Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социализация ребенка в неполной семье как психолого-педагогическая проблема




Введение

 

Воспитание детей, забота о всестороннем их развитии, формирование их личности - основная обязанность родителей. В современном обществе семья стала терять многие из своих функций. Воспитательная роль родителей, ослабеваемая исчезновением совместной деятельности родителей и детей в рамках семейного производства, резко падает в связи с перемещением детей из дома в детские ясли, сады, дома, приюты, школы, интернаты, училища, учебные заведения, сезонные лагеря и прочие социальные учреждения. Родительский авторитет уменьшается из-за разрушения фамилизма, высокой ценности семьи в социокультурном и экономическом смысле, из-за разделения единого «Мы» родителей на конфликтно-конкурентные «Я» матери и отца, наконец, из-за сокращения времени «живого» контакта родителей и детей, появление «институциональных родителей», «заместителей» кровных родителей (профессиональные воспитатели и учителя, средства массовой информации и культуры, лидеры межличностных, «неформальных» групп сверстников во дворе, школе).

То, что ведущая роль в процессе социализации ребенка отводится семье, понимают, наверное, все: и педагоги, осознающие, что курс полноценного образования невозможен без включения в него воспитательных основ, согласованных с родственниками школьника, и родители, стремящиеся к воспитанию и развитию достойных людей.

В содержании современного семейного воспитания существует огромное количество переменных проблем, в том числе вопросы, связанные с процессом социализации детей, особенно усиливаются эти проблемы в связи с ростом количества неполных семей. Этим обосновывается актуальность обращения к теме данной работы «Неполная семья как фактор социализации младшего школьника».

Объектом исследования является семья как первичный институт и фактор социализации младшего школьника.

Предметом исследования является процесс социализации ребенка в семье.

Целью работы является: исследование процесса социализации младших школьников в современной семье. Цель работы будет достигнута посредством решения ряда конкретных задач:

1. охарактеризовать особенности современной семьи;

2. рассмотреть особенности процесса социализации в младшем школьном возрасте;

.   проанализировать специфику процесса социализации младшего школьника в неполной семье;

.   проанализировать влияние типа семьи на процесс социализации ребенка;

.   дать рекомендации по педагогической поддержке неполной семьи в вопросах социализации младшего школьника.

Проблемой развития ребенка в семье занимаются многие ученые, такие как А.В.Мудрик, А.И.Раев, Н.Ф.Голованова, Е.П.Попова, Р.В.Овчарова и др. [10; 27; 30]. По их мнению, социализация - это развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Ряд ученых (Ш.А.Амонашвили, Л.В.Ковинько, А.И.Захаров, О.Д.Кавашкина, Е.В.Молчанова) занимаются рассмотрением социальных проблем современной семьи. Социализация ребенка в семье происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами с помощью основных механизмов (деятельностного, аксеологического, рефлексии, идентификации, имитации) и основных форм (традиционной, рациональной и предметной).

Процесс социализации младшего школьника в семье осуществляется разными путями (подражание, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций и т.д.). Каждая семья выбирает свой путь в данном процессе, но многое зависит от личностей родителей, от их воспитательных возможностей, от стабильности семьи как институтообразующей системы.

Организация исследования: экспериментальной базой исследования послужила МОУ «Экономико-правовая гимназия №23» г. Саранска. В эксперименте принимали участие 21 учащийся 2 «А» класса.

При написании работы использовались следующие методы: теоретический анализ социологической, философской, психолого-педагогической литературы; сравнительно-исторический метод; прямое, косвенное, включенное наблюдения за деятельностью учащихся; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование и другие).

Социализация младший школьник семья

 


Теоретические аспекты процесса социализации ребенка в неполной семье

Социализация ребенка в неполной семье как психолого-педагогическая проблема

 

Общество - это мир людей, человек живет в этом мире. В нем он рождается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение. Со всем этим связан целый ряд таких важных социологических понятий, как социализация, социальные статусы и роли, ненормативное поведение и т.д.

В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обществление» земли, средств производства.

Американский социолог Н.Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [37, с.55]. Польский социолог Я.Щеранский понимает под социализацией «влияние среды в целом, которое призывает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [16, с.65].

Л.В.Мардахаев в словаре по социальной педагогике утверждает, что социализация - это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [36, с.274].

Наиболее значимой для нашего исследования является первичная социализация. В этом же словаре она определяется Л.В.Мардахаевым как знакомство с ценностями общества и формами поведения, обеспечиваемое индивиду в семье. Первичная социализация ассоциируется у него с усвоением базовых личностных походов и социальных навыков, составляющих основу цивилизованной жизни [36, с.274].

С позиции отечественной психологии, социализация характеризуется как расширение действия совокупности условий (в которых живет и развивается человек, прежде всего, в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида, как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию [28, с.200].

Сферы деятельности человека соответствуют ведущим направлениям социализации: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, проявлять и переживать различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовать свой быт; каких морально-эстетических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

В отечественной науке наибольший вклад в постановку и рассмотрение проблемы социализации внес И.С.Кон. В его работах представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С.Кона «объем понятия» «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда, как социализация включает ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества [22].

Так как процесс социализации рассматривается учеными различных областей знания, в частности подробно психологами, педагогами, социологами, мы также подробно попытаемся рассмотреть процесс социализации ребенка в контексте психолого-педагогической проблемы.

Дж.Мид рассматривает социализацию через принятие социального опыта детьми. У.Бронфенбреннер рассматривает социализацию в виде системы концентрических структур микро-, мезо-, экзо- и макросистем [37, с.65].

Микросистема - структура деятельности, ролей и межличностных отношений развивающейся личности в данном конкретном окружении, которому присущи характерные физические и материальные свойства.

Мезосистема - это структура взаимодействия двух и более сред, в которых развивающаяся личность активно участвует (отношения между семьей, школой, группой сверстников).

Экзосистема - содержит одну или несколько сред, непосредственно не включающих развивающуюся личность в качестве активного участника, но где происходят события, влияющие на то, что происходит в среде ближайшего окружения ребенка (это может быть место работы родителей или круг семейных друзей).

Макросистема - это постоянство формы и содержания систем, которые существуют или могут существовать на уровне культуры как целого вместе с системой идеологий или верований.

Социализация, по мнению А.В.Мудрика, происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направленном обществом и государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целенаправленного и социально-контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального) [27].

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Э.Дюркгейм, один из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными, моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. Все это характеризует человека как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.

Как нами уже отмечалось, социализация человека проходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное влияние, и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.

В словарях фактор определяется как одно из необходимых условий того или иного процесса. В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает А.В.Мудрик [27]. Он подробно рассматривает в каких условиях происходит этот процесс. А.В.Мудрик предлагает факторы объединить в 4 группы. Первая - мегафакторы (космос, планета, мир). Вторая - макрофакторы (страна, этнос, общество, государство). Третья - мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидении), по принадлежности к тем или иным субкультурам. Четвертая - микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум [27, с.50].

Мудрик А.В. утверждает, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним он относит: способы вскармливания младенца и уход за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизни - деятельности, общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах [27, с.65].

В связи с тем, что социализация человека происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами, а также учитывая его активность в процессе социализации, Василькова Ю.В. и Василькова Т.А. выделяют несколько универсальных «механизмов» социализации:

- традиционный - через семью и ближайшее окружение;

-   институциональный - через институты общества;

    стилизованный - через субкультуру;

    межличностный - через значимых лиц;

    рефлексивный - через индивидуальное переживание и осознание [5, с.11].

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения, хотя они не всегда полностью соответствуют общественно одобряемым. Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональная социализация осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества как социально-созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями. Процесс взаимодействия человека с различными институтами социализации происходит на базе нарастающего понятия или соответствующих знаний и опыта социально-одобряемого поведения.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает стиль жизни возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура легко влияет, ибо проявляется в ряде норм поведения и взаимоотношений, в некоторых чертах стиля поведения и общения, речи, внешнем виде, способах свободного времяпрепровождения. Для субкультуры характерны пристрастия к определенным пластам эстетической культуры, иерархия ценностей относительно стиля жизни. Субкультура влияет на социализацию человека.

Межличностный механизм социализации действует в процессе общения человека с субъективно-значимыми для него лицами. Таковыми могут быть родители, любимый учитель, друг-сверстник своего или противоположного пола. В процессе общения идет идентификация с конкретным человеком. Естественно, что значимые лица могут быть членами институтов общества, влияющих на человека, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной или профессиональной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами возникает вне организаций и групп. Кроме того, общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация [5].

Влияние всех названных механизмов опосредствуется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности, свойственные различным институтам общества, семьи, группы сверстников, значимым лицам.

Из всего вышесказанного очевидно, что социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными факторами, группами, организациями, агентами, осуществляется с помощью ряда механизмов. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере противоречат друг другу. Все это объективно обуславливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать решения, противостоять внешнему давлению.

Так как социализация представляет собой процесс, начинающийся с первых дней жизни ребенка, он охватывает самый близкий круг родных людей ребенка. Соколова В.Н. утверждает, что родители - первые проводники детей в дебрях бытовых и нравственных требований, учителя детского социального и гражданского опыта. Воспитание, если оно существует на примере жизни родителей, всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали, о нормах поведения или нет. Благополучие семьи определяется не ее доходами и материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением воспитывают у детей трудолюбие, честность, доброту, настойчивость [38, с.186].

Таким образом, семья относится к микрофакторам социализации и является первичным институтом социализации маленького ребенка, оказывающим на него тем самым положительное или отрицательное влияние.

В рамках различных научных и прикладных дисциплин термин «семья» интерпретируется по-разному. С психологической точки зрения, когда мы говорим о семье, нам важен характер сложившихся там взаимоотношений. А также значимые с юридической точки зрения показатели, как официальная регистрация брака, совместное ведение домашнего хозяйства, совместное проживание на одной площади, отходят на второй план [33, с.22].

Социальная педагогика, как пограничная наука между педагогикой и социологией, рассматривает семью несколько иначе. В частности, по мнению Мудрика А.В.: “Семья - ячейка общества и фактор социализации человека, удивительным образом сумевшая, пожалуй, единственной из общественных структур, сохранится до наших дней, хотя и претерпев весьма важные изменения” [27, с.87].

Мнения социальных педагогов сводятся к тому, что семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало - или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни»[27, с.64].

Решающую роль в развитии ребенка на том или ином возрастном этапе играет семья. Мудрик А.В. выделяет следующие социализирующие функции семьи.

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.

2. Семья влияет на формирование психологического пола ребенка.

.   Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет ее успешность.

.   Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.

.   В семье формируются фундаментальные ценности ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения [27, с.84].

В переломный момент истории нашей страны, в условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную.

В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос воспитания ребенка в неполной семье.

Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей; соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [14, с.55].

Воспитание в неполной семье, с одним из родителей, оставляет негативный след в формировании личности. Во всём мире и у нас в стране растёт число разводов; их процент в России составляет от 30% до 50% к числу заключённых браков. Из-за разводов ежегодно около 700 тысяч детей лишаются одного из родителей. Согласно общественным данным, за последние годы, доля подростков-правонарушителей из неполных семей составляют от 32% до 47%, в их числе 30-40% подростков, успевших пристраститься к алкоголю или наркотикам, 53% занимающихся проституцией [4, с.9].

Родители воспитывают ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда их нет дома. Как они одеваются, как разговаривают с другими людьми о других людях, как общаются с друзьями и с врагами, как смеются, читают газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты мысли родителя доходят до него невидимыми путями, которых родители не замечают.

Изучив факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, мы условно разделим их на три группы.

Первая - это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям.

Вторая - это внутри- и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющийся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности.

Третья группа - это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Хоть эти факторы и делятся на группы, но только в полной их взаимосвязи они образуют подлинно семейное воспитание.

Современные психолого-педагогические области знания рассматривают авторитет родителей как особую проблему. В настоящее время авторитет родительской власти не срабатывает, его заменил авторитет личности родителей.

Безусловная любовь является фундаментом, на котором строятся надежные взаимоотношения родителей со своими детьми и который может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере.

Любить ребенка, безусловно, значит любить его независимо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков. Независимо от того, что от него ждут в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас. Если же детей любят только тогда, когда они послушны и радуют своим поведением (обусловленная любовь), они не будут чувствовать, что их всегда искренне любят, это сделает их неуверенными, нарушит их самооценку, может помешать им развиваться в лучшую сторону. Авторитет не дается от природы, он может быть организован в каждой семье.

Бывает и так, что родители просто не обращают внимания на детей и думают только о своем спокойствии. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания закономерно приводит к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он нуждается в совете и помощи.

Роли отца и матери в воспитании детей не одинаковы, причем взаимоотношения, связанные с различием полов, складываются весьма своеобразно и требуют особых форм родительского участия, особенно, если родители находятся в разводе [12, с.45].

Отношение родителя к ребенку одного с ним пола более взыскательно, более пристрастно - пускай и в самом положительном смысле слова. Мать сама была девочкой. Она знает, что значит быть хорошей девочкой. Поэтому ее восприятие дочери более окрашено личным пристрастием. В воспитании сына она опирается на абстрактное представление о хорошем мальчике, т. е. на представление, лично не прочувственное, не пережитое. Поэтому ее отношение к сыну в известном смысле более объективно. Тоже касается и отца, только на оборот.

“Маменькина дочка” - не менее частое явление, чем “маменькин сынок”. Все зависит от того, какие глубинные установки - личностные, мировоззренческие или воспитательные - проецирует родитель на ребенка [18].

Отцовская любовь к сыну более требовательна, к дочери более покровительственна. Мать, наоборот, скорее склонна баловать сына и больше притязаний предъявлять дочери.

Такая ситуация вполне нормальна, если особенности характера родителей не приводит к ее нездоровому заострению. Именно такая расстановка сил способствует формированию мужских черт мальчика и женских - у девочки. Мальчик, испытывающий аморфный либерализм отца и жесткую авторитарность матери, рискуют вырасти никудышным мужчиной. А из девочки, которую отец подстегивает, а мать легко обволакивает, скорее всего получится странное создание с мужскими притязаниями, не подкрепленными реальной мужской силой. Все же основной фигурой в детском возрасте, в которой воплощается мир, является мать, особенно это проявляется, если мать воспитывает ребенка одна [21, с.58].

Роль матери для детей не одинакова. Так, для девочек основная задача - освоение половой роли, для нее мать - образец, та часть мира, которую надо “примерять на себя”, а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола, отношение детей; происходит некоторая конкуренция за внимание отца и особенная чуткость к тому, как отец относится к женщине, а они на это отвечают. Все меряется на себе и усваивается накрепко.

У мальчиков любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к “конкурентам”. Не менее чутко, чем девочки они воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Для них важны и ласка матери, ее сочувствие - и одновременно признание их “мужского достоинства”.

Исследования феномена вынужденной разлуки показали, что полное лишение ребенка матери в период раннего детства или ее частичное отсутствие приводит к одному из трех необратимых последствий: агрессии, дебильности (умственной неполноценности, отсталости), инфантилизму (пассивности, замедленности общих типов развития). В будущем это приводит к отсутствию активности, жизненной инициативы [19, с.132].

Совместность родительства для мужчин психологически важнее, чем для женщин. Главные причины этого- увеличение числа внебрачных детей и рост числа разводов. Мужчина, у которого не складываются отношения с женой, часто охладевает и к ребенку, чего у матерей обычно не происходит. Еще разрушительнее действует развод. Для многих мужчин брак и отцовство - своего рода «пакетное соглашение». Более молодые и образованные отцы, живущие со свои ми семьями, проводят с детьми больше времени, чем раньше, но все больше мужчин не живет со своими семьями.

Противоречия отцовской психологии отражают неоднозначность социальных тенденций. Как отмечает известный американский историк Джон Гиллис, если раньше отцовство было обязательным аспектом, то теперь оно, как и все прочие роли, стало делом свободного выбора, превращается в призвание, которым одни мужчины занимаются, а другие - нет [22].

Доказано, что индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опыта мужчины и передается из поколения в поколение, причем ответственное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов.

Вопреки ожиданиям многих психологов, отцы и матери чаще влияют на ребенка сходно, чем различно, расхождения между ними менее важны, чем сходства. Механизмы и средства влияния на детей у отцов и матерей весьма похожи. Важное значение имеет стиль родительства. Такие свойства отцов, как интеллект и даже теплота, влияют на развитие ребенка меньше, чем характер тех взаимоотношений, которые они установили со своими детьми. Дети, имеющие с родителями устойчивые, поддерживающие, взаимные и эмоциональные от ношения, психологически благополучнее тех, у кого эти моменты отсутствуют. Точно так же количество времени, которое отцы проводят с деть ми, менее важно, чем то, как именно они его проводят, и как отцы, матери, дети и другие важные для них лица воспринимают и оценивают это взаимодействие. Не существует единой «отцовской роли», к которой все отцы должны стремиться. Успешный отец - тот, который хорошо выполняет задачи, подсказываемые конкретной ситуацией [31, с.55].

Исследования показывают, что для отца ребенок, в первую очередь, его “продолжатель”, его второе “я “, причем это “я” - желаемое. Примешиваются и мотивы компенсации, и реализации себя как отца, защитника, воспитателя. Немаловажен и мотив продолжения рода, и потребность передать ребенку то, что знаю и умею. По крайней мере, до рождения ребенка отцы менее склонны видеть в нем нечто самостоятельное, уникальное и стремиться именно это в ребенке поддержать [23, с.43].

Таким образом мы установили, что неполная семья в современных социально-экономических условиях является объектом изучения социальной педагогики, психологии, социальной психологии, социологии, педагогики и имеет массу проблем, в большинстве своем влияющих на характер и эффективность воспитания ребенка и требующих особого подхода к их решению. Для этого необходимо создать специально организованный процесс педагогической поддержки семейного воспитания со стороны учителя, классного руководителя с привлечением к этому процессу специалистов различных областей знания (медиков, психологов, юристов и др.), но для этого необходимо знать как происходила социализация детей младшего школьного возраста в семье прошлых времен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...