Анализ официальных документов
При составлении социально - психологической характеристики подразделения необходимо использовать широкий спектр документов от носящих официальный характер дипломов, справок, характеристик и т.д. до неофициальных - автобиографии, заявления, письма и т.п. Особое внимание уделяется надежности и достоверности документов, которые могут быть оценены с помощью уточнения источников их поступления, а также сопоставления с другими данными. Предметом изучения должны стать: социальное положение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории и т.д.; особенности непосредственного социального окружения - в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей и т.п.; содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации, поступающей из источников, находящихся за пределами ближайшего окружения, посредством чтения книг, газет, журналов, просмотра телепередач, кинофильмов, бесед с людьми определенных интересов, склонностей и способностей; основные события биографии человека, с которыми связаны наиболее кардинальные перестройки индивидуальных особенностей, изменения направления и темпа развития его личности. Особенный интерес представляют развернутые автобиографические описания, в которых авторы освещают подробности своего семейного, школьного, «уличного», трудового поведения. Из них можно получить сведения о формировании и развитии личности обследуемого лица, его интересах и привычках. Выраженность профессионально важных качеств обследуемого лица оценивается по следующим правилам:
Для оценки военно-профессиональной направленности кандидата из автобиографии, характеристик и других документов выбираются сведения, характеризующие его информированность об условиях жизни и деятельности в армии, желании проходить военную службу, об интересах и склонностях, которые прямо или косвенно соответствуют будущей военной специальности. При этом должны быть учтены следующие факты; являются ли родители или родственники военнослужащими; проживал ли в военных гарнизонах; участвовал ли в военно-спортивных играх; увлекался ли военно-прикладными вида ми спорта и т. п. При оценке уровня профессиональной направленности и подготовленности учитываются сведения об интересах, соответствующих воинской деятельности, об организаторских способностях, успеваемости по соответствующим предметам, имеющийся трудовой стаж по гражданским специальностям, родственным военным и т. д. Для оценки моральных качеств обследуемого лица необходимо опираться на сведения, характеризующие особенности поведения, общественную активность, участие и проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий; на такие личностные особенности, как активность, дисциплинированность, правдивость, ответственность, трудолюбие, исполнительность, социальная зрелость. Особенно важно выявить факты, события, в которых проявились эти качества. В процессе анализа документов следует обращать внимание на сведения о семейной и внесемейной социальной среде обследуемого лица: состав семьи, личностные особенности ее членов, стиль внутрисемейных отношений, социально-бытовые условия; ведущие интересы и увлечения, характер взаимоотношений со сверстниками, поведение в школе; мотивы трудовой и учебной деятельности; материальные потребности, нравственный облик; отношение к порученному делу, к окружающим людям (родителям, учителям, сослуживцам и др.) и к самому себе.
Очень важно, осуществляя анализ документов, установить наличие неблагоприятных ситуаций и фактов в жизни и деятельности обследуемого лица как основы его возможной нервно-психической неустойчивости. Это могут быть стрессогенные события, эмоциональные потрясения, травмы и инфекционные заболевания головного мозга, постановка на учет в психоневрологическом диспансере, воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у родителей и близких родственников, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовлечение в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, театральная манерность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов. Следует обратить внимание на факты, указывающие на наличие у обследуемого лица качеств, способствующих успешному выполнению воинских обязанностей: практический ум, смелость, настойчивость, трудолюбие и др. Если информации в документах недостаточно, то следует дополнительно запросить интересующие данные с места работы или учебы, из отделения милиции, от родителей и др. Выводы о свойствах личности кандидата, выявленных на основе документальных источников, уточняются и дополняются с помощью других методик социально-психологического изучения. Изучая биографию военнослужащего, который является жизненным путем человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются: официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.); практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.); автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа). Для получения дополнительной информации офицер - воспитатель проводит анкетирование. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др.
Анкеты, основаны на самооценки опрашиваемыми своих свойств и качеств, а также своих действий в конкретных жизненных ситуации. Интересующие вопросы рассматриваются в личной беседе в зависимости от которой она может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической. При умелом проведении беседы офицер может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д. Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого впоследствии целесообразно строить индивидуальную работу с военнослужащим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|