Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Куми-дайко - новая жизнь традиционного японского барабана




Термин "тайко" (taiko) относится к самим барабанам и к одной из разновидностей ударной музыки. Дословно тайко переводится как большой (пузатый) барабан. (Термин дайко (daiko) используется для группы барабанов). Существование тайко в японской истории насчитывает 14 веков: этот почтенный возраст подтверждается ханива (глиняной скульптурой) барабанщика пятого века и поэмами и картинами седьмого века. Хотя, логичнее считать, что, как и у других народов, ударные были первыми музыкальными инструментами на самых ранних этапах истории жителей японских островов, тогда возраст японских барабанов - около двух тысяч лет. Весьма вероятно, что барабаны тайко были изначально завезены из Китая или Кореи вместе с волнами культурного влияния, периодически накатывавшимися между третьим и девятым веком на японские острова. После десятого века этот культурный обмен прервался, и дальнейшая эволюция барабана тайко проходила только за счет труда и таланта японских ремесленников, породив уникальный японский инструмент.

Важную роль тайко играют в японских религизных обрядах. В давние времена в каждой деревне был сигнальный барабан. Простыми комбинациями ударов тайко передавались сигналы о надвигающейся опасности или общих работах. Имитируя барабаном рокот грома, крестьяне призывали дождь в засушливые сезоны. Благодарные жители считали, что в тайко живет божество и подает им полезные советы и указания. Естественно, играть на тайко могли только самые уважаемые и просветленные из жителей. С укреплением основных религиозных учений эта функция перешла к служителям синто и буддизма, а тайко стали храмовыми инструментами. В результате играть на тайко стали только в особых случаях и только барабанщики, получившие на это благословение священников. В церемониальных целях обычно использовался один, реже – два тайко. Деревенские синтоистские праздники проходили под рокот тайко и, эти традиционные ритмы легли в основу композиций, исполняемых современными группами тайко-барабанщиков.

Достоверно известно, что одно из самых ранних назначений тайко было военное. Гром барабанов во время атак использовался для устрашения противника и вдохновления своих войск на битву. Позже, к пятнадцатому веку, барабаны стали инструментом для подачи сигналов и передачи сообщений в ходе сражения. На живописных свитках того времени изображен воин, на спине у которого укреплен тайко на специальной раме, а два других воина бьют каждый по своей стороне барабана. В военных целях использовались тайко стиля нагадо (nagado) и окедо (okedo).

Помимо военных, тайко всегда использовались и в эстетических целях. Музыка в стиле гагаку (gagaku) появилась в Японии в период Нара (697 – 794) вместе с буддизмом и быстро привилась при императорском дворе как официальная. Для исполнения гагаку использовались элегантные и богато украшенные тайко таких типов как: какко, сан-но-цузуми, дадайко (kakko, san - no - tsuzumi, dadaiko) и другие. Одиночный тайко входит в состав группы инструментов, сопровождающих представления театров Но и Кабуки.

Типы барабанов

Все тайко можно разделить на 2 большие группы: бe-дайко (byou-daiko), у которого кожа(мембрана) закреплена гвоздями и тембр не изменяется, и cиме-дайко (shime-daiko), у которого кожа натягивается при помощи шнуров или винтов и тембр можно настраивать. Корпуса традиционных бe-дайко выдалбливают из цельных кусков дерева. Чаще всего, используется древесина кеяки (дзельква, родственник вяза), которая отвечает самым строгим требованиям барабанных мастеров: необходимой прочностью, тембром звучания, прекрасным рисунком и фактурой древесины. Для изготовления более дешевых тайко используется конский каштан и камфорное дерево. Поскольку для изготовления корпуса бe-дайко необходимы цельные куски дерева большого диаметра, возраст таких деревьев составляет не менее двухсот лет, а дереву из которого был сделан самый большой в истории одайко-гигант было около 1200 лет. Зато при правильном уходе корпуса "живут" сотни лет. Кожа для барабанов тайко, как правило выделывается из коровьих шкур по технологии составляющей фирменный секрет производителя.

