На уроках русского языка в 7 классе
Проектная деятельность учащихся, направленная на создание лингвокультурологических энциклопедий, эффективна на уроках русского языка в 5-9 классах, поскольку не только обогащает речь детей, но и учит видеть текст включенным в культурологическую среду, способствует знакомству с произведениями разных видов искусства. В 7 классе предметом проектной деятельности может стать создание лингвокультурологической «Энциклопедии Зимы». Выбор закономерен, поскольку на уроках русского языка дети сталкиваются с произведениями искусства, в которых звучит тема зимы: ряд текстов упражнений, работа над сочинением в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег» и написание текста для телепередачи по картине К. Ф. Юона по картине «Конец зимы. Полдень». Используется учебник «Русский язык», 7 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорьян, И. И. Кулибаба. Выбор проекта обоснован и особым эмоциональным настроем на «зимнюю» тему: чувства детей, наблюдающих первый снег, ожидание светлых зимних праздников, предчувствие весны. «Энциклопедия Зимы» может включать несколько разделов: 1.«Зимние» слова. 2. Цветовая лексика зимы. 3. Лингвокультурологические словари к художественным текстам. («Зимняя» лексика в произведениях русских писателей и поэтов). 4. Словарь зимних праздников. 5. Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников. При создании раздела ««Зимние» слова» дети не только подбирают слова данной тематической группы, работают со словарями, но и изучают семантические поля слов, находят примеры использования слов в произведениях русских писателей и поэтов. Составление «цветового» словарика поможет в работе с картинами при анализе колорита. Третья часть проекта – основная, поскольку при реализации проекта дети практикуются в лингвокультурологическом анализе текста. Работа над четвертым разделом позволяет ребятам окунуться в культурные традиции нашей страны. Знакомство с произведениями живописи способствует расширению кругозора учащихся, развитию у них культуроведческой компетенции.
Деятельность по реализации проекта может строиться по-разному: система занятий, когда каждый учащийся примет участие в создании всех разделов Энциклопедии, или работа в группах, когда ребенок составляет один из разделов. Первый этап реализации проекта – создание раздела, включающего «зимние» слова. Учащиеся развивают наблюдательность, расширяют словарный запас, формируют навыки работы с различными словарями, готовятся к созданию собственных текстов. Настроиться на работу поможет выполнение рисунков на тему «Зимняя природа». Дети рассказывают о том, какой зимний месяц они изобразили и почему, какая погода, какое время суток показаны на рисунке. Затем предлагаются следующие задания. - Запишите на карточках слова на тему «Зима». Сгруппируйте их по частям речи, по подтемам. Составьте словосочетания и предложения с данными словами. - Сформулируйте значения слов. - Рассмотрите, как данные слова представлены в различных словарях. - Подберите синонимы ко всем или нескольким словам. - Можно предложить поработать с текстом, в котором используются синонимы, например, со стихотворением С. Я. Маршака «Вьюга». Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматой ели. - Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат? Дети отмечают различные оттенки синонимов, составляют свои предложения со словами, развивая языковое чутье.
На первом этапе важно научить ребят видеть, что, слово, находясь в тесных семантических связях с другими словами, образует вокруг себя смысловое поле. Составление семантического поля поможет детям осознать системность лексики, ее взаимосвязь с другими разделами языка, это в дальнейшем облегчит работу над созданием словарной статьи для лингвокультурологического словаря. Например, семантическое поле слова «холодный». Лексико-семантические отношения: мерзлый, студеный, морозный. Родственные отношения: холод, холодильник, охладитель, охлаждать, охлажденный. Синонимические отношения: низкотемпературный, морозный, студеный, мерзлый, ледяной, стылый, хладный. Антонимические отношения: горячий, теплый, жаркий, знойный. Далее предлагается поработать со словом «снег», являющимся ключевым в данной теме. На этом этапе дети учатся пользоваться словарями и справочными пособиями, чтобы узнать, как этот образ-символ рассматривается в фольклоре, мифологии, искусстве. После выяснения толкования слова в различных словарях выполняется анализ небольшого текста о зиме. Например, такого: «Снег искрится радужной пылью самоцветов, за лиловыми лысинами речки, на лугах лежал пышный парчовый покров. А под ним – синяя тишина. Эта чуткая тишина обнимала все видимое, как бы ожидая, даже требуя, чтобы сказано было нечто особенно значительное» (М. Горький). Вопросы по тексту. - С помощью каких художественных средств создается образ снега? - Какой еще образ является значимым в этом отрывке? - Как соотносятся понятия снег и тишина в тексте? - Вспомните примеры из других произведений, где образы снега и тишины являются ведущими. При работе над первым разделом можно предложить и другие виды лексических упражнений: творческий словарный диктант, творческое дописывание или конструирование, подбор перифраз, сочинение загадок, объяснение секрета названия. Разная степень сложности поможет каждому ребенку справиться с тем или иным заданием, что является важным позитивным моментом. Заключительный вид работы на данном этапе – написание миниатюры с ключевым словом «снег».
Второй раздел лингвокультурологической энциклопедии – «Цветовая лексика зимы». Следует отдельно выделить работу над словами данной тематической группы, так как учащиеся часто затрудняются в подборе слов, обозначающих цвет. Обращение к детским рисункам акцентирует внимание на том, какие использовали ребята. Рассмотрим и репродукцию уже знакомой картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», поскольку полотно очень точно передает всевозможные оттенки снега. Дети отвечают на вопросы. - Какую цветовую лексику можно использовать и при создании рисунка и при описании зимнего дня? - Каким бывает снег? (Индивидуальная, а затем общая работа). Запишите прилагательные, обозначающие цвет. - Какие еще определения можно дать снегу? -Каким бывает зимнее небо? -Каким мы видим солнце? Подберите имена прилагательные для описания зимнего неба и солнца. - Составьте словарик эпитетов «Таким бывает снег». -Какова культурологическая значимость каждого образа? На данном этапе целесообразно обратиться к символике цвета в иконописи, в фольклоре, где цвет несет богатейшую смысловую нагрузку. Например, в фольклоре белый цвет – символ красоты, духовности, высших нравственных качеств, несет положительную оценку: белый день, белая лебедушка. В религии это знак чистоты, святости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|