Список основной и дополнительной литературы
Вся указанная основная литература по курсу и основная часть дополнительной литературы доступны в библиотеке БФУ им. И. Канта. Рядом с наименованием указано местонахождение книги (номер читального зала, научный абонемент, учебный абонемент), а также количество экземпляров. 8.1. Основная литература 1. Азимов, А. Путеводитель по Шекспиру. Английские пьесы. - М.: Центрполиграф, 2007. (Ч. з. N 4 (1)). 2. Азимов, А. Путеводитель по Шекспиру. Греческие, римские и итальянские пьесы. - М.: Центрполиграф, 2007. (Ч. з. N 4 (1)). 3. Михальская, Н. П. История английской литературы: учебник. - М.: Академия, 2006 (Ч.з.N4 (1)). 4. Шайтанов, И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: в 2т.: учебник для студ. вузов. - М.: Владос: ИМПЭ, 2001. (Ч. з. N 4 (1)). 5. Шайтанов, И. О. Шекспир Уильям // Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература: Возрождение. Барокко. Классицизм. - М.: Олимп: АСТ, 1998. С. 508-693. (Ч. з. N 4 (1)).
8.2. Дополнительная литература 1. Kopytko. Polite Discourse in Shakespeare's English. - Poznan: Adam Mickiewicz Univ. Press, 1993. (АИЛ (1)). 2. Английская литература XX века и наследие Шекспира. - М.: Наследие, 1997. (Ч. з. N 4 (1)). 3. Бартошевич, А. В. Шекспир. Англия. XX век. - М.: Искусство, 1994. (НА (1)). 4. Брандес, Г. Шекспир. Жизнь и произведения. - М.: Алгоритм, 1997. (НА (1)). 5. Бычкова М.Б. Вина/грех как жанрообразующая категория: к теории трагедии («Орестея» Эсхила и «Макбет» Шекспира) // Драма и театр: сб. научных трудов. - Тверь: Изд-во Твер. ун-та. Вып. 4. - 2002. – С. 22-29. (НА (1)). 6. Комарова, В.П. Творчество Шекспира. - СПб.: СПбГУ, Филол. фак., 2001. (Ч. з. N 4 (1)). 7. Сервантес. Шекспир. Ж.-Ж. Руссо. И. В. Гете. Карлейль: биографические повествования. - Челябинск: Урал LTD, 1998. (АХЛ (1)). 8. Шайтанов, И.О. Западноевропейская классика: от Шекспира до Гете. - М.: Изд-во МГУ, 2001. (Ч. з. N 4 (1)).
9. Шекспир. Тайная история. - СПб.: Нева, 2003. (НА (1)). 10. Шекспировская энциклопедия. - М.: Радуга, 2002. (Ч. з. N 4 (1)). 11. Шекспировские чтения...: сб. ст.. - М.: Наука, 1993. (НА (1)).
8.3. Интернет-ресурсы: 1. http://ru.wikipedia.org (общие сведения: биография, творчество, отдельные произведения); 2. http://rus-shake.ru (информационно-исследовательская база данных о Шекспире. Оригинальные тексты, критика, общая информация); 3. http://world-shake.ru (Электронная энциклопедия «Мир Шекспира»).
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК Содержание учебно-методического блока 1. Теоретическая часть. 2. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины 3. Глоссарий
Теоретическая часть. Тема 1. Вводная лекция (обзор творчества). План-конспект лекции: Всемирное значение Шекспира. Биографическая справка: родился 23 апреля 1564 г. в Стратфорде-он-Эйвон в семье перчаточника; жизнь в провинциальном городе; должность младшего учителя; женитьба на Анне Хэтевей, трое детей; в 1587 г. уехал в Лондон, вскоре стал играть на сцене, не имел успеха; с 1593 г. в театре Бербеджа в качестве актера, режиссера и драматурга; а с 1599 г. - пайщик театра «Глобус»; популярность пьес. Знакомство с группой молодых аристократов; граф Саутгемптон, посвящение поэм «Венера и Адонис» и «Лукреция». Всего написаны: сборник сонетов и тридцать семь пьес. В 1612 г. оставил театр, вернулся в Стратфорд-он-Эйвон; умер 23 апреля 1616 г.. «Шекспировский вопрос». Повод: na("Источник: Средние века и Возрождение\n A8A64C79544331504A465541796A6B0956B17677795859616015936B944F4A47417EE3584445616C647C51882F78484E75445A5342CB6377674E4F677FA17C1649A562545470505A1256536C7569469B766727A65540616D43497A134446539075647B4540206966724A5C736F4DCE674B405457587DA2A535517A6766665F8C6EEBE1E2C9EDE29D4B8AA92D7E57497C77606747CB6D604D5E615955525D1A726E659E406763793398537B61524C734B4D1C5151A16A6054406BE466A14F5E68A5885672129141504466726957026F6F67685C") недостаточность сведений о жизни Шекспира. Начиная с XVIII в. – оспаривание авторства. Предположения: Герберт Лоренс (1772 г.) - автор пьес философ Фрэнсис Бэкон; Делия Бэкон (1857 г.) - пьесы были написаны членами кружка Уолтера Роли, куда входил и Бэкон; Карл Блейбтрей (1907), Дамблон (1918), Ф. Шипулинский (1924) - автор пьес лорд Ретленд. Другие варианты авторства: граф Оксфорд, граф Пембрук, граф Дерби. И.А.Аксенов: многие пьесы только редактировались Шекспиром. Несостоятельность теорий, отрицающих авторство Шекспира.
na("Источник: Средние века и Возрождение\n A8A6537E5E5D37475B5E535FB46B690956B15F70764D5364781C936151424A525D69E36D418F627364AC5E4D307E5741668C927A82046969675B42A97C6468155861A09282A88181D28987B9A9A8995A7F6C25A6494E6172414464F2A04A534D617AB11F6D2D746D605B9675AC630A6B484755028975AC2E3342677F6E70485324E799456E494E4F528461E07453507C71B07E530EA5794D476A4D534758197D6D689E44656D7F335259ACB05F4CB4585E1648537663764D4E7BE42342585D74615D41A0AAF8F0FC15") Творческий путь Шекспира: стихотворное и драматическое наследие. Вопрос периодизации. Г. Брандерс, С. А. Венгеров: духовная эволюция от «бодрого настроения», веры в торжество справедливости, гуманистические идеалы в начале пути до разочарования и уничтожения всяких иллюзий в конце. Спорность подхода. Хронология творчества Шекспира по жанровым признакам (Э.К. Чемберс, Дж. Макмануэй). Первый период (1590-1594). Второй период (1594-1601). Третий период (1600-1609).Четвёртый период (1609-1612). Объединение первого и второго периода в один ранний (А.А. Смирнов). Первый период (1591-1601): поэмы «Венера и Адонис», «Лукреция», сонеты и почти все исторические хроники, за исключением «Генриха VIII» (1613); три трагедии: «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь». Комедия как наиболее характерный для этого периода жанр («Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь»). na("Источник: Средние века и Возрождение\n A8A6436E5E5D2E4B8A5B5E467C6A7EDB82A0B1A5AD918DBAB8C49AA55A4E4F4040732E6E434F7DA36461434D3073484B6A825898501B6C7A6D574E78796974DD5C6B6D4E587552421F549161B873495B676F3A63494A6E7A814A7A0F445A519EAD59745E5E277178B04A587A68430B77855D54594A78686D108BAD2448664C477A390298A00F654F4C4F622E20918725537E6C4C0079B1775D740697901624776F6C5B432EAFB270785C727E55447D9047DC69466468744559672433AD9D1B4E6758496E1751540E82") Второй период (1601-1608): интерес к трагическим конфликтам и трагическим героям; трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский». Усиление сатирического элемента в комедиях («Троил и Крессида», «Мера за меру»). Третий период (1608-1612): трагикомедии «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря»; появление фантастики и аллегоризма.
Тема 2. Лирика У. Шекспира. План-конспект лекции: Прижизненный сборник сонетов Шекспира. Сонеты Шекспира как na("Источник: Средние века и Возрождение\n A8A643794055284F445D9B567967711343606D7B759C5362751B5B6D94544D4E597EE3424F48606D6A6854452869994DA640525E4F0E656160498B6B767476149667A052426F564017509165707157596A6EED69565D617E4989601D424E554171A1605A422D6B73B06353777D4C0675458F8C889CA4BEA8C984B4B7A7A64E436C2A525C6A4A495D445FA922BB8C91B7A0B07F8CC2ABB176956E5356464EC8CFD3C49E53BBA36335555472B0495E745B8F1E4649727F73498B71246571535CA46B88416D1F5A515C5F7D7368") вершина английской поэзии эпохи Возрождения и важнейшая веха в истории мировой поэзии (1592-1598, опубликованы в 1699 г.). Конец XVI в.: сонет стал ведущим жанром в английской поэзии. 154 сонета Шекспира - проблема адресации. Структура сборника. Образ лирического героя (воспевает преданную дружбу с замечательным юношей и свою пылкую и мучительную любовь к смуглой леди (The Dark Lady of the Sonnets)). Сонеты Шекспира как лирическая исповедь. na("Источник: Средние века и Возрождение\n A8A6546F544326475B4659537969741E8A606977794C4469650D41675A8940804E6D3360474A7D6B64AC52433377574F6E57924C4A0062686B545A637B74B8155260699A5E7856421B5D5A61746F995576A73C605852687F8D89741F404B50587A6C7F5D8F3C77787C40966C624E0B774581847B8965696F095E657F65645146712799456E494E4F4C84613174534C727E6379501A7AB14D5E6159484E440868A57C4B547963B22B50456C7E5A467C8A8F9DC1CCE3A6F8C1C8F3E4EDE7D8D6A4EECF8FA03E914B454B62") Художественное совершенство в выражении глубоких философских идей. Сжатая, лаконичная форма; схема рифмовки: abab cdcd efef gg. Драматическое развитие темы в трех катренах; заключительный дистих - афоризм, формулирующий философскую мысль темы. na("Источник: Средние века и Возрождение\n A8A64D7C415F25525B46595878A4750B4A73637D7E525F62A8175B755C5E47514678206E81407E737E7C545A20B657576D4A455847197D66A5484C677271781B5368685F936C54431C535F60B86A5C5F6CA72FA68993B6BB4D896E1147404F55A3A1495145397660609B586F6643097E474F414B5862AC6B0A91616F66635041643E95947D465F4E41557B286C5856647165BC531B657351506955529C9D19657568524E647FB23658416861564E744253DC5348616D6748507EE4666056586EA94E446D0559544E94") Изображение смуглой леди в 130-м сонете - реальный облик женщины. Новая женская образность. 66-й сонет - картина торжествующего зла; но заканчивается проблеском светлого настроения (герой вспоминает о любимой). Анализ сонета. 146-й сонет. na("Источник: Средние века и Возрождение\n A8A64D715E4E2E4C4B445B51797F7FDB5B737872749C587F701951685A4A4C80407E336081447873647B54592A785A4BA64157484C14AC68A5504B6E78696F104D69689A426F56401155516570A1575A7D623C745A456B7B4F40BF1942425058AD737F5741E87B78755753706483016B4158414943707F770391616A796654426F234E51714E4351418467216B5D406E7578B08205747C52576450564B5100B7686D9E5E7B687A29504665615244619C8F0149436C68774D5C72356269489CA47758496414465C44447F68AD") Сравнение отношенияй любящих с социально-политическими отношениями того времени. (26-й, 46-й, 107-й сонет). Музыкальность сонетов Шекспира.
Близость живописному образу na("Источник: Средние века и Возрождение\n A8A64E724D5F28554F45515E7DA4741A5A7160B56F9C6469620D5C6D44498241477E246E4B8F6263666A54882E7749456151925E4A0962766D5146677F72B6DD74A571515D7F5D4112565DA97070534875763F645D8077784C4C6D1F8A4A534D7FA17F5B4738796D624A49BD6143CE6B574554425B6665A50D4269616D6B48467F275194504146585855692D6A5D8769797A724FCB6A744C446B585142550A6CABAD8C85B86AB22A565C65629841744747114348737764855A7C2A6A615158BE84A26D6E15915A5E4E70") поэтического образа у Шекспира. Опора на открытый художниками Ренессанса закон перспективы. Чувство перспективы как способ выражения динамики бытия, многомерности реальной жизни, неповторимости человеческой индивидуальности. na("Источник: Средние века и Возрождение\n A8A6ABBC6141EE988A655B5A747472168AC1A9D8B29C6C6968175B6258897A4546672C68514FBEA3A1AC7D86ECB6889CB0969E984100A2B92E7D5A7B7673700A53746A5A4CBD574011595A6C74614B536E67ED77564D63644F4BBF274F4F4C5F6571710F81C59343784B5E6A6952046D4C8F5649497E646214917C61666352427DEB5454754A4F555B8479207C5F4F7C7175BC40CB77615C566159534F48C84F60674F5E7D7372F59880B2A79545B4414111465FA1696B404F752A79745549646C5A81720C515A5D59726C6B5412") Лирический трагизм сонетов - развитие в трагедиях Шекспира. 127-й сонет -предвосхищение трагической темы «Отелло». 66-й сонет - философское содержание и лирическая тональность, характерные для трагедии «Гамлет». Перевод na("Источник: Средние века и Возрождение\n A8A650725D4832598A6C5E5C656B720B4AB168706C595E626C14586D944442805C6532714B4779A3736B4A42E05E9769664E415542C7AC54AB634E79726473019AA54F9493574B41155653A5B84D976C646E27685A516C7E4885BF2284764842636D605E4721B5A85D956373674D0A6F4B4D55534174A0A5369F5D7C67635082BF004A43784C4755894B79287C50476362B0724D18647A545F6A5F5B5D501372A56F9E80ACB7ABFB5B9FA07F5D5C71524118588D50A8448B67773470615750A8A9424F721241425C") сонетов Шекспира на русский язык: И.Мамуна, Н.Гербель, П. Кусков, М.Чайковский, Э.Ухтомский, Н.Холодковский, О.Румер; в 1949 г. -переводы С.Я.Маршака.
Тема 3. «Ромео и Джульетта». План-конспект лекции: Три трагедии в первый период творчества Шекспира: «Тит Андроник» (Titus Andronicus, 1594), «Ромео и Джульетта» (Romeo and Juliet, 1595), «Юлий Цезарь» (Julius Caesar, 1599). Трагедия «Ромео и Джульетта»: впервые проявляется трагедийное искусство Шекспира. Источник: поэма Артура Брука «Ромео и Джульетта» (1562); отталкиваясь от поэмы Брука, Шекспир создал произведение, оригинальное по идее и художественному мастерству. Связь «Ромео и Джульетты» с комедиями Шекспира: ведущая роль темы любви, комический характер кормилицы, остроумие Меркуцио, фарс со слугами, карнавальная атмосфера бала в доме Капулетти, светлый колорит всей пьесы. Но! развитие главной темы - обращение к трагическому. Образ Вероны – образ мира. Основа конфликта. Трагическое начало - в форме конфликта общественных сил, а не как драма внутренней, душевной борьбы. Роль Хора в пьесе. Тема судьбы и вражды.
Тема любви. Лирический трагизм «Ромео и Джульетты»: поэзия юности, возвеличение благородства души и всепобеждающей силы любви. Душевная красота человека эпохи Ренессанса. Любовь как подвиг. Монах Лоренцо в системе образов трагедии. Обилие смертей в пьесе. Смерть как плата за любовь.
Тема 4. Комедии Шекспира. План-конспект лекции: Первый период творчества: исторические хроники и жизнерадостные, оптимистические комедии. Человек как творец своего счастья, преодолевающий подчас сложные драматические ситуации. Пьесы: «Комедия ошибок» (The Comedy of Errors, 1591), «Укрощение строптивой» (The Taming of the Shrew, 1594), «Два веронца» (The Two Gentlemen of Verona, 1594-1595), «Бесплодные усилия любви» (Love's Labour's Lost, 1594-1595), «Сон в Летнюю ночь» (A Midsummer-Night's Dream, 1594-1595), «Венецианский купец» (The Merchant of Venice, 1595), «Виндзорские насмешницы» (The Merry Wives of Windsor, 1597), «Много шума из ничего» (Much Ado about Nothing, 1598-1599), «Как вам это понравится» (As You Like It, 1599-1600), «Двенадцатая ночь, или Что угодно» (Twelfth Night; or What You Will, 1600). na("Источник: Средние века и Возрождение\n A8A643BC52483147415A529660646A0A4473697CBC5340697919932E6743524E55732E68448F61717C625E5A2874574C3D825D565D0967667B525A76B37E68175E60A04F536D585A0D5D4172B84B59496477256B43806EB66E4C6D0F59524A5EA1A1734F4B2D72776E425E687D5CCE74554A4051896D6C740F547F6463645B59BF2857446E424B50896B6924685589AE53706E421B6D7C5C9575564052581AB7747F4E5F7A717A395658A0745D4E674845124A81A17475464F77E462615790616C8850650D434955") Фарсовая пьеса «Укрощение строптивой»: яркие характеры Катарины и Петруччо. Идея торжества жизни и любви в комедии «Сон в летнюю ночь». Причудливое смешение земного, реального со сказочным, фантастическим; природная естественность человеческих чувств и страстей; освещение темы любви в лирико-юмористическом плане. Система образов, ее источники, тема природы, тема любви, три сюжетных пласта комедии. Основа комического конфликта. Глубоко драматические конфликты и даже трагические мотивы в шекспировской комедии: «Венецианский купец». На фоне веселой карнавальной обстановки Венеции - острое столкновение между миром радости, доверия и благородства и миром корысти, алчности и жестокости. Мотивы новеллы Джованни Фьорентино, его развитие, драматическая глубина. Сложность характера Шейлока. Галерея комических образов в веселой бытовой комедии «Виндзорские насмешницы». Образ Фальстафа. Карнавальная атмосфера. Комедия «Много шума из ничего»: причудливая интрига и обстановка действия. Произведенийя Банделло и Ариосто – сюжет; оригинальное сочетание трагического и комического. Комедия «Как вам это понравится»: мотивы пасторального романа Томаса Лоджа «Розалинда, или Золотое наследие Эвфуэса»; пародия на пасторальный стиль. Сатирическая критика пороков в высказываниях шута Оселка. Комедия «Двенадцатая ночь, или Что угодно» как своеобразный итог шекспировской комедиографии первого периода. Название комедии. Основа комедийной интриги - случайное стечение обстоятельств. Место действия пьесы. Система образов. Важное место образа шута Фесте: печальный юмор. Мысль о быстротечности жизни и счастья, о неизбежности смерти.
Тема 5. «Гамлет». План-конспект лекции: Значительные изменения в мировоззрении Шекспира во второй период творчества. Усиление критического пафоса. Постановка больших социальных, политических, философских проблем, глубокий анализ трагических конфликтов эпохи и трагедии личности переходного времени. Период создания великих трагедий. Второй период творчества открывается трагедией «Гамлет» (Hamlet, Prince of Denmark, 1600-1601). Источники трагедии: «История датчан» Саксона Грамматика, «Трагические повести» Бельфоре, «Испанская трагедия» Томаса Кида, пьеса Томаса Кида о Гамлете. Обозначение конфликта между мыслителем-гуманистом Гамлетом и аморальным миром Клавдия уже в начале трагедии. Трагическое восприятие мира героем. Конфликты при дворе Клавдия как состояние мира. Воплощение в образах двух братьев (отца Гамлета и Клавдия) главной исторической коллизии конца XVI в. - конфликт между миром рыцарской героики и преступностью абсолютистской власти. Вопрос о смысле бытия и образ мира в пьесе. Поэтизация интеллекта героя. Гамлетовский нравственный идеал - гуманизм. Л. Е. Пинский: «Гамлет» - трагедия знания жизни. Истоки трагического миропонимания Гамлета - сознание господствующей в мире общей несправедливости. Монолог «Быть или не быть»: сущность трагедии Гамлета - и в отношении его к внешнему миру, и в его внутреннем мире. Вопрос: как поступить при виде бездны зла? Неспособность покориться злу; готовность бороться и сознание неминуемой гибели в этой борьбе. Мысль о самоубийстве как способе окончить «тоску и тысячу природных мук». Сомнения в действенности борьбы - решимость действовать долгое время не реализуется в самом действии. Мучительные раздумья и колебания Гамлета как поиски более верного пути в борьбе со злом. Сцена «мышеловки». Душевный разлад. Сам Гамлет как источник не намеренного зла. Меланхолия Гамлета как следствие понимания того, что «время вышло из суставов» и находится в состоянии неустроенности и неблагополучия. Место лирико-философских монологов принца в композиции трагедии. «Из людей меня не радует ни один» - «Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!». Маска безумия, ее смысл. Женские образы: два варианта гибели. Роль трагической случайности в сюжете. Скопление случайностей в финале трагедии. Неумолимая неизбежность трагического исхода – его наступление в неожиданной форме и в непредвиденное время. Трагическая неотвратимость «случайных кар, негаданных убийств». «Гамлет» как реалистическая трагедия. Герой как воплощение кризиса ренессансного идеала. Взгляды на искусство Гамлета - эстетические позиции Шекспира (отказ от кричащих эффектов; предложение сообразовать «действие с речью, речь с действием» и «не переступать простоты природы»; формулировка сущности искусства: «держать как бы зеркало перед природой, являть добродетели ее же черты, спеси - ее же облик, а всякому веку и сословию - его подобие и отпечаток»).
Тема 6. «Отелло». «Макбет». План-конспект лекции: Истоки трагедии «Отелло» (Othello, the Moor of Venice, 1604): создана по мотивам новеллы Джеральди Чинтио «Венецианский мавр». История любви и трагической гибели Отелло и Дездемоны - на широком социальном фоне (представители государственной власти Венеции - дож, сенаторы Брабанцио, Грациано, Лодовико; военная среда - Яго, Кассио, Монтано). Мавр Отелло как воплощение кризиса ренессансного идеала прекрасного человека. Развитие темы любви. Любовь Отелло и Дездемоны.Образ Дездемоны. Ревность не как следствие подозрительности, мстительности или амбиции, а как проявление чувства обманутого доверия, оскорбленного достоинства. А.С.Пушкин: «Отелло от природы не ревнив - напротив: он доверчив».Убийство Дездемоны для Отелло как восстановление справедливости, долг; устранение лжи как всеобщей опасности. Трагедия Отелло - трагедия обманутого доверия, трагедия ослепления страстью. Гармоничность союза – гармоничность мира; вера в нечестность Дездемоны – погружение мира в хаос. Образ Яго: макиавеллистское стремление любой ценой добиваться преимуществ перед другими людьми. Ненависть к Отелло как следствие диаметрального различия натур. Причина трагедии. Уязвимость свободной духом ренессансной личности. Эпизод «узнавания». Самоубийство Отелло в заключительной сцене. Значение трагического финала. Трагедия «Макбет» (Macbeth, 1606) (на материале «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда). Полярная образность в пьесах. Макбет - тиран и убийца. Образ в развитии, в динамике. Борьба между угрызениями совести и честолюбивыми побуждениями в душе Макбета. Первый акт: Макбет - герой в величественной сцене победы над врагами Шотландии. Но! доблесть Макбета обращается в честолюбие, а честолюбие толкает его на преступление ради достижения высшей власти. Извращение доблести честолюбием - слова ведьм из первой сцены трагедии: «Прекрасное - гнусно, а гнусное - прекрасно». Стирание грани между добром и злом. Образы ведьм. Высказывание того, что уже возникло в мыслях Макбета. Цепь преступлений. Одиночество. Преступления как способ изменить судьбу, вмешаться в ход времени. Сущности властолюбия.Леди Макбет как антипод Дездемоны. Фанатичная преданность мужу, честолюбие. Преодоление нравственного сомнения в муже. Причина безумия героини; самоубийство в день гибели мужа. Сгущенность трагической атмосферы в «Макбете» по сравнению с другими шекспировскими трагедиями, нагнетание ее в связи с развитием темы прихода к власти через преступление. Более сжатое, концентрированное и стремительное действие; значение фона действия; большое место сверхъестественного элемента (ведьмы, видения).
Тема 7. «Король Лир». План-конспект лекции: Конфликт между личностью и обществом в новом аспекте в трагедии «Король Лир» (King Lear, 1605-1606). Существо и эволюция характера Лира: сильная натура; общее раболепство - удовлетворение собственных прихотей, самообожание; решение сбросить с себя власть в уверенности, что люди не перестанут боготворить его; переход в простое звание обыкновенного человека и испытание всех человеческих горестей. «Король Лир» как социальная трагедия. Система образов, тема любви и доверия. Представители старой рыцарской чести (Лир, Глостер, Кент, Олбени) и Гонерилья, Регана, Эдмонд, Корнуол. Кризис, разрушение общественных устоев: «Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь. В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, и рушится семейная связь между родителями и детьми... Наше лучшее время миновало. Ожесточение, предательство, гибельные беспорядки будут сопровождать нас до могилы». Разделение королевства между дочерьми Гонерильей и Реганой - утрата могущества. Разрушение патриархальных родственных человеческих отношений. Гонерилья и Регана. Буря в душе Лира – перерождение: видение того, что совершалось вокруг него, обретение мудрости. Роль встреча в степи, во время бури, с бездомным горемыкой Бедным Томом. Безумие Лира как прозрение. Власть в виде символического образа пса, преследующего нищего, который удирает от него. Сюжетная линия, связанная с судьбой графа Глостера - судьба Лира приобретает обобщающее значение (трагедия неблагодарности). Трагедия Лира как эмблема катастрофы поэсиса. Образ шута; существо отношений между людьми. Образ Корделии как воплощение гуманистического идеала. Чувство человеческого достоинства, искренность и правдивость, подлинная глубина чувств, мужество. Гибель Лира и Корделии. Суть трагедии.
Тема 8. «Буря». План-конспект лекции: Третий период творчества Шекспира: верность идеалам гуманизма. Но! идеалы гуманизма в творческой фантазии Шекспира обрели форму мечты о будущем, о прекрасном новом мире. Воплощение в форме фантастических элементов, пасторальных сцен и аллегорий, характерных для творчества Шекспира последнего периода. «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря» - новое эстетическое качество. Слияние жанровых черт трагикомедии, пасторальной драмы и аллегории. В драмах третьего периода - смешение фантастики с реальностью, фольклорные мотивы, сказочные сюжеты и утопические ситуации, развертывающиеся на фоне природы живописные сцены. Господство лирико-героическое начало, романтики исключительных событий. Тема противопоставления общества и природы, жестоких придворных нравов и идиллической сельской жизни. Мечты о справедливом обществе - выражение в фантастическом сюжете трагикомедии «Буря» (The Tempest, 1611). Остров, населенный фантастическими существами. Метафоры гибели и обновления мира. Образы-символы: Просперо, Миранда, Калибан и др. Просперо: образ ученого-гуманиста, воплощение доброго разума и его благотворного воздействия на людей. Добрый дух воздуха Ариель. Образ Миранды. Образ Калибана (чудовище, рожденное ведьмой). Гонзало: желание упразднить чиновников и судей, уничтожить бедность и богатство, отменить наследственные права и огораживание земель - искоренение зла несправедливости. Влияние идей «Утопии» Томаса Мора. Конфликт между добром и злом. Вера в наступление прекрасного нового мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|