Измерение артериального давления у детей
Цель: диагностическая, оценка деятельности сердечно-сосудистой системы.
Показания: нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем, контроль состояния по назначению врача.
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.
Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.
Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.
Оснащение:
- Тонометр
- Фонендоскоп
- Ручка
- Температурный лист или лист наблюдения
Последовательность действий медсестры:
- Вымойте руки.
- Удобно усадите или уложите ребёнка.
- Уложите руку ребёнка в расслабленном состоянии на опору (стол, кровать) ладонью кверху.
- Наложите манжетку на обнажённое плечо на 2 см выше локтевого сгиба так, чтобы между нею и поверхностью плеча мог пройти указательный палец.
- Поставьте фонендоскоп на область локтевой ямки в месте прохождения артерии.
- Закройте вентиль на груше и накачивайте воздух в манжетку, фиксируя момент, когда в сосуде исчезнет звук пульсации крови.
- Откройте вентиль и постепенно выпустите воздух из манжетки.
- Заметьте цифру на шкале в момент появления первого звукового тона, что соответствует величине систолического (максимального) давления
- Продолжайте выпускать воздух из манжетки, заметив цифру на шкале в момент исчезновения тона, что соответствует величине диастолического (минимального) давления.
- Запишите показания в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе – диастолическое)
Примечание:
- Для определения АД аускультативным методом используют возрастные манжетки: ширина её должна составлять половину окружности плеча ребёнка. При отсутствии их используют стандартную манжету шириной 13 см, но с обязательной коррекцией величины АД по специальной таблице.
- АД рекомендуется измерять в одни и те же часы, после 10-15- минутного отдыха на правой руке (первый раз на обеих руках) трёхкратно с интервалом в 3 минуты, каждый раз полностью выпуская воздух из манжетки.
- Предпочтительнее располагать манжетку на уровне сердца.
- Иногда у детей раннего возраста измеряют АД пальпаторным методом, который определяет только систолическое давление по моменту появления пульса на артерии при выпускании воздуха из манжеты (величина систолического давления при этом на5-10 мм.рт.ст. ниже величин, получаемых аускультативным методом).
- Ориентировочный уровень максимального АД:
у детей первого года жизни 70 + п, п – месяц жизни;
у детей более старшего возраста: 80 + 2П, гдеП – год жизни
(допустимые колебания + 15)
Минимальное АД составляет 2/3 – 1/2 максимального.
- АД следует измерять и на ногах. Манжета должна захватывать примерно 2/3 бедра:
ребёнка укладывают на живот, манжету накладывают на среднюю треть бедра, на 3 см
выше надколенника, фонендоскоп ставят на подколенную ямку (место расположения подколенной артерии).
Показатели АД на верхних конечностях примерно на 10 мм ниже, чем на нижних.
- В процессе измерения АД у детей дошкольного и школьного возраста не следует называть, а тем более комментировать величины АД, т.к. это может стать причиной тягостных переживаний пациента.
Манипуляция № 16
Использование кувеза для ухода за недоношенным новорождённым
Цель: сохранение жизни, выхаживание недоношенного новорождённого
Показания: незрелость органов и систем ребёнка, тяжёлое состояние.
Противопоказания: нет.
Техника безопасности:
- строгое соблюдение правил работы кувеза,
- постоянное наблюдение за состоянием ребёнка
- ребёнка следует немедленно извлечь из кувеза, если прозвучал сигнал отключения электропитания.
- нельзя устанавливать кувез вблизи источников отопления и необходимо ограждать его от воздействия солнечных лучей во избежание перегрева ребёнка
- в помещении, где находится кувез, нельзя, пользоваться источниками открытого огня, т к. может быть повышение концентрации кислорода в воздухе.
- нельзя прикасаться руками, запачканными любым жиром (маслом, вазелином и др.) к дозиметру кислорода, редуктору, кислородному баллону
- медперсонал не имеет права своими силами устранять какие-либо неисправности в работе кувеза.
Основные правила работы:
- Право на работу имеет только специально подготовленный персонал, прошедший необходимую теоретическую и практическую подготовку.
- Приступать к эксплуатации кувеза можно лишь при полной гарантии его технической исправности и стерильности.
- Мед. персонал осуществляет непрерывный контроль и регуляцию температуры и влажности воздуха, концентрации кислорода, следит за поведением и общим состоянием младенца, осуществляет уход, кормление ребёнка, выполняет лечебные процедуры, не изменяя при этом параметры микроклимата в кувезе.
