Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пятая республика. Дальнейшее экономическое и социальное развитие Франции

В декабре 1958 г. генерал де Голль был избран пре­зидентом Франции. Заняв этот пост, де Голль сосредоточил в своих руках ос­новные рычаги управления и установил режим «личной власти». Решения по всем важнейшим вопросам принимал пре­зидент, порой даже не обсуждая их в совете министров. Он также лично руко­водил военной и внешней политикой, а также политикой в Алжире, которая была самой острой проблемой, стояв­шей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности. Овладев властью при поддерж­ке ультраколониалистов, де Голль, тем не менее, не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимос­ти бывшим французским колониям. С 1 ок­тября 1958 г. независимым государством стала Гвинея, а вскоре добились независи­мости и другие французские владения в Африке. В 1958 г. армия в Алжире выходит из повиновения в связи с формированием правительства Пфлимена, сторонника независимости Алжира, вследствие чего президенту де Голлю предоставили чрезвычайные и конституционные полномочия. В 1960 г. провозгласили свою не­зависимость 14 бывших французских ко­лоний в Западной и Экваториальной Аф­рике, а в 1962 г. после проведения референдума была окончательно прекращена война в Алжире. Французская колониальная импе­рия почти полностью распалась.

Освободившись от груза войны в Алжи­ре, правительство Ж. Помпиду стало проводить активную внешнюю поли­тику, суть которой состояла в стремлении возродить «величие Франции» на путях независимой внешнеполитической ориен­тации. Создав собственное ракетно-ядерное оружие, Франция объявила, что будет го­товиться к обороне «по всем азимутам» (т. е. против любого теоретически мысли­мого противника). Стремясь покончить с зависимостью Франции от США, де Голль в 1966 г. объявил, что Франция, сохра­няя свое членство в Североатлантическом пакте, выходит из его интегрированной военной организации. Американские воен­ные базы, находившиеся на территории Франции, были ликвидированы, а штаб-квартире НАТО пришлось переместиться из Франции в Бельгию.

Президент де Голль осудил американ­скую интервенцию во Вьетнаме и других странах Юго-Восточной Азии, высказался за разрядку международной напряженнос­ти и развитие международного сотрудни­чества.

Значительно улучшились отношения Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. СССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом, были заключены соглашения о научном сотруд­ничестве, в том числе в области мирного использования атомной энергии. В 1966 г. была при­нята совместная декларация, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить «атмосферу разряд­ки» между Востоком и Западом.

Существенно изменилась европейская политика Франции. Осудив планы военно-политической «интеграции Европы», де Голль противопоставил им идею «Европы государств», т. е. межгосударственного союза, в котором все его члены полностью сохраняли бы свой национальный сувере­нитет. Французское правительство высту­пило против принятия Англии в «Общий рынок», считая, что английское правитель­ство слишком тесно связано с США и мо­жет стать проводником американского вли­яния в Европе.

Большое значение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ. В 1963 г. Франция и ФРГ под­писали договор о сотрудничестве в области внешней политики, обороны, просвещения и воспитания молодежи. Они решили ре­гулярно консультироваться друг с другом.

К отрицательным аспектам внешней по­литики Пятой республики относилось ее участие в гонке вооружений. До 1974 г. Франция не присоединялась к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и не участвовала в перего­ворах о разоружении, начатых в Орга­низации Объединенных Наций.

Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции развива­лась быстрыми темпами. За 10 лет, с 1958 по 1968 г., объем промышленного производства увеличился более чем на 60%. Под влиянием научно-технической революции были реконструи­рованы многие важные отрасли промыш­ленности, в том числе металлообрабаты­вающая, химическая, нефтяная, авиацион­ная, автомобильная; возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск авто­мобилей возрос более чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потре­бление нефти увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза.

Правительство регулярно разрабаты­вало планы экономического и социального развития, охватывавшие основные направ­ления финансово-экономической, техничес­кой и социальной политики государства[3]. Стремясь к повышению конкурентоспособ­ности французской промышленности, оно предоставляло огромные субсидии круп­нейшим монополиям, влияние которых еще более возросло. 25 гигантских финансовых групп фактически подчинили себе всю французскую экономику, на долю контро­лируемых ими предприятий приходилось более 60% всех капиталовложений. Тем не менее, степень концентрации промыш­ленности во Франции была меньше, чем в других высокоразвитых капиталистичес­ких странах.

Значительно возросло техническое ос­нащение сельского хозяйства. В результате круп­ных капиталовложений и широкого при­менения научно-технических достижений урожайность сельскохозяйственных куль­тур и продуктивность скота возросли. За 10 лет производство сельскохозяйственных продуктов увеличилось на 67%, Франция стала вторым после США экспортером продовольствия. По наличию техники, ин­женерно-технических кадров, квалифицированных рабочих французское сельское хозяйство сравнялось с другими отраслями экономики. Оно перешло в индустриальную стадию развития.

Основные выгоды от интенсификации и индустриализации сельского хозяйства до­стались крупным капиталистическим фер­мам, получавшим правительственные суб­сидии. В 1968 г. всего 12% общего ко­личества ферм производили около 50% сельскохозяйственной продукции. В то же время до 60% семейных ферм были нерентабельны и не получали субсидий от го­сударства. Многим крестьянам приходи­лось искать работу в городе. За годы Пятой республики сельскохозяйственное населе­ние сократилось почти в два раза. К на­чалу 70-х гг. в деревне осталось лишь 12% активного населения.

Среди городского населения быстро ро­сла доля трудящихся, занятых в непро­изводственной сфере (торговля, система обслуживания, государственный аппарат, наука, образование, здравоохранение и т. д.). С 1954 по 1968 г. количество лиц умственного труда выросло в три раза. Быстро увеличивалось и количество иностранных рабочих. Это бы­ли в основном жители прежних француз­ских колоний в Африке, занятые главным образом в тяжелой, грязной, низкоопла­чиваемой работе.

Ломка государственных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом «личной власти» и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Одним из итогов «красного мая» стало удовлетворение основных требований участников выступлений («Греннельский протокол» – увеличение средней минимальной оплаты труда, пособий по безработице и т. д.). Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г.

Новым президентом стал Ж. Помпиду, который определил основное направление своей политики как «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что намерен продолжать политику президента де Голля, но готов идти на сближение с теми буржуазными группировками, которые при де Голле находились в оппозиции.

Учитывая, что часть буржуазии недо­вольна политикой дирижизма, правитель­ство обещало пересмотреть роль государ­ства в руководстве экономикой в духе «ли­берализации», т. е., предоставить больше возможностей частному капиталу. Шестой план экономического и социального разви­тия (1970-1975 гг.) предусматривал ослаб­ление регулирующей роли государства и усиление влияния рыночной экономики. Он исходил из принципа: оказывать по­мощь частному капиталу тогда и там, ког­да и где тот пожелает.

Во внешней политике правительство Помпиду в основном следовало курсу, на­меченному де Голлем. Президент Помпиду уделял большое внимание развитию фран­ко-советских отношений. Одновременно правительство Помпиду стремилось улучшить отношения Фран­ции с Соединенными Штатами Америки. Во многих областях возобновилось прер­ванное при де Голле франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудни­чество, однако Франция, вопреки настоя­ниям «атлантистов», отказалась вернуться в интегрированную военную организацию НАТО.

Французское правительство вновь вы­сказалось за вывод американских войск из Индокитая и осудило налеты американ­ской авиации на территорию Демократи­ческой Республики Вьетнам. Французская дипломатия способствовала успеху перего­воров между США и Вьетнамом, которые происходили в Париже и в январе 1973 г. завершились соглашением о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

В области европейской политики прави­тельство Помпиду, идя навстречу «европеи­стам», сняло выдвинутые де Голлем возра­жения против вступления Англии в ЕЭС. В апреле 1972 г. во Франции состоялся спе­циальный референдум по этому вопросу. Большинство избирателей одобрило пред­ложение правительства согласиться с всту­плением Англии и связанных с нею стран в «Общий рынок».

Большое внимание правительство Пом­пиду уделяло развитию французского ядерного оружия. В начале 70-х гг. Франция уже располагала всеми основны­ми видами ядерного оружия: баллистиче­скими ракетами, ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами-ракето­носцами. Французские ядерные силы прев­зошли по мощности ядерные силы Велико­британии, хотя далеко уступали силам США и СССР.

В 1973 г. во Франции, как и в других капиталистических странах, происходит падение экономики в связи с мировым нефтяным кризисом. Впервые после войны понизился индекс индустриального производства. Ежегодные темпы эко­номического развития резко снизились. Если в 1950–1973 гг. они составляли в среднем почти 6% в год, то в 1973–1980 гг. не превышали 1,4%. Напротив, цены в от­личие от предыдущих кризисов продолжа­ли быстро расти, увеличиваясь ежегодно на 10–12%. Во Франции, как и во всем капиталистическом мире, обнаружилось новое явление – «стагфляция», т. е. соче­тание стагнации экономики с инфляцией.

В мае 1974 г. президентом был избран Жискар Д’Эстен, правительством проводились антикризисные мероприятия. По мысли Ж. Д'Эстена, Франция должна была оставаться «либераль­ной страной» и осуществлять «перемены при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества» В соответствии с пожеланиями крупнейших монополий правительство объявило о даль­нейшей «либерализации» экономики, т. е. сокращении сферы государственного пла­нирования. Одновременно оно провело ряд реформ, которых давно требовали трудя­щиеся.

Тем не менее, со второй половины 70-х гг. стало очевидным отставание некоторых отраслей французской экономики от зарубежных конкурентов. Особенно тревожным было по­ложение в угольной, сталелитейной, судо­строительной и автомобильной промыш­ленности. Часть нерентабельных предприя­тий была закрыта, объем производства сократился. Сокращение темпов промыш­ленного развития и закрытие ряда пред­приятий привели к усиленному росту без­работицы. Если в 50–60-е гг. число пол­ностью безработных во Франции не превы­шало 200 тыс. в год, то в 1977 г. оно достиг­ло 1 млн., а в 1980 г. – 2 млн. человек.

Одной из главных целей внешней поли­тики правительства Ж. Д'Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами. Остава­ясь членом Североатлантического пакта и по-прежнему отказываясь вернуться в его военную организацию, Франция стала укреплять экономические, политические и военные связи с США. Было облегчено про­никновение иностранных капиталов во французскую экономику. В 1975 г. доля иностранных инвестиций составила 14% от общего объема капиталовложений. Транс­национальные корпорации с преобладани­ем американского капитала внедрялись в важнейшие отрасли французской промыш­ленности – информатику, энергетику, ав­томобилестроение. Французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО.

В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось за­медленными темпами роста, массовой безработицей, резкими смена­ми основных направлений государственного регулирования. Структур­ный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизвод­ства оказали сильное влияние на промышленное производство (после этого кризиса французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.).

В 1981 г. президентом Франции был избран социалист Ф. Миттеран, что оказало большое влияние на экономическую политику и, прежде всего, проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство соци­алистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных ком­паний и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модер­низации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капи­тала.

Застой в экономике продолжался в течение ряда лет. За три года деятельности правительства левых сил (с 1981 по 1984 г.) цены выросли почти на 35% (табл. 7.2.), а промышленное и сельскохозяй­ственное производство увеличивалось лишь на 1–1,5% в год. Рост безработицы замед­лился, но не прекратился. Валюта остава­лась неустойчивой. В течение 1981–1984 гг. франк девальвировали четыре раза. В 1982 г. правительство левых сил отказа­лось от проведения новых социальных ре­форм и перешло к политике жесткой эконо­мии. Правительство блокировало доходы и цены, затем повысило налоги на товары массового потребления, в том числе на бен­зин, табак, вино.

Пришедший впоследствии к власти блок правых и центристских партий во главе с Жаком Шираком в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. Активизировались рыночные механизмы в экономике, притом, что в стране все еще сохранился крупный государ­ственный сектор экономики, и продолжала действовать система индикативного государственного планирования. Существовало также государственное регулирование социального страхования и социального обеспечения. Это был французский вариант консервативной политики – монетаризма, «политики равенства шансов».

Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правитель­ства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с со­зданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразо­вания, проведение системы налогообложения и социального обеспече­ния в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обыч­но она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

В области внешней политики прави­тельство продолжало линию на укрепление связей Франции с США и странами Западной Европы, осо­бенно с ФРГ. Французские войска регуляр­но участвовали в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. По инициативе Франции с ФРГ были сняты ограничения на производство обычных вооружений. Вопреки обеща­ниям совместной программы, Франция уве­личивала свои военные расходы, продол­жала совершенствовать ракетно-ядерное оружие. В условиях роста международной на­пряженности и усиления конфронтации СССР и США в первой половине 80-х гг. ухудшились и франко-советские отноше­ния.

В 1988 г. новое правительство М. Рокара продолжало курс на «жесткую экономию». Оно отказа­лось от начатой правительством Ширака распродажи национализированных пред­приятий, но и не расширяло национализи­рованный сектор экономики. Был восста­новлен налог на крупные состояния, доходы от которого предназначались для финанси­рования пособий лицам, лишенным средств к существованию. Одновременно прави­тельство сократило налоги на прибыль.

