Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по профессиональному самоопределения старшеклассников




 

 В жизни каждого человека наступает период, когда он всерьёз начинает задумываться о смысле жизни, пытается определить путь в своё будущее. Каждый может научиться многим и  разным делам, но не всем сразу. Поэтому необходимо делать выбор, поскольку наша жизнь напрямую связана с профессией, которую мы выбираем. Очень часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда подросток, сделавший свой профессиональный выбор и успешно сдавший вступительные экзамены в образовательное учреждение, вдруг обнаруживает в первый год обучения, что совершил ошибку: профессия, которую он выбрал делом своей жизни, совсем не интересна ему.

Более сложной, является ситуация, когда, получив профессиональное образование, уже в процессе трудовой деятельности человек осознаёт, что выбор сделан неверно.

Одним из важных психологических компонентов труда является создаваемая им степень удовлетворённости, благоприятного эмоционального ощущения. Возникновение удовлетворённости зависит от наличия следующих условий:

 - характера выполняемой работы (творческий или конформистский, рождающий интерес или оставляющий равнодушным, связанный со стрессами или свободный от них, сопряженный с гибким рабочим графиком или жестко регламентированный);

 - занимаемого индивидом функционального и социального места в организации (рядовой исполнитель или ответственное лицо);

 - социального окружения (психологическое воздействие со стороны коллег, руководства);

 - размера получаемого доход

 - психологических особенностей самого работника [11, с.126].

 Но начальной стадией трудовой деятельности является процесс выбора профессии, который оказывает влияние на весь жизненный путь человека.

Ещё не повзрослев и не став самостоятельными не имея опыта принятия решений, старшеклассники должны определиться в столь важном вопросе.

Подростковый возраст - традиционно считается более трудным периодом развития, чем предшествующие ему годы жизни, как для самих подростков, так и для взрослых окружающих их. Это пора существенных физических, психологических, когнитивных перемен, а так же период изменения социальных потребностей. Особая сложность этих перемен состоит в том, что они совпадают по времени с необычайно бурным физиологическим развитием. Помимо того, что подростку приходится претерпевать все эти изменения, он пытается утвердиться как личность и ответить  на вопрос: «Кто я такой?» [12, с.141].

Представители различных теоретических направлений психологии рассматривают данный возраст как период стресса и психологических проблем обусловленных, среди прочего, психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, ролевыми конфликтами, статусной неопределённостью и неустойчивостью социальных ценностей подростка.

Наиболее типичным и значительным отклонением в подростковом возрасте является чувство тревоги [12, с.142].      

Некоторые люди - уверенные в себе, волевые, энергичные, предприимчивые, целенаправленные, активные, общительные,  оптимистичные, выносливые - быстро адаптируются в любых жизненных ситуациях. Другие пассивные, неуверенные, тревожно-боязливые, сомневающиеся, замкнутые, мнительные, безвольные. От того, какими из перечисленных качеств обладает подросток, зависит его дальнейшая жизнь, в частности - профессиональная. Одним из специалистов, в чьи функции входит помощь подросткам в процессе профессионального выбора, является социальный педагог.

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является её способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью всей её жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается. Значит, на разных стадиях её развития одни и те же задачи  профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий либо конкретной профессии, освоение своей социально-профессиональной роли, отношение к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготится, испытывает неудовлетворённость своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от неё определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятие решения о выборе профессии или её смене, уточнение и коррекция карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов [13, с.81].

Весь этот комплекс проблем объединяет понятие «профессиональное самоопределение».

Проанализируем высказывания ученых, исследовавших эту проблему.

Для анализа представляют интерес высказывания Н.Гисберс и И.Мур рассматривающих профессиональное самоопределение как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека.

 А.Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление.

П.Г. Щедровский рассматривает, самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать свою сущность [19, с.131].

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А.Климов, понимает его как «важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».

Очень ценной для рассмотрения профессионального самоопределения - является мысль Е.А.Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас лёгким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [13, с.82].

У личности в предшествовавшие годы развития сложилось определённое отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка своих возможностей, ориентировка в социально-экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к профессиональному самоопределению.

Обобщая рассуждения Е.А.Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки  по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

Профессиональное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С.Пряжникова. Он подчёркивает неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [20, с.17].

Обобщая приведённый анализ профессионального становления, выделим основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение   индивида к миру профессий в целом и к конкретно выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учётом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разными событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения и др. 

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации [13, с.84].       

Исследуя профессиональное самоопределение, Н.С.Пряжников создал, следующую его содержательно-процессуальную модель:

1. Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).

Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели-мечты.

Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

Информирование о профессиях и специальностях, профессио-нальных учебных заведениях и местах трудоустройства.

Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а так же знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи [20, с.18].

Анализируя потенциальные возможности самореализации личности, Н.С.Пряжников предложил семь типов её самоопределения:

1. Самоопределение в конкретной трудовой функции.

Для этого типа самоопределения характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных функций или операций (например, работа на конвейере). Свобода выбора и диапазон действий человека минимальны. Для многих такой труд не выносим, но некоторые люди получают удовлетворение от такого однообразного труда. 

2. Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение многообразных функций (например, труд токаря). Трудовой пост характеризуется определёнными правами и производственными заданиями, ограниченной производственной средой, включающей средства труда. Возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности значительно выше, чем в первом случае. Смена конкретного трудового поста негативно сказывается на качестве и производительности труда, а так же вызывает неудовлетворённость работника.

3. Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает безболезненную смену трудовых постов и расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет различными видами автомобилей.

4. Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие смежные виды трудовой деятельности. Как известно, профессия объединяет группу родственных специальностей. Поэтому по сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает уже специальности, а не только трудовые посты. 

5. Следующий тип - жизненное самоопределение, к которому помимо профессиональной деятельности относятся учёба, досуг, вынужденная безработица и др. По сути, речь идёт о выборе образа жизни человека.  Следует отметить, что некоторые люди видят смысл жизни во непрофессиональной деятельности. Жизненное самоопре-деление предполагает не только выбор и реализацию социальных ролей, но и выбор стиля и образа жизни. В этом случае профессия может стать средством реализации определённого образа жизни.

6. Личностное самоопределение - более сложный тип, рассматри-вается как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Личность, в этом случае, как бы приподнимается и над профессией и над социальными ролями и стереотипами. Личностное самоопределение – это нахождение самобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

7. Самоопределение личности в культуре – самый сложный тип - высшее проявление личностного самоопределения. Здесь присутствуют внутренняя активность, направленная на продолжение себя в других людях, что позволяет говорить о социальном бессмертии человека.

В каждом из представленных типов самоопределения, автор выделяет пять уровней самореализации человека: 

- агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень);

- стремление избежать данной деятельности;

- выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень);

- стремление усовершенствовать, отдельные элементы работы;               

-стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность (творческий уровень) [20, с.24].

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но и как непрерывный процесс  поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение – это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности [14, с.52].

Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наиболее важное значение – в силу того, что он определяет весь дальнейший профессиональный путь человека. 

Существует достаточно много психологических исследований, посвящённых ситуации выбора профессии и имеющих в своей основе разные стратегии определения готовности решать задачи профессионального выбора. Например, В.В.Чебышева, О.И.Галкина и Л.М.Злобин выделяют две возможные ситуации профессионального выбора и описывают их следующим образом. Для одних подростков выбор профессии выражает собой осуществление в плане решений, достаточно сформированных интересов и способностей, для других, при отсутствии у них определённых профессиональных интересов и способностей, выбор профессии представляет собой возможность проверить свои силы, накопить трудовой  опыт, чтобы потом, сделать более обоснованный профессиональный выбор [21, с.39].

Аналогичный подход, реализован в исследованиях В.Джайде. Он выделяет следующие типы профессионального выбора:

Первый тип характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределённостью собственных желаний и их непостоянством, в целом - пассивностью.

Второй тип - при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь малодифференцированные склонности.

Третий тип- подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям. [25, с.125].    

Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора предложенная Е.А.Климовым, в ней выделены следующие типы:

1. Первый тип – низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества.

2. Второй тип – заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана.

3. Третий тип – заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе.

4. Четвёртый тип – завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус.

5. Пятый тип – завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть [24, с.25].

Очень интересными являются подходы, в которых делается акцент на эмоциональных состояниях подростка, находящегося в ситуации профессионального выбора.

Так, например, П.Скавран особенное внимание обращает на те случаи, когда подросток обращается к профконсультанту в силу своего страха перед выбором профессии и желания переложить собственную ответственность на другого [24, с.603].

При этом сам профконсультационный диалог строится в том направлении, что нужно не столько выявить те или иные устойчивые характеристики, важные для будущей профессии, сколько работать с актуальными страхами и опасениями подростка. В исследованиях Х.Томе и В.Джайде показано, что при профессиональном выборе у подростков могут возникать определённые отрицательные состояния, в частности состояния растерянности, тревожности обуславливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределённое время. 

Опираясь на данные исследования, можно констатировать, что при профессиональной консультации подросток реализует следующие типы профессиональных установок:

«Самостоятельность» - подросток и автономно решает задачу выбора профессии.

«Подверженность эмоциональным влияниям» - подросток ориентируется на эмоциональный контекст принятия решения.    

«Надежды на профессиональную перспективу» - подросток с оптимизмом относится к профессиональному будущему.                                    

«Легкомысленность профессионального выбора» чёткие критерии профессионального выбора отсутствуют.                                                         

«Ориентация на предполагаемые неудачи» подросток даёт пессимистический прогноз своего профессионального будущего.                             

«Ощущение растерянности» подросток меняет критерии оценки своей деятельности в процессе выбора профессии.                                

«Переживание эмоционального конфликта» подросток стремится к уходу из эмоционально неприятной ситуации выбора профессии.         

«Идеализация своего профессионального будущего» подросток высказывает нереальные надежды на своё профессиональное будущее.   

«Основательность профессионального выбора» подросток рационально подходит к проблеме профессионального выбора.

