История возникновения и развития процесса унификации в международном воздушном праве
После Первой мировой войны во многих странах молодая авиация стала использоваться для воздушных перевозок – сначала внутренних, а затем и международных. Для урегулирования внутренних воздушных перевозок в национальных законодательствах были приняты специальные правила. Конечно, государства по-разному решали вопросы о заключении договора воздушной перевозки на основе авиабилета, об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира и его багажу, о порядке возмещения такого вреда, о предъявлении пассажиром претензий к перевозчику и т.п. Вначале такое многообразие национальных подходов не мешало осуществлению международных воздушных перевозок. Однако когда международное воздушное сообщение стало более активным, что было связано с появлением в начале 1920-х годов новых типов воздушных судов, способных осуществлять полеты на дальние расстояния, стало ясно, что несогласованность правового регулирования создает немалые юридические трудности. К примеру, в случае приобретения подданным Швеции авиабилета на рейс голландской авиакомпании из Лондона в Брюссель и причинения ему вреда в результате авиационного происшествия на территории Бельгии возникал вопрос о праве, которое должно применяться для решения вопросов ответственности авиаперевозчика: должно ли это быть право Англии, где куплен билет, Голландии – места регистрации перевозчика, Бельгии, где произошло авиационное происшествие, или Швеции, откуда родом пассажир. При пересадке с рейса одной авиакомпании на рейс другой нередко терялся багаж или ему причинялся вред, при этом разгорались споры об установлении ответственности конкретного перевозчика" за происшедшее и о праве, применимом к данному случаю. Эти сложности усугублялись, кроме того, характером различных требований к правам пассажира, формам и методам материального возмещения за вред, причиненный при воздушной перевозке. Специфика национальных законов не только вносила немалую путаницу в регулирование международных воздушных перевозок, она также наносила большой экономический ущерб авиакомпаниям, вынужденным тратить значительные средства на судебные тяжбы. Таким образом, различия правового регулирования в области воздушных перевозок стали серьезно тормозить развитие международных воздушных сообщений. Под влиянием этих негативных обстоятельств в октябре 1926 г. по инициативе Франции в Париже состоялась первая международная конференция по международному частному воздушному праву для обсуждения вопроса о правовом регулировании международных воздушных перевозок. Ее участники изучили подготовленный проект конвенции, одобрили его часть об ответственности авиаперевозчика при международных воздушных перевозках и направили его на доработку в специально созданный для этого рабочий орган – Международный технический комитет юристов-экспертов (СИТЕЖА). Последний предложил дополнить конвенцию унифицированными требованиями к пассажирскому билету и воздушно-транспортному документу (авианакладной), правам и обязанностям перевозчика, порядку предъявления пассажиром претензий к перевозчику, выбору пассажиром суда в случае возникновения спора.
4-12 октября 1929 г. в Варшаве состоялась вторая международная конференция по международному частному воздушному праву, завершившаяся принятием Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных ''воздушных перевозок, известной в юридическом и политическом мире как Варшавская конвенция [1]. Ее значение трудно переоценить: благодаря принятию этой конвенции были существенно упрощены правила и процедуры международных воздушных перевозок. Отметим, что долгое время в советской доктрине международного права, взявшей на веру ленинское утверждение о том, что ничего частного в международном праве нет и не может быть, игнорировался факт вклада международного публичного воздушного права в развитие международного частного воздушного права. Между тем международное авиационное сообщество неизменно называло все международные мероприятия в области международных воздушных перевозок, проводившиеся в 30-е, а затем 50-е, 60-е, 70-е и 90-е годы прошлого века, не иначе как международными конференциями по международному частному воздушному праву.
Исторически потребность в унификации законодательств в сфере международных воздушных перевозок объясняется необходимостью устранить ненужные преграды на пути установления и развития международных воздушных сообщений, составной частью которых являются международные воздушные перевозки. Установление международных воздушных сообщений – это первичный этап, юридически открывающий доступ гражданских воздушных судов одного государства в воздушное пространство другого для целей перевозок пассажиров, багажа и грузов. Все это происходит на условиях взаимности. В рамках решения данной главной задачи определяется, кому государства доверят осуществление воздушного сообщения между собой, на каких условиях авиаперевозчики могут выполнять регулярные полеты и перевозки. Возникает конкретная юридическая среда, состояние которой зависит от многих внутренних и международных факторов. В 1920-е годы стало ясно, что многообразие национальных законов отрицательно сказывается на экономических интересах стран. Правовая взаимозависимость государств заставила их искать общий юридический язык в сфере международных воздушных перевозок. Историческое значение Варшавской конвенции заключается в том, что она на долгие годы, если не навсегда определила общий подход государств к регулированию многих вопросов международных воздушных перевозок, ранее относившихся исключительно к внутренней компетенции каждого из них. Использование метода унификации в международном воздушном праве способствовало не только разработке правил международных воздушных перевозок. В 1930-е годы были приняты: Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся возмещения вреда, причиненного воздушным судном третьим лицам на поверхности (1933 г., Рим), Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся помощи и спасания воздушных судов на море (1938 г., Брюссель). Причиной принятия этих конвенций было не многообразие национальных законов, а иные обстоятельства.
Дело в том, что воздушное судно было и остается источником повышенной опасности. В транспортных законодательствах государств этот факт особо оговаривается и учитывается. Законодатели обязаны сделать все возможное для предупреждения негативных последствий эксплуатации воздушного судна, поэтому в национальном праве к нему как к источнику повышенной опасности предъявляются особо строгие требования. Однако если авиапроисшествие все же происходит, приходится выяснять его причины, а также возмещать вред пассажирам и третьим лицам на поверхности. Все, что касается происшествий с воздушными судами на территории государств их регистрации, обычно регламентируется национальными законами и правилами. Сложнее, если речь идет об иностранном воздушном судне. Именно в таких случаях возникают вопросы о том, с кого и как спросить за вред, причиненный третьим лицам на поверхности. В национальных законодательствах этот вопрос не получил должного разрешения. Поэтому в международном воздушном праве было решено подвергнуть соответствующие национальные нормы урегулированию на основе унификации и выработать общий подход к пониманию того, как следует возмещать вред, причиненный воздушным судном третьим лицам на поверхности на территории другого государства. Отметим, что понятие «унификация» привнесено в международное воздушное право из международного морского права, но не механически. В международном воздушном праве оно обрело свою специфику, которая определяется предметом унификации и связанными с ним целями и задачами. В одном случае унификация позволяет устранить многообразие подходов к решению одинаковых задач в рамках национальных законодательств путем упрощения некоторых правил международных воздушных перевозок и создания единого правового пространства, не разделенного на национальные правовые обособления. В другом случае посредством унификации устанавливаются единообразные подходы к решению локальных проблем эксплуатации воздушных судов, занятых в международной аэронавигации: возмещение вреда, причиненного воздушным судном третьим лицам на поверхности, организация спасания воздушных судов на море.
Таким образом, в 1920-1930-е годы произошло приобщение международного воздушного права к процессу унификации. С тех пор унификация стала одной из его важнейших функций. Как показывает исторический опыт, основным предметом унификации в международном воздушном праве являются правила международных воздушных перевозок.
2. ПОНЯТИЕ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ УНИФИКАЦИИ ПРАВИЛ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК Есть все основания считать, что в функции международного публичного воздушного права входит содействие развитию международного частного воздушного права. Обычно в доктрине международного права это утверждение опровергается, но факты свидетельствуют о неизменном участии международного публичного воздушного права в процессе унификации правил международных воздушных перевозок. По мнению многих ученых, это противоречит устоявшимся представлениям о сущности и юридической природе международного публичного права. Тем не менее, полагаем, вовлечение международного права в процесс унификации закономерно, так как позволяет международному публичному праву проявить свои огромные возможности при регулировании не только публично-правовых, но и гражданско-правовых вопросов, которых в международных отношениях возникает великое множество. Сейчас, в эпоху глобализации, международное публичное право активно используется для решения различных хозяйственных задач, которые ставят мировая экономика и торговля. Может быть, со временем сформируется международное хозяйственное право. Пока же в международном публичном праве наблюдается мощный поворот в сторону многостороннего и двустороннего регулирования международных хозяйственных отношений, особую роль в этом играет процесс унификации, что вполне понятно и объяснимо.
В международных отношениях государство реализует свою публичную власть и выступает как публично-правовая и гражданско-правовая личность, имеющая четкие международные публичные и экономические интересы. Яркий тому пример представляют выполняемые в рамках международных воздушных сообщений международные воздушные перевозки и международные полеты, между которыми существует явная экономическая взаимозависимость. Международные полеты целесообразны тогда, когда они осуществляются в целях международных перевозок. Экономическая взаимозависимость порождает юридическую взаимозависимость. В этом случае государство выступает как публично-правовая и гражданско-правовая личность. Возникающие при международной воздушной перевозке отношения имеют преимущественно гражданско-правовой характер. Весь цикл международной авиаперевозки связан с решением частно-правовых вопросов между авиаперевозчиком и пассажиром в рамках договора международной воздушной перевозки. Часть соответствующих правил унифицирована государствами на основе договора международного права (это упомянутая Варшавская конвенция и призванная заменить ее Монреальскаяконвенция [2] (1999 г.)). Таким образом, в международном воздушном праве государство как публично-правовая и гражданско-правовая личность в сфере международных полетов и международных авиаперевозок имеет четкие публично-правовые и гражданско-правовые интересы. В эти интересы входит правовое содействие деятельности назначенных перевозчиков, осуществляющих регулярные международные авиаперевозки. Правовым инструментом такого содействия служит международное публичное воздушное право. Непосредственно это содействие оказывается путем унификации. Следует учитывать, что унификация осуществляется в рамках права международных договоров, это обстоятельство говорит о международно-правовой природе процесса унификации. С этой точки зрения уместно говорить о «международно-правовой унификации» в международном воздушном праве, под которой следует понимать участие международного публичного воздушного права в процессе унификации в целях создания единообразных правил, упрощающих осуществление международных воздушных перевозок при международных воздушных сообщениях. (Представляется, что использование понятия «международно-правовая унификация» укрепит позиции международного публичного воздушного права, тогда как при употреблении понятия «унификация» создается впечатление, что международное публичное воздушное право здесь ни при чем.) Такие унифицированные правила создают государства и закрепляют их в международном договоре в соответствии с требованиями Венской конвенции о праве международных договоров [3]. Предметом договора является часть суверенных прав в отношении международных воздушных перевозок, которые государства согласились ограничить в пользу унификации, т. е. подчинить регулирование части национальных международных воздушных перевозок не своему индивидуальному и суверенному законодательному усмотрению, а установленным международным договором унифицированным, единообразным правилам. Возникновению и развитию унификации части правил международных воздушных перевозок способствовали следующие факторы: – широкое развитие многостороннего и двустороннего сотрудничества между государствами в области международных воздушных связей, установление всемирной сети международных воздушных сообщений; – необходимость устранения противоречий между потребностями в установлении единообразных условий международных воздушных перевозок и множественностью внутригосударственных способов регулирования международных авиаперевозок; – содействие единообразному применению правил международных воздушных перевозок перевозчиками и судебными органами разных государств при разрешении споров между авиаперевозчиками и пассажирами; – неэффективность разрешения сложных вопросов, касающихся авиаперевозок, коллизионным методом; – потребность в общем, а не мультинациональном режиме международных воздушных перевозок; – необходимость обеспечения имущественных прав и интересов пассажиров и возмещения вреда, причиненного их жизни и здоровью и багажу при осуществлении международных воздушных перевозок. Обобщая изложенное, следует констатировать, что международно-правовая унификация является одной из важнейших функций международного воздушного права. Главной целью унификации в международном воздушном праве следует считать упрощение правил международных воздушных перевозок, осуществляемых в рамках международных воздушных сообщений. В процессе унификации подводится общий правовой знаменатель под многочисленные отличающиеся друг от друга национальные правила, предметом которых являются вопросы международных воздушных перевозок. Правовым инструментом, используемым для достижения этой цели, является международное публичное воздушное право. С его помощью и на основе права международных договоров и проводится вся унификация. Но в этом случае, с нашей точки зрения, речь идет уже о международно-правовой унификации, которая значительно объемнее по содержанию, чем просто унификация. Во-первых, оно указывает, что процесс унификации происходит в рамках международного публичного права. Во-вторых, цель унификации определяют государства, которые в данном случае выступают как гражданско-правовые личности, имеющие четкие экономические и коммерческие интересы в сфере международных воздушных перевозок. В результате международно-правовой унификации принимаются унифицированные нормы, возлагающие на перевозчиков обязательство следовать не нормам своего национального законодательства, а требованиям, закрепленным в международном договоре в отношении ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира и его багажу, и др. Обязанность применять унифицированные нормы наступает после их внедрения в национальное законодательство, и перевозчики как резиденты государства, в котором они зарегистрированы, обязаныих соблюдать. Только на этом этапе унифицированные правила выступают в качестве норм международного частного воздушного права. Другими словами, унифицированные нормы приобретают юридическую силу в зоне действия национального законодательства, и тогда ссылки на национальный закон, в противовес унифицированным нормам, являются юридически недействительными. Создание юридических преград на пути применения части национальных правил в области международных воздушных перевозок относится к числу задач, решаемых в международном воздушном праве с помощью унификации. Таким образом, унификация накладывает своеобразное вето на применение определенной части национальных правил международных воздушных перевозок при осуществлении международных воздушных сообщений. Требования к билету, установление ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, принципы материальной компенсации за вред, причиненный в период международной воздушной перевозки, выбор судебной юрисдикции – эти и другие вопросы стали предметом унификации, выведены из ведения государств с их согласия и отданы международному праву для соответствующего урегулирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|