Физика и космология Аристотеля.
Характер философского учения Аристотеля о бытии отразился и на его физическом учении, а также на его космологии. Однако при наличии очень тесной связи между ними идеалистическая основа в физике и в философии природы Аристотеля. Как ученый Аристотель разработал основы своей физики, опираясь на хорошо знакомую ему древнюю традицию греческой физики, в том числе на результаты физики Эмпедокла, на его учение о четырех элементах. У Анаксагора он одобрял и мог почерпнуть естественное объяснение явлений природы, в том числе затмений Солнца и Луны, но общий дух физики Анаксагора, вполне механистический, враждебный представлениями о целесообразности, должен был остаться для Аристотеля чудным и неприемлемым. В физике Аристотель видит учение о бытии материальном и подвижном. Он развивает специальный анализ понятия о движущимся. Анализ показывает, что в основе понятия о движущемся лежит: 1) понятие о движении и 2) понятие о находящемся в движении, или о движущемся. Аристотель в своем учении о движении принимает во внимание все добытое по этому вопросу его предшественниками- людьми повседневного опыта и философами. И те и другие указывали, что возможны только четыре вида движения: 1) увеличение(и уменьшение); 2) качественное изменение, или превращение; 3) возникновение и уничтожение и 4) движение как перемещение в пространстве. Аристотель исследует, само движение в пространстве, выясняет его виды. Этих видов, согласно его анализу, всего три. Движение в пространстве может быть:1) круговым, 2) прямолинейным и 3) сочетанием движения прямолинейно с круговым. В связи с тем, что третий вид смешанный, то решение вопроса о том, может ли быть непрерывным, очевидно, зависит от того, могут ли быть
непрерывными, каждое в отдельности, движение круговое и прямолинейное…. Из астрономического учения Аристотель выводит, что прямолинейное движение не может быть непрерывным. По его мнению, мир имеет форму шара, радиус которого – величина конечная. Вопрос об элементах движения был поставлен в греческой философии до Аристотеля. Анатомические материалы, а также Платон, который в своей физике был атомистом, но идеалистическим, полагали, что в основе своей движущиеся физические элементы- формы различных фигур и различной величины. Атомисты считали свои формы телесными, Платон – бестелесными. Но и атомисты и Платон сводили элементы в бытию, которому подобает количественная, а не качественная характеристика. Аристотель также разработал свою физику элементов как физику качественную. Учение самого Аристотеля о физических элементах природы и об их сочетаниях определяется его учением о видах движения. Из существования различных видов движения он заключает, что в природе должны существовать и различные тела, каждому из которых свойствен определенный вид движения, естественный именно для данного тела в силу самой его природы. Аристотель полагает, что принятые им восходящие к традиции Эмпедокла четыре физических элемента- огонь, воздух, вода и земля- обладают каждый свойствами. А именно: огонь обладает качествами тепла и сухости; воздух- тепла и влажности; вода- холода и влажности; земля- холода и сухости. Над всей физикой и космологией Аристотеля господствует мысль о целесообразности природы и всего мирового процесса. Космология Аристотеля ярко телеологическая. Его телеология предлагает не только целесообразный характер мирового процесса, она также предполагает и единство самой цели. Обосновывается это единство на идеях космологии и теологии.
Особенность объективной телеологии Аристотеля, отличающая ее от телеологии Платона, в том, что он отрицает сознательный характер целесообразности, действующей в природе. Космология философа находилась в глубоком противоречии с космологией атомистов в вопросе о пределе мира. Атомистический материализм- первое в истории науки учение о бесконечности космоса и о бесчисленности населяющих космос миров. Аристотелю принадлежит также развитие и утверждение ошибочного взгляда, на котором впоследствии,- впрочем, к счастью для будущих географических открытий, основывал свои расчеты Колумб. Философ полагал. Что океан, лежащий к западу от Африки, имеет небольшое протяжение и что непосредственно за нам находилась Индия. В доказательство этой мысли Аристотель ссылался на сходство фауны восточной Индии и Африки, в частности на существование в обеих этих странах слонов.
Теория познания Аристотеля.
Теория познания опирается на его онтологию и по своему непосредственному предмету есть теория науки. Аристотель отличает научное знание и от искусства, и от опыта, и от мнения. По своему предмету научное знание есть знание о бытии. Знание отличается также и от простого опыта. И для знания и для искусства опыт- их начало или исходная точка. Но знание не тождественно с ощущением. Рассматривая отношение знания к своему предмету, Аристотель твердо стоит на почве убеждения, что, в порядке времени, существование предмета предшествует существованию знания. Как специфический род бытия знание отличается, по Аристотелю, тремя основными чертами:1) доказательность- всеобщность; 2)способность объяснения и 3) сочетание единства с наличием степеней подчинения. Этика.