- Концентрация кислорода в кувезе поддерживается на уровне 30-40% (Более высокая концентрация кислорода может вызвать развитие необратимой слепоты из-за поражения сетчатки глаз)
- Относительная влажность воздуха в первые сутки 90 – 100%, далее снижается до 60-65%.
- Температура воздуха регулируется с учётом температуры тела новорождённого (оптимальным температурным режимом является режим, при котором удаётся поддерживать температуру тела в пределах 36,5 - 37ْ С и исключать перегревание и переохлаждение ребёнка).
- Кувез следует дезинфицировать каждые 3-4 дня, переводя при этом ребёнка в другой кувез.
- После дезинфекции кувез проветривают непрерывной принудительной вентиляцией в течение 16-24 часов.
- Длительность пребывания недоношенного ребёнка в кувезе определяется его состоянием, функционированием различных органов и систем, но обычно не превышает 5-6 дней.
Манипуляция № 17
Дородовый патронаж
Участковая медсестра детской поликлиники посещает в течение беременности здоровую женщину 2 раза, при неблагоприятном течении беременности, при наличии у неё соматических заболеваний или неблагополучных бытовых условий –3 раза
Первый дородовый патронаж (сразу после постановки беременной на учёт в женской консультации).
Цель: сбор информации о состоянии здоровья беременной женщины и членов её семьи и условиях ее труда и быта.
Показания: дородовый патронаж осуществляетсявсех беременных, вставших на учёт в женской консультации.
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: отсутствие информации о важности дородового патронажа.
Подготовка пациентки: установление психологического контакта с беременной
Оснащение:
- Карта дородового патронажа
Последовательность действий:
1. Получив сведения о появлении беременной на своём педиатрическом участке, посетите её по месту жительства.
- Представьтесь, познакомьтесь с беременной женщиной, постарайтесь наладить с ней психологический контакт.
- Соберите информацию о семейном положении беременной женщины, состоянии здоровья её и будущего отца, родственников с обеих сторон (наличие или отсутствие у них хронических соматических, психических и наследственных заболеваний), условиях жизни и труда (профессиональные вредности) беременной женщины, психологическом климате в семье, наличии возможных вредных привычек у будущих родителей.
- Соберите информацию о количестве, протекании и исходе предыдущих беременностей (если они были): предшествующие выкидыши, аборты, рождение детей. Состояние здоровья у имеющихся детей. Течение настоящей беременности: наличие токсикоза, перенесенных заболеваний во время данной беременности. Выявите факторы риска.
- Дайте советы по организации режима дня, рационального питания, необходимости достаточного пребывания на свежем воздухе, полноценного ночного сна, профилактике инфекционных заболеваний.
- Заполните «Карту дородового патронажа».
Второй дородовый патронаж.
Цель: подготовить беременную женщину к рождению ребенка, к кормлению грудью и уходу за ребенком.
Показания: начало дородового отпуска (32-34 недели беременности).
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: отсутствие беременной женщины дома на момент проведения патронажа, негативное отношение к проведению патронажа.
Подготовка пациентки: психологическая подготовка беременной к рождению будущего ребёнка
Оснащение:
- Карта дородового патронажа
Последовательность действий:
- Соберите информацию о течении беременности за время, прошедшее после первого дородового патронажа: наличии тяжелых токсикозов, перенесенных заболеваниях, выполнении назначений врача (соблюдение режима жизни, характера питания).
- Соберите информацию о, психологическом климате в семье, подготовке к рождению ребенка.
- Обучите будущую маму уходу за молочными железами, подготовке к лактации, профилактике мастита, организации уголка для новорожденного ребенка.
- Пригласите будущую маму в «Комнату здорового ребенка» для занятий в «Школе молодой матери».
- Дайте советы по организации режима жизни, рационального питания, правильного выбора одежды и обуви.
- Заполните «Карту дородового патронажа».
- Проведите беседу с родственниками о значении психологического климата в семье.
Третий дородовый патронаж
Проводится с целью контроля протекания беременности при ее неблагоприятном течении, контроля состояния беременной женщины с тяжелыми соматическими заболеваниями, контроля ликвидации выявленных проблем на любом сроке беременности.
Манипуляция № 18
Воспользуйтесь поиском по сайту: