Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение




Учебная тетрадь

ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий»

МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение

«Здоровый ребёнок»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

 

Составитель: преподаватель Иванова А.В.

Рассмотрена на заседании ЦМК по педиатрии

«_________»_____________________ 2014 г

Протокол № ____

Председатель: ________________________

Иванова А.В.

Утверждена на заседании методического совета

«_______»______________ 2014 г

Протокол № _____

Председатель методсовета ____________

Гапонова З.В.

 

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Учебная тетрадь по разделу 1 «Здоровый ребенок» МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» ПМ 01. «Проведение профилактических мероприятий» предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело».

Тетрадь снабжена профессиональными, тестовыми заданиями для самоконтроля, помогающими усвоить основные темы и вопросы раздела, выработать необходимые для медицинской сестры практические умения и навыки по оказанию сестринской помощи детям различных возрастных категорий.

Самостоятельная работа студента с данным методическим пособием (учебной тетрадью) проводится в рамках выполнения домашних заданий.

Данный вид методического пособия для студентов способствует формированию у будущих специалистов профессиональных и общих компетенций:

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание (просвещения) населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Уважаемый студент!

С целью закрепления изученного материала по темам Раздела 1 «Здоровый ребенок» МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» ПМ 01. «Проведение профилактических мероприятий» предлагаем вам ознакомиться с теоретическим материалом и выполнить задания данной учебной тетради.

Учебная тетрадь поможет вам закрепить изученный материал по теме Раздела, а также станет для вас «шпаргалкой» при изучении междисциплинарного курса МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) профессионального модуля ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». Вы также сможете воспользоваться данным пособием во время учебной и производственной практики и в процессе профессиональной деятельности в дальнейшем.

СПб ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 1»

Дневник студента

(практические занятия)

МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение

«Здоровый ребёнок»

Фамилия --------------------------------------------------

Имя --------------------------------------------------

Отчество --------------------------------------------------

Группа ------------------ Бригада -----------------


Дата Место проведения Тема №1   Содержание самостоятельной работы
Доклиническое занятие Период новорожденности. Доношенный новорожденный Цель: научиться уходу за здоровым новорожденным в условиях стационара и домашних условиях. Для выполнения поставленной цели необходимо: Уметь:
  • выявить признаки доношенного новорожденного.
  • оценить состояние новорожденного.
  • осмотреть ребенка,
  • измерить температуру,
  • подчитать ЧДД, пульс,
  • владеть техникой выполнения манипуляций по уходу за новорожденным ребенком.
  • обучить родителей уходу за новорожденным в домашних условиях
  • оформить медицинскую документацию
Знать:
  • Признаки доношенности.
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного
  • Показатели шкалы Апгар
  • Первый туалет новорожденного
  • Особенности ухода за новорожденным
  • Санитарно-эпидемиологический режим при уходе за новорожденным
  • Пограничные состояния новорожденного – клинические проявления, причины, сроки появления и исчезновения
  • Особенности ухода за новорожденным при пограничных состояниях
  • Сроки и правила проведения дородовых патронажей, патронажей к новорожденному
  • Рекомендации беременной по режиму, питанию, подготовке к кормлению грудью.
  Манипуляции: Обязательные 1) Дородовый патронаж 2) Патронаж к новорожденному ребенку 3) Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка 4) Техника пеленания новорожденного 5) Техника обработки пупочной ранки 6) Техника обработки пуповинной культи 7) Техника подмывания грудных детей 8) Техника проведения гигиенической ванны 9) Техника кормления детей 1-го года жизни 10) Техника измерения температуры тела 11) Определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления   Дополнительные    
Дата Место проведения Тема № 2   Содержание самостоятельной работы
Доклиническое занятие Период грудного возраста. Цель: Научиться уходу за ребенком грудного возраста в условиях стационара и домашних условиях. Для выполнения поставленной цели необходимо Уметь: · Оценить физическое, психомоторное развитие ребенка · Составить схемы закаливающих мероприятий детям грудного возраста · Дать рекомендации по организации режима дня, игрушкам, занятиям с детьми младшего ясельного возраста · Консультировать родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья · Собрать информацию о вскармливании ребенка · Рассчитать разовый, суточный объем питания · Составить схемы кормления (меню) в зависимости от возраста и характера вскармливания.
  • Дать рекомендации по технологии приготовления основных видов детского питания
  • Провести контрольное кормление
  • Проконсультировать родителей по вопросам обеспечения безопасной окружающей среды дома и на улице.
  Знать:
  • Сроки и правила первого прикладывания к груди
  • Преимущества естественного вскармливания
  • Правила кормления грудью
  • Режимы питания ребенка первого года жизни в зависимости от возраста, расчет его суточной и разовой потребности в питании
  • Правила питания и режима кормящей матери
  • Правила составления меню ребенку первого года жизни
  • Правила смешанного и искусственного вскармливания (понятие «докорм»)
  • Виды молочных смесей
  • Сроки прорезывания молочных зубов, особенности роста костей
  • Основные показатели физического и психомоторного развития детей 1-го года жизни
  • Значение массажа, гимнастики закаливания
  • АФО детей данного возрастного периода
  • Причины развития гипогалактии, методы борьбы и профилактики
  Манипуляции: Обязательные 1) Техника контрольного взвешивания 2) Техника кормления детей 1 го года жизни, кормление из бутылочки 3) Техника взвешивания детей разного возраста 4) Техника измерение роста детям 5) Техника измерения окружности головы, груди, размеров большого родничка 6) Техника приготовления основных видов детского питания   Дополнительные    
Дата Место Проведения Тема № 3 (учебная практика)   Содержание самостоятельной работы
    Период преддошкольного и дошкольного возраста. Цель: Научиться основам сестринского ухода и воспитания детей раннего и дошкольного возраста Уметь: · Войти в психологический контакт с ребенком данного возрастного периода · Осмотреть ребенка, оценить физическое, психомоторное развитие. · Провести беседу с родителями на тему подготовки ребенка к поступлению в ДДУ и школу. · Провести беседу с родителями на тему профилактики детских инфекционных заболеваний у детей в данных возрастных периодах · Составить примерное меню детям преддошкольного и дошкольного возраста · Проконсультировать родителей по вопросам обеспечения безопасной окружающей среды дома и на улице.   Знать:
  • Анатомо-физиологические и психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста
§ Принципы формирования у ребенка раннего и дошкольного возраста привычек самоухода, соблюдения гигиены, организации игровой деятельности § Роль медсестры в организации рационального питания и распорядка дня ребенка § Правила подготовки детей к поступлению в ДДУ и школу
  Манипуляции: Обязательные   1) Определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления 2) Техника измерения роста ребенка 3)Техника измерения окружности головы, грудной клетки
Дата Место проведения Тема № 4 (учебная практика)   Содержание самостоятельной работы
  Период школьного, подросткового и юношеского возраста Цель: Научиться основами ухода и воспитания ребенка школьного возраста   Уметь: · Консультировать родителей по вопросам полового воспитания · Провести антропометрию, оценить физическое развитие, половое развитие · Провести беседу с родителями по вопросам безопасной окружающей среды дома, на улице и в школе · Провести беседу с родителями и детьми по вопросам профилактики вредных привычек Знать:  
  • Анатомо-физиологические и психологические особенности, проблемы детей школьного возраста
  • Основные показатели и сроки полового развития подростка
  • Роль медсестры в организации рационального питания, распорядка дня и создании психоэмоционального комфорта для ребенка школьного возраста
  Манипуляции: Обязательные 1) Дородовый патронаж 2) Патронаж к новорожденному ребенку 3) Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка 4) Техника пеленания новорожденного 5) Техника обработки пупочной ранки 6) Техника подмывания грудных детей 7) Техника проведения гигиенической ванны 8) Техника кормления детей 1-го года жизни 9) Техника измерения температуры тела 10) Определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления 11) Техника контрольного взвешивания 12) Техника взвешивания детей разного возраста 13) Техника измерение роста детям 14) Техника измерения окружности головы, груди, размеров большого родничка 15) Техника приготовления основных видов детского питания Дополнительные  

Краткий конспект лекций

Лекция № 1

Антенатальный период

Антенатальный период или период внутриутробного развития – это первый и наиболее значимый этап в жизни любого человека. Именно в это время закладываются основные органы и системы ребенка, и определяется качество его здоровья.

Внутриутробный этап от момента зачатия до рождения продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет обычно ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла. Срочными родами считаются роды, происходящие на 37-40 неделе беременности, преждевременными - ранее 37 недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.

Сейчас принято выделять несколько периодов внутриутробного развития:

1. Зародышевый период. Он начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя.

2. Период имплантации. Продолжается около 40 часов, т.е. около 2 суток. Эти два периода иногда объединяются, т.к. медико-биологическое значение их велико. В это время 50 – 70% оплодотворенных яйцеклеток не развивается, а тератогенные (неблагоприятно влияющие на плод) факторы, особенно относящиеся к группе сильных, вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия), или формирует тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аббераций или мутантных генов.

В настоящее время тератогенные факторы можно разделить на 3 группы:

А) Экзогенные:

- ионизирующая радиация (более 0,6-0,8 Гй), которая вызывает гибель клеток или мутации генов

- ряд вирусных инфекций – краснуха, в меньшей степени грипп, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит, цитомегалия и другие

- фармакологические препараты – цитостатики, стероиды, салицилаты в больших дозах

- некоторые промышленные и сельскохозяйственные ядовитые вещества, хозяйственные яды – пестициды, гербициды

- некоторые пищевые продукты – особенно испорченный картофель, зараженный грибком

Б) Генетические:

- мутантные гены, вызывающие пороки развития с доминантным или рецессивным типом наследования (семейные случаи с расщеплением верхней губы, поли- или синдактилией)

- хромосомные абберации (числовые и структурные) – если имеют место абберации, то возникающие пороки развития чаще несовместимы с жизнью (60% спонтанных абортов до 3 месяцев обусловлены хромосомной абберацией), и только относительно небольшое число детей, например, с болезнью Дауна, жизнеспособны.

В) Сочетанные:

Складываются из этих двух групп.

3. Эмбриональный период. Он длится 5-6 недель. Питание зародыша происходит из

желточного мешка. Важнейшей особенностью периода является закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка. Поэтому воздействие тератогенных факторов вызывает эмбриопатии, которые представляют собой наиболее грубые анатомические и диспластические пороки развития.

4. Эмбриофетальный период. Продолжается 2 недели, когда

формируется плацента, что совпадает с окончанием формирования большинства

внутренних органов (кроме ЦНС и эндокринной системы). Этот период имеет важное значение, т.к. правильное формирование плаценты, а следовательно и плацентарного кровообращения определяет дальнейшую интенсивность роста плода.

5. Фетальный период. Продолжается от 9 недели до рождения. Он характеризуется тем, что развитие плода обеспечивается гемотрофным питанием. В фетальном периоде целесообразно выделить два подпериода: ранний и поздний.

Ранний фетальный подпериод (от начала 9 недели до конца 28 недели) характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференцировкой органов плода. Воздействие неблагоприятных факторов обычно уже не приводит к формированию пороков строения, но может проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазии) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазии). Поскольку иммунитет только начинает формироваться, то ответ на инфекции выражается соединительнотканными и пролиферативными реакциями, приводящими к циррозам и фиброзам. Однако возможно и рождение незрелого, недоношенного ребенка. Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде, называется общим термином – «ранние фетопатии».

Поздний фетальный подпериод начинается после 28 недели беременности и длится до начала родов. Поражения плода в этом периоде уже не влияют на процессы формирования органов и дифференцировки тканей, но могут вызвать преждевременное прекращение беременности с рождением маловесного и функционально незрелого ребенка. При сохранении беременности может иметь место недостаточность питания плода (внутриутробная гипотрофия) или общее недоразвитие новорожденного ребенка.