Согласно первоначальном определению, высшее благо есть блаженство, то есть хорошая жизнь деятельность. Это блаженство не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели. Как самодовлеющее благо жизнь, согласно формальному определению,- сама себе цель, ни в чем не нуждается. Но по содержанию высшее благо определяется особенностью и назначением человека. Из сравнения с другими живыми существами ясно, что человек только один обладает не только способностью питания и чувствования, но также и разумом. Поэтому дело человека- разумная
деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении разумной деятельности, в согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добродетели. Благо человека – в достижении согласия с самой совершенной из добродетелей. Но жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельной. Бытие наше заключается в энергии, жизни и в деятельности: существующие в возможности проявляет свою деятельность только на деле. Добрые качества, остающиеся необнаруженными, не дают блаженства. Однако достижение высшего блага предполагает, кроме высшей цели, известное число подчиненных ему низших целей. Человек должен стремиться к совершенству, так как совершенный человек обо всем судит правильно и во всем ему открывается истина: он во всех отдельных случаях видит истину, будучи как бы мерилом и нормой их. Так как познание состоит в известном подобии субъекта с объектом, то относительно объектов различного рода должно существовать, соответственно каждому из них, родовое различие частей души. Разум будет истинным. Если этическая добродетель состоит в привычке, сопряженной с намерением, а намерение- в стремлении со взвешиванием мотивов. Стремление будет правильным, когда намерение хорошо и когда стремление тождественно с намерением. При этих условиях мышление и его истина называются практическими. Средства, которыми мы достигаем истины и благодаря которым никогда не ошибаемся относительно того, что необходимо и что изменчиво, - наука, практичность, мудрость и разум. Степень произвольности действий и приобретенных свойств души не одна и та же: действия с самого начала и до конца в нашей власти, но приобретенные свойства душу произвольны лишь сначала, и мы не замечаем, как постепенно складывается в частностях наш характер. Проблема стоимости для Аристотеля частный вопрос проблемы «справедливости». Обмен хозяйственных благ должен руководиться принципом справедливости, которая есть общее начало воздания, Частная форма справедливости делится на два вида. Это распределяющая справедливость и справедливость уравнивающая.
Рассматривая учение Аристотеля о деньгах, К.Маркс оценивает его очень высоко. «Аристотель,- говорит К. Маркс,-понял деньги несравненно многостороннее и глубже, чем Платон»(4). При всех замечательных достоинствах аристотелевской теории экономического обмена и тесно связанной с ней теорией денег, на учении Аристотеля лежат печать исторической ограниченности. Это учение теоретика рабовладельческого общества и рабовладельческих отношений в сфере труда. К. Маркс отметил историческую ограниченность классового мышления Аристотеля. «Аристотель не скрывает от себя, - пишет К. Маркс,- что …. Различные вещи, измеряемые деньгами, представляют собой совершенно несоизмеримые величины. Он ищет, в чем заключается единство товаров как меновых стоимостей, но, как античный грек, он этого найти не мог. Он выходит из этого затруднения, предполагая, что предметы, сами по себе несоизмеримые, становятся через посредство денег соизмеримыми поскольку это необходимо для практических потребностей»(5).
Заключение.
Тема моего реферата: «Аристотель как представитель античной философии. Я думаю это достаточно актуальная тема в курсе философии. В своих смелых, широких обобщениях он объединил весь научный опыт Греции того времени. В странах арабской и арабоязычной культуры он был признан мудрейшим и авторитетнейшим учителем философии и науки. Его сочинения были переведены на арабский язык, а арабские ученые написали к ним ряд ученых комментариев. Уже с середины 12 века начинают появляться в переводах на латинский язык- язык западноевропейской науки того времени- неизвестные в Европе сочинения Аристотеля. В последствии, он бал признан учителем философии и науки в западноевропейских университетах. Его влияние значительно возобладало над влиянием Платона. Аристотель явился систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук. Он занимался вопросами естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, литературы. Аристотель первым дал развернутую критику платоновского учения об идеях. (Именно ему и приписывают изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!») Он показал несостоятельность платоновского учения о мире идей, определяющего якобы мир вещей. Однако Аристотель не создал последовательной философии. Материя существует вечно, она несотворима и неуничтожима так считал Аристотель.
Он считал,что природа находится в постоянном движении, которое всегда было и будет во всякое время. В ряде случаев он обращал внимание на единство движения и покоя, возникновения и уничтожения, роста и качественного изменения. Вместе с тем он не отбрасывал, а развивал идеалистические и метафизические положения, полагая, что материя содержит
в себе лишь возможность бытия. Наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях научной и духовной жизни в течении многих лет.
Список используемой литературы. 1. Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. ч.2. 2. Спиркин А.С. Философия. М., 2001 3. Асмус В.Ф. «История античной философии» М., 1965 4. Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье. «история философии» М., 2003 5. Асмус В.Ф. «Античная философия». 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999. 6. Аристотель. Сочинения, М., 1984, Т.4, стр.375 7.(1).-Метафизика, XIII 9 1086a30-1086 в13. 8.(2).-Пер.А.Ф. Лосева, ор.cit.,стр. 143-144. 9.(3).-Там же, стр. 144. 10.(4)К. Маркс и Ф. Энгельс. «К критике политической экономии». Соч., изд.2, т 13, М 1959, стр. 100. Примечание. 11. (5) К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.13, стр.53 Примечание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|