Медико-реформаторская деятельность белорусских просветителей.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Н.П.ПЕТРОВА
МЕДИЦИНА БЕЛАРУСИ В IX―XIII ВВ. МЕДИЦИНА БЕЛАРУСИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (XIV В. ― ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.)
Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов
Одобрено Центральным учебно-научным методическим советом
Гомель 2007 УДК 61 (091) «XIV―XVIII» (476) ББК 5 П 30 Автор-составитель: Н.П.Петрова
Р е ц е н з е н т ы: кандидат исторических наук, доцент кафедры общественно-гуманитарных наук Гомельского государственного медицинского университета М.Е.Абраменко; кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общей гигиены, экологии и радиационной медицины Гомельского государственного медицинского университета В.Н.Бортновский..
Петрова, Н.П.
П 30 Медицина Беларуси в IX-XIII вв. Медицина Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. ― вторая половина XVIII в.): Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса медицинских учебных заведений всех факультетов / Н.П.Петрова ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». 2007. ―19 с. ISBN
Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В учебно-методическом пособии изложено развитие врачевания, медицины на территории Беларуси в IX―XIII вв. Раскрыты вопросы развития медицины Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. — вторая половина XVIII в.) Пособие соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
ISBN УДК 61 (091) «XIV—XVIII» (476) ББК 5
© Петрова Н.П., 2007 © УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2007 ВВЕДЕНИЕ Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей. В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме — так называемая учебно-исследовательская работа студентов (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний. Изучение медициныБеларуси в IX-XIII вв. позволяет раскрыть многосторонний медицинский опыт врачевателей раннефеодального периода. Изучение медицины Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. — вторая половина XVIII в.) позволяет уяснить причины относительного застоя в науке. Знания и умения, полученные при изучении данных тем, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний на территории Беларуси в последующие периоды. 1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: усвоить особенности и отличительные черты медицины Беларуси в IX-XIII вв. и медицины Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. — вторая половина XVIII в.). 2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: обобщить и проанализировать процесс развития медицины на территории Беларуси в IX―XIII вв. и в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. — вторая половина XVIII в.). ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ Студент должен знать: — источники изучения медицины Белоруссии в IX―XX вв.; — источники изучения медицины Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. — вторая половина XVIII в.); — особенности медицины Белоруссии IX―XIII вв.; — особенности медицины Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. ― вторая половина XVIII в.);
Студент должен уметь: — находить исторический источник; — использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности; — определять основные черты медицины Беларуси в IXXIII вв.; — определять основные черты медицины Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. ― вторая половина XVIII в.). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН 1. Социально-экономическое развитие на территории Беларуси в IX ― первой половине XIII вв. 2. Социально-экономическое и социально-политическое развитие Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. ― вторая половина XVIII в.). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ 1. Характеристика эпохи. 2. Медицина на территории Беларуси в IX―XIII вв. 2.1. Источники изучения медицины на территории Беларуси в IX―XIII вв. 2.2. Эпидемии заразных болезней и меры борьбы с ними. 2.3. Лечебное дело на территории Беларуси в IX―XIII вв. 2.4. Медико-гигиенические взгляды К. Туровского. 3. Медицина Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. ― вторая половина XVIII в.). 3.1. Источники изучения медицины Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. ― вторая половина XVIII в.). 3.2. Медико-реформаторская деятельность просветителя С. Будного, врачей ― Дж.Бьяндраты, П.Симони, Н.Бучеллы. 3.3. Ф.Скорина — выдающийся белорусский просветитель, доктор медицины. 3.4. Первый медицинский журнал. 3.5. Вклад Р.Червяковского и Ф.Т.Еме в научную хирургию, онкологию, урологию, акушерство. 3.6. Медико-философские взгляды С.Полоцкого. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ Древнерусское государство образовалось в результате начавшегося в VI в. на обширной части Восточноевропейской равнины распада племенных союзов и образования княжеств, которое завершилось в IX в. объединением в единый государственный союз. На территории Древнерусского государства оказались земли, на которых позднее сложилась белорусская народность. Древнерусское феодальное государство сыграло важную роль в экономическом, политическом и культурном развитии восточных славян.