Особенность повреждающего действия инфекции в этом периоде - совершенно определенная специфичность повреждения, т.е. возникновение уже настоящего инфекционного процесса с морфологическими и клиническими признаками заболевания, характерного для данного возбудителя. Наконец, поздний фетальный период обеспечивает процессы депонирования многих компонентов питания, которые не могут быть в достаточном количестве введены ребенку с материнским молоком. Так, депонированные соли кальция, железа, меди и витамин В12 могут в течение нескольких месяцев поддерживать баланс питания грудного ребенка. Кроме того, в последние 10-12 недель беременности достигается высокая степень зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от возможных нарушений оксигенации и травматизма в родах, а накопленные при трансплантационной передаче иммуноглобулины матери обеспечивают высокий уровень пассивного иммунитета. В последние недели беременности также осуществляется созревание «сурфактанта», обеспечивающего нормальную функцию легких и эпителиальных выстилок дыхательного и пищеварительного трактов. Поэтому рождение ребенка даже с соотносительно малой степенью недоношенности очень существенно сказывается на его адаптационных возможностях и риске возникновения самых различных заболеваний.

Критические периоды в развитии плода – периоды, в течение которых плод особенно чувствителен к воздействиям различных факторов. Основными критическими периодами для зародыша и плода человека являются:

1. Конец предимплантационного периода и период имплантации (первая неделя после зачатия)

2. Период образования зачатков органов (органогенез) – 3-6 неделя беременности

3. Период плацентации – 9-12 неделя беременности

4. Период фетогенеза – 18-20 и 22-24 недели беременности, когда возникают качественные изменения в биоэлектрической активности головного мозга, рефлекторных реакциях, гемопоэзе, продукции некоторых гормонов и организм плода как бы переходит в новое качественное состояние.

Нормальное развитие плода может быть обеспечено при условии раннего наблюдения за течением беременности, состоянием здоровья женщины, условиями ее жизни, т.к. именно в первые недели беременности эмбрион наиболее чувствителен к различным воздействиям внешней и внутренней среды. Поэтому один из важнейших аспектов антенатальной охраны плода – по возможности более раннее взятие беременной на учет.

Диспансерное наблюдение за здоровьем беременной осуществляется женской консультацией. При проведении мероприятий по антенатальной охране плода и новорожденного необходима преемственность в работе между женскими консультациями и детскими поликлиниками. Патронажная медсестра детской поликлиники проводит за период беременности два дородовых патронажа к беременной женщине.

Первый дородовый патронаж осуществляется по возможности на ранних сроках (10 – 12 недель) беременности с целью установления тесного контакта между будущей матерью и персоналом детской поликлиники, обеспечения благоприятных условий жизни плоду.

При проведении патронажа медсестра знакомится с беременной женщиной, бытовыми и санитарно-гигиеническими условиями проживания, психологическим климатом семьи, собирает информацию о состоянии здоровья беременной, акушерском и семейном анамнезе, выявляя перинатальные факторы риска.

Во время беременности женщина должна категорически исключить употребление спиртных напитков, курение, прием каких бы то ни было лекарственных препаратов без консультации с врачом.

Рекомендуется ограничить жареное, жирное, соленое, копченое, острое, приправы, консервы, кофе, крепкий чай. В рационе желательны натуральные, свежеприготовленные блюда. Имеет значение ограничение продуктов, содержащих облигатные аллергены: мед, цитрусовые, клубника, малина, помидоры, красная рыба, яйца, шоколад. Особенно это важно для беременных, имеющих неблагоприятный аллергоанамнез.

Второй дородовый патронаж проводится обычно на сроке беременности 32-34 недели и его целью является, помимо контроля за состоянием здоровья беременной, выявление и решение ее проблем, подготовка молочных желез к лактации и проведение беседы, касающейся организации детской комнаты и приобретения детского "приданого".

Детская комната (уголок) должна находиться в светлом, сухом, хорошо проветриваемом помещении, где возможно проводить ежедневную влажную уборку (нет ковров, открытых книжных стеллажей). В этой комнате не должны жить животные. Детскую кроватку надо поставить в самом светлом месте комнаты, но не сквозняке. Матрац должен быть полужестким, обернут клеенкой и покрыт простынкой. Необходимо иметь пеленальный столик. Обычно им служит твердая поверхность детского комода для хранения белья.

Детские вещи желательно приобретать из натуральных тканей, приятных для глаз расцветок. На первое время достаточно будет иметь 10-12 тонких пеленок, 5-7 теплых пеленок, 5-7 тонких распашонок, 3-4 теплые распашонки, 5-7 ползунков, 2-3 чепчика, байковое и шерстяное одеяла, памперсы (для пользования ночью, на прогулке, при посещении гостей и т.п.), в зависимости от времени года легкий или теплый комбинезон, шапочку, носочки. Детские вещи хранят отдельно от белья взрослых, стирают отдельно, гладят с обеих сторон, регулярно кипятят. Для стирки желательно использовать детское мыло, при применении специальных детских стиральных порошков тщательно прополаскивать белье.

Желательно заранее приобрести детскую ванночку и коляску, детскую аптечку.

Она должна включать в себя:

1. стерильную вату и марлю

2. 3% раствор перекиси водорода

3. 70% и 95% спирт, спиртовые салфетки

4. перманганат калия

5. стерильное вазелиновое, растительное, оливковое масло (косметическое детское масло)

6. специальный детский крем

7. детскую присыпку

8. 5% спиртовой раствор йода

9. 2% раствор бриллиантового зеленого

10. специальные детские ножницы

11. термометры: медицинский, комнатный, водный

 

Возможно, понадобятся фитосбор для купания грудных детей, соски-пустышки, бутылочки, газоотводная трубка, резиновый грушевидный баллончик, интерферон, смекта.

Первые детские игрушки обязательно должны быть моющиеся (пластмассовые или резиновые), яркие, но однотонные, которые со 2-3 недели жизни ребенка будут подвешиваться на расстоянии 50-70 см, чтобы малыш мог их разглядывать.

При проведении патронажа медсестре необходимо справиться о самочувствии беременной женщины. В первую половину беременности у некоторых женщин могут отмечаться явления раннего токсикоза беременности, которые проявляются подташниванием, избирательностью в еде, обострением чувствительности вестибулярного аппарата, эмоциональной лабильностью.

Токсикоз первой половины беременности связан, как с гормональной перестройкой организма женщины, так и его адаптацией к процессу вынашивания плода. Легкие проявления раннего токсикоза физиологичны. В случае развития бурных клинических симптомов (тошнота, рвота, потеря аппетита, головокружение) необходимо обратиться за консультацией к врачу-гинекологу.

Во второй половине беременности у некоторых женщин могут развиваться проявления позднего токсикоза беременности (появление отечности, головные боли, связанные с повышением АД, появление в анализах мочи белка). Эти явления, в основном, связаны с избыточной нагрузкой на почки беременной, которым приходится очищать кровь и плода, и женщины. Любые проявления позднего токсикоза требуют консультации и постоянного наблюдения врача акушера-гинеколога.

При проведении первого дородового патронажа к беременной женщине необходимо провести беседу и дать рекомендации по режиму и диете беременной, наиболее благоприятных, как для здоровья женщины, так и для развития плода. Беременной желательно несколько снизить режим умственной и физической активности. Она должна полноценно отдыхать (сон 10 часов в сутки), избегать эмоциональных стрессов, психологического перенапряжения. Если работа беременной связана с какими-либо профессиональными вредностями, то как можно в более ранние сроки необходимо обратиться к администрации организации и временно перейти на другой участок работы.

Беременной очень важно остерегаться каких-либо инфекционных заболеваний, поэтому необходимо не контактировать с больными или носителями инфекции. В период эпидемий желательно не бывать в местах скопления людей.

Если беременность протекает без осложнений, то после консультации с врачом-гинекологом, можно рекомендовать легкие физические упражнения без поднятия тяжестей. Особенно полезна дыхательная гимнастика, упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса и промежности беременной. Рекомендуется больше бывать на свежем воздухе, совершать пешие прогулки (инсоляция нежелательна).

Одежда беременной желательна из натуральных тканей, свободного покроя, обувь на низком каблуке.

Очень важным моментом является поддержание внутренней психологической гармонии, необходимо черпать из окружающего мира максимум положительных эмоций. Многое здесь зависит как от самой беременной женщины, так и от ее семьи, коллег по работе. Поэтому, по возможности, стоит донести эту информацию и до ее близких.

