Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогическая деятельность в ДОУ для детей с ЗПР




 

Должность социального педагога совсем недавно появилась в штатном расписании дошкольного учреждения.

Социально-педагогическая деятельность - это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе» [33; 16].

В своей деятельности социальный педагог ДОУ опирается на следующие нормативно - правовые акты:

Конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в 1989 году и ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году [1].

Конвенция занимает особое место среди нормативно - правовых актов:

•во - первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»;

•во-вторых, она имеет особое значение для России - позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье;

•в-третьих, принципиальные положения Конвенции явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского Кодексов некоторых государств - членов ООН, в частности - России;

•в-четвертых, юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка.

Конвенция обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка: это родители, опекуны, а также те, кто по закону несёт ответственность за несовершеннолетнего. Устанавливается ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи, за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку. Конвенция прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего - государство;

Конституцию Российской Федерации 1993 года, которая восприняла положения Конвенции о правах ребёнка. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, этот документ имеет приоритетное значение. Основные принципы Конвенции закреплены в Конституции РФ. Строго говоря, вся глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» применима и к детям, поскольку «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ) [2].

Выраженный в Конституции принцип защиты материнства, детства и семьи (ст. 38) получил развитие в законодательстве РФ об охране здоровья, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права;

Так, Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав несовершеннолетних в Российской Федерации"[3] не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Закон особо выделяет детей:

оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

оставшихся без попечения родителей;

инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;

жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

оказавшихся в экстремальных ситуациях;

жертв насилия;

отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

проживающих в малоимущих семьях;

с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей.

В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:

роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;

роль защитника интересов и законных прав ребенка;

роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;

роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства [46; 24].

Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также - между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.

Социальный педагог ДОУ выполняет следующие функции:

осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;

изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;

выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;

выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;

способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;

взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб [45;38].

Основными задачами деятельности социального педагога ДОУ являются следующие:

. Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:

• повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;

• вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов среды социального развития;

• повышения уровня компетентности родителей.

. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей.

. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности.

. Повышать коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности детей.

. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной.

. Способствовать выработке у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка.

. Определять и удовлетворять потребности семей дошкольников, не охваченных системой дошкольного образования.

. Координировать работу всех служб ДОУ, направленную на реализацию задач социального развития ребенка.

Основные направления деятельности социального педагога в ДОУ [45; 38 - 39]:

. Работа с семьями воспитанников:

• педагогическое просвещение родителей;

• «воспитание» родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;

• удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;

• изучение состояния факторов Среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

. Работа с педагогами детского сада:

• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

• удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;

• изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.

. Работа с воспитанниками детского сада:

• организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;

• коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;

• организация досуга детей.

. Работа с другими службами ДОУ:

• координация взаимодействия служб по работе с семьей;

• удовлетворение индивидуальных запросов служб по вопросам взаимоотношений с родителями;

• участие в подготовке и проведении педагогических совещаний.

. Работа с документацией:

• формирование информационного банка данных по работе с семьей;

• разработка перспективного и текущего плана работы;

• подготовка годовых и промежуточных отчетов; пополнение методической копилки социального педагога.

Деятельность социального педагога в условиях ДОУ для детей с ЗПР имеет свои особенности.

Основной целью специального (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

Коррекцонно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Специфика организации деятельности специального (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР определяются особенностями развития детей данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду. Решая приоритетные коррекционно-развивающие задачи, коллектив детского сада должен решать и свои традиционные задачи: развитие детей, дошкольное воспитание и образование. Понятно, что организационная структура такого учреждения неизбежно окажется более сложной, по сравнению с детским садом общего типа.

Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми необходимо учитывать:

структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;

информацию о здоровье ребенка

микросоциальные условия в семье;

возраст ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад;

предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др.

В условиях специализированного ДОУ для детей с ЗПР перед социальным педагогом встают особые задачи по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители [40; 117].

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что задача взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада - наиболее сложная задача. Причинами такого положения могут быть разные объективные обстоятельства. Перечислим наиболее значимые из них:

некоторые родители, приведя ребенка в коррекционный детский сад, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от "нормы" и у него нет особых проблем;

у некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка, им безразлично, чем занимаются педагоги с ребенком, безразличны его успехи и неудачи;

некоторые семьи демонстрируют завышенные требования к своему ребенку, постоянно сравнивают его работы с работами других более успешных детей;

иногда возникают психологические проблемы при установке доверительных отношений между специалистами и родителями, особенно часто такая ситуация возникает, если специалист значительно моложе родителей ребенка; в этом случае психологическая поддержка требуется не только родителям, но и специалисту;

многие родители воспитанников не знают закономерностей психического развития детей и не могу объективно оценить проблемы своего ребенка; их пугает термин "Задержка психического развития", они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием.

Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.

При реализации социально-педагогических задач требуется тщательное планирование действий педагогов и корректность при общении с семьей. Задачи социально-педагогической работы решают все педагоги и администрация детского сада.

С целью реализации социально-педагогических задач социальный педагог использует следующие формы организации психолого-педагогической помощи семье [40;119].

. Коллективные формы взаимодействия.

А) Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ три раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

Задачи:

информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;

решение организационных вопросов;

информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Б) Групповые родительские собрания. Проводятся социальным педагогом, специалистами и воспитателями групп не реже трех раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

решение текущих организационных вопросов;

В) "День открытых дверей". Проводится администрацией ДОУ в апреле для родителей детей, поступающих в ДОУ в следующем учебном году.

Задача: знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

Г) Тематические занятия "Семейного клуба". Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся социальным педагогом ДОУ один раз в два месяца.

Формы проведения:

Тематические доклады;

Плановые консультации;

Семинары;

Тренинги;

"Круглые столы" и др. формы.

Задачи:

знакомство и обучение родителей приемам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии;

ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

Д) Проведение детских праздников и "Досугов". Подготовкой и проведением праздников занимаются социальный педагог и специалисты ДОУ с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и трансляция его в семью.

. Индивидуальные формы работы.

А) Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, социального педагога, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

выявление мнения родителей о работе ДОУ.

Б) Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задачи:

оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

оказание индивидуальной методической помощи в форме "домашних заданий" и пояснений к ним.

В) "Служба доверия". Работу службы обеспечивают администрация, психолог, социальный педагог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей.

Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.

Г) Родительский час. Проводится социальным педагогом, учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение "домашних заданий".

Прием врача (психоневролога, невропатолога). Проводится врачом ДОУ по запросам родителей. Задача: контроль здоровья детей.

. Формы наглядного информационного обеспечения.

А) Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (по темам: "Готовимся к школе", "Развиваем руку, а значит и речь", "Игра в развитии ребенка", "Как выбрать игрушку?", "Какие книги прочитать ребенку?", "Как помочь ребенку в домашних условиях?" и др.).

Задачи:

информирование родителей об организации коррекционно - образовательной работы в ДОУ;

пропаганда психолого-педагогических знаний;

информация о графиках работы администрации и специалистов.

Б) Выставки детских работ.

Задачи:

ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

В) Открытые занятия социального педагога, специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учетом доступности информации для родителей. Проводятся два - три раза в год.

Задачи:

создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.

В реализации социально-педагогических задач принимает участие не только социальный педагог, но и все специалисты и воспитатели специального детского сада.

Таким образом, социальный педагог в ДОУ для детей с ЗПР является организатором активного сотрудничества педагогов и специалистов ДОУ, детей, родителей, различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям с ЗПР по их коррекции и социальной реабилитации, защите их прав.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...