Самый популярный у современных исполнителей – нагадо-дайко (nagado-daiko) – барабан, у которого длина корпуса больше диаметра мембраны. Нагадо часто используют на традиционных праздниках и в храмах. У этого барабана характерный низкий вибрирующий голос. В зависимости от диаметра корпуса нагадо-дайко носят различные названия, так барабан диаметром больше 3 сяку (около 90 сантиметров) называется одайко (odaiko) – большой толстый барабан. Одайко как правило, устанавливается на подставке горизонтально и, на нем играют 2 барабанщика: один играет ритм, другой - соло. Хира-дайко (hira-daiko), барабан с коротким корпусом, также часто входит в состав групп куми-дайко, особенно его разновидность с большим диаметром. Этот барабан, хоть и дешевле, своим низким красивым голосом похож на нагадо-дайко, но длительность его звучания меньше из-за короткого корпуса.

Симе-дайко (shime-daiko) – разновидность барабанов, натяжение кожи которых регулируется шнурами (в настоящее время также болтами). По всей видимости, в отличие от бe-дайко, пришедшего из Китая или Кореи, симе-дайко – изобретение японских мастеров. У этого барабана 2 кожаные мембраны, которые пришиты к стальным обручам и пришнурованы к корпусу шнуром. Регулировка тембра производится при помощи второго шнура, накрученного вокруг первого. Название симе-дайко относится также к небольшому барабану со шнурами, который используется в театре Но и Кабуки, группами куми-дайко, его еще называют вадайко (wadaiko).

Тайко-чемпион

Самый большой в мире барабан, который зарегистрирован в книге рекордов Гиннеса, находится в городке Цудзуреко. С давних времен жители городка делятся на 2 группы ("верхний город" и "нижний город"), которые соревнуются между собой. Все началось с того, что эти команды соревновались кто лучше проведет ритуал для повышения урожая, а теперь их главным состязанием стало проведение военно-исторических фестивалей и парадов, в которых одна команда выступает в костюмах клана Токугава, а другая - Тоeтоми. Для проведения фестиваля по заказу команды нижнего города в 1986 году был изготовлен тайко диаметром 3,71 метра и весом 3 тонны. В ответ по заказу нижнего города в 1992 году был изготовлен барабан диаметром 4,52 метра и весом 3,5 тонн. В промежутках между праздниками тайко-гиганты хранятся в местном "Музее Большого Барабана" (The Great Drum Museum), коллекция которого, помимо гигантов, насчитывает в общей сложности более 150 барабанов со всего мира.

В настоящее время словом "тайко" принято также называть групповую игру барабанщиков куми-дайко (kumi-daiko). Современный стиль игры на тайко сформировался в начале пятидесятых годов прошлого века и стал пользоваться в Японии настолько большой популярностью и спросом, что количество групп по некоторым данным достигло пяти тысяч.

 

 

50. Саймон Райт (Dio)

49. Инго Швихтенберг (Helloween)

48. Чарли Уоттс (Rolling Stones)

47. Джоуи Джордисон (Slipknot)

46. Джим Келтнер (George Harrison, Travelling Wilburies)

45. Клайв Бурр (Iron Maiden)

44. Винни Эппис (Black Sabbath, Dio)

43. Джо Крамер (Aerosmith)

42. Мэтт Сорум (G`n`R)

41. Эрик Карр (Kiss)

40. Пол Хэммонд (Atomic Rooster)

39. Пэт Мастелотто (King Crimson, KTU)

38. Эрик Сингер (Alice Cooper, Kiss)

37. Джин Хоглан (Dark Angel, Death, Strapping Young Lad)

36. Винни Пол (Pantera)

35. Джеф Капителли

34. Гай Эванс

33. Дэйв Гролл (Nirvana, Quenn of the Stone Age)

32. Микки Ди (Motorhead / King Diamond)

31. Дэйв Холланд (Judas Priest)

30. Дон Брюрер (Grand Funk Railroad)

29. Томми Олдридж (Whitesnake, Ozzy)

28. Мик Такер (Sweet)

27. Митч Митчелл (The Jimi Hendrix Experience)

26. Денни Кармасси (Montrose)

25. Майк Террана (Rage)

24. Винни Колайута (Frank Zappa)

23. Фил Рад (Ac/Dc)

22. Ули Куш (Helloween, Masterplan)

21. Рик Ален (Def Leppard)

20. Роджер ТАйлор (Queen)

19. Рэнди Кастилло (Lita Ford, Ozzy, Motley Crue)

18. Ли Керслэйк (Uriah Heep)

17. Ник Мейсон (Pink Floyd)

16. Фил Коллинз (Genesis)

15. Ринго Старр (Beatles)

14. Джинер Бейкер (Cream)

13. Алекс Ван Хален (Van Halen)

12. Нико Макбрейн (Iron MAiden)

11. Нил Перт (Rush)

10. Ларс Ульрих (Metallica)

9. L'qd Ломбардо (Slayer)

8. Билл Уорд (Black Sabbath)

7. Мак Портной (Dream Theater)

6. Кози Пауэлл (Rainbow, Black Sabbath, MSG)

5. Билл Бруфорд (Yes, King Crimson)

4. Кит Мун (The Who)

3. Карл Палмер (ELP, Asia)

2. Иэн Пейс (Deep Purple)

1. Джон Бонэм (Led Zeppelin)

 

Типы барабанов

Большой барабан (турецкий барабан) — двухсторонний, реже односторонний. На нём играют массивной колотушкой с мягким наконечником; звук его — сильный, глухой и низкий. Кроме колотушки иногда используют палочки, метёлочки и др. Главное назначение большого барабана — одиночные удары (от pianissimo до подобного громовым разрядам fortissimo). Европейскими композиторами большой барабан сначала применялся в военном оркестре; с начала XVIII века — в оперном. Предшественник большого — турецкий барабан, применявшийся в «янычарской музыке». Большой барабан зачастую используется для её имитации.

Малый барабан — с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (4-10 в концертном и до 18 — в джазовом барабане), которые придают звуку сухой рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок. При отключении струн специальным рычажком этот характерный треск исчезает. Основной приём игры — дробь, быстрое тремоло. Играют на нём двумя деревянными палочками с утолщениями на концах. В джазе применяются также удары по ободу, игра пальцами, ладонями обеих рук. Используют набор малых барабанов различных размеров, при игре — ставят на подставки (в духовом оркестре (на марше) — носят на ремне на уровне пояса). В оперный и симфонический оркестры малый барабан введён в XIX веке; часто используется в военных сценах. Сегодня — ведущий инструмент ритмической группы джаза.

Пионерский барабан аналогичен ему, но ещё меньшего размера.

Бас-барабан, имеет размер немного меньший, чем большой (концертный) барабан — 20-22"(50-56 см).

Там-там (гонг) - выпуклый бронзовый диск. Не путать с том-томом, цилиндрическим барабаном без струн.

Еще немного о...

  • Mалом барабане и том-томах (Snare Drum & Tom-toms)

Глядя на стандартную установку, вероятно, многие думают, что том-томы это самые обычные барабаны, но не всё так просто. Происходят том-томы из Африки и по-настоящему их называли тамтамы. Использовали их звук аборигены для того, чтобы привести племена в боевую готовность, передать важное сообщение, а также для исполнения обрядовой музыки. Изготавливались барабаны из полых стволов деревьев и шкур животных. И самое интересное то, что африканцы создали различные образцы ритмических рисунков, многие стали основой для различных стилей музыки, которые мы исполняем сегодня.

Когда греки попали в Африку, приблизительно две тысячи лет до н.э. они узнали об африканских барабанах и были очень удивлены мощным и сильным звучание том-томов. Некоторые барабаны они увезли с собой, но не нашли для них особого применения, использовали барабаны не очень часто. Некоторое время спустя, Римская Империя повела борьбу за новые земли. Приблизительно 200 лет до н. э., войска римлян вторглись в Грецию и Северную Африку. Они также узнали про африканские барабаны и в отличие от греков, действительно нашли применение для барабанов. Их стали использовать в военных оркестрах. Но в то же время, используя африканские барабаны, европейцы не использовали их ритмы, так как не имели такого чувства ритма, которое было развито у Африканцев в их музыке. Времена переменились, для Римской империи настали плохие времена, она рухнула, и многочисленные племена варваров вторглись в Империю.

  • Бас барабане (Bass Drum)

Это самый большой, низкозвучащий и поставленный вертикально барабан, который является основой для всех ритмов, можно сказать фундаментом. С его помощью формируется ритм, он является отправной точкой для всего оркестра (группы), и для всех других музыкантов. Мы должны быть благодарны за такой инструмент Индусам и Туркам, которые давно использовали его в своей практике. Приблизительно в 1550 году бас барабан попадает в Европу из Турции. В те времена турки имели большое царство и их торговые маршруты пролегали мо всему миру. Военные оркестры турецкой армии использовали в музыке большой барабан. Его мощный звук покорил многих, и стало модно использовать этот звук в музыкальных произведениях, и таким образом барабан распространился по всей Европе и покорил её.

 

 

Барабан — ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов.

Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны (сейчас используются пластиковые мембраны). Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.

Слово «барабан» имеет, вероятно, тюркские корни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...