны. С субъективной точки зрения, творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный его продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной. Например, субъект творчества не создал ничего социально ценного, кто - то раньше его сделал открытие, задача была новой лишь для данного субъекта и окружающих ею лиц и т. д. Во всех этих случаях могут иметь место психические процессы, характерные для творчества, хотя конечный результат творческого процесса и не может быть объективно отнесен к творчеству.

Продукт творчества ученого, изобретателя, художника и др., противоречащие установившимся взглядам, не всегда правильно оцениваются современникам, например, геометрия П.И. Лобачевского вызывала насмешки, идеи изобретателя радио А.С. Попова были названы «химерой» и т. п.) и лишь в дальнейшем получают объективную оценку.

Изучение процесса творчества и путей развития творческих способностей чрезвычайно важно для эффективной подготовки творчески мыслящих людей во всех видах профессионального груда. Поэтому во всех звеньях школы (начальной, средней, высшей) следует обращать особое внимание на образование разнообразных, глубоких и прочных систем знаний, на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности учащихся, на формирование устойчивых творческих интересов, целеустремленности творческих поисков, настойчивости в решении творческих задач. Все это является необходимой предпосылкой для воспитания творческих способностей в собственном смысле этого слова. Отсюда вытекает большое значение в младших классах метода беседы, направленного на активизацию мышления ребенка, на развитие в нем наблюдательности, сообразительности, инициативности.

Экскурсии, технические поделки, рисование с натуры и по воображению также расширяют творческие возможности детей. В средней школе, особенно в старших классах, все большее значение приобретает проблемный метод изложения учебного материала, использования поиска и исследования в процессе обучения. Различного рода конкурсы и олимпиады, внеклассная и внешкольная работа помогают учащимся определить свои интересы, способности, проверить свои силы, Научные диспуты, научные и школьные конференции также являются важным звеном в общей системе воспитания творческого отношения к действительности.

Проблема творчества занимает большое место в педагогической деятельности. Передовой учитель, развивая творческие возможности учащихся, в поисках наиболее адекватных методов обучения и воспитания сам является творцом и новатором. Творчество преподавателя охватывает разные стороны его деятельности - построение урока, лекции, беседы, работу над организацией коллектива учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, проектирование личности учащихся, выработку стратегии и тактики педагогической деятельности в целях оптимального решения задач всестороннего развития ребёнка, подростка, юноши.

 


Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ГИЛЬОШИРОВАНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА

2.1. Гильоширование как вид декоративно-прикладного искусства

В настоящее время внедряется новый вид рукоделия - гильоширование ткани (гелио - тепло, огонь «римское», ширование - резать по краю зубчиками «английское») или другими словами резьба по ткани.

Гильоширование - это гравирование на специальной гильоширной машине рисунка в виде тех или иных комбинаций линий. В применении к методу гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.

Этот вид рукоделия возник в городе Рыбинске и в настоящее время находит широкое распространение.

В Германии в 70 - е годы XIX века ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы.

Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. В России главное место в этой области заняла Зинаида Петровна Котенкова. Многих мастериц обучила она этому искусству в Ярославле, Москве, Угличе, Луге. Сотрудничала Зинаида Петровна с известным модельером Вячеславом Зайцевым, признана она и Энной Бурдой, от которой получила благодарственное письмо.

В 1990 году З.П. Котенкова получила авторское свидетельство на свое изобретение. Работы, которые выполняет сама Зинаида Петровна, поражают мастерством, фантазией, красотой и изяществом. Редко кому из её учениц удаётся достигнуть такого же уровня мастерства, но её учениками накоплен уже достаточно богатый опыт.

Учатся основам этого искусства и дети, начиная с 6 лет. Достаточно быстро техника выжигания по ткани распространилась по стране и, хотя её защищало авторское свидетельство, в разных городах отдельные мастерицы брали на себя ответственность первоисточника.

Поняв принцип действия гильоширования можно вполне самостоятельно освоить эту технику. Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т.д.

Преимущество выжигания по ткани состоит в том, что изготовление такого изделия требует значительно меньше времени, чем любая другая вышивка. Круглую салфетку диаметром 15 - 20 см. или воротник средних размеров можно выполнить за 1,5-2 ч.

Главное - это творить, работать, проявлять свою фантазию и выдумку, а отточенность техники придет со временем.

 

 

2.2. Инструменты и приспособления, необходимые, для выполнения работы

В качестве основного инструмента для гильоширования используется аппарат для выжигания по дереву типа «Узор», «Умелец», «Вязь», «Дымок». Такие аппараты выпускаются отечественной промышленностью и поступают в розничную торговлю.

Электровыжигатель

Прибор для выжигания ткани. Такой прибор бывает в продаже, но можно сделать и самому, на основе обычного выжигателя по дереву (см. Приложение _.) Благо, что эти предметы из недалёкого прошлого ещё остались во многих семьях.

Вместо медной петельки вставляется петля из нихрома, а в неё, в свою очередь, вставлен латунный стерженёк, заточенный как карандаш. Латунный стержень нагревается и плавит ткань.

Если такого прибора нет под рукой, то можно использовать обыкновенный паяльник небольшого размера. Для этой цели лучше купить новый, с медным жалом. Жало вынуть, напильником заточить кончик до остроты и аккуратно загнуть, до удобного для работы положения.

Схема электроприбора состоит из понижающего трансформатора Т1, который снижает напряжение в сети во вторичной обмотке до 1,5 - 3,0 вольт. Это напряжение поступает на реостат R1, который регулирует силу тока, идущего к игле И1 прибора, закрепленной в карандаше – ручке.

Приведенная схема электроприбора предназначена для выжигания по дереву, где требует высокий накал иглы. С таким накалом иглы можно выжигать на плотных тканях, таких как кримплен, плотный финлен, флок. Для более тонких тканей такой накал тканью, как капрон, работать просто невозможно.

Для работы с различными тканями предлагается доработать принципиальную схему электроприбора. В схему электроприбора надо впаять дополнительный резистор R2 номиналом 1-1,5 кОМ и с мощностью рассеивания не менее 2 ватт, так как в схему во вторичной обмотке трансформатора Т1протекает ток значительной величины. Доработки электроприбора можно избежать, если для регулировки накала иглы использовать специальное приспособление, которое называется регул я тором напряжения.

Иглы для аппарата. В настоящее время вместе с инструкцией по эксплуатации аппарата в комплект входят толстая игла для выжигания по дереву и тонкая игла для гильоширования.

Это простые тонкие иглы, предназначенные для тех, кто только начинает заниматься выжиганием по ткани, и более сложные иглы, используемые опытными мастерицами: витая и «королевская».

Такая игла удобна практически для всех операций художественного выжигания по ткани. Если нет такой иглы, ее можно изготовить из нихромовой проволоки диаметром 0,8 мм (возможная толщина иглы 0,6 - 1 мм). Конец иглы заостряют. «Королевской» иглой опытные мастерицы обрабатывают тонкие ажурные аппликации. Эта игла не дает опалины материала, запаха и дыма.

Витой иглой удобно обкалывать материал, притом образуются круглые выразительные точки. Для ее изготовления можно взять обыкновенную швейную иглу № 3, 4, у которой отломаем ушко (этот конец будет вставлен в аппарат), отступя от острия иглы на 5 мм, обмотаем нихромовой проволокой на 1/3 длины.

Можно доработать иглу аппарат таким образом. Взять пассатижи и наждачную бумагу. Осторожно согнем иглу выжигательного аппарата, отступив от конца иглы на 0,3 0,5 см. Затем, чтобы игла стала тоньше, зачистим ее наждачной бумагой.

В тех случаях, когда иглу изготовили отдельно, надо сменить иглу аппарата на новую.

Держа иглу за"остриё, закрепляем ее путем пайки оловом к проводам.

Более удобным является механическое крепление иглы винтами. Для этого делается втулка со штырьками, в которых имеются отверстия для иглы. Отверткой винты закрепляют до упора и они надежно держат иглу во втулке. Игла не должна двигаться. Длина кончика рабочей поверхности иглы 1,5 3 см. в зависимости от используемого материала. Пластмассовую ручку у основания, там, где находятся винты, необходимо замотать изолентой, чтобы не обжечься во время работы.

Необходимо иметь в виду, что различные ткани требуют разной температуры плавления. Если в аппарате не предусмотрено переключение температур в широком диапазоне, целесообразно приобрести светорегулятор типа «светон». СРН - 300 1 на 220 В, 60 - 300 Вт или У - 4. Они часто применяются в быту для настольных ламп и торшеров. Вилка аппарата для выжигания вставляется в розетку регулятора, а вилка регулятора в розетку электросети.

