Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление социально-психологической характеристики воинского подразделения




 

Социально - психологическая характеристика воинского коллектива, наряду с общим параметрическим описанием подразделения (функциональное предназначение, композиция, социально-демографические характеристики личного состава, уровень профессиональной подготовленности и опыт боевой деятельности) включает:

· оценку групповых социально-психологических процессов деятельности (процессы группового целеполагания, совместные действия, срабатывание, руководство деятельностью), общения (межличностное восприятие, информирование и взаимодействие, группообразование, ролевая дифференциация, сплочение, конфликты, реализация групповых санкций) и внутриколлективного поведения отдельных членов коллектива (конформность, лидерство, отклоняющееся поведение, социально-психологическая адаптация, групповое самоопределение и самоутверждение);

· оценку динамической структуры коллектива (структура коммуникаций, функционально-ролевых взаимосвязей, эмоциональных межличностных предпочтений);

· оценку групповых социально-психологических образований (групповые потребности, интересы, цели, нормы и ценности, внутригрупповые роли и ролевые ожидания, микрогруппы, традиции, групповые санкции, морально-психологический климат коллектива, включающий межличностные отношения, групповое мнение и настроение).

Средства изучения характеристики воинского коллектива.

Основным средством деятельности командира подразделения по изучению военнослужащих является наблюдение. Оно позволяет правильно оценить поступки воинов, определить истинные причины их поведения, заметить то, что отличает действия воинов от “нормальных”. Каждый командир (начальник), который намерен быть в курсе всего происходящего в коллективе, должен уделять постоянное внимание так называемым "мелочам" в поведении подчиненных. Многое становится понятным при анализе поступков воинов в процессе служебно-боевой деятельности, при выполнении хозяйственных работ и т.п.

Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку в некоторых подразделениях активно используется метод групповой беседы. Опыт показывает, что это делается так. Командир подразделения со своим заместителем подбирают для участия в собеседовании 5-7 военнослужащих (солдат и сержантов) разных национальностей, периода службы, представляющих в основном все категории военнослужащих. Для получения желаемого результата важно, чтобы все эти военнослужащие отличались в лучшую сторону, были честными и дисциплинированными.

В ходе разговора офицер стремятся расположить к себе подчиненных, создать доверительную обстановку. В начале беседы офицер сообщает, что целью совещания является поиск путей в налаживании нормальной морально-психологической атмосферы в коллективе. Непринужденность поведения офицера, четкость его позиции, озабоченность нуждами личного состава способствуют установлению взаимопонимания. Офицер терпеливо и внимательно выслушивает мнения солдат и сержантов, не навязывая им своих суждений. В ходе беседы нежелательно делать какие-либо записи.

После собеседования офицеры осмысливают его результаты, обобщают их для себя письменно, чтобы структура взаимных зависимостей воинов, существующие в коллективе микрогруппы, и их характеристики были не только в памяти, но и перед глазами.

Продуктивен и метод индивидуальной беседы. С его помощью можно получить информацию о том, кто из воинов общителен, а кто нет, кто оказывает сослуживцам помощь, о направленности взглядов, поступках этих военнослужащих, о лидерах микрогрупп. Обобщив результаты индивидуальных бесед, проведенных по единому замыслу, можно получить пофамильные списки состава микрогрупп, их лидеров, а также данные об их направленности, влиятельности, взаимосвязях.

В повседневной деятельности не всегда предоставляется возможность для тщательного сопоставления данных, полученных в ходе проведения многочисленных отдельных бесед. Поэтому психологами для получения интересующей информации о взаимоотношениях в коллективе довольно часто применяется метод социометрии.

Социометрия, как метод психологического изучения, представляет собой совокупность методических приемов для количественной оценки и графического представления межличностных отношений типа "симпатий-антипатий" в группах и коллективах. Его достоинством является возможность за относительно короткое время охватить изучением всех членов группы с возможностью получения довольно объемной и разносторонней информации. Метод социометрии позволяет:

выявить структуру межличностных отношений путем определения взаимных чувств, симпатий, неприязни, безразличия среди военнослужащих - членов данной группы;

определить уровень авторитетности лидера, а также место (статус) каждого члена группы в структуре межличностных отношений;

определить наличие и состав микрогрупп, взаимоотношения между ними;

дать оценку групповой сплоченности.

Суть метода состоит в выборе каждым ее членом из состава группы партнера для совместных действий и общения в различных предполагаемых ситуациях. С этой целью с помощью социометрической карточки, в которой по алфавиту перечислены все члены группы, проводится опрос военнослужащих. Для оценки предлагается конкретная ситуация, позволяющая выявить индивидуальное отношение военнослужащего к другим членам коллектива по определенному критерию (деловому, нравственному, коммуникативному, эмоциональному, ролевому).

Все результаты индивидуальных выборов заносятся в социоматрицу - обобщающую сводную таблицу, в которой напротив фамилии каждого военнослужащего проставляется положительный и негативный выбор других членов коллектива. На основе анализа односторонних и взаимных выборов определяются основные социометрические показатели: социометрический статус, взаимные предпочтения, микрогруппы и их состав, эмоциональная экспансивность, коэффициент сплоченности коллектива, степень совместимости членов коллектива, уровень конфликтности, в том числе лица, находящиеся в психологически напряженном (конфликтном) состоянии.

Приступая к составлению социально-психологического характеристики подразделения, который представляет собой составление письменного отсчета на основе, проведенного анализа полученного материала, ЗКРВР в своей работе должен обратить внимание на следующие аспекты, которые должны оказать существенное на воинский коллектив:

. Тип коллектива, где описывается функциональное предназначение, место в военно-организационной системе среди других групп, время создания).

. Композиция - качественно-количественные параметры состава: количество членов, их возрастные, профессионально-квалификационные, социальные, образовательные, этнические характеристики, семейное положение - на основании личных дел, индивидуальных бесед, результатов проверки уровня военно-профессиональной подготовленности.

. Динамика групповой жизни - групповые процессы, которые описываются направленность и способы осуществления совместной деятельности и общения, приводящие не только к решению военно-профессиональных задач, но и к дифференциации и интеграции коллектива как группы (соответствующие процессы и формы проявления: образование микрогрупп, ролевая дифференциация, конфликты, групповое сплочение, совместимость, сработанность, формы регуляции поведения индивида в группе).

. Динамическая структура подразделения в которой исследуется:

а) структура функционально-ролевых взаимосвязей (деятельностное измерение):

формально-статусный уровень организационно-штатных ролей (изучается штатное расписание, функциональные обязанности);

уровень реального взаимодействия; (здесь: отношения руководства-подчинения, военно-профессиональных ролей и специфического делового лидерства - наблюдение, опросы ролевой идентификации, опросники стиля руководства и общения военного руководителя);

б) структура коммуникаций (коммуникативное измерение): (выявляются связи непосредственного профессионального общения - "коммуникативные сети", а также сети межличностных коммуникаций внеслужебного характера - включенное и невключенное наблюдение с регистрацией элементов, направленности, частоты коммуникаций);

в) структура эмоциональных межличностных предпочтений (социометрическое измерение): (здесь: анализируются отношения социально-психологической власти, внутригрупповые и межличностные роли, система эмоционально-референтных предпочтений и антипатий - социометрия и референтометрия, методика изучения совместимости личности и группы).

. Групповые образования.

потребности, интересы, цели (открытые и закрытые вопросы анкет);

нормы и ценности (ранжирование предлагаемых списков ценностей по М. Рокичу);

групповые ролевые ожидания - составление эталонных перечней личностных качеств;

групповые роли (статусно-ролевые социометрические опросы, индивидуальная психодиагностика типа тестов Лири, многофакторных опросников);

традиции;

групповые санкции, групповой социальный контроль (наблюдение за формами общения);

социально-психологический климат:

межличностные отношения (поведенческий компонент - наблюдение со шкалированием форм поведения, социометрия, цветовой тест отношений);

групповое мнение (познавательный компонент - анкетирование по конкретному вопросу);

групповое настроение (эмоциональный компонент - цветометрический тест эмоционального потенциала коллектива по Лутошкину, тест Люшера);

микрогруппы (социометрический опрос).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...