Ф.Скорина — выдающийся белорусский просветитель, доктор медицины.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 С именем белорусского ученого Франциска Скорины связано, прежде всего, начало восточнославянского книгопечатания, которое стремилось к подлинной народности и массовости печатного слова. Личность Ф. Скорины, его высокий жизненный подвиг и теперь служат источником вдохновения для мастеров художественного слова, кисти и резца. Родился он около 1490 г. в Полоцке в семье белорусского купца Луки Скорины. С 1504 по 1506 г.г. учился в Краковском университете, в 1512 г. получил степень доктора медицины в известном своими передовыми естественнонаучными взглядами Падуанском университете в Северной Италии. В 1517―1519 гг. в стольном граде Чехии Праге издал на родном языке двадцать три книги Ветхого завета, объединенные общим названием «Библиа Руска», написав к ним предисловия и послесловия. Вскоре Ф.Скорина вернулся в Вильно. В 1532 г. Ф.Скорина был секретарем и домашним врачом Виленского епископа. Обстоятельства вынудили Ф.Скорину переехать в середине 30-х годов XVI в. в Прагу, где он работал в королевском ботаническом саду и умер около 1551 г. В предисловиях и послесловиях своих книг Ф.Скорина неоднократно касался медицинских, ботанических и зоологических тем как в широком медицинском и естественнонаучном плане, так и в более узком, частном аспекте. Медицинскую деятельность он ставил рядом с благочестием, то есть придавал ей наибольшее общественное значение. Формально отдавая дань религиозным атрибутам, которых, в принципе, нельзя было избежать в то время, Ф.Скорина в книге «Судей» говорил, что для облегчения человеческих страданий «посылает Господь Бог пастырей и докторов», а в книге «Юдифь» и в других своих изданиях он называл «лекарства душевные и телесные» как равноценные.
В собственных текстах Ф.Скорины затрагиваются социальные проблемы здоровья общества. В частности, в книге «Иова» он с горечью отмечал: «На первеи чего Господь Бог на добрых и на праведных беды и немощи, а злым и несправедливым даеть царстве и здравие». В этих строках одновременно звучит укор Богу за несправедливое отношение к «добрым» и «праведным» — простым людям посполитым, и неблагоприятные условия жизни, при которых они обрекаются на голод, холод и болезни, в то время как «злые и несправедливые» живут в «царстве (т. е. изобилии) и здравие». Находясь в основном на материалистических позициях, Ф.Скорина не был свободен от теологических воззрений. Например, в предисловии к книге «Исход» он рассуждает о зачатии Сына Божия без семени, как в известной библейской легенде. Подобные высказывания были следствием двойственности и непримиримых противоречий в мировоззрениях мыслителей эпохи Возрождения. Вклад Р.Червяковского и Ф.Т.Еме в научную хирургию, онкологию, урологию, акушерство. Благоприятные условия для развития научной медицинской мысли создались к середине XVIII в. Первый профессор анатомии, хирургии и акушерства в Краковском университете — Рафал Юзеф Червяковский (1743―1816). Родом из-под Пинска. Семь лет он провел в Риме, где 16 марта 1776 г. получил степень доктора медицины. В Краковском университете Р.Ю.Червяковский основал кафедру анатомии, хирургии и акушерства. Эти дисциплины не читали здесь студентам с самого основания университета — более четырех столетий. Р.Ю.Червяковский основал не только кафедру, но и первую в Кракове университетскую клинику. Р. Ю. Червяковским, впервые в Кракове вскрыл труп человека. Ученый производил сложные для того времени операции — «сшивания ран живота и кишок», трепанации черепа, трахеотомии и др. Когда вспыхнуло восстание под руководством уроженца Брестчины Т.Костюшко, Р.Ю.Червяковский стал главным врачом Краковского военного лазарета. Свой научный опыт ученый за год до смерти обобщил в шеститомной книге «Обзор хирургических инструментов» (1816―1817). Р.Ю.Червяковского заслуженно называют «отцом польской хирургии и акушерства».
Уже в XVIII в. лечили отдельные виды злокачественных опухолей. Спустя треть века в свет вышла работа на польском языке «Наблюдение над левой женской молочной железой, частично пораженной раком... полтора года причинявшим невыносимые боли и иссеченным 19 мая 1773 г. в Несвиже». Автором ее был придворный хирург Радзивиллов Фридерик Теодор Эме, работавший в этом городе с 1769 г. В предисловии к брошюре Ф. Т.Эме писал, что решил издать описания произведенных им операций, чтобы пробудить у общественности доверие к хирургам, поскольку больные весьма неохотно соглашались оперироваться, а это наносило вред их здоровью. Ф.Т.Эме издал еще одно описание произведенной им в Несвиже операции по удалению камней мочевого пузыря — «Описание камня, находившегося в уретре 22 года и иссеченного в Несвиже 9 февраля 1773 года Фридериком Теодором Эме, практиком медицины, хирургии и акушерства, с гравюрами». Заметки Ф.Т.Эме являются самыми старыми известными печатными сочинениями по хирургии и урологии в Беларуси. Ф.Т.Эме был в свое время известным врачом. На титульных листах своих брошюр он именовал себя «практиком медицины, хирургии и акушерства». Уже не цирюльником, но еще не доктором. Он был опытным практиком. В то время в области хирургии теоретически образованный врач обычно уступал хирургу-практику. Так, конечно, было только до тех пор, пока в Виленском университете хирургия не была признана (с начала XIX в.) полноправной медицинской наукой и ее прежнее дискриминированное положение не отошло в прошлое. В апреле 1792 г. в Гродно начал выходить «Еженедельный медицинский журнал». Медико-философские взгляды С.Полоцкого. Симеон Полоцкий (XVI в.) в своих произведениях много внимания уделял медико-биологическим проблемам и вопросам врачевания. Несмотря на свою принадлежность к церкви, он высказал много передовых для своего времени мыслей. В частности, он считал, что человек познает окружающий мир через органы чувств, что человек рождается без наследованных идей и что его мозг представляет собой чистую доску, на которой «учитель что-либо хощет написати может» («Вечеря душевная»). Тем самым он выступил против утверждения о врожденных идеях у человека.
Симеон Полоцкий хорошо усвоил учение о влагах организма античных ученых-медиков и был их последователем. Отдавая дань своему времени, он был убежден в воскресении мертвых, и в то же время считал, что воскресает не дух, а человек во всей своей плоти, наполненный «влагами преизрядными». Он высказывал непоследовательно материалистические взгляды на зачатие человеческого организма: «Зачинается дитя из семени, сгустевает и воображается через 40 дней мальчик, через 80 дней девочка, а потом уже богом одушевляется». Он внимательно изучал приемы и средства лечения болезней, которые использовались народом, и подчеркивал, что лечение может быть успешным рациональными средствами народной медицины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|