В 1990 г. Франция участвовала в войне в Персидском Заливе, это стало началом глубокого экономического кризиса 1990-1993 гг., самого продолжительного после Второй мировой войны, а по глубине уступающего лишь кризису 1974-1975 гг. По стране прокатилась волна банкротств и массовых увольнений трудящихся. В промышленности и торговле произошло снижение цен. Компании пострадали от снижения доходов, что обернулось для них острой нехваткой собственных средств и ростом задолженности. Циклическое падение промышленного производства составило 7,1%.

В 1992-1993 гг. влияние внешнего спроса в качестве фактора, улучшающего конъюнктуру, падало и в 1994-1995 гг. было отрицательным. С 1993 г. увеличился объем экспорта в страны, не входящие в Европейский Союз (ЕС). В конце 1993 г. стала улучшаться экономическая ситуация у западноевропейских торговых партнеров, что позволило французским экспортерам отвоевать часть европейского рынка. И хотя французская промышленность с опозданием отреагировала на изменение условий конкуренции после девальвации фунта стерлингов, лиры и песеты в 1992 г., французские товары сохранили конкурентоспособность на европейских рынках благодаря высокому качеству и хорошему послепродажному обслуживанию. Также, хотя объем промышленного производства превышал кризисный уровень, уже завершилась волна банкротств. Тем не менее, хозяйство избавлялось от последствий кризиса крайне медленно. Кратковременный, но сильный толчок к выходу экономики из кризиса дало увеличение экспорта в страны континентальной Европы (табл. 4.2.). На протяжении года оживление стимулировалось слабым повышением личного потребления и государственных заказов. В стране было характерно скачкообразное расширение внутреннего и внешнего спроса, выводящее экономику страны из кризиса и последующей депрессии, но не создающее еще устойчивую тенденцию роста.

Сокращение занятости, давление на зарплату, рост налогов, дороговизна потребительского кредита привели к уменьшению сбережений, а затем и личного потребления населения. Государственный бюджет и кредитная политика носила антикризисный характер. Однако эффективность правительственных мероприятий по улучшению финансового положения компаний, а также уменьшению дефицита государственного бюджета была невысокой.

Главной заботой правительства было состояние государственных финансов, а важнейшей среднесрочной задачей – уменьшение дефицита госбюджета и долга. Антиинфляционная кредитно-денежная и валютная политика была направлена на сдерживание роста зарплаты и доходов трудящихся, поддержание стабильного курса франка, обслуживание и погашение государственного долга. Был введен ряд налоговых льгот и мер по стимулированию долгосрочных сбережений частных лиц. Но, несмотря на это, темпы роста цен во Франции оставались одними из самых низких среди развитых капиталистических стран.

Одной из острейших социально-экономических проблем остается безработица (12,8%). Численность безработных увеличилась до начала 1994 г., затем стабилизировалась и в 1995 г. составила 3,4 млн. человек. В общей сложности, с 1990 по 1995 г. число не имеющих работы более одного года увеличилось на 62,7% и составило 38,6% резервной армии труда.

Правительство продолжало мероприятия по повышению занятости. Парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за найм молодежи на работу и за возвращение сокращенного персонала.

Тем не менее, в конце осени 1996 г. правительство объявило о планах по глубокому сокращению бюджета 1997 г. Это явилось очередной попыткой уменьшить национальный дефицит, что позволило бы ввести к 1999 г. единую европейскую валюту (среди других критериев, соглашение Европейского Союза требовал, чтобы уровень дефицита бюджета не превышал 3% к 1997 г.). Меры, включившие сокращение нескольких тысяч служащих общественного сектора и реорганизацию национальной транспортной системы, были очень непопулярны, и рабочие по всей стране ответили, организуя большие забастовки.

В 1995 г. новое правительство консерваторов, которое провело кампанию на платформе сокращения высокого уровня безработицы во Франции, пыталось ускорить буксующие экономические реформы, бывшие необходимыми для входа в зону единой европейской валюты. Экономический рост усилился, госбюджет был направлен на выполнение рекомендаций ЕС и МВФ. Темпы роста ВВП сохранялись на уровне 3% в год, инфляция не превышала 1,5%, а дефицит госбюджета – 3% (табл. 3.2., 4.2. и 7.2., граф. 5.2.). Но, несмотря на это, оставалась серьезной проблема безработицы.

Сделав ряд шагов в сторону укрепления отношений с НАТО, Франция не вернулась, однако, в ее военную организацию. Несмотря на то, что в 1999 г. Франция участвовала в военной операции НАТО в Югославии, спустя всего несколько лет она уже оказалась в числе тех европейских стран, которые жестко осудили агрессию США в Ираке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...