Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4.2. Философская аксиология




Понятие ценности. Понятия ценности и истины как форм выражения разных типов отношений. Вера в ценность научной истины как продукт эпохи. Ценность и полезность. Совпадение и расхождение ценностей и утилитарной оценки. Ценность и удовольствие.

Становление ценностного отношения. Преобразование избирательного отношения животного в ценностную ориентацию человека. Процесс аксиогенеза как процесс субъектогенеза. Групповая форма субъектности в первобытном обществе. Синкретический характер архаических ценностей. Разложение первобытной общины и выделение индивидуального субъекта. Появление модификаций ценностного сознания.

Правовые ценности. История возникновения права. Специфика правового регулирования. Государственная власть как власть отчужденная. Общественный порядок как основная юридическая ценность государства. Права, регламентирующие меру свободы и несвободы личности в данной социальной системе. Законопослушание как ценность. Преступность как антиценность.

Политические ценности как результат разделения социума на социальные группы. Политические ценности, вырастающие из эмоционального восприятия индивидом интересов и идеалов общности: патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина. Сверхличностность политических ценностей. Значение политических ценностей для укрепления единства общности, разрушение ими единства макрообщности. Соотношение политических и общечеловеческих, политических и правовых ценностей. Разрушение старой правовой системы новым властвующим классом.

Религиозные ценности, чисто религиозное и общечеловеческое в них. Притязания религиозного сознания на обладание абсолютными общечеловеческими истинами. Свобода вероисповедания и свобода совести. Проблемы преодоления межконфессиональных различий. Идеи духовно-религиозного «всеединства». Возможности идеологического единства на социальной основе.

Нравственные ценности: добро, благородство, справедливость, самоотверженность, альтруизм и т.д. Утверждение ценности человека как человека, а не как члена социальной группы. Ценность внутреннего импульса, духовной мотивации поступка. Отличие нравственной оценки от утилитарной. Золотое правило нравственности. Совесть как духовное орудие нравственной оценки. Любовь как стремление к достижению единства с другим человеком. Уважение как признание самоценности другого человека. Долг как проявление уважения к самому себе. Противоречия ценностей индивида и коллектива. Свобода личности и коллективизм.

Экзистенциальные (смысложизненные) ценности. Проблемы смысла жизни, вытекающие из экзистенции – движения от рождения к смерти. Эвдемонизм, гедонизм, ригоризм. Проявление экзистенциальных ценностей в бытии эпохи, народа, класса и т.д. Смысложизненные ценности в искусстве, религии, нравственности, идеологии. Поиски универсального общечеловеческого смысла жизни. Ценность жизни и ценность смерти. Трансцендентный и имманентный подход к смыслу жизни.

Художественная ценность как интегральное качество произведения искусства. Сочетание эстетических, нравственных, политических, религиозных, экзистенциальных ценностей. Апологетика «чистого», т.е. эстетического искусства. Инвариантные признаки художественности.

Патриархальная и матриархальная системы ценностей. Ценности феминистского движения. Ценностные доминанты мужчин и женщин как выражение потребностей биологических и социальных систем в двух механизмах: регулирующем отношении со средой (динамизм, обновление, изобретение новых видов деятельности) и регулирующем внутреннее состояние системы (стабильность, покой, порядок, гармония, традиция).

Ценность личностного начала, отдельности, отделенности и свободы человека. Трагедия индивидуализма и эгоизма. Противоположное стремление к потере индивидуальности, слитности с народом, Богом, Космосом, соборности. Поиск путей органического соединения ценностей и прав личности с ценностями и правами человечества.

Иерархия ценностей как динамическая структура. Смена ценностных доминант в истории человечества и взрослении и развитии человека.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

6.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

направление подготовки – 050700, специальное дефектологическое образование

профиль «дошкольная дефектология»

№ п/п Название модуля, темы Количество часов Соотношение текущего и итогового контроля
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа Текущий контроль Итоговый контроль Всего  
Лекции Семинары
  Что такое философия. Онтология              
1.1 Философия. Круг ее проблем и роль в обществе              
1.2 Философия бытия. Диалектика бытия              
1.3 Философия сознания              
  Философия познания              
2.1 Как человек познает мир              
2.2 Философия науки              
  Социальная философия              
3.1 Философия общества              
3.2 Философия истории. Будущее человечества              
  Философия человека и его ценностей              
4.1 Философская антропология              
4.2 Философская аксиология              
ИТОГО              

 

6.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

направление подготовки – 050700, специальное дефектологическое образование

профиль «логопедия» (на базе СПО)

№ п/п Название модуля, темы Количество часов Соотношение текущего и итогового контроля
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа Текущий контроль Итоговый контроль Всего  
Лекции Семинары
  Что такое философия. Онтология              
1.1 Философия. Круг ее проблем и роль в обществе              
1.2 Философия бытия. Диалектика бытия              
1.3 Философия сознания              
  Философия познания              
2.1 Как человек познает мир              
2.2 Философия науки              
  Социальная философия              
3.1 Философия общества              
3.2 Философия истории. Будущее человечества              
  Философия человека и его ценностей              
4.1 Философская антропология              
4.2 Философская аксиология              
ИТОГО              

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Модуль I. Что такое философия. Онтология

Лекция – 1.1

Вопросы для самостоятельного изучения (конспектирования или написания эссе)

1. Философия как особая форма общественного сознания. Философия и мировоззрение.

