Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическое исследование студенческой учебной группы




Реферат

По дисциплине: “Социальная психология

на тему: “Социально-психологическая характеристика женской студенческой группы”

 

 

Санкт-Петербург

 


Введение

 

Студенчество, как известно, - счастливая пора, и многие впоследствии с теплом вспоминают это теплое и беззаботное время своей жизни. В течение всего периода обучения человек погружается в искусственно созданный коллектив под названием “учебная студенческая группа”. Как правило, ее не выбирают - несколько лет жизни человек бок о бок учится и развивается с одними и теми же людьми, в определенном коллективе, который, в свою очередь, влияет на его поведение, поступки, мысли, суждения и ценности, обеспечивают ему поддержку или не обеспечивает. Также студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества.

Доля женского населения в Российской Федерации превышает мужское, также при выборе профессии, соотношение числа мужчин и женщин довольно сильно отличается. Если это, к примеру, медицинские, педагогические, сервисные, социальные профессии, то женщин в коллективе, естественно будет больше. Соответственно и количество преимущественно женских коллективов преобладает над сугубо мужскими.

Также это связано с тем, что, поступая в ВУЗ влияние на выбор специальности оказывает, не всегда осознанное желание абитуриента, но, как правило, очень сильно на выбор влияют гендерные стереотипы. Актуальность выбранной темы обусловлена большим количеством преимущественно женских коллективов, которое связано с преобладанием женского населения над мужским и дифференциацией профессий по половому признаку.

Объектом для исследования является женская студенческая учебная группа. А предметом - ее социально-психологическая характеристики: состав, структура, мера сплоченности, ценностные ориентации, социальные, психологические особенности и т.д.

Перед написанием работы были поставлены следующие задачи:

дать определение и характеристику понятию “студенческая группа”;

оценить влияние преобладающей женской части группы на социально-психологическую обстановку в группе.


Теоретическое исследование студенческой учебной группы

 

До сих пор не сложилось еще единого общего представления о том, что следует понимать под социально-психологическим климатом коллектива. Одни выдвигают на первый план межличностные отношения, образующие социально-психологический климат коллектива, другие групповое сознание и групповые моральные нормы, принятые данным коллективом, и т. д.

Представляется, что социально-психологический климат любой группы - это общее и единое образование социально-психологического характера, это, по сути дела, групповое коллективное сознание о том, что хорошо и что плохо. Этот настрой (моральный, психологический) коллектива влияет на личность, заставляя ее приспособиться к мнению коллектива, к общей атмосфере труда, управления и межличностных отношений. Социально-психологический климат коллектива (кафедры, вуза, научно-исследовательского института) живет в его людях, в общественном мнении, в доброй или дурной славе.

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют его особенности; во-вторых, учебный коллектив это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

По своей численности учебную студенческую группу следует отнести к малым группам. Как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Так, еще в 1954 г. Ф. Олпорт трактовал малую группу как "совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этом сознании". Реально же, по его мнению, существуют лишь отдельные индивиды. Только в 60-х годах возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры.

Малой группой называют объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Э. Мэйо первым предложил деление групп на формальные и неформальные по принципу обладания ими юридически фиксированного, официального статуса. С этой точки зрения студенческая группа, безусловно, является формальным коллективом. Так как формальная группа - это «социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата (продуктов, услуг и т.п.) в рамках разделения труда в данном институте, организации». Действительно, студенческая группа представляет собой искусственно организованный коллектив, являющийся частью ВУЗа, состоящий из студентов, дифференцированных по этапам прохождения обучения (курсу) и получаемой специальности (факультет, специальность, специализация), целью которого является совместное обучение и получение высшего образования.

Наибольший вклад в разработку проблем учебного коллектива внес выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко. А.С. Макаренко занимался вопросами методологии, теории и организации воспитания. Личность является субъектом воспитательного воздействия при условии, если она выражает интерес коллектива.

Учение Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма его жизни, остановка - форма его смерти и выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие.

Помимо принципов развития коллектива, А.С. Макаренко сформулировал принципы формирования результативного коллектива:

единство цели и труда коллектива предполагает объединение людей внутри группы не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации труда;

большая «связанность» коллектива предполагает взаимопеременность состава командиров и подчиненных в течение рабочего дня, недели. Поэтому, в коллективе каждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях.

«мажор» (активность) в коллективе, по мнению А.С. Макаренко,- это прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем. Этот крепкий мажор должен иметь вид постоянной бодрости, готовности к действию;

защита проявляется в том, что каждый из членов коллектива должен и обязан отстаивать «своих» перед посторонними;

торможение - это регулирование отношений внутри коллектива и коллектива в целом.

Также А.С. Макаренко выделил этапы становления коллектива:

Становление коллектива (первоначальное сплочение). Цель данного этапа - превратить организованно оформленную группу в коллектив, где отношения участников определяются содержанием деятельности.

Усиление влияния актива. Среди членов группы произвольно выделяются наиболее инициативные люди, необходимо организовать направление данной активности - создать актив группы. Затем происходит постепенное усиление влияния актива.

Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень требований к себе, к своим товарищам.

Процесс движения: через коллективный опыт человек предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности. Для того чтобы полностью охарактеризовать коллектив (группу) необходимо поочередно рассмотреть его состав, структуру, уровень межличностных взаимоотношений, его культурные и ценностные ориентации.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...