История основания села Орлово - ивановка 1 страница
Стр 1 из 10Следующая ⇒
Есть много сел в Донбассе Среди родных полей. Но нет тебя красивей И нет тебя милей. Навеки ты со мною, Как первая весна- Село мое родное Родная сторона!
ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ СЕЛА ОРЛОВО - ИВАНОВКА
Общие сведения Географические координаты села Орлово-Ивановка Донецкая Народная Республика. N - координаты северной широты, E - координаты восточной долготы Градусы: 48. 17N, 38. 46944E Минуты: 48°10. 2'N, 38°28. 1664'E Секунды: 48°10'12" N, 38°28'9. 984" E Высота над уровнем моря Средняя высота села над уровнем моря: 216 м Почтовый индекс села Орлово-Ивановка: 86231 В селе 11 улиц, есть электрическое освещение, водопровод, интернет, частично газопровод. Жители села имеют прямое автобусное сообщение с городом Кировское.
Дата основания - решением президиума Донецкого областного совета от 05. 07. 1990 № 50 «Об образовании новых сельских советов», образован Орлово -Ивановский сельский совет. Истрию пишут люди. Со своими убеждениями, предпочтениями, опытом, кругозором, знаниями, определенной степенью добросовестности и скурпулезности. И как бы исследователь не пытался быть объективным, доля субъективизма в его работе обязательно будет присутствовать. Поэтому тем, кто действительно хочет разобраться в какой-то исторической эпохе, дать собственную оценку какому-либо явлению, историческому событию, надо искать и изучать несколько источников, сопоставить их и выработать собственную точку зрения. По истории нашего села Орлово-Ивановка, особенно, что касается его основания, существует несколько версий исторических событий. Вновь открытые факты позволяют по - новому еще раз рассмотреть этот вопрос.
Данная работа представляет собой попытку изложения материала с использованием имеющихся научных трудов отечественных и зарубежных историков, таких как В. А. Пирко, Р. Д. Лях, А. А. Моруженко, работ зачинателей краеведческого движения на Донбассе В. Городцова, В. Евсеева.
Буракова Е. Н Полозюк Н. В. Материал, представленный в этой летописи, собран многими поколениями краеведов Орлово -Ивановской школы, таких как Школяренко М. С., Приймак П. М., Чупринюк Г. А., Полозюк Н. В., Буракова Е. Н. и др. Собственно история это и есть описание жизни людей, их быта, занятий, традиций, верований, культуры. Наше село возникло не на пустом месте. Здесь издревле проживали люди, заселившие наш край еще в древние времена. Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Это были предки современного человека, которые отличались большой физической силой, выносливостью, но не умели разговаривать так, как современные люди, а пользовались простым языком, в котором отражались наиболее простые и важные понятия. Особый след в истории нашей земли оставили половцы, чьи курганные захоронения до недавнего времени охраняли каменные изваяния половецких каменных баб. Эти памятки половецкой архитектуры исчезли из степных пейзажей как благодаря основателям нашего села, использовавшим их в качестве строительного материала, так и в более близкий к нам период как элементы ландшафтного дизайна, или как музейные экспонаты. Доказательством пребывания половцев в нашем селе (тогда только местность, где оно столетия спустя возникнет) служат такие факты: на границе между с. Михайловка и Орлово-Ивановка есть место, носящее назвние «Семибаба». Очевидно, там в свое время стояли семь половецких стел. Это место находится неподалеку от бывшей, так называемой, мастерской половецких каменных дел мастеров. Находится это в 700-800 метрах в юго-западном направлении от школы.
При желании там и сейчас можно найти фрагменты половецких изваяний, которые наши старожилы, в силу каких-то обстоятельств, не заложили в стены либо фундаменты своих хат-землянок. Половецкая баба из п. Ольховчик в вечном молчании стоит в Московском историческом музее на Красной площади. Но с востока пришли новые, более могущественные завоеватели - монголо-татары. Если после поражения в битве на р. Калке (предположительно р. Кальчик в Володарском районе) 31 мая 1223 г. половцы сохранили свое господство в нашем крае, то выдержать натиск войск Батыя они не смогли. В 1238-1239 гг. орды захватчиков полностью разорили половцев. Страшные опустошения постигли Степь. Когда в 1246 г. посол Римского папы монах Плано Карпини по пути на Восток пересек владения половцев, он нашел здесь «многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащих на земле подобно навозу». По словам путешественника, «часть команов (половцев) была перебита, часть обращена в рабство». Однако не все половцы были истреблены. В 1253 г. французский посол Вильгельм де Рубрук проследовал со своей миссией вдоль северного побережья Азовского моря и встретил здесь многочисленные становища половцев. Свидетельством того, что половцы сумели сохраниться не только физически, но и ментально, свидетельствует тот факт, что на их языке говорили позже почти во всей монгольской империи, и на нем написаны многие ханские грамоты. Наивысшего экономического расцвета Золотая Орда достигла в XIV в. при хане Узбеке (1312-1342 гг. ). Складываются районы с внутренними экономическими связями. Ближайшим к Донбассу крупным торгово-экономическим и административным золотоордынским центром был Азак. Экономически донецкие земли тяготели прежде всего к нему.
А на севере возникло и окрепло Московское царство, вступившее в борьбу с Ордой. После распада Орды начинаются тяжелые времена турецко-татарских набегов на славянские земли. Будучи пограничьем двух миров, мира кочевых народов и мира оседлого славянского населения, наши земли постепенно обезлюдели, превратившись в Поле. Правый берег Северского Донца называют славянским, а левый – татарским. Через наши земли пролегает Кальмиусская сакма – путь, которым орды завоевателей проникали вглубь славянских земель. Поэтому наш благодатный край покидают все его прежние обитатели. Без опаски по нашим балкам гуляли дикие козы и сайгаки, по ночам громко выли волки, в речках расплодилась тьма никем не ловленной рыбы, летом на речных заливах плавали стаи диких уток и гусей. Но людей не было. Строящиеся московским правительством защитные линии находятся севернее. Казаки, сила, противостоящая турецко-татарским набегам – на реках Дон и Днепр. Наши земли были ничьи. К этому времени в Московском царстве сложилась система жесткая социальной дифференциации, завершилось оформление крепостного права. Угнетение зависимого населения порой достигало нечеловеческих форм. Находясь в личной и поземельной зависимости, люди были полностью лишены возможности защиты правовыми методами. Единственным спасением было бегство. А куда бежать, если вокруг земли принадлежат, если не своему, по другому вотчиннику или помещику? Особенного размаха достигло бесправие крестьян и произвол помещиков во времена правления Елизаветы Петровны и Екатерины П. На южных окраинах земли самые благодатные. Травы такие, что коня с всадником не видно, дичи столько, что пустишь стрелу наугад - обязательно попадешь в какого-либо зверя или птицу. А рыбу в речках можно корзинами черпать. Но существовала реальная угроза стать жертвой татарских набегов. И приходилось из двух зол выбирать меньшее: страдать от крепостного угнетения, либо попытаться выжить в жестоком противостоянии с кочевниками. Некоторые выбирали последнее.
Так, в период 1698 по 1700 гг. в верховьях речки Харцызская возникло поселение, давшее начало нашему селу. Именно этот период считается временем основания, т. к. до настоящего времени иных сведений не обнаружено. Место, где вырыли землянки беглецы, и по сей день называется Жи́ лище. Как свидетельствуют материалы, собранные краеведами нашей школы, в числе первых поселенцев была семья Степанцовых, потомки которой и по сей день живут в селе. Всего в балке поселилось 6-7 семей. Что могли взять беглецы с собой в дорогу? Кое-какие орудия труда, зерно для посева и совсем немного личных вещей. Больше не унести, тем более убегая и прячась. Поэтому трудным выдался первый год. Жили в вырытых на склоне балки полуземлянках, старались сделать заготовки на зиму, охотились, рыбачили. Сейчас балка называется Михайловой. Много версий и споров ведется о происхождении первого названия нашего села – Сулиновка. Самая первая, которую рассказывали учителя школьникам еще в советский школе, гласит, что однажды в селе, которое на тот момент пополнилось другими беглецами, чумаками, появился некий Сулин. Он выдвинул ультиматум: либо поселенцы платят ему дань, либо он выдает их царским властям. В то время срок сыска беглых составлял 25 лет. Было выбрано второе, и поселенцы стали зависеть от Сулина. Раз так, то и жители стали сулиновцами, раз принадлежали Сулину. Правда, ударение сейчас привычно ставится на другом слоге. А наших жителей и поныне называют «сулино́ вцы». Со временем жители разрабатывали участки степи под пашню, в балках обустраивали огороды, укреплялись усадьбы, появлялись промыслы. Но соблазн получить дармовые ценности всегда присутствует у части людей. Легкой добычей становились чумацкие валки, следовавшие через Острую Могилу, находящуюся в 2-х км на северо-восток от села. Именно через нее проходило одно из ответвлений Чумацкого пути. Чумаки прокладывали свои пути по водоразделам рек, чтобы на своих возах и телегах пересекать как можно меньше водных преград. В одной из версий истории села, составленной Полозюк Н. В. утверждалось, что на усмирение банд Остряка (руководителя набегов) были посланы войска Орлова и Иловайского, которые и поучили в благодарность от властей, эти земли во владение.
Но сейчас установлены другие факты.
В дореволюционное время периодически печатался «Сборник Областного войска Донского Статистического Комитета». Он охватывал многие аспекты тогдашней жизни этой части Российской Империи. В №5 (1905 г. ) и №6 (1906 г. ) сборника была напечатана статья под названием «Материалы из истории заселения Миусского (ныне Таганрогского) округа». Автором публикации значился Иван Сулин (обращаем внимание на фамилию). Вот фрагмент статьи, касающийся непосредственно Орлово-Ивановки (Сулиновки):
«Орлово-Ивановский поселок расположен на вершине балки Харцызской, впадающей в рч. Ольховую. Означенный поселок в 1820 году принадлежал генерал-майору Алексею Петровичу Орлову (брульон Миусск. окр., ч. 1, №27). Между тем, вершина этой речки, или вернее балки, как видно из архивных актов, была колонизована гораздо раньше этого времени, а именно еще в 1789 году. Известно, например, что определением войсковой канцелярии, состоявшимся в 27 день сентября 1789 г., позволено было на вершине б. Харцызской заселить два хутора: от армии полковнику Якову и премьер-майору Ивану Сулиным неподалеку один от другого хутора (журн. войск. канц. за 1815 г., №8, войсковой арх. ). Что же касается того обстоятельства, когда именно и при каких условиях хутора Сулиных с продовольствиями перешли во владение Орловых, то не удалось нигде отыскать никаких данных; но несомненно, что поселок Ивановка в 1801 г. принадлежал тому же Алексею Петровичу Орлову и был в то время довольно значителен по народонаселению, так как состоял из 47 дворов, населенных малороссами, в количестве м. п. 112 и ж. п. 118 душ (Клир. вед. 1801 г.; арх. Дон. дух. консист. ). » Приведенный документ свидетельствует о том, что Сулины – это знатный казачий род, который принадлежал Войску Донскому. И поселение в Жилище было взято Семеном Сулиным под покровительство, отсюда и название – Сулиновка. В 1746 г. указом императрицы Елизаветы Петровны эти земли были закреплены за Войском Донским, а позже включены в состав Миусского округа. В этот же год двум братьям Сулиным было разрешено основать два хутора. Один из них и был нашей Сулиновкой. Имеющаяся в наличии карта нашей местности (Военно-Топографические карты Российской Империи, Ф. Ф. Шуберт, съёмка 1845-1863 гг., 3 версты в 1 дюйме), указывает, что немного севернее нашей Орлово-Ивановки находились два поселения с интересными для нас названиями: Трактир Сулина и Сулин (Семёнов). Это еще одно доказательство тому, что начало нашего села связано с родом Сулиных, чьи заслуги перед Отечеством отмечены высокой наградой: имя Сулина IX (Якова) увековечено на сводах
Другая версия о происхождении села гласит, что название ему дали переселенцы из Черкасской волости, где якобы, у графа Орлова Алексея Петровича, владельца Орлово-Ивановки с 27 декабря 1770г., было во владении село Сулиновка. Часть крепостных крестьян из с. Сулиновка он перевез в свои новые владения. Вместе с крестьянами было перевезено и название их родного села. Установлено, что ныне в Черкасской области Украины в с. Верхняя Дарьевка существует школа-интернат в здании, построенном графом Абаза. Он, в свою очередь, приобрел имение у графа А. П. Орлова. Т. е. вероятность существования имения Орловых на Черкащине доказана. Но ни в одном архиве, ни на одной карте того времени найти такое село не удалось. Дата приобретения наших земель Орловым А. П. зафиксирована в «Справке-анкете о населенном пункте с. Орлово-Ивановка Шахтёрского района Донецкой области», составленной в 1965 г. Приймак П. М. Земли нынешнего Шахтёрского района принадлежали после изгнания турок и татар из Приазовья Все великому Войску Донскому. Во главе этого Войска стоял войсковой атаман. Сначала эта должность была выборная, но в петровские времена царь эту вольницу укоротил, и атаман стал наказным, то есть назначался наказом государя-императора. Так в истории донского казачества появляется выдающаяся семья Орловых, настоящих героев и патриотов своего Отечества.
В начале 70-х годов 18 века. академик С. -Петербургской Академии наук, врач, естествоиспытатель Гильденштедт И. А. предпринял путешествие на лошадях в южную Россию. Он проехал вдоль реки Миус через разрушенный по требованию турок и возрождающийся по приказу Екатерины Великой Таганрог в Ростов-на-Дону. Свое путешествие он описал в дневниках, хранящихся в архивах ЗООИД (Записи Одесского общества истории древностей). Вот некоторые выдержки из этих дневников. «Селения по Миусу состоят из плетневых хат, обмазанных глиной и кое-как покрытых соломой, т. к. леса до устья Крынки почти нет... До войны (1768-74 г. г. ) у запорожцев по Миусу были даже хутора, но после того, как татары из Крыма кинулись опустошать окрестности Бахмута, запорожцы хутора оставили. " По указу сената граница между донскими и запорожскими казаками проходила по Кальмиусу, но фактически донских казаков по правому берегу Миуса почти не было. И Гильденштедт в своем дневнике пишет: "... запорожцы за плату овцами позволяли крымским татарам перегонять овец через свои земли за Кальмиус и пасти их между Кальмиусом и Самбеком. А это пространство по мирному договору 1700 года принадлежало России. " Описывая быт крестьян, академик указывает, что " малороссияне пашут большим плугом, похожим на грузинский (до четырех пар волов), а казаки в " ротах" - русскою сохою. Молотят цепями, весной поля выжигают, но не унавоживают. За возделывание винограда и фруктовых садов eще не принимались; рыбы в Миусе очень мало... Крестьяне возят на базар в Таганрог ржаную муку и продают ее по полтора рубля за куль, дрова - по 6 рублей за сажень, а покупают азовскую рыбу (азовскую сулу) по 5 рублей за тысячу, водку - по полтора рубля за ведро, соль - по 15 копеек за пуд. " Таким же был быт и наших сельчан. Согласно «Истории городов и сел Украинской ССР: Донецкая обл. », в 1780-м году в селе уже насчитывалось около сотни дворов. Список жителей пополнили выходцы из Воронежской губернии Скорики. Ныне это многочисленные родственники и однофамильцы. Их численность была значительной насколько, что целая часть села носит название «Скорыкивка». Орлов продолжил заселять приобретенный хутор и для этого перевез крестьян из родового поместья в селе Матусово Киевской губернии. На это указывает Иван Сулин, упоминая, что …местность была заселена малороссами.
Неизвестно, где находилась центральная усадьба имения Орловых, поскольку их владения были довольно обширными. Об этом свидетельствуют названия близлежащих населенных пунктов: Алексеево-Орловка, Малоорловка, Новоорловка. Принято считать, что наше село получило название Орлово-Ивановка после того, как его владельцем в период 1880-1885 гг. стал Орлов Иван Петрович, сын Орлова А. П. Иван Орлов построил в нашем селе амбары, ледники, разбил сад, поныне называемый Панский сад. В то время во дворах сулиновцев росли только сливы, вишни и груши. А в саду у Орлова были проложены аллеи, вдоль которых, кроме разнообразия плодовых, росли и декоративные растения. Нельзя проверить достоверность, но по рассказам жителей села в Панском саду находили обломки белокаменных скульптур. Постепенно крепостнические порядки начинают господствовать на всей нашей земле, и к началу Х1Х века ничем не отличались от общеимперских. Наши помещики так же ничем не отличались от других помещиков России, изощрявшихся в применении нечеловеческих пыток, а местные власти и дворянские собрания находили всевозможные поводы, чтобы оставить жалобу крестьян без последствий или, в редких случаях, назначали опеку над имением помещика. В России в средине Х1Х века назрела острая необходимость аграрной реформы. Крестьянство страдало от непомерной барщины и податей, помещики недополучали желаемой прибыли. Особенно накалила обстановку Крымская война 1853-56 годов. На плечи нашего населения дополнительным гнетом стала обязанность снабжения фронта, доставки и обеспечения постоя солдат, оказание транспортных услуг и т. д. Война была с позором проиграна, и 19 февраля 1861 года был обнародован царский Манифест об отмене крепостничества. Но крестьянство мало что выиграло от этой реформы. Реформа проводилась прежде всего в интересах помещиков, крестьянские наделы еще более сократились (крестьяне потеряли от 10 до 20% земель, которыми владели до реформы) В итоге высший душевой надел получили бывшие государственные крестьяне, средний – бывшие поселяне горного ведомства, наименьший – бывшие помещичьи крестьяне. Помещики всякими способами пытались оставить крестьян без земли. Например, в обход условий Манифеста, им предлагалось получить в дар 0, 25 часть положенного надела, но при этом они должны были отказаться от 0, 75 части надела в пользу помещика. Таким образом помещики надеялись сохранить практически бесплатный труд крестьян в виде отработочной системы либо в форме батрачества. Пореформенные годы ускорили социальную дифференциацию крестьянства, выделилась зажиточная семья Соломах (Соломахиных), потомки которых проживают до сих пор. (Все фото из семейных архивов Галины Мироновой). Крепкое хозяйство все разрасталось, скупались земли у разорившихся односельчан. Поля находились в разных частях сельской округи. Для более быстрой доставки урожая на средства этой семьи в период 1855-1861 гг. в балке Харцызской был построен мост через речку. Мост имел форму полумесяца. Со временем вся эта местность получила название Круглая балка (Согласно «Карточке учета микротопонимов с. Орлово-Ивановка Шахтёрского района Донецкой области») – по форме моста. Мост прослужил сельчанам вплоть до оккупации села в годы войны и был разрушен только в 1943 г. во время ожесточенных боев за освобождение села. Средствами этой семьи в центре (сейчас на этом месте расположен СДК) была построена добротная каменная мельница. Здание простояло до 1973 г., когда на этом месте начали возводить новое здание Дома культуры. Рядом с мельницей находилась маслобойка и постоялый двор: услугами мельницы и маслобойки пользовались жители Иловайска, Харцызска и Енакиево. Семья владела добротным каменным домом по ул. Шпилевая (после революции 1917 г. конфискован и превращен в ликбез, позже – школу)
Интересные факты из семьи Соломахиных: «Прадед Семен Михайлович - он был дружен со Львом Толстым, на фото он с ним на Ясной Поляне. Так вот, именно где-то недалеко от Сулиновки и была эта толстовская коммуна. » . В период коллективизации члены семьи были подвергнуты репрессиям, имущество конфисковано. По словам родственников и односельчан, это были трудолюбивые порядочные люди. Как рассказывали живущие в селе потомки семьи Соломах, хозяева оказывали серьезную материальную поддержку молодым семьям. В доме и за счет хозяев играли свадьбы, новорожденным в подарок выделялись зерно и «по два аршина полотна на подгузки». Пореформенное село пополнялось выходцами из других регионов России. Согласно «Истории села Орлово-Ивановка» (Дипломная работа выпускницы истфака Дон НУ 1996г. Полозюк Е. В. ) сюда переселились из Таганрога Шикида, из Алексеево- Орловки - Демура, из Таврии – Украинские и Житники. Село росло, но в нем не было ни школы, ни больницы, ни церкви. Единственный врач находился в медицинском участке в с. Дмитровка. Население было сплошь неграмотным. По данным Первой всеобщей переписи населения России по состоянию на 9 февраля 1897 г. только 3% могли читать и писать. Открывшуюся в 1883 г. церковно-приходскую школу в Алексеево-Орловке посещали дети Соломах и Демуры. Основным занятием, по прежнему, оставалось земледелие, скотоводство и ремесло. Серьезным препятствием на пути продвижения капиталистических отношений в селе оставалась сельская община. К 1905 году в европейской части России из 12, 3 млн. крестьянских дворов 9, 5 млн. принадлежали крестьянам, состоявшим в сельских общинах, т. е. более 71%. Общины владели землёй площадью, составлявшей 83% от общей крестьянской земли. Крестьяне и имели землю, и не имели, т. к. она была мирской. Переделы обесценивали землю, за её плодородием мало следили. Сельская община, существовавшая издавна и бывшая основой круговой поруки, явно устаревала и уже тормозила развитие сельского хозяйства. Ей (общине) приходилось всё время решать вопросы " справедливого" пользования землёй и " справедливого" распределения угодий. На какие только меры не толкало общину совместное владение землёй! Вот один из оригинальных механизмов, так красочно описанный в очерке известного путешественника и писателя Сергея Меча. В 1912 году он писал: "... владея землёю на общинных началах, крестьянин, естественно, натолкнулся на трудный вопрос: как обрабатывать общую землю (" мирскую" ) и как делить безобидно для всех её произведения? Конечно, было бы всего проще пахать землю общими силами и делить поровну между всеми работниками её продукты. Но ведь для этого необходимо, чтобы все члены общины были одинаково прилежны, одинаково работящи. Крестьянин вышел из этого затруднения, придумав переделы мирских полей, которые производятся от времени до времени между работниками деревни. За основание при таких переделах обыкновенно принимается душа: каждый крестьянский двор владеет наделом на известное число душ. Но понятие души в этом случае совсем особое. Под душой понимают не действительно живого человека, а единицу, платящую известную долю податей... Душа, по понятиям крестьянина, выражает собою известную долю мирской земли, которая обложена налогом. Окладная душа - то же, что душевой надел". Переделы, перекройка пахотной земли проводятся довольно редко, но они совершаются очень целесообразно. Конечно, какое бы справедливое распределение в общинном пользовании землёй не придумывалось, оно всё равно по сути своей было частнособственническим по отношению к земле. Каждый получал, хотя и до очередного передела, свой клочок земли и обрабатывал её сам, как умел и как мог, и собирал только самим собою выращенный урожай. Но за исправное отбывание государственных повинностей отвечало всё общество, за каждого нерадивого несли издержки все общинники. Такая система была во многом архаичной, отсталой, пережитком родового быта. Проблему в должной степени разрешила Столыпинская реформа 1906-1909гг, разрушившая крестьянскую общину. Успешные крестьяне стали обустраивать хутора. В те годы в нашем селе выделился хутор Пятый. Обустройство хуторов, когда на своем частном участке поселялся и сам владелец, требовали серьезных денежных вложений. Слабое развитие орошения, глубокое залегание почвенных вод и прочие помехи затрудняли образование хуторских хозяйств. Поэтому сохранялось общинное чересполосное землепользование, появляются отруба, когда проживая в селе собственники добивались выделения из общины целого участка земли в допустимом отдалении от села. Отрубники и хуторяне расширяли свои владения за счет покупки участков у разорившихся односельчан. Продав участок, крестьянин становился либо батраком, либо шел работать на угольные предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|