2. Основные типы философии. Этапы развития философского знания.

3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.

4. Возникновение философии и изменение ее предмета в истории человечества.

5. Значение философии для общества, ее основные функции. Философия и педагогика.

6. Структура философии

7. Понятия бытия, материи, сознания, субстанции, субстрата.

8. Мифологические, религиозные, научные и философские картины мира.

9. Альтернативные способы понимания единства мира в восточной и западной философии, материализме и идеализме.

10. Проблемы изменчивости бытия. Философское понятие движения. Виды движения.

11. Диалектика, метафизика и релятивизм. Их исторические формы.

12. Детерминизм и индетерминизм в истории философии.

13. Социальные пространство и время. Психологические пространство и время.

14. Классические и неклассические трактовки бытия.

15. Проблема единства и многообразия мира в истории философии.

16. Философские проблемы движения, пространства и времени.

17. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы, законы и категории диалектики.

18. Религиозные, научные и философские картины мира.

19. Понятие закона. Законы природы и общества

20. Объяснение феномена сознания и его происхождения в истории философии.

21. Структура сознания.

22. Феномен бессознательного. Основные концептуальные подходы.

23. Сознание и самосознание

24. Мышление и язык.

Терминологический минимум

Мировоззрение, философия, мифология, религия, основной вопрос философии, метод, онтология, гносеология, социология, этика, эстетика, антропология, аксиология, космоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, аксиология, праксеология, рационализм, иррационализм.

Бытие, небытие, пустота, хаос, Брахман, Дао, становление, субстанция, субстрат, модус, материя, сознание, материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, эклектика, пантеизм, деизм, первотолчок, гилозоизм, панпсихизм, движение, развитие, прогресс, виды движения, диалектика, метафизика, механицизм, релятивизм, фатализм, волюнтаризм, детерминизм, индетерминизм, закон, причинность, динамические и статистические закономерности, пространство, время, субстанциональный подход, реляционный подход, изотропность

Ощущение, чувства, мышление, экстравертированность, интравертированность, самосознание, бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, язык, символ, интенциональность.

Литература к модулю I

1. Абрамова Н.Т., Воронин А.А., Михайлов Ф.Т. Самосознание и культура. – М.: Наука, 2009.

2. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс – Традиция, 2009.

3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европ. философии и науке.- М.: Прогресс – Традиция, 2006.

4. Гроф С. Области человеческого бессознательного: данные исслед. ЛСД. – М.: Изд-во Трансперсон. ин-та, 1994.

5. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед. внутр. мира. – М.: Ин-т трансперсон. психологии: Изд-во ин – та психотерапии, 2001.

6. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования: учеб. пособие для пед. Спец. – М.: Логос, 2001.

7. Духавнева А.В., Столяренко,Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования– Ростов н / Д.: Феникс, 2000.

8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: рационализм и материализм 21 века. – СПб и др.: Питер, 2007.

9. Космологические произведения в книжности Древней Руси/ Ин-т философии РАН. – СПб.: МiРЪ. Ч.1: Тексты геоцентрической традиции, 2008.

10. Ксенофонтов В.Н. Мир как состояние общества: учеб. пособие.- М.: РАГС, 2009.

11. Леонтьев А.Н. Эволюция психики: Избр. психол. тр./ А.Н.Леонтьев. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и специальностям "Психология", "Клин. психология". – М.: Смысл: Academia, 2004.

13. Маркс К. О диалектическом и историческом материализме: сборник / К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. – М.: Политиздат, 1984. – С. 83-94.

14. Мирская Л.А. Карл Густав Юнг.- М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2006.

15. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания.- М.: Территория будущего, 2007.

16. Прист С. Теории сознания. – М.: Идея-пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000.

17. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. Юнг К.Г. О природе психе. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2002.

18. Тайны сознания и бессознательного: хрестоматия / сост. К.В.Сельченок. – Минск: Харвест, 1998.

19. Фрейд З. Избранное: в 2 т. – М.: Моск. рабочий, 2000.

20. Хакен Г. Тайны природы: синергетика: учение о взаимодействии.- М.: Ин-т компьютер. исслед., 2003.

21. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1996.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...