Данный прибор позволяет регулировать мощность тока в диапазоне от 60 до 300 Вт. Это дает возможность найти оптимальную температуру плавления материала без образования опалины.

Стекло применяется для удобства в работе и предохраняет рабочий стол от повреждений. Размеры стекла 25-30 см, толщиной не менее 0,5 - 0,7 см.

Пинцет лучше всего использовать с заточенными концами, такой, каким пользуются часовщики и медики. Пинцет необходимо для чистки изделия от срезок деталей. С его помощью на основу укладываются мелкие детали отделок.

Подставку под руку делают из дерева, пенопласта, металла. Такая рукоятка поможет держать рукоятку выжигателя на весу. Кроме того, подставку используют и для того чтобы прижимать изделие, не давая ему сгибаться.

По мере работы подставку передвигают вдоль или поперек изделия, в зависимости от задания.

Металлическая щеточка необходима для чистки любой иглы от окалины, которая получается при оплавлении синтетических тканей. Для очистки можно пользоваться и иглочисткой, выполненной из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани.

Портновские булавки необходимы для скрепления изделия и рисунка.

Приспособление для подсветки понадобится, если ткань при наложении на рисунок не даст четкого просмотра изображения.

Простые трафареты, лекала потребуются, чтобы копировать одинаковые элементы рисунка,

Одноразовый трафарет из бумаги выполняют, наклеивая кальку с перенесенным на нее рисунком на плотную бумагу или картон. Такой трафарет не может служить многократно, потому что при работе горячей иглой края бумаги обгорают и меняют свою форму. Для изготовления трафаретов можно использовать и бросовые материалы: тюбики из- под зубной пасты или упаковки от различных соков.

Металлические линейки с отверстиями разных диаметров (заводское производство) используют при оформлении изделий «ришелье» и других плоских работ круглыми сквозными отверстиями. Кружочками, вырезанными из ткани горячей иглой, украшают сердцевинки в аппликации.

Фигурные линейки изготовляют из металла или из металлической фольги и глянцевого картона в домашних условиях. Их применяют при художественной обработке края изделий: прямоугольных салфеток, декоративных платочков, шарфиков.

Копировальный стол

Копировальный столик состоит из деревянного каркаса, и оргстекла, составляющего его верхнюю часть (приблизительные размеры - 34х42х8 см). Внутри каркаса вмонтированы две обыкновенные лампочки (желательно по 25W), которые включаются при помощи выключателя, находящегося на каркасе. В каркасе обязательно должны быть отверстия, чтобы конструкция не перегревалась (см. Приложение

Копировальный столик служит для лучшего просвечивания рисунка сквозь ткань. Сначала на столик кладут рисунок изделия, на него – ткань и выжигают.

Подбор материалов

Задумав выполнение того или иного изделия, нам нужно подобрать ткань для его выполнения. Конечно, подбор материалов диктует само изделие, как по цвету, так и по фактуре, главное условие здесь - это свойство клейкости ткани.

Для определения клейкости ткани необходимо из выбранного образца вынуть нитку и подпалить её конец. У клеящихся тканей на конце нити должна получиться лепешечка, если сжать пальцами подожженный конец нитки. Ткань должна резаться выжигательным прибором, а не тянуться за иглой.

Затем необходимо намочить ткань в горячей воде, при этом ткань ни в коем случае не должна линять, иначе вся ваша работа будет просто-напросто испорчена и принесет вам лишь разочарования. Перед изготовлением изделия следует выполнить образец из всех материалов, отобранных вами. Так можно узнать прочность будущего изделия, проверить цветовое сочетание выбранных материалов.

Для изготовления изделий в технике гильоширования подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими.

Непригодны для гильоширования хлопчатобумажные, вискозные и шерстяные ткани, а также смесовые ткани с шерстяными, вискозными и хлопчатобумажными волокнами, так как при обжиге они горят, а не плавятся и не обладают клейкостью.

Клейкость и прочность ткани проверяют на небольшом её лоскутке, проводя горячей иглой по долевой и поперечной нитям. Игла должна разрезать ткань, не обугливая край ткани, а оплавляя его, не оставляя гари или темного следа.

Ткани можно применять как однотонные, так и разноцветные. В качестве основы для изделий чаще я других используется белый материал. Прекрасно выглядят в изделиях материалы типа шифона производства Японии, Сирии, Кореи, но эти ткани обладают низкой клейкостью, поэтому под них надо подкладывать капрон.

Особую ценность представляют ткани с размытым рисунком, то есть с постепенным переходом, переливом тонов, похожим на радужное сияние. Найти применение такой ткани легко. Из нее, например, можно выжечь бабочку, и ее крылышки будут сверкать и переливаться на солнце всеми цветами радуги, или сделать букет из фантастических цветов. Такая ткань очень ценится мастерицами, так как изделия из нее просто прекрасны.

Необязательно использовать новые ткани. Лоскутки, оставшиеся от пошива изделий или вырезанные из старых, вышедших из моды платьев, блузок и т. д., вполне сгодятся для аппликаций. Для отделки подойдут блестящие атласные и люрексовые ткани, синтетическая фольга, из которой изготовляют елочные украшения.

Подобранный вами материал можно прожелатинить, тогда ткань будет легче резаться горячей иглой.

Способ работы с желатином

Чаще всего инструкция по правилам работ с желатином написана на пакетиках с желатином. Необходимо взять 1 чайную ложку желатина и залить её стаканом холодной воды на 1 час. После этого нагреть этот состав, чтобы весь желатин растворился, но нельзя доводить эту смесь до кипения. Затем, опустив ткань в воду, проследите за тем, чтобы материал промок. Сушить ткань, необходимо только в расправленном виде. После сушки ткань прогладить.

Другие материалы

Бархатная бумага

Бархатную бумагу можно использовать в качестве фона для изготовления декоративных панно, закладок для книг, предметных и сюжетных аппликаций.

Картон

Глянцевая плотная бумага, открытки, упаковочные пакеты из-под молока и соков применяют для изготовления шаблонов.

Фольга

Чаще всего шаблоны-трафареты для работы вырезают маникюрными ножницами из фольги, реже из картона. Листы фольги размером 20 х 30 см продают в наборах для чеканки в канцелярских магазинах. Можно использовать пустые баночки от напитков (пива), для чего отрезаем верхнюю и нижнюю плотные части, полученный цилиндр разрезаем вдоль и распрямляем. Металлический лист тонкий и хорошо режется ножницами.

Разные крышечки

Пластмассовые, полиэтиленовые крышки (майонезные крышки, крышки из-под масла, упаковочные крышки из-под кофе, какао, косметических кремов), используют в качестве основы для миниатюрных декоративных панно круглой или прямоугольной формы.

Бижутерия

Кроме того, вам понадобятся пуговицы для изготовления сердцевинок цветов, блестки для украшения изделий, бисер.

Клей

При работе с бархатной бумагой, картоном, при изготовлении шаблонов используют клей ПВА и резиновый клей. При выполнении объемных панно (типа флористики), цветов, брошей и прочих украшений применяют клей ПВА, «Момент» или «Феникс».

Калька

Кальку применяют для перевода рисунков изделий и их выкроек.

Таким образом, мы рассмотрели инструменты и материалы для гильоширования.

 

2.3. Особенности проведения кружковых занятий по гильошированию

Кружковая работа подчинена учебно-воспитательным задачам и направлена на воспитание развитой личности.

Цель работы кружков - вводить детей в мир науки и техники, открывать им интересное, воспитывать у детей практические умения и навыки, развивать их творческие способности и дарования. Научить детей использовать полученные на уроках и в кружке знания.

Кружковая работа в начальных классах имеет свои особенности. Детям свойственно любознательность, переключение внимания на различные области знания. Работа с учащимися средних и старших классов строится на определенном интересе ребят, тяги к какой-нибудь науке.

Задаются следующие требования к организации кружка:

1. Объединяются учащиеся по желанию разных возрастов в группы по 15 человек.

2. Учитываются возрастные особенности, уровень ЗУН учащихся.

3. Каждое занятие должно быть тщательно продуманно.

4. Кружковая работа должна носить общественно полезную направленность (дети должны видеть общественную значимость своей работы в кружке).

5. Дети отчитываются о своей работе в форме выставок,

смотров, подготовки к праздникам.

Знания содействуют расширению общих и углублению специальных знаний по различным учебным предметам. Помогают удовлетворить индивидуальные интересы и склонности. Развивают творческие способности. Способствуют профориентации. Помогают организовать досуг учащихся, а также развивают инициативу и самостоятельность.

Кружок изготовления сувениров ставит следующие задачи:

1. Прививать школьникам практические трудовые навыки.

2. Развивать творческую активность.

3. Воспитывать художественный вкус.

Планируя работу кружка необходимо:

-Учитывать местные условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении сувениров.

