Сведения о древнейшей письменности у восточных славян
Письменность возникает на последнем этапе существования первобытно - общинного строя, когда начинается его разложение. У восточных славян этот процесс наблюдается начиная с IV века и завершается к IX веку образованием раннефеодального Древнерусского государства.
Развитие производительных сил, появление частной собственности на средства производства и землю, рост имущественного неравенства, формирование классов, развитие ремесла и торговли, складывание государственности – все это создавало потребности в письме. Кроме того, развитие письменности связано и с процессом формирования на основе слияния восточнославянских племен древнерусской народности.
Существует несколько взглядов на причины возникновения письменности на Руси. Так, буржуазные ученые считали, что письменность появилась в связи с принятием в X веке христианства. Распространителями письменности на Руси стали византийцы, чья литература проникала на русские земли через Болгарию, именно поэтому первыми письменными памятниками стали книги, написанные на древнеболгарском (или церковнославянском) языке. Следовательно, буржуазные ученые объясняли появление письменности на Руси влиянием со стороны Болгарии и Византии.
Советские ученые, в свою очередь, утверждали, что письменность появилась на территории Руси еще до принятия христианства. Таким образом, они связывали происхождение и развитие письменности с ростом внутренних потребностей страны, которые определялись социально – экономическим ее развитием. Что бы доказать эту точку зрения, советские ученые рассматривали ряд источников. Например, сказание Черноризца Храбра «О письменах», относящееся к концу IX – началу X в., касавшееся ряда славянских племен, в том числе и восточных. В нем говорится, что книг у славян не было, но систему письменности имели. Использовалась она в основном для счета и гаданий. Однако после принятия христианства славяне вынуждены были использовать латинские и греческие буквы, потому что славянский язык не имел знаков для выражения понятий новой религии. На основании сведений, сообщаемых Черноризцем Храбром, можно предположить, что славяне пользовались фигурным письмом. Этот факт подтверждается тем, что автор противопоставляет славянские знаки «книгам» или буквам, то есть фонетическому письму.
Кроме того, важное значение для понимания происхождения письменности является Панноское житие Константина Философа, составителя славянского алфавита. В этом произведение есть часть, о «русских письменах», в которой говориться о приезде Константина в Херсонесе, где он и встретил человека, говорящего на русском языке. Автор сам очень быстро изучает русский язык и упоминает о найденных им в Херсонесе богослужебных книгах, написанных «русскими письменами». Буржуазные ученые утверждали, что автор жития имел в виду не славян, а варягов, сирийцев или готов. Однако это предположение ошибочно, ведь в тексте документа указано, что Константин смог быстро овладеть русским языком, а это возможно только в отношении близких по своему звуковому составу языков. Из этого мы можем сделать вывод, что, очевидно, восточные славяне еще до принятия христианства пользовались какими-то знаками письменности для обозначения звуков.
Некоторые сведения о древней русской письменности сообщают арабские писатели. Так, Ахмед ибн-Фадлан, побывавший у волжских болгар в начале X в, описывал обряд погребения знатного руса, упоминая при этом, что на могильном памятнике было написано имя умершего вместе с именем князя руссов. Арабский географ Аль – Масуди, также живший в X в., видел пророчество, написанное на камне в славянском храме. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский говорит о виденных им на фигурах идолов в славянском языческом храме надписи их имен.
Дошедшие до нас тексты договоров русских князей с Византией X в., являются ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства. Кроме того, из содержания договоров мы можем почерпнуть интересные данные о характере письменности и ее назначении. Например, в договоре киевского князя Олега с Византией в 911 году имеются указания на письменные завещания, а в договоре князя Игоря в 944 году говориться о письменных документах, употреблявшихся в русско – византийских дипломатических отношениях. Таким образом, можно говорить не только о наличии письменности в форме фонетического письма, но и о ее распространенности.
Ряд предметов, найденных археологами, также сохранил знаки письменности. Например, в 1897 – 98 гг,во время раскопок в районе Старой Рязани была обнаружена глиняная посуда X-XI вв – сосуд и обломки с расположенными на них горизонтально один за другим знаками. Большое количество знаков исключает предположение о том, чт о это может быть клеймом мастера, а скорее наводит на мысль об использование знаков письменности, а отсутсвие повторяющихся знаков позволяет думать, что они служили для обозначения слогов или даже целых слов. В черниговских курганах были найдены изображения на кости, относящиеся к X в, и, возможно, представляющие собой славянское письмо. Исключительный интерес для изучения вопроса о характере древнерусской письменности представляет находка советского археолога Д.А.Авдусина, сделанная во время раскопок Гнездовских курганов в районе Смоленска – надпись первой четверти X в.(буквами кирилловского алфавита) на поломанном глиняном сосуде.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о раннем возникновении письменности у восточных славян, во всяком случае до крещения Руси. Надо предполагать, что у разных племен, в разных районах, могли быть свои формы письма, свои знаки письменности. Своими корнями эта письменность уходит далеко вглубь веков. Предполагают даже, что истоки ее следует искать в культуре антов или скифо – сараматских племен.
Развитие форм письма шло в тесной связи с историей языка, с переходом от языков родовых к языкам племенным и определялась общими причинами. Дробление или смешение племен и народностей оказывало влияние на развитие языка и письменности. Процесс разложения первобытно – общинных отношений способствовал распространению письменности: в связи с развитием частной собственности на землю, ростом имущественного неравенства растет потребность в письменности для составления духовных завещаний о передаче имущества, надписях владельцев на принадлежащих им предметах. Письменность обслуживает потребности развивающегося ремесла и торговли, письменные договоры закрепляют политические взаимоотношения Руси с другими государствами, письменность помогает оформлять могильные надписи и культовые тексты в храмах. Таким образом, роль русская письменность возрастала в связи с дальнейшим развитием общества.
Русское письмо прошло, по-видимому, путь, общий всем народам, от рисунка, изображающего определенный образ или понятие, через изображения, соответствующие словам, к слоговому и, наконец, фонетическому письму.
С образованием в IX в. Раннефеодального древнерусского государства наблюдается процесс унификации письменности восточнославянских племен.
Принятие христианства имело следствием утверждение алфавита (кириллицы), единого для Древнерусского государства и санкционированного великокняжеской властью и господствующей феодальной церковью. Этот алфавит был общим не только для Руси, но и для ряда славянских раннефеодальных государств, возникших в VIII-IX в.
Воспользуйтесь поиском по сайту: