Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Дисциплина: "философия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: « Аристотель как представитель античной философии»

 

Ф.И.О. студента: Голубева Виктория Сергеевна

Направление подготовки: 15.03.01. «Машиностроение»

Шифр студента:160205

Дата выполнения работы: 15.06.17.

Руководитель работы: Безлепкин Н.И.

 

Санкт-Петербург

Содержание.

1.Титульный лист 1

2.Содержание 2

3.Введение 3

4.Жизнь Аристотеля. 4

5. Сочинения Аристотеля 5

6. Критика учения Платона об «идеях» у Аристотеля. 6

7.Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием. 8

8. Физика и космология Аристотеля. 10

9. Теория познания Аристотеля. 13

10. Этика. 13

11.Заключение. 16

12.Список используемой литературы. 18

 

 

 

Введение.

 

Мировоззрение, познание всего сущего, развитие общества и личности невозможны без такой древней и знакомой всем науки под названием «философия». Философия является частью нашего жизненного мира.
Философия– форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.). Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, система взглядов. Термин философия впервые встречается у Пифагора, в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.

Формирование философского мышления началось задолго до нашей эры и происходило оно в разных концах мира. Жаль, что до наших дней не дошли философские работы древнейших цивилизаций, утративших сейчас свое существование. В разных регионах последователи определенных учений формировали философские школы.

Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.

Классическая греческая философия известна многим именами - Сократа, Платона и Аристотеля, которые сформировали очень важные направления философской науки, повлиявшие на мировую культуру. Их философские труды не утратили актуальность и в наши дни.

 

Жизнь Аристотеля.

 

Величайшим из непосредственных учеников Платона был Аристотель. В отличии от Платона, который был коренным афинянином, Аристотель – пришел в Афины с севера. Он родился в 384г.до нашей эры. В городе Стагире- во Франции. Как чужеземец, он никогда не был гражданином Афин. Отец его Никомах был по профессии врач, числился медиком македонского царя Аминты. Таким образом, Аристотель жил в семье, где он мог с юношеских лет приобрести интерес к изучению физической природы человека, а так же завязать некоторые связи в македонских придворных кругах. В 367 году. Аристотель уехал в Афины для довершения образования вступил в Академию – школу Платона. В ней он пробыл в течении двадцати лет до смерти Платона. В окружении друзей Платона Аристотель сильно выделился громадной начитанностью и выдающимися умственными дарованиями.

В 347 году ученики Платона – Аристотель и Ксенократ - вышли из академии и покинули Афины, переселившись в Атарней. В 343 году. Он принял приглашение македонского двора стать воспитателем Александра- сына македонского царя Филиппа. Воспитание Александра длилось три года, так как Филипп умер, и Александру пришлось заниматься политическими делами. Аристотель явился в Афины известным и уважаемым, связанный дружескими отношениями с могущественным македонским двором, в прошлом – воспитатель молодого царя. При таких обстоятельствах он решил открыть в Афинах школу.

После смерти Александра положение Аристотеля в Афинах стало крайне опасным. В это время в Афинах поднимается сильное движение против македонского владычества над Грецией. В глазах деятелей этого движения он оказался сильно скомпрометирован своими давнишними связями.

В последствии Аристотель был обвинен в нечестии. Опасаясь за свою жизнь,

Аристотель,воспользовался существовавшим правом и покинул Афины еще до суда. Он поселился в Халкиду на острове Эвбея, но уже в 322 году до нашей эры там же и умер.

Сведения о личности и характере крайне скудны. По рождению, и по воспитанию Аристотель был и оставался настоящим греком.

 

Сочинения Аристотеля.

 

Литературная- научная и философская – продуктивность Аристотеля была велика.

Основную часть дошедших до нас сочинений Аристотеля составляет свод его трактов и ряда отрывков. Часть из них – подлинные произведения самого Аристотеля, часть подложны. Приблизительно столетием позже один из ученых библиотекарей Александрии составил список из 146 названий работ. В этом списке мы не находим названий некоторых важнейших трактов, вошедших в указанный выше их свод. Из за отсутствия их в списке логично заключить,что эти тракты остались не известными александрийскому библиотекарю. Что с ними случилось и где они могли быть, остается вопросом.

Характер компоновки и изложения в дошедших до нас произведениях свода сочинений Аристотеля отличается своеобразными недостатками: совсем не похоже, что эти сочинения – отделанные, предназначены для чтения, гармонично скомпанованные книги. Скорее, это записи, заготовки, вспомогательные наброски. По всей видимости, часть этих материалов не принадлежат философу. В последствии, по- видимому, были сделаны

попытки подогнать отрывки друг к другу, сделать между ними спайки, устранить неувязки, внести в неоформленный материал литературнуб обработку. Со всеми особенностями- пробелами, противоречиями, вот все чем мы владеем из наследия Аристотеля.

 

Критика учения Платона об «идеях» у Аристотел я.

 

Вопрос о значении понятий для бытия и для знания стоял в центре внимания также и Аристотелем. Разрабатывая эту проблему, Аристотель стремился точно определить свою позицию по отношению к учению Платона об «идеях». Подобно Платону, Аристотель полагает, что посредством понятия познаются существенные, коренные и неизменные свойства бытия. Так же как Платон, он считает именно понятия средством познания существенных свойств предметов. Но, соглашаясь в этом с Платоном, Аристотель самым решительным образом выступает против учения Платона о безусловной самобытности понятий, иначе – против учения об их безусловной независимости от вещей по бытию. Принципиальное возражение в нем вызывает платоновское противопоставление понятий как единственно действительных сущностей - чувствительному бытию.

Многочисленные и разнообразные возражения Аристотеля против Платоновской теории идей могут быть в основном сведены к четырем.

Основа возражений Аристотеля состоит в том, что, вводя «идеи» как самостоятельное бытие, отдельное от существования чувственных вещей, Платон развивает теорию, в которой «идеи» оказываются бесполезными и для познания вещей и для их бытия. Согласно первому возражению Аристотеля «идеи» бесполезны для знания, так как не дают познанию вещей ничего нового: платоновские «идеи» - простые копии, или двойники чувственных вещей; в

содержании «идеи» нет ничего, чем они отличались бы от соответственных им чувственных вещей. По Платону, общее имеется в «идеях». Но так как оно имеется и в отдельных чувственных вещах и так как в «идеях» оно то же, что и в отдельных вещах, то в «идеях» не может быть никакого нового содержания, которого не было бы в вещах.

Второе возражение Аристотеля в том, что постулируемая Платоном область «идеи» бесполезна не только для познания, но и для чувственного существования вещей. Чтобы иметь значение для области чувственных вещей, царство «идей» должно существовать внутри области чувственных вещей. Но как раз у Платона область «идей» начисто обособлена от мира чувственных вещей. Поэтому не может существовать никакого основания для какого бы то ни было отношения между ними.

Третье возражение Аристотеля, основывается на рассмотрении платоновского учения о логических отношениях «идеи». Это, во-первых, логические отношения между самими «идеями» и, во-вторых, отношения между «идеями» и чувственными вещами.

Возражение Аристотеля против теории «идеи» Платона получило впоследствии название «третий человек». Повод для такого названия состоял в том, что, согласно Платону, кроме чувственного человека и кроме «идеи» человека, приходится необходимо допустить существование еще одной возвышающейся над ними «идеи» человека. Эта «идея»,охватывающая общее между первой «идеей» и чувственным человеком, и есть «третий человек».

Четвертое возражение Аристотеля против «идеи» Платона состоит в указании, что теория эта не дает и не может дать объяснения важному свойству вещей чувственного мира.

 

 

В одном месте «Метафизики»(1) Аристотель указывает, что основная причина трудностей, в каких запутался Платон со своей теорией «идеи», состоит в абсолютном обособлении общего от единичного и в противопоставлении их друг другу. Аристотель соглашается с тем, что, «с одной стороны, без общего не возможно получить знание»(2).Но,с другой стороны, отделение общего от единичного «является причиной затруднений, происходящих с идеями»(3).

 

Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием.

 

На пороге теоретической философии Аристотеля мы встречаем введенное им понятие субстанции. Под субстанцией он понимает бытие вполне самобытное, существующее в самом себе, но не в чем-либо ином. Как такое бытие, не способное существовать ни в чем ином, субстанция никогда не может выступать в суждении, как его предикат, или атрибут, но только как его субъект.

Так как общее есть для множества предметов, то субстанцией, то есть бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией, в смысле Аристотеля, может быть только единичное бытие. Только оно одно самобытно в точном смысле слова.

Для понимания дальнейшего аристотелевского развития учения о единичном, или субстанциальным бытии, необходимо помнить, что ведя свой анализ независимого объективного бытия, Аристотель неуклонно имеет в виду эти бытие не в его отрешенном существовании, а бытие как предмет познания,

 

 

протекающего в понятиях. Он полагает, что существующее само по себе и

потому нисколько независимое от сознания человека бытие уже стало предметом познания, породило понятие о бытии и есть в этом смысле уже бытие как предмет понятия. Если не учесть это важное обстоятельство, то учение Аристотеля о бытии может показаться более идеалистическим, чем каково оно в действительности.

По Аристотелю, для нашего понятия и познания единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи». В плане бытия «форма» -сущность предмета. В плане познания «форма»- понятие о предмете или те определения существующего в себе предмета, которые могут быть сформулированы в понятии о предмете. В «форме» Аристотеля соединяются вечность и общность. Установление этих определений «формы» дает возможность продолжить исследование субстанции, или самобытного единичного бытия.

Отсюда Аристотель выводит, что присоединяемый к «форме» новый элемент может стать элементом субстанции только при условии, если он будет совершенно «неопределенным субстратом» или «неопределенной материей». Это тот субстрат (материя), в котором общее («форма») впервые становится определенностью другого бытия. Элементами субстанции оказались «форма» и «материя». Все состоит из «формы»и «материи». Поэтому можно характеризовать аристотелевский мир, сказав, что мир есть совокупность субстанции, каждая из которых – некоторое единичное бытие.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...