-Постепенный переход от простого к сложному.

-Проводить в соответствии с программой.

Занятие по гильошированию строится по следующей структуре:

1. Организация класса (3-5 мин.)

· приветствие

· проверка отсутствующих

· проверка готовности

· настрой на уроках

2. Сообщение темы (3-5 мин.)

· показ готовых изделий

· тема записана на доске, учащиеся записывают в тетрадь

3. Изучение нового материала (15-20 мни.)

· объяснение

· показ учителем поэтапного выполнения

· чтение

4. Закрепление (5 мин.)

· чтение инструкционных карт учащимся по цепочке, с одновременным показом образцов последовательности выполнения учителем

5. Вводный инструктаж (5 мин)

·повторение правил техники безопасности с электрическими
приборами

6. Практическая работа (40 мин.)

7. Итог

· анализ ошибок

· анализ работ учащихся

· преподаватель обязан чётко продумать цель и задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие.

Учителю необходимо обратить внимание на соблюдение техники безопасности при работе с электровыжигателем и утюгом. Он должен напомнить о следующих правилах:

1. Проверить исправность электроприборов.

2. Электроприборы включать и выключать сухими руками

3. Не наваливаться на стекло всем туловищем.

4. Держать выжигатель за ручку.

При выполнении практической работы учитель помогает в выборе рисунков и цвета ткани. А также исправляет индивидуальные и технические ошибки.

Важно использовать на занятиях инструкционные карты, где отмечается последовательность операции и графическое изображение, что помогает учащимся поэтапно и правильно выполнить работы.

Учитель должен заботится о том, чтобы помещение, где проводится занятие, хорошо проветривалось и имело нормальное освещение.

Для снятия напряжения и усталости детей, учитель должен провести физкультминутку или гимнастику глаз.

 

2.4. Методика работы по ажурному прорезному выжиганию на ткани

Если вы впервые взяли ручку выжигателя и хотите научиться выжиганию по ткани, начинайте с вырезания маленьких прорезных отверстий (перфорация). Они по форме могут напоминать бусинки, капельки, сердечки, ромбики, треугольники, а так же точки (уколы), отверстия, штрихи и другие всевозможные очертания. Ваша фантазия вам сама это подскажет или можете воспользоваться моими эскизами. Кроме того, для подобных изделий можно использовать рисунки, которые предлагаются для вышивания белой и прорезной глади.

Для выполнения небольшого отверстия-точки необходимо ткань отделить от стекла, то есть немного приподнять ее в месте укола большим и указательным пальцами левой руки. Иглу аккуратно ввести в ткань вертикально сверху вниз и так же аккуратно вынуть ее, не повредив края образовавшегося отверстия. Если отверстие-точка очень маленькое, то оно выполняется только кратковременным прикосновением кончика иглы.

Если отверстие-точка большое, диаметром 1-2 мм, то игла должна пройти насквозь. Можно сделать небольшое круговое движение в месте прокола - как бы расширяя отверстие.

Отверстия диаметром более 3 мм выполняются другим способом. Ткань следует плотно прижать к стеклу пальцами левой руки. Концом иглы сделать круговое движение по ткани, выжигая отверстие нужного диаметра. Причем отверстие может быть не только круглое, но любой формы, например, в виде листочка, лепестка цветка, «слезки», «сердечка» и многих, многих других фигур.

Как правило, эти элементы небольшого размера и их можно наносить от руки, но можно использовать рисунок на кальке или трафареты.

Еще один элемент перфорации - штрих. Этот элемент применяется при обозначении длинной плавной линии рисунка, например веточки, при оформлении контура какого-либо элемента, например, крыла бабочки, или используется в рисунке при выполнении стилизованного цветка.

К более сложному виду перфорации относится выжигание поля сеточки. Для выполнения на изделии сеточки лучше использовать шаблон, тогда окошки сеточки будут одинаковыми, и работа будет более качественно выполнена. Вид выжигаемых окошек может быть различной конфигурации.

В технике одной перфорации выполняются, как правило, однотонные изделия, которые сами служат прекрасным дополнением к одежде, например декоративные платочки или шарфики, воротнички, манжеты, жабо, кокилье и т. д. Вид таких изделий напоминает работы, выполненные в технике ручной или машинной вышивки - прорезная гладь, поэтому для выжигания по ткани можно использовать мотивы и рисунки для ручной и машинной вышивки. Но следует помнить особенности тех

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...