В летописях появляются упоминания о Полоцке (862 г.), Турове (960 г.), Заславле (конец X в.), Бресте (1019 г.), Витебске (974 г.), Минске (1067 г.), Пинске (1097 г.) и др. В результате развития феодальных отношений на территории Белоруссии выделились в самостоятельные Полоцко-Минское, Турово-Пинское княжества и частично Смоленское, Черниговское и Волынское княжества. Наступил период феодальной раздробленности. В условиях формирования и укрепления классового общества, чему способствовало христианство, насильственно насажденное в 988 г., проходил процесс поляризации имущественного и общественно-политического положения населения. Трудовое население было вынуждено строить более скромные, по сравнению с предыдущим временем, жилища, хуже питалось, но платило большую натуральную дань князю из своих доходов от земледелия, охоты и ремесла. Источники изучения медицины на территории Беларуси IX — XIII вв. Одним из источников изучения медицины данного периода является «Слова» Кирилла Туровского, в которых очень часто упоминаются болезни, говорится об их успешном лечении. С позиций христианства Кирилл Туровский изложил свои взгляды на природу человека, которая находится в тесной взаимосвязи с внешним миром. Он придавал первостепенное значение в жизнедеятельности человека солнцу и воде. Подчеркнул, насколько важны пища и одежда для сохранения жизни и здоровья человека, обосновывал необходимость психической деятельности для укрепления здоровья. С позиций христианства Кирилл Туровский изложил свои взгляды на природу человека, которая находится в тесной взаимосвязи с внешним миром. С XI в. широкое хождение по Руси имел компилятивный трактат «Физиолог», являющийся собранием работ античных врачей, в которых изложены естественнонаучные данные, имеющие отношение к медицинской практике. Впоследствии этот трактат был видоизменен переписчиками применительно к природе Древнерусского государства. В «Шестодневе Иоанна Экзарха Болгарского», тоже компилятивном произведении из трудов античных ученых, приведены обширные медико-биологические сведения.
Эти произведения были распространены по всему русскому государству и были общими для великорусов, украинцев и белоруссов. Вопросы врачевания нашли отражение в раннем древнерусском законодательстве. В мирном договоре Великого киевского князя Олега с Византией 912 году есть положение об уплате пострадавшему штрафа за нанесение ран. «Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст пять литр серебра по закону русскому». Следовательно, еще до принятия христианства регламентировались отношения с пострадавшим и устанавливалась уплата ему денег на лечение. Уплата штрафа за нанесение побоев и ран законодательно закреплена в Уставе Владимира Всеволодовича (Мономаха). В «Правде Русской» («Правда Роськая») Ярослава Владимировича (1036 г.) — выдающемся документе социально-экономических отношений раннефеодального периода, также предусматривались наказания за нанесение ран, побои и убийство. Данный источник указывает на то, что уже в те времена умели лекари врачевать тяжелые телесные повреждения и лекарям платили за оказанную помощь. ЭПИДЕМИИ Вследствие ухудшения условий жизни угнетенных масс возникали и распространялись многие заболевания, которые очень часто протекали в тяжелой форме и завершались смертью. Снижался прирост населения. В 979 г. широко распространяются эпидемии. В Западной России (в том числе на белорусских землях): голод и смертность в 985 г., голод в 987 г., губительная моровая язва в 1000―1006 гг., голод и моровая язва в разных странах в 1007 г., голод и разные болезни в 1053 г., голод от засухи в 1120 и 1221 г.г. и др. С 1058 по 1060 г. из стран Западной Европы на территорию Руси распространилась пандемия чумы. Причины эпидемий: 1. Междоусобные войны, вторжения неприятеля на древнерусскую землю приводили к разрухе, голоду, миграции населения. 2. Особенность устройства средневекового города, которое заключалось в наличии узких улиц, отсутствии водопроводов, канализационных систем. 3. Культурный уровень жизни населения данного периода. Крупные эпидемии неоднократно отмечались в 1158 и в 1187 г.г. на территории Беларуси. Люди стремились объяснить причину появления болезней, желали уберечься и избавиться от них. Наряду с мистико-демонологическими представлениями формировались воззрения, основанные на реальных наблюдениях передачи заразных болезней от больного к здоровому. Способы передачи заразных болезней: — путем вдыхания воздуха; — путем непосредственного соприкосновения.
Считалось, что болезнь вызывают материальные, заразные начала (миазмы), попадающие в организм. Поэтому нередко во время эпидемии предпринимались меры самоизоляции. Издавна было подмечено значение гигиенических условий жизни для сохранения здоровья. Однако в период классового расслоения и развития городов начало выявляться неравноправное положение беднейших горожан в выборе мест для заселения. Строились благоустроенные жилые каменные здания с каменным и кирпичным полом, тепловыми каналами (Гродно). Каменные строения также были в Минске, Полоцке, Волковыске и других городах. В посадах этих городов строились деревянные дома, внутри которых делались дощатые или глинобитные полы и ставились глинобитные печи. Отапливались эти дома «по-черному». Были проложены булыжные и деревянные мостовые (Гродно). Для ухода за волосами использовались деревянные и костяные гребешки. ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО Наряду с противоэпидемическими и предупредительно-гигиеническими мерами на территории Белоруссии получило развитие лечебное дело. Во многом этот процесс зависел от объема медицинских знаний и лечебной практики в странах, с которыми Древнерусское государство поддерживало политические, торгово-экономические и культурные связи (Византия, Польское королевство, государства Закавказья, Средней Азии). И врачеватели, и их помощь, как правило, были светскими. В XI веке, наряду с возникшею после принятия христианства церковно-монастырскою медициною, существовала медицина светская, мирская, отграничивающаяся от монастырской медицины, от языческого кудесничества, знахарства. Языческое кудесничество и знахарство строго преследовалось и церковью, и княжескою властью. Это зачатки будущей научной медицины. У восточных славян были обширные познания о болезнях. — пользовались стрелами, смоченными сильнодействующим ядом; ― принимали противоядия; ― владели хирургическими методами лечения; ― лечили психические болезни; ― проводили кровопускание. Хирургические инструменты: сверла, зубила и пинцеты, «стрекало» — врачебный нож, ножницы, а также иглы, долота, пилки. Раны зашивались суровыми конопляными нитками, «струнами» из кишок и брюшины молодых животных. Болеутоляющие средства (красавка, болиголов, опий). Перевязочный материал ― баранья шерсть. Хирургические операции: — ампутирование конечностей; — вправление грыжи; — иссекание омертвевшей ткани; — удаление опухоли; — лечение переломов; — вправление вывихов; — удаление зубов. Все эти вмешательства осуществлялись в бане. Одновременно такой врачеватель занимался стрижкой волос, бритьем. В результате сложился тип хирурга-банщика и цирюльника (брадобрея) в одном лице. Лекари совмещали функции врачевателей внутренних и кожных болезней с функциями более поздней профессии аптекаря и хирурга. Узкая специализация (кровопуски, зелейники, ведуны, костоправы и т. д.) характерна для сельских народных лекарей древней Руси, живших в основном с земледелия, но не для древнерусских лекарей-ремесленников. В XI в. при оказании медицинской помощи использовались носилки. Наряду с хирургическими болезнями лечились внутренние, детские, «моровые», психические («бесные») и другие болезни. Методы лечения: — прижигание; — кровопускание; — очистка и сшивание раны; — наложение на рану повязок и пластырей; — лечебная диететика; — применение лекарственных средств растительного и животного происхождения; — делались ванны с настоями из различных трав. Формы и признаки болезней, которые были известны лекарям в то время: «корчи», «корчение» (хорея, тик), «трясновение» и «падучая немощь» (эпилепсия), «ничание долу» (дрожательный паралич), «бешенство» и «иступление ума» (различные формы психозов), «сухотная» и «сухотка» (чахотка), «камчюг» (артриты, подагра), «дна» (желчнокаменная и почечная колики), «трасьца» (малярия), «огневица», «огонь» (тифы), «воспа» (натуральная оспа, корь, скарлатина), «прокажение» и «облива» (проказа и банальные формы кожных заболеваний), «мор хракотный» (легочная чума) и др. Наиболее болезненными лекари считали детей и стариков. Для старческой патологии характерны затвердения уд (частей тела), сухость кожи, глухота, слепота, частые «залегания жил в мождени» (в мозге) и вследствие этого «удары с искривлением ока и полуустом», детородные возможности угасают». Предварительно определяли, излечим или неизлечим недуг. Врачи не ответственны были за исход болезней, не поддающихся лечению. Первое упоминание о стационарном лечебном учреждении относится к середине X в. В конце X в. упоминаются монастырские больницы, подведомственные церкви. На содержание больных и инвалидов был установлен особый налог — «десятина». На рубеже третьей и четвертой четвертей XI в. в Киево-Печерском монастыре существовала одна из первых монастырских больниц, основанная Феодосией Печерским. В XI в. в Переяславле была открыта больница митрополитом Ефремом. Больницы открывались и при частных домах (богаделен), в которых инвалиды и престарелые пребывали без лечения. Выдающимся центром экономической жизни и культуры был Туров, особенно когда в нем жил и работал Кирилл Туровский (XII в.). Туров можно считать местом основания больниц и деятельности врачей. Лекарственные средства: растительного, животного и минерального происхождения. Они встречаются в «Изборнике» Святослава, «Физиологе», «Шестодневе», «Палеях», многочисленных травниках и других источниках письменности. Сбор и хранение лекарств («зелейничество») еще в дохристианский период являлись уделом лиц, занимавшихся лечебной практикой. После принятия христианства одновременно с преследованием волхвов, ведунов велась борьба и с зелейниками. Однако из практической медицины лекарственные средства («зелия») не только не исчезли, но и стали назначаться в еще большей степени, в том числе врачевателями монастырей. Готовились лекарства в виде порошков, присыпок, настоев, отваров, мазей. Применялись лекарства иноземные, особенно из восточных стран (привезенных из Индии). Многосторонний медицинский опыт врачевателей раннефеодального периода обобщался носителями этой профессии и передавался из поколения в поколение в устной форме. Со временем он был закреплен в первых письменных произведениях. Очень часто авторами этих произведений были не врачи, а служители религиозного культа. Медицина Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. — вторая половина XVIII в.). Западнорусские земли, на которых в XIV в. сложилась белорусская народность, начали захватываться литовскими феодалами (конец XIII в. ― начало XIV в.). В 1569 г. состоялась Люблинская уния, по которой Великое княжество Литовское и Польское королевство были объединены в одно государство — Речь Посполитую. Ведущую роль в политической и экономической жизни страны начали играть польские феодалы, король и католическая церковь. В первой половине XVI в. в целях борьбы с феодалами и католицизмом в городах были созданы братства, которые наряду с различными мастерскими и лавками содержали шпитали, школы, странно-приемные дома, выдавали пособия больным и др. Феодалы и король ввели налоги на «дым» (печную трубу), на окна и многие другие объекты быта. Вследствие этого гигиенические условия жизни ухудшились. В это время Великое княжество Литовское переживало значительный экономический упадок. Междоусобные войны, войны со Швецией, Турцией и другие не позволили окончательно преодолеть хозяйственные трудности до середины 60-х годов XVIII в. Белорусские земли подвергались постоянному разорению. В результате ослаблялись и истощались крестьянские хозяйства, затормаживались различные ремесла, трудовой люд нищенствовал. Большинство крестьян жили в тесных, курных и холодных жилищах, зимой чаще всего со скотом. Одевались в ветхие рубища, спали в одежде. Почти через два столетия положение крестьян не изменилось. Широкие массы крепостных крестьян и городских низов вынуждены были жить впроголодь. Такие неблагоприятные условия жизни способствовали распространению многочисленных болезней. Заболеваемость и смертность среди населения резко возрастали в период голода, стихийных бедствий и военных действий. В средневековой Белоруссии медицинской практикой занимались лица различной квалификации, местные и иностранцы. Видное место среди них занимали народные лекари. Официальные власти преследовали врачевателей-эмпириков, обвиняли их в чародействе и колдовстве, в связях с дьяволом, предавали суду. Католическая церковь, распространив свое влияние на все сферы общественной жизни, активно влияла на практическую медицинскую деятельность. В католических соборах служили каноники со степенью доктора медицины, в монастырях — монахи-лекари, аптекари, получившие сведения об основах гигиены и лечебного дела в семинариях и бурсах. Источники изучения медицины Белоруссии в — составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. — вторая половина XVIII в.). На территории Белоруссии сложились более благоприятные, чем раньше, условия для обобщения приобретенного лекарями опыта. Широкий круг возникавших проблем здоровья и болезни, жизни и смерти, лечения и предупреждения болезней, проведения гигиенических мероприятий и создавшиеся медико-биологические воззрения и др. отражались и излагались в летописной, мемуарной, церковно-полемической, медицинской и другой литературе. До XVI в. вся литература была рукописной. В каждом феодальном центре велась собственная летопись. В летописях того времени описаны болезни отдельных лиц и «моровые поветрия», встречаются рассказы о лечении болезней и о других медицинских мероприятиях. В Академическом и Виленском списках Первого летописного свода, например, говорится о лечении ранений, в «Хронiцы Вялiкага княства Лiтоускага i Жамойцкага» — о социальных потрясениях, которые сопровождались голодом, морами и др. В «Баркалабаýскiм летапiсу», который создавался в переломное время в судьбе белорусского народа (конца XVI в. — начала XVII в.), отражены многие достоверные события, оказавшие влияние на здоровье людей. В «Дневнике Новгородского подсудка Федора Евлашевского» (конец XVI в.) довольно точно описаны признаки психической болезни с галлюцинациями, упоминаются фамилии некоторых врачей (например, доктора Сепреза), рассказывается о массовых болезнях и смертях, об отдельных заболеваниях («фебра», «обморожения», «хромота», «ранения», «хоробы сердца» и др.), о лекарственных средствах и др. Медико-реформаторская деятельность белорусских просветителей. В произведениях крупных белорусских просветителей Симона Будного (XVI в.), Лаврентия Зизания (XVI в.), Симеона Полоцкого (XVII в.) и других были высказаны идеи о познании природы человека, а также передовые по тому времени взгляды на физический и духовный склад человека. При этом использовались новейшие воззрения на физиологические процессы. Симон Будный, например, связывал возможность зачатия с попаданием мужского семени в матку, а развитие беременности — с наличием у женщин месячных. Он также принял участие в создании местной медицинской терминологии. Проповедником идей М. Сервета в Беларуси и Литве был Дж. Бьяндрата. Обучался медицине в университете Монпелье. В двадцать три года Дж. Бьяндрата получил степень доктора медицины в Болонском университете. Около 1552 г. Дж. Бьяндрата в Италии возглавил в протестантское движение. Под влиянием сочинений М. Сервета Дж. Бьяндрата усомнился в правоте идей Ж.Кальвина. Опасаясь его мести, Дж. Бьяндрата бежал в Польшу, а оттуда весной 1560 г. в Беларусь и Литву. Здесь он имел большой успех как врач. У итальянского врача в Беларуси было много сторонников. Успеху распространения Дж. Бьяндратой и его единомышленниками среди средних и низших слоев населения способствовали их высказывания за равенство, жизнь за счет собственного труда, отказ от имений и особенно прекращение войн, что было чрезвычайно актуальным в обстановке частых войн в то время. Для понимания общественно-политических взглядов Дж. Бьяндраты нужно обратиться к его сочинению «Противопоставление фальшивого Христа истинному» (1568). По мнению Дж. Бьяндраты, католическая церковь проповедует ложное учение. Дж. Бьяндрата ввез в Литву и Беларусь сочинения М. Сервета. В изданное им в 1569 г. сочинение «О царстве Христа» медик ввел целый раздел из книги М.Сервета «Восстановление христианства». Дж. Бьяндрата был первым владельцем уцелевшего от костра экземпляра книги М. Сервета «Восстановление христианства», из переиздания которого в 1694 г. английская медицинская общественность впервые узнала об открытии легочного круга кровообращения. Таким образом, передовые идеи М. Сервета — философские и анатомические — получили известность в Белоруссии не позже, а может быть и раньше, чем в западноевропейских странах. О естественнонаучных взглядах падуанского хирурга Никколо Буччеллы (умер 1599 г.) известно гораздо меньше ввиду того, что он был медиком-практиком и оставил немного научных работ. Еще на родине Н. Буччелла подвергался преследованиям католической церкви. В 1574 г. по рекомендации Дж. Бьяндраты он переехал ко двору Стефана Батория и стал его первым врачом. В своих изданиях о болезни и смерти короля Н. Буччелла проявил неплохие знания анатомии и физиологии. Пьеро Симоне Симони (1532―1602) был родом из итальянского города Лукки и получил степень доктора медицины в Падуе. Из-за перехода в протестантизм П. С. Симони пришлось покинуть родину. Он был профессором университетов в Женеве, Гейдельберге и Лейпциге. В 1582 г. П. С. Симони переехал в Речь Посполитую, тоже стал врачом Стефана Батория. На третий день после смерти тело Стефана Батория было вскрыто и забальзамировано 15 декабря 1586 г. цирюльником Я.Зигулицем в присутствии Н. Буччеллы, доктора Якуба Гославского, хирурга В. Люценбергера, фармацевта А. Каборти и Ф. Маффо. Вскрытие тела Стефана Батория было первым известным из документов научным анатомическим вскрытием в Беларуси. С.Симони при вскрытии отсутствовал. Сохранился протокол вскрытия, составленный Я. Гославским и опубликованный в сочинении Дж.Чьякора (псевдоним Н.Буччеллы), посвященном диагнозу последней болезни короля: «Кишки здоровые, печень также, желудок, селезенка, одно легкое вблизи сердца здоровое, только левое отекло, так как он сильно ударился. Буччелла рассматривал все внутренности, но ничего не нашел, только в том пузыре, где бывает желчь, в этом проходе, куда она выходит, камень, такой большой, как мускатный орех, так что в этот пузырь желчь не входила, и ее совсем там не было, только чистая вода и другой камень, однако не это причина смерти, ибо у голубей и лошадей нет желчи, но она расходится по всему телу...». П.С.Симони и Н.Буччелла издали по этому поводу несколько брошюр, в которых обвиняли друг друга в неправильном лечении своего пациента. П.С. Симони основывал диагноз и методы лечения на принципах гуморальной патологии, а Н.Буччелла — на принципах солидарной органной патологии. Исследователи на основании описаний болезни и вскрытия трупа, приведенных в полемике П. С.Симони и Н.Буччеллы, предполагали, что причиной смерти короля были апоплексия и органические изменения сосудов мозга, ослабление сердечной деятельности, хроническая трофическая язва ноги, атеросклероз. В настоящее время можно считать причиной смерти Стефана Батория, страдавшего двусторонним поликистозным перерождением почек, острое воспаление почек, которое возникло под влиянием физического переутомления и переохлаждения и вызвало уремию. Сам факт описания болезни и вскрытия тела говорит о научном подходе к диагностике заболеваний в конце XVI в. П.С.Симони также был противником схоластики. Он отвергал роль Бога как создателя вещей, допускал свободу действия природы.Это дало возможность обвинить П.С.Симони в атеизме. П.С.Симони выступал против схоластического толкования сочинений Гиппократа и Галена. Сохранилось несколько научных работ, которые принадлежат перу С.Симони. Он издал «Исследование гнилости» (Краков, 1583), «О силе пяти миндалин при опьянении» (Вильно, 1584), «О сути лихорадки, бешенстве собак, бесплодных браках» (Краков, 1585) и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|