Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников




Социально-педагогическая деятельность

По профессиональному самоопределению старшеклассников

Курсовая работа

 

 

                                                        Исполнитель:

                                                       Насрыева В.М.

                                                       студентка 231 группы

                                                       заочного отделения

                                                       ________ ____________

                                                            дата      подпись

        

                                                      Научный руководитель:

                                                      Кустова Ольга Леонидовна,

                                                      доцент кафедры общей

                                                      педагогики и истории образования

                                                      оценка:

                                                     ________ ___________

                                                          дата      подпись

 

    

 

 

Екатеринбург, 2009

Содержание

 

Введение……………………...………………………………….……….………..3

§1.Сущность и содержание профессионального самоопределения ………5  

§2.Психологические особенности профессионального     самоопределения                                старшеклассников……………………………………………………………….20

§3.Содержание социально – педагогической деятельности по

профессиональному самоопределению…………………………………….29

Заключение………………………………………………………………….........41

Список использованной литературы…………………………………...............43

 

Введение

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современную школу. В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути.

Личность в юношеском возрасте должна осознавать, что сегодня, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.

Проблема выбора пути встает перед личностью в тот момент, когда она еще не обладает жизненным опытом, более того находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.

Все эти изменения, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте, поэтому исследование данной проблемы актуально.

Тема курсовой работы «Социально-педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников».

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников.

Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Цель данной работы: определить особенности и содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Задачи:

1. Определить сущность и содержание профессионального самоопределения старшеклассников.

2. Выявить психологические особенности старшеклассников в процессе профессионального самоопределения.

3. Рассмотреть содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению.

Гипотеза: профессиональное самоопределение старшеклассников будет происходить успешнее, если в данной работе будет принимать участие социальный педагог.

 Методы исследования: работа с литературными источниками, анализ полученного материала.

В курсовой работе 3 параграфа, введение, заключение, снабжена списком литературы. Текст работы состоит из 43 страниц, список литературы составляет 30 источников.

 

§ 1.  Сущность и содержание профессионального самоопределения

    

 

Целенаправленное изучение профессионального самоопределения началось в начале ХХ века. Система профессионального самоопределения раньше, чем в других странах, начала создаваться в Германии и Америке при бюро по устройству на работу (1902г.), а первое справочно-информационное бюро для учащихся школ было организовано в США в 1907 году.

В России первое бюро профконсультации для молодежи было основано в 1927 году при Народном Комиссариате труда В.М. Бехтеревым и его коллегами.

В практике профессионального самоопределения профконсультанты делали основной акцент на «самосознание» как определяющее условие адекватного выбора профессии. «…Человек должен уметь выявить свои преобладающие стремления, способности, психологические черты» [17, с.71].

Природа далеко не каждому и не сразу открывает его предназначение, иными словами, не у всех правильный выбор профессии основан на раннем и подлинном, а не случайном проявлении способностей. В оказании помощи по выявлению способностей, наклонностей и интересов; в формировании устойчивых мотивов выбора профессии; в соотнесении личностных желаний с потребностями общества и заключается основная цель профконсультационных мероприятий. Считается, что на процесс профессионального самоопределения наиболее сильное влияние оказывают следующие группы факторов:

- интересы, на формирование которых, в свою очередь, влияют способности, прошлый опыт, представление о будущей профессии;

- индивидуальные особенности, а именно: черты характера, темперамент и свойства нервной системы;

- уровень подготовки, который включает в себя широту эрудиции и кругозор, школьную успеваемость, мировоззрение;

- состояние здоровья и уровень физической подготовки;

- а также, ряд социальных факторов: место жительства, профессия и советы родителей, рекомендации учителей, друзей, средства массовой информации [2, с.26].    

Словосочетание «профессиональное самоопределение» может употребляться и пониматься очень различно. Это и «самоопределение профессионала», т.е. работника со стажем, молодого специалиста, и «самоопределение подрастающего человека – будущего профессионала»    [26, с.64].

Может показаться, что слово «самоопределение» содержит в себе знание «предел», т.е. граница, ограничение и может осмысливаться и как самоограничение, постановка себе пределов, границ. Конечно же, обдумывание жизненного и в частности, профессионального трудового пути это есть непременно некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем. Однако, уменьшение неопределенности выбора профессии не следует понимать как воздвижение преград, препятствующих дальнейшему развитию, т.к. оставляя в стороне некоторые другие возможности выбора (вроде бы лишая себя возможности «прожить» те или иные жизненные пути, избирая один из них), человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития, а этот процесс не имеет принципиальных ограничений. Таким образом «самоопределение» следует понимать не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как профессионала.

По мнению М.А. Галагузовой, предметная область профессионального самоопределения предполагает ориентировку в четырех блоках явлений:

1блок – многолетний процесс возрастного (физического и психологического) развития человека на всем протяжении жизненного пути (от младенчества до естественного финала);

2 блок – множество разнотипных профессий в современном обществе («пространство выбора», перед которым рано или поздно реально оказывается подрастающий человек);

3 блок – возможные варианты соотнесения (приведения в соответствие) личных качеств человека с теми требованиями, которые предъявляет каждая работа (хотя бы тип профессии) к человеку;

4 блок – своеобразие методов и средств педагогического руководства процессом развития, становления человека как субъекта профессионального труда на разных его этапах (включая длительную «допрофессиональную» фазу этого процесса и еще более длительную собственно профессиональную – овладение профессией, вхождение в профессиональную общность, достижение высоких уровней мастерства или приход к разочарованию, перемене труда – профессиональной переориентации и др.) [4, с.354].

Активность профессионального самоопределения (а, следовательно, самооценок, взаимооценок, общественных оценок) связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь, в частности, возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Очевидно, что проблема профессионального самоопределения человека настолько сложна, что удовлетворительное ее решение не под силу отдельному человеку, она требует разностороннего информационного и организованного обеспечения. И здесь роль школы, семьи, социального окружения, как формирующих систем особенно высока.

Что касается семьи, то она является той системой, которая оказывает очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи и не только в форме прямых воздействий – требований родителей, родственников, но и в роли реального фактора, косвенно, но закономерно определяющего идеалы, устремления, ценностные ориентации детей. Как нет двух совершенно одинаковых людей, так нет и одинаковых семей. Это различие еще более усилилось в последние годы в связи с экономическим расслоением нашего общества, отходом многих людей от традиционных ценностей. Однако в одном еще по - прежнему работает стереотип – в семье проблема профессионального самоопределения осознается и становится предметом серьезных разговоров обычно к старшему школьному возрасту.

Следует обратить внимание и на то, что в неправильном выборе профессии нередко виновны члены семьи, которые ориентируются не на подлинные способности и призвание своего ребенка, а на приходящие или ситуативные ценности: заработок, преемственность профессии в семье, доступность получения профессии, престижность и т.д. Влияние членов семьи в этом вопросе зачастую носит форму не совета, а категорического требования. Существует также большая доля случайного выбора профессии: по совету друзей, знакомых, по причине престижности и привлекательности профессии и т.д.

С точки зрения интересов развития нашего общества идеальным был бы такой случай, когда профессиональная устремленность молодежи, вступающей в трудовую жизнь, в точности соответствовала бы потребностям различных отраслей в кадрах. Именно случай, когда большинство молодежи стремится в наиболее массовые и «дефицитные» (с точки зрения потребности общества в притоке трудовых ресурсов) области труда, а меньшинство – в наименее массовые; когда, профессиональные устремления соответствуют возможностям, потенциалам людей (состоянию их здоровья, способностям, склонностям).

В этом идеальном, вымышленном случае объективный общественный запрос на приток трудовых ресурсов в разные сферы труда точно удовлетворялся бы их предложением; тогда потребность в руководстве выбором профессии, профессиональным самоопределением людей была бы минимальной. И наоборот, крайне нежелательна и с хозяйственной и с психологической точек зрения картина несоответствия, рассогласования профессиональных устремлений потенциальных субъектов труда и объективной потребности общества в кадрах.

Анализ результатов, неоднократно проводимых социально-психологических исследований, направленных на выяснение мотивов выбора профессии, путей их получения и перспективах дальнейшего приложения своих сил свидетельствует о том, что влияние на выбор учащимися будущей профессии оказывают: родители (родственники) – 47%; друзья – 10%; общественное мнение – 17%; непредвиденные обстоятельства – 20%; собственное мнение – 6%  [26, с.34].

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором им предстоит жить.

Мыслители древности, в своих трудах, предостерегали молодежь от ошибок в выборе жизненного пути. Однако, вместе с тем, они подчеркивали, что юности присущи черты, благодаря которым она способна самостоятельно решать сложные проблемы, касающиеся ее будущего.

Однако то, что было предметом размышления отдельных выдающихся мыслителей, теперь стало областью научного знания, в которой работают многие исследователи, вооруженные современными методами, позволяющими изучить проблему профессионального самоопределения в рамках научного анализа.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять.

По мнению Е. А Климова профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения [8, c.55].

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, как считает Е. И. Головака – это  решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями [6, с.6].

Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера также рассматривается как «смена чередующийся выборов»)

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими востребованными ныне понятиям как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансцеденция и.т.д. При этом многие авторы связывают самореализацию, самоактуализация и т.п. с трудовой деятельностью, с работой.

Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой, К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С.Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение, П.Г.Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность [12, с.5].

По мнению Е.А.Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [8, с.46].

Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей (В.Франкл): «…Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни…» [27, с.68].

Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления. Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла» [5, с. 10].

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов [18, с.7].

Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего листа в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.

Самоопределение можно рассматривать с разных позиций: - как серию задач, которые ставит общество перед личностью, - это социологический подход;

- как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, - дифференциально-психологический подход [9, с.89].

В период самоопределения человек ищет ответ на вопрос «кто я такой?». Самоопределение может быть внутригрупповое, т.е. человек обретает свою роль в кругу людей, половое – осознает себя как представителя того или другого пола, национальное – отождествляет себя с собственным народом. В целом самоопределение можно охарактеризовать как поиск человеком своего собственного пути – поиск мучительный, нередко безуспешный.

Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:

- жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;

- личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельного своеобразия человека;

- профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.

Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутри личностных и социально-профессиональных потребностей [22, с.105].

В социально педагогическом смысле профессиональное самоопределение жизненно необходимо для каждого человека и связано с организацией специальных усилий со стороны государства и общества.

В психолого-педагогическом плане оно проявляется в виде личностных задач, которые часто носят проблемный характер и представляют собой процесс поэтапного принятия решения.

Поскольку «мир труда и профессий» - одна из основных сфер взаимодействия человека и общества, поскольку профессиональное самоопределение – необходимое условие личностного и жизненного самоопределения.

Опираясь на работы К.А. Абульхановой-Славской, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головака, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова можно рассматривать самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, обществе, процесс, развивающийся в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном.

Ценностно-смысловой аспект профессионального самоопределения характеризует отношения, оценки, планы и намерения личности в сфере труда и профессионального образования, позволяет соотнести эти величины с полученными результатами деятельности, интегрирует такие понятия, как «личный профессиональный план»; «интересы, направленность личности», «профессиональные намерения». Основу для развертывания профессионального самоопределения составляет система личностных смыслов человека. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых осуществляются деятельность и общение.

Деятельностный аспект профессионального самоопределения личности включает в себя реальные действия, деятельность, труд и их результаты. Основу для профессионального самоопределения в этом аспекте составляют качества, которые так или иначе стабильно проявляются в действиях человека, связанных с выбором и осуществлением профессиональной деятельности.

Эти аспекты самоопределения личности находятся в системных, противоречивых отношениях. Существенные изменения в смысловой направленности личности не могут произойти без изменений в ее деятельности, поскольку деятельность – это то, что связывает личность с окружающей средой. Наоборот, так как в деятельности реализуются желаемые смыслы, ориентации человека, она не может развиваться и изменяться без изменения своей смысловой основы. Поэтому, как пишет А.Г. Асмолов, «совместная деятельность в конкретной социальной системе детерминирует развитие личности, но личность … сама выбирает ту деятельность, которая определяет ее развитие». В этом – источник постоянных противоречий личности и источник ее развития, совершенствования [1, с.67].

Самоопределение эффективно, если оно приводит к достижению деятельностно-смыслового единства личности. Деятельностно-смысловое единство личности – это состояние взаимоотношений и взаимосвязей личности и окружающей среды. Она характеризуется:

- оптимальным соотношением между системой ценностно-смысловых ориентаций личности и сформированной системой деятельности, направленной на определенный предмет (учение, труд, общение, самопознание и т.д.), т.е. состоянием, обуславливающим реализацию ценностно-смысловых образований личности в пространстве и во времени (удовлетворение потребностей, реализацию личностных смыслов, направленностей, мотивов);

- возможностями для развития ценностно-смысловой сферы и совершенствования деятельности личности;

- минимальным проявлением неблагоприятных психологических состояний. 

Личность при таком подходе является одновременно объектом профконсультационных воздействий, субъектом ориентации (ориентирования) в мире профессий (внешний аспект) и субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект).

Профессиональное самоопределение, являясь частью целостного самоопределения человека, не имеет четких временных границ, оно продолжается в течение всей жизни, актуализируясь как личностный процесс под влиянием изменений в условиях и содержании профессиональной деятельности человека, а также при перестройке его ценностно-смысловых ориентаций в результате их естественного развития или вмешательства извне. Можно выделить этапы профессионального самоопределения, когда уровень его проблемности повышается в силу указанных причин.

Этапы профессионального самоопределения различаются по своему содержанию (в аспектах формирования и изменения деятельностной составляющей), связаны с ходом естественного возрастного развития личности или периодами изменений в условиях и содержании деятельности человека [27, с.99].

 Каждый этап профессионального самоопределения кроме содержания характеризуется конкретной ситуацией, специфическими затруднениями и достигаемым уровнем профессионального роста.

Ситуация профессионального самоопределения – это совокупность его внутренних и внешних условий на конкретном этапе [27, с.80].

Внутренние условия профессионального самоопределения:

- особенности ценностно-смысловой сферы личности (характеристики его целостности, непротиворечивости, устойчивости), уровень осознания собственных потребностей, направленностей, мотивов и их сформированности;

- объем предыдущего опыта личности и степень его использования;

- наличные знания, умения, навыки личности;

-индивидуально-психологические особенности личности (потенциально значимые в труде, а также определяющие характер отношений и переживаний).

Внешние условия профессионального самоопределения:

- условия и содержание профессиональной или учебной деятельности, которой занимается или намеревается заниматься человек;

- требования этой деятельности к человеку, его качествам;

- условия жизни, быта, особенности их влияния на профессиональное самоопределение;

- особенности влияния на личность взаимоотношений в семье, коллективе, общественных отношений; господствующие в этих сферах настроения, ориентации, стереотипы и прочее.

Затруднения и риски профессионального самоопределени я – это особенности ситуации профессионального самоопределения, препятствующие его эффективному развитию и требующие для своего разрешения изменений в структуре ценностно-смысловой системы личности или ее деятельности. Именно затруднения профессионального самоопределения актуализируют потребность в консультативной помощи и являются одним из компонентов содержания профессионального консультирования [28, с.10].

Рассматривая социально-профессиональное самоопределение личности, как сложный, непрерывный и целостный процесс, осуществляемый на всех этапах жизни человека, возможно, условно выделить его качественные уровни:

- Самоопределение в обществе и культуре, предполагающее в качестве идеального результата осознание себя личностью через общественно полезный труд, способствующий прогрессу и развитию общества. При этом имеется в виду, что и сама личность реализует в такой трудовой деятельности лучшие свои силы, получает общественное признание, являющееся важным условием чувства собственного достоинства.

- Самоопределение на уровне конкретного государства, предполагает осознание себя личностью, адаптированным членом данного государства, принимающим его основные нормы и ценности. При этом могут возникнуть проблемы, связанные с реальной полезностью для общества выполняемой человеком деятельности (например, в государствах, где «интересы личности ставятся выше интересов общества»).

- Самоопределение в рамках какой-то отрасли общественного производства предполагает осознание человеком себя в качестве эффективного работника данной отрасли, ориентированного на успешную карьеру в рамках этой сферы производства. Подобные мероприятия все больше становятся реальностью, особенно в условиях сокращающейся миграции населения и привязанностью многих людей к своим регионам с традиционными производствами (с преимущественной добычей нефти, ловлей рыбы, производством стали и т.д.). При этом в городах и регионах с разнообразными производствами (где есть возможность выбора и перехода из одной отрасли в другую) такие мероприятия могут быть выражены слабее.

Организационно-производственная деятельность самоопределяющейся личности предполагает осознание человеком себя в качестве эффективного работника данной фирмы или предприятия, также ориентированного на карьеру в данной организации.

Самоопределение в рамках конкретного учебного учреждения (общеобразовательного или учебно-профессионального) предполагает человека, рассматривающего себя в качестве перспективного кандидата на поступление в перспективное учебное профессиональное заведение или в качестве перспективного кандидата на престижную и оплачиваемую работу после окончания вуза, колледжа или училища. Помощь в таком самоопределение предполагает установление реальных связей школы с соответствующими учебно-профессиональными заведениями и производственными организациями.

Наконец, личностное самоопределение предполагает рассмотрение человеком себя в качестве полноценной личности, способной реализовать свои намерения и способности даже в тех случаях, когда они не совсем совпадают (или вообще не совпадают) с ожиданиями от этой личности со стороны общества, государства, отрасли, организации и учебного заведения. Самоопределяющийся таким образом человек, с одной стороны, в наибольшей степени реализует свое право на свободу выбора, хотя, с другой стороны, в этом случае возможны различные проблемы, связанные с его неадекватностью, неадаптированностью. Работа на этом уровне самоопределения требует особой деликатности и ориентировки учителя, психолога, социального педагога и других специалистов в разнообразных проблемах личностного и профессионального самоопределения [15, с.45].

Итак, профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.                                Профессиональное самоопределение явление двустороннее: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирает (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Профессиональное самоопределение важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни. Наиболее изученным и признаваемым фактором профессионального самоопределения являются интересы субъекта. Не менее важным и в достаточной степени изученным фактором выбора профессии являются способности. Профессиональное самоопределение отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

 

Как было сказано в предыдущем параграфе, профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решения, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда – с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Эти три подхода подчеркивают разные стороны дела: первый исходит из запросов общества, третий – из свойств личности, второй предполагает способы согласования того и другого. Вместе с тем они взаимодополнительны (первый – преимущественно социологический, второй социально-психологический, третий – дифференциально-психологический).

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

Ранняя юность – это пора завершения физического, умственного, духовного и нравственного развития школьников. В ранней юности исчезают все диспропорции этого развития, характерные для подросткового возраста. Это пора психологической готовности к взрослой, самостоятельной жизни.

Социальная ситуация развития старшеклассников характеризуется существенным развитием, расширением социальных, половых ролей, повышением самостоятельности, активности в поведении, общении, формированием психологической готовности старшеклассников к самостоятельной жизни, завершения физического и психофизического развития и их гармонизацией. Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность старшеклассников. Характеризуется тем, что ученик приобретает личностно-значимый смысл на основе профессионального определения, выбора профессии, отсюда избирательное отношение к учению, к предметам, а мотивацией учения является прагматичность знаний. Новообразованием возраста можно считать бурный рост самосознания, формирование жизненных планов [12, с.236].

Можно выделить следующие основные варианты взросления старшеклассников: а) неопределенный вариант - несложившаяся, диффузная идентичность личности старшеклассника; б) предреченный вариант - раннее взросление, старшеклассника, включение старшеклассника во взрослую жизнь раннее положенного срока, в связи с неблагоприятными факторами социальной среды, которые оказывают негативное действие на него; в) вариант пробы ролей старшеклассников в попытках выработать самоидентичность; г) зрелая идентичность личности старшеклассника, которая связана с чувством собственной самоопределенности и переходом к самореализации своего «Я».

Профессиональное самоопределение старшеклассника это выбор профессии с учётом системы критериев в профориентации, профотбора и профподбора старшеклассников на ту или иную профессию. Основными критериями здесь выступают: 1) медико-биологические (состояние здоровья старшеклассников); 2) психофизиологические (наличие или отсутствие определенных свойств нейродинамики); 3) индивидуально-психологические (наличие или отсутствие определенных задатков способностей, потребностей, склонностей или интересов); 4) социально-психологические (наличие или отсутствие открытости, коммуникабельности, совместимости, толерантности, искренности отношений); 5) социально-экономические (наличие или отсутствие спроса на данную профессию в данном решении, её престижность, материальное вознаграждение за работу в данной профессии) [9, c.141].

Возраст сенситивен к формированию мировоззрения, убеждений, самооценки личности старшеклассника, потребности в труде, самоуважении и т.п. Явления социального и этического порядка, связанные с планом деятельности старшеклассника, который экстраполируется на выбор профессии.

Адекватность или неадекватность жизненных планов или социальная и психологическая зрелость или незрелость по - разному предопределяет самореализацию «Я» старшеклассника на близкую, а может и на далекую перспективу. Нравственное самоопределение старшеклассников связано с развитием юношеской рефлексии, в правильном совмещении морального сознания с реалиями действительности. Это неустанный моральный и интеллектуальный поиск смысла жизни, ответа на вопросы: кто «Я», какой «Я», зачем «Я»?

Особенности развития самосознания старшеклассника связаны с более адекватным и устойчивым осознанием, переживанием себя как неповторимой системы «Я», представлений о самом себе, на основе которых они строят свое взаимодействие с окружающими людьми и отношения к себе. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, интерес к собственному «Я», который связан не только с половым созреванием, но и со сменой управления – от внешнего управления к самоуправлению, на основе более полного и глубокого знания о себе, осознания своей уникальности, неповторимости.

Вместе с тем, открытие своего собственного «Я» вызывает у старшеклассника много тревожных и драматических переживаний, а поскольку юношеское «Я» еще не определенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить, а тогда растет потребность в общении, его избирательность, потребность в уединении.

Будучи важным компонентом самосознания, самооценка юноши, несмотря на некоторые колебания, в целом становится более адекватной, реальной, поскольку она в большей степени начинает совпадать с оценками окружающих людей, а на этой основе формируется самоуважение как высшая форма самооценки. Но самооценка конкретного старшеклассника зависит не только от общей, социальной ситуации развития, но и от различных индивидуальных психологических особенностей ученика – его ценн<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...