Калорийность суточного рациона беременной женщины несомненно должна увеличиться в зависимости от срока на 20-50%. Очень полезны продукты, богатые животным белком, так как именно из аминокислот идет основное строительство клеток плода. Мясо-молочные продукты, рыба должны быть ежедневно в рационе беременной (мясо или рыба 200 граммов, творог 150 граммов, сыр 50 граммов, молоко или кисломолочные продукты 500 мл). Очень полезны так же продукты, богатые витаминами, растительной клетчаткой (свежие овощи и фрукты). Принимать пищу желательно чаще, небольшими порциями (не реже 4 раз в день). В первую половину беременности употребление жидкости не ограничивают. Во второй половине беременности жидкость и соль ограничиваются. Целесообразность применения поливитаминов и препаратов кальция необходимо обсудить с лечащим врачом.

Очень важным моментом проведения второго дородового патронажа является обсуждение с беременной женщиной вопроса подготовки молочных желез к лактации. За период беременности молочные железы увеличиваются в размерах, поэтому очень важно подобрать бюстгальтер, который бы не нарушал кровоснабжения железы. Во второй половине беременности у некоторых женщин возможно выделение из молочных желез молозивообразной жидкости. Это является физиологичным. Крайне важным моментом профилактики заболеваний молочной железы является тщательное соблюдение гигиенических правил ухода за ней. Улучшает кровообращение ткани молочной железы, а значит и ее трофику душ, массаж, которые могут быть рекомендованы.

Сестринские вмешательства:

  1. При проведении первого и второго дородового патронажа восполнить дефицит знаний у беременной в вопросах организации рационального питания, режима и распорядка дня, характера физической нагрузки, рациональной одежды, приобретения детских вещей, аптечки, организации детской комнаты, способах стимуляции лактации
  2. Провести беседу с беременной о необходимости избегать стрессовых ситуаций, контактов с инфекционными больными, табакокурения и употребления алкогольных напитков, возможных профессиональных вредностях
  3. При возникновении у беременной физиологических или психологических проблем срочно обратиться за помощью к врачу-гинекологу
  4. Осуществлять контроль за регулярным посещением беременной женщиной женской консультации

Вопросы по теме:

  1. Назовите сроки эмбрионального, раннего и позднего фетального периодов развития плода
  2. Что такое тератогенный фактор?
  3. Назовите сроки органогенеза
  4. Укажите сроки и задачи первого и второго дородовых патронажей к беременной
  5. Перечислите возможные проблемы беременной
  6. Дайте рекомендации беременной по питанию и организации режима дня
  7. Расскажите о подготовке детской комнаты и детской аптечки

 

Лекция № 2

Неонатальный период

Новорожденный – ребенок в возрастном периоде с момента рождения, первого вдоха и перевязки пуповины до окончания адаптации организма к новым условиям внеутробной жизни (28 дней).

Главная особенность периода новорожденности – переход ребенка в первые минуты жизни от внутриутробных к внеутробным условиям существования.

Период новорожденности характеризуется рядом морфологических, функциональных и биохимических изменений, возникающих при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания. Изменяется кровоток, включается малый круг кровообращения: запустевают пупочные сосуды, закрывается венозный проток (аранциев проток, соединяющий пупочную и воротную вену), сообщение между предсердиями, артериальный (боталлов) проток – между легочной артерией и аортой, активизируется кровоснабжение печени, функция иммунной системы, включаются в действие механизмы терморегуляции. Происходит принципиальная замена питания ребенка. Если до рождения плод получал питательные вещества через плаценту, то после рождения основной путь их поступления – пероральный, с молоком матери. Одновременно формируются выделительные функции. В период новорожденности происходит адаптация метаболических процессов, что занимает продолжительное время.

Приспособление ребенка к окружающей среде происходит постепенно. Функции основных органов и систем находятся а состоянии неустойчивого равновесия, в связи с чем некоторые физиологические процессы могут легко переходить в патологические. Слабо выраженная иммунологическая защита ведет к повышенной заболеваемости новорожденных тяжелыми септическими и токсико – септическими заболеваниями. Поэтому до приобретения ребенком собственного местного и общего иммунитета естественное вскармливание, асептика и антисептика являются решающими в борьбе за снижение неонатальной заболеваемости и смертности. Одна из особенностей неонатального периода – наличие у ребенка так называемых пограничных (парафизиологических) состояний, связанных с первичной адаптацией его к окружающей среде.

В зависимости от гестационного возраста новорожденный может быть доношенным (при сроке беременности 37-42 недели), недоношенным (менее 37 недели) и переношенным (более 42 недели). Кроме того, по степени зрелости, т.е. по функциональному состоянию органов и систем, способных обеспечить внеутробное существование, новорожденных делят на зрелых и незрелых.

Доношенному новорожденному свойствен определенный комплекс морфофункциональных признаков:

  • масса тела 2700 – 4000 г, (более 2500г)
  • длина тела 46 – 53 см (более 45см)
  • окружность головы 34 – 36 см
  • окружность груди 32 – 34 см
  • пропорции тела: высота головы 25% от длины тела (у взрослых 12-13%), длина ноги – 40% от длины тела (у взрослых 50%)
  • бархатистая розовая кожа, покрытая первородной смазкой и незначительным количеством пушковых волос (лануго)
  • хорошо выраженная подкожная основа
  • пупочное кольцо расположено между мечевидным отростком грудины и лобком, что соответствует средней точке тела
  • кости эластичные, голова может быть вытянута, туловище и конечности короткие, одинаковые по длине,
  • большой родничок открыт, малый родничок может быть открыт или закрыт, боковые закрыты
  • грудная клетка имеет вид усеченного конуса
  • физиологичная частота дыхательных движений – 40-60 в минуту,
  • частота сердцебиений – 140 – 160 в минуту,
  • артериальное давление – 70/35,
  • у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими.

· гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза.

· незрелостью головного мозга новорожденного

· беспорядочные, хаотичные, не носящие целевого характера движения

· при рождении у детей имеются только безусловные рефлексы, такие как: сосательный, глотательный, кашлевой, дефекации и др.

· из–за преобладания процессов торможения над процессами возбуждения в коре головного мозга, сон новорожденного составляет около 20 – 22 часов в сутки

· незрелость желудочно – кишечного тракта новорожденного (низкая ферментативная активность, слабость гладкой мускулатуры может приводить к функциональным расстройствам пищеварения, срыгиваниям.

· частота дефекаций у новорожденных составляет, в среднем, 3-4 раза в сутки, частота мочеиспусканий - 20-25 раз в сутки.

Необходимо отметить, наблюдающийся у новорожденных гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза.

Для комплексной оценки функционального состояния новорожденного используют шкалу Апгар.

 

Признак О    
Частота сердечных сокращений Отсутствует 100 и меньше в 1 минуту Больше 100 в 1 минуту ЧСС - 120 – 140
Глубина дыхания Отсутствует Аритмичное, крик слабый ЧДД менее 40 Нормальная, крик громкий ЧДД - 40 -60  
Мышечный тонус Отсутствует Гипотонус мышц Гипертонус мышц   Слегка приближен к гипертонусу, «флексорная» поза
Состояние рефлексов Введение носового катетера Сосательный Глотательный Отсутствует Слабо выражены (гримаса) Чихание, кашель
Окраска кожных покровов Синюшная или бледная Розовое туловище, Цианоз рук и ног Розовая

 

Суммарная бальная оценка проводится через 1, 5 и 30 минут после рождения ребенка. Оценка складывается из суммы цифровых показателей всех пяти признаков, каждый из которых максимально может дать 2 балла. При показателе по шкале Апгар 8-10 баллов состояние новорожденного хорошее, 6-7 баллов – удовлетворительное, легкая степень асфиксии 4 – 5 баллов – асфиксия средней тяжести, 1-3 балла – тяжелая асфиксия. В случае выявления средней тяжести или тяжелого состояния у новорожденного немедленно приступают к лечебным мероприятиям.

Первичный туалет новорожденного.

Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. В момент рождения головы акушерка проводит отсасывание содержимого из ротовой полости и верхней части глотки (с целью пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...