«Ощущение собственной неспособности» подросток имеет заниженную самооценку профессионально важных способностей и интересов.

Основная проблема профессиональных установок это проблема формирования адекватных профессиональных установок, она может решаться в условиях индивидуального и группового профконсульти-рования [16, с.54].

Характерные для подросткового возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, некоторая возрастная интровертированность, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, застенчивость, нередко встречающееся чувство одиночества – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связано с личностным самоопределением и самореализацией. Поэтому подростков так сильно тревожит целый аспект вопросов относящихся к сфере профессионального самосознания: «Какой я?», «Какие у меня есть качества?», «Дадут ли они возможность стать тем, кем я хочу?», «Каким мне надо быть, чтобы добиться успеха на избранном профессиональном пути?», «Для какого профессионального и  жизненного пути я предназначен?» [16, с.66]. 

Итак, проблема личностного и профессионального «Я» встаёт перед человеком в подростковом возрасте со всей своей остротой и во всей своей сложности. Это происходит на фоне проблем, связанных с особенностями данного возраста.  

           

 

Заключение

Профессиональное самоопределение личности – это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и т.д.

Проанализировав теоретические аспекты социально – педагогической деятельности по проблеме профессиональное самоопределение старшеклассников, позволило сделать следующие выводы:

 1. Профессиональное самоопределение многомерный и много-ступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения: как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые это личность должна последовательно разрешить в течение определенного промежутка времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых личность в раннем юношеском возрасте формирует баланс между своими интересами и запросами общества; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста показало, что данный возраст связан с построением профессионального пути. Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, совершаются первые профессиональные пробы. Профессиональное самоопределение старшеклассников предоставляет возможность углубленного изучения школьных предметов, необходимых для последующей учебы или работы, стимулирует активность в плане ориентации на рынке труда с учетом запроса региона.

3. Специфика социально-педагогической деятельности по профессио-нальному самоопределению личности в подростковом  возрасте обеспечивается принципами: непрерывности, интеграции, дифференциации и индивидуализации, гибкости, открытости и выполнение функций: диагностической, тактической, практической, аналитической.

Результатом социально-педагогической деятельности по организации процесса профессионального самоопределения в подростковом  возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний. 

   

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1. Асмолов, А. Г.  Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., Воронеж, 1996. – 161с.

2. Боровиков, С. А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Издательство СПб университета, 1991, - 72с.

3. Венгер, А. Л. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым условиям. // Вопросы психологии, - 1995, - №1, - С. 25-33.

 4.  Галагузова, М. А. Социальная педагогика – Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2001. – 416с.

5.Гапоненко, А. В.Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников. - // Школа и производство, - 2006. - №2. –

С. 7-13.

6. Головака, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наунова думка, 1988. – 162с.

7.   Горбатов, С. В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения. - // Вестн., - СПбГу. Серия 6. 1992. Вып. 1.- С. 70-77.  

8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: 2003. – 217с.

9. Кон, И. С. Отношение к труду и выбор профессии. – М.6 Просвещение, 1989. – 193с.

10. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности, - М.: Смысл, 1993, - 275с.

11. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М: Издательский центр «Академия».

12. Немов, Р. С. Психология: - М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Книга 2: психология образования. – 608с.

13. Осницкий, А. К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992 №1,2.

14. Осницкий, А. К. Диагностика самостоятельности учащихся в школе и

СПТУ: Методические рекомендации для практических психологов. Иваново. 1991.

15. Павлова, Т. Л. Профориентация старшеклассника: Диагностика и развитее профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005, - 128с

16.  Петренко, А. Г. Диагностика готовности учащихся к освоению профессии. Профессиональное образование. 2000г., №8.

17.  Пряжников, Н. С. Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения. – М.: Воронеж, 1997. – 91с.

18. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. – М.: ВАКО, 2005. – 108с.

19.  Психологическая помощь и консультирование в практической психологии; Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К.Тутушкиной. 3-е издание – СПб.; Изд-во «Дидактика Плюс», 2001.

20. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. Под ред. докт. психол. наук Л.М.Митиной. – М.; Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

21.  Психология подростка. Хрестоматия. Составитель Ю.И.Фролов М.; Российское педагогическое издательство, 1997.

22.Психологический словарь/ авт.-сост. В.Н.Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О. Гордеева, М.М. Балабанова, Под общей ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003. – 640с

23.Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.

24. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.

25. Ратанова, Т. А., Шляхта, Н. Ф. «Психодиагностические методы изучения личности»: Учебное пособие. – Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А.Ратанова, Л.И.Золотарёва, Н.Ф.Шляхта «Методы изучения и психодиагностика личности» - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.

 26. Тарасов, Н. И. Состояние и основные проблемы развития сельской школы. // Вестник регионального образования. 2001. - №3. – С. 45-54

27. Черникова, Т. В. Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов. – Волгоград: Учитель. 2006. – 120с.

 28. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128с.

29. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: прогресс, 1996. – 296с.

30. Закон РФ «Об Образовании» - М.: Омега – Л, 2007